Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:

О культе личности.

Ну, что ж. Первый канал, программа "Время". Черчилль, Рузвельт, де Голль, Путин. Я, честно говоря, сперва подумал, что троллят. Покажи они не анфас, а четыре профиля в ряд, так уверился бы в том, что троллят. Однако, они, похоже, серьёзно.

Что поделать, отстаёшь от общественной жизни, если редко смотришь телевизор. Включишь невпопад, а на экране вот такие Черчилль с де Голлем на празднике святого Йоргена. Что делать? Только и остаётся, что тихо рассуждать о культе личности в малоизвестном блоге. Глядишь, кому и пригодится - согласиться ли, опровергнуть...


Займусь. Это запись для себя и скорее к постановке проблемы, нежели к предложениям её решить. Перечисление простых вещей в удобном для автора порядке и удобным для автора языком.

Записано без цели привести читателя в ажитацию, и просьба это учитывать.

Культ [чего-либо] - это общественное предприятие по экономии внимания. Предположительно, внимание, которое последователь культа уделяет предмету культа, по меньшей мере равноценно тому вниманию, которое он уделил бы чему-то внешнему и неизвестному, неожиданному и опасному.

Грубо говоря, всякий культ основан на предположении, что не озираясь читать молитву не только легче, чем смотреть по сторонам, но и как минимум столь же полезно применительно к тому, что происходит вокруг.

Как именно оформлены такие предположения, Вы можете посмотреть во всевозможных "священных текстах" (универсальным решением тут работает так называемый "бог", один или в коллективе). Укажу, что тексты могут как признавать действительно существующие опасности, так и выдумывать опасности несуществующие. В первом случае спрос на обереги будет выше и краткосрочнее, во втором обереги окажутся надёжнее.

Культ получается успешным тогда, когда разница между силами, потраченными на обряды, и силами, не потраченными на взаимодействие с окружающим миром (борьба, сотрудничество, бегство, уничтожение и проч.) оказывается достаточно велика. Эта разница вполне может быть поделена между последователями культа и между его служителями. Одним веру, другим покушать.

Подготовка к проползанию под иконой

Культ личности, то бишь культ, предметом которого является некто, кого хотя бы в прошлом можно было потрогать, технически ничем не отличается от любого другого культа.

Вот священные тексты, которые объясняют, почему Ваши вполне бессмысленные действия по отношению к предмету культа - ну, скажем, повесить икону/портрет на стену - суть на самом деле действия по защите Вас от возможных неприятностей, которые Вы сами не можете, не хотите или не способны предвидеть и предотвратить.

Вот служители культа, официальные они или нет, которые имеют что-то с этих Ваших усилий: можно наличными, можно чувством удовлетворения от того, сколь рьяно Вы подхватываете хвалебные сопелки, которые эти служители заводят.

Впрочем, я вынужден заметить, что культ [чего-либо] вполне может быть полезен обществу просто потому, что решает проблему нехватки внимания - когда нового и неожиданного вокруг слишком много, и отдельному члену общества уследить за всем этим не по силам.

Тогда да, чтобы не тратить нервы, проще повесить портрет на стену. И служители культа оказываются нужны хотя бы затем, чтобы обговорить параметры той самой экономии внимания; условия сделки.

Итого, Вы уже догадались: я считаю, что культ личности Сталина как ветвь культа общественного устройства ("строительство коммунизма") был неизбежным следствием советской индустриализации и делом в то время небесполезным.

Индустриализация как исторически мгновенное и радикальное усложнение жизненного уклада подавляющего большинства населения не могла не привести к упомянутой выше всемерной нехватке внимания. И, конечно же, совершенное несоответствие войны воображённой и войны состоявшейся обесценило бытовое внимание относительно внимания обрядового. Это сделало культ личности Сталина предприятием очень выгодным для его, культа, служителей.

Рискну предположить, что, окажись та же индустриализация не столь стремительной (на полвека, допустим) и не случись война, то Партия вполне могла бы обойтись теми лекциями общества "Знание", которые позднее высмеивали советские комедии.

Филиппов в Карнавальной ночи

Надо отметить, однако, что культ личности Сталина, будучи общественным предприятием, не был предприятием сколько-нибудь официальным в отличие от культа "строительства коммунизма" (тем ведала Партия), хотя и использовал существовавшие общественные структуры в своих целях.

Отсюда следует, что "борьба с культом личности" может быть признана полезной только как борьба за возвращение того ресурса, который культ занимал у тех самых структур. Грубо говоря, "вместо того, чтобы вешать портрет Сталина на стену, иди работай или учись, траться на окружающий мир". Возможно, именно этой действительной компоненте "борьбы с культом личности" Советский Союз обязан романтике шестидесятых. От того та романтика приятна.

Увы, одновременно с ней прежнему культу попросту поменяли знак: "вместо того, чтобы вешать портрет Сталина на стену, десять раз скажи "Сталин бяка"..." - то есть некоторая часть общества была заинтересована в продолжении культа личности Сталина как способа экономии внимания. У негативного культа личности Сталина оставались и служители, и последователи.

Что это за часть общества? Кто получал - и вообще может получать - наибольшую выгоду от присутствующего в обществе культа личности, положительного или отрицательного?

Во-первых, это администрация. Те, кто производит... если хотите, устанавливает... порядок в обществе. Чем более предсказуемы реакции в обществе на тот или иной символ, тем легче задачи производителей порядка. Неважно, будут это крики восторга или вопли ужаса. Главное, чтобы были крик, вопль, отсутствие интереса и не более того. Необычный интерес к символу, не сводимый к сильным переживаниям , - то бишь такой, который усложняет задачу управления интересующим(и)ся - администрации не нужен, а на сколько-нибудь продолжительном временном отрезке он для администрации опасен.

Во-вторых, это те, кто развлекает, то есть те, кто отвлекают внимание от предметов труда и быта и восстанавливают качество внимания через иные предметы. Очевидно, что простота и лёгкость работы этих структур - сюда входят и работники искусства, и трансляторы новостей - обратно пропорциональны количеству предметов внимания аудитории с заранее известным отношением аудитории к ним.

Вот этой публике культ личности - положительный ли, отрицательный - прямо выгоден, как и всякий другой культ. Выгодна и простота этого культа - "абсолютное добро", "абсолютное зло" и проч..

Ничего удивительного в том, что Сталин ходит в завистливых бездарях с садистскими наклонностями: ходит иногда в сонме титанов марксистской мысли, а иногда в мерзкой банде покусителей на французские булки. Это простейшее объяснение официально подтверждённой информации о выдающихся событиях тех времён в презумпции "абсолютного зла".

Обложка книги Гений зла - Сталин

Здесь надо отметить, что общество вынуждено платить за такой культ, и чем дальше по истории, тем менее приемлемой для общества - более опасной - становится эта цена. Приходится и переплачивать за серьёзные исследования выдающихся событий прошлого, особенно катастроф, или, хуже того, отказываться от исследований "как было" в пользу "поиска виновных" и всяких похабных "покаяний". И так оставаться беззащитными от повторения случившегося; повторения прежнего или на новом уровне, с новыми именами и эмблемами, за которые ещё не каялись.

Отдельно укажу, что положительный культ ("абсолютное добро") вполне способен сыграть ту же роль, в том числе при изучении событий недавнего прошлого.

Существуют ли предпосылки для культа личности Путина? Я считаю, что да.

Во-первых, российскому обществу нынче предложена модернизация (или её имитация). Этот процесс предполагается обеспечить технологией, следствием которой, помимо заявленных, станет достаточно заметное изменение образа жизни.

Например, постоянно действующая связь с высокой пропускной способностью для всех сколько-нибудь заметных поселений, явно медленнее эволюционирующая транспортная сеть и следующие отсюда социальные аспекты желания перемены мест и возможности это сделать. Можно привести и другие обещанные с высокой трибуны обстоятельства, порождающие нехватку внимания - ту проблему, которую весьма просто и дёшево решает культ личности.

Во-вторых, и администрация, и работники развлекательной сферы, пионеры среди выгодополучателей культа, организованы много лучше остального общества. Рискну утверждать, что в тот же сталинский период это преимущество сказывалось слабее (дореволюционное наследие, последствия революции и проч.), чем сказывается сейчас, и оно останется за упомянутой частью общества ещё достаточно долго в будущем.

В настоящий исторический период суверен российского государства не заинтересован прямо в организации общества, в отличие от Партии столетней давности - ни под сколь угодно своеобразную доктрину, ни ради актуальных нужд самого общества. Это означает, что нынешнее общество вряд ли окажется способно остановить порывы мелких и средних администраторов по распространению культа в рамках решения задачи экономии их, администраторов, собственных управленческих усилий.

Кроме того, общество вряд ли будет способно уверенно противостоять усилиям творческих натур в этой области - особенно учитывая государственное спонсирование последних и наработанные за советский и постсоветский периоды корпоративные связи.

Отдельно укажу, что речь идёт как о положительном, так и об отрицательном культе ("борьбе с тиранией" на "Эхе Москвы" и проч.).

В-третьих, - и это беспокоит меня особенно - советский извод культа личности на всех своих этапах всё же был основан на преподаваемом обществу упорядоченном мировоззрении. Это ограничивало потребность в культе. Вместо того, чтобы для защиты от неведомой опасности вешать портрет на стену (или вместе с тем), по крайней мере формально можно было попытаться эту опасность объяснить и обосновать через труды Маркса или того же Сталина, после чего принять меры конкретно против неё (скажем, написать толковый донос).

Сейчас пресловутое "мозаичное восприятие", ведущее к неспособности поддерживать более или менее сложную картину мира, выступает постоянно действующим усилителем нехватки внимания. Растёт спрос на простые объяснения, на простые связи между различными наборами впечатлений. В лучшем случае этой связью оказывается символ веры. В худшем, дополнительно к такому символу - упования на конкретного субъекта. Самого главного.

Жизненная стратегия здесь диктует экономию умственных усилий через отказ понимать происходящие вокруг процессы и следующие от такого отказа попытки защитить себя некими обрядовыми действиями - рискну предугадать, ритуальным подбором ссылок на "публичную политику": на объяснения, на действия и на обстоятельства. В сочетании с упованиями эти ссылки и дадут тот самый культ личности. Как положительный, так и отрицательный (см. "Майдан").

Путин или кто-то вроде с ягнёнком на руках

В завершение.

Это не попытка обвинения Путина или Сталина (вряд ли предмет культа личности может быть в нём заинтересован), это попытка автора сколько-нибудь бесстрастно обрисовать возможные последствия наблюдаемой им общественно-политической ситуации в стране.

Не обязательно правильно обрисовать, и обрисовать всего лишь толику этих последствий. Обрисовать как получилось, ибо автор - кустарь без мотора, без диплома по соответствующему направлению и без таланта гадалки.

Другое дело, что эти "без" отнюдь не видятся автору достаточным аргументом, чтобы сидеть тихо и не петюкать. Мол, дяди на службе, с мотором, талантом и дипломом подобные выкладки уже рассмотрели и то ли признали алармистскими, то ли приняли к ним оставшиеся неизвестными предупредительные меры.

В данном случае автор почтёт за честь выступить на стороне общества. Предупредить о "во-первых", "во-вторых" и "в-третьих".

Чтобы было.

Спасибо за внимание.


Tags: культура, нация, общество, теория, футуризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments