?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Подчеркну: дилетантское, вопросом особо не интересовался, картинками не обольщался. Времени не было обольщаться. Я думал, что работы больше не бывает. Я ошибался. Ниже я просто отдыхаю, впав в футуризм.

В моём представлении сколько-нибудь рабочая служба воздушной беспилотной доставки должна начинаться с выделения воздушных же коридоров под неё: перепад высот, запретные зоны. Это означает, что и в каждом беспилотнике, и во всяком средстве, предназначенном для вынуждения такового к посадке, должны быть свои "чёрные ящики" на случай чего. Координаты, высота [цели при выстреле]. Это стандарт уровня закона.

Что касается координат, то мне рабочим решением представляется использование башен противобаллистической защиты сотовых вышек как маяков. Или постройка своих вышек отдельно. В вопросы идентификации вышек я не лезу. Предположим, что дрон так будет видеть себя с точностью плюс-минус N метров в плоскости XY, отсюда задачи по защите от столкновения.

Имхо, здесь будет работать периодический (измеряемый, полагаю, минутами, а не секундами) обмен с терминалами сети управления на тех самых вышках. Где нахожусь, куда лечу. В наземной диспетчерской, где отслеживают весь такой транспорт по району, компьютеру придётся заранее просматривать точки возможных столкновений и выдавать приоритетные директивы насчёт маневров по скорости и направлению, чтобы две машины не оказывались в 2N метрах друг от дружки. Дорогие и тяжёлые "умные" дроны, которые попробуют считать такое самостоятельно с опорой на спутники, будучи от разных владельцев, в многодронной зоне попросту доиграются до бардака (см. "пробки", "киберпанк").

Такое, в свою очередь, означает единую для территории сеть управления, в которой дроны перед каждым взлётом повинны регистрироваться и получать маршрут, а если не, то станут законной целью для захвата. Захват дело полицейское, значит, патрульные (хотя дорого) дроны с сетями и электромагнитными гаджетами, простенькие камеры на крышах, осматривающие небо в разных диапазонах и дающие полиции данные для запросов у компьютера-диспетчера "тот-не тот"... короче, тоталитаризьм.

Вся эта радость сразу и везде не появится. Значит, градация зон по применимости беспилотников (те же "умные" дроны, допустим, могут летать там, где вышек ещё нет), градация самих беспилотников по сложности ПО и производительности матчасти, причём такая градация, которую можно быстро объяснить начальству или дураку вроде меня ("первого класса", "второй-бэ категории" и проч.). С пересмотром каждые несколько лет, потому что прогресс.

Теперь о земле. Чтобы дрон обыденно долетал куда надо, его надо в этом "куда надо" обыденно приземлять с точностью плюс-минус. Помимо вопросов опознания - прилетело, болтается, жжёт горючку и ждёт там наверху своё, а не от ИГИЛ - это ещё отдельная и очень нехилая по масштабам задача проектирования грузовых терминалов и разработки протоколов их работы. И частных, и общественных. Ну да, в родном дворе. Или даже в родной многоэтажке - привет архитекторам.

И особый привет работникам культуры, потому что придётся решать сопутствующую задачу навязывания населению нужного, то бишь "правильного" поведения в куче сравнительно новых ситуаций "что человеку делать с роботом, если". Задачу сию в любом случае придётся решать, беспилотники это окажутся или любые другие конвейеры, вырвавшиеся с заводов на волю (привет Нордому с картинки), когда до Трёх законов ещё очень далеко. Это, кстати, вполне аналитичный вызов "деятелям культуры", от него "вдохновением" и "особым видением мира" не отпихнёшься, за него можно и нужно с этих паразитов спрашивать.

Впрочем, такое уже политика, а на неё у меня, придавленного работой, времени категорически нет. Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Ах да. Полагаю, что не только у меня совместились услышанные в новостях подробности "дела Скрипалей"... ну да, несколькими граммами неизвестно кем сделанного "Novichka" можно очистить гектар суши от борцов за демократию в форме армий стран НАТО... и кадры битого дрона Почты России, пионера беспилотных пересылок грузов весом - до двух кило, ЕМНИП? Будущее, оно, знаете ли, намекает...


Comments

eednew
5 апр, 2018 11:31 (UTC)
Обычно. РЭБ. Сигнал или подавляется (тогда аппарат либо садится строго вниз, либо аппарат возвращается строго обратно), или подменяется, тогда перехватывается управление. Первый способ годится для запрета доступа, второй для поимки аппаратов.
(Удалённый комментарий)
eednew
5 апр, 2018 11:53 (UTC)
Полных роботов пока нет, как и гражданских моделей, устойчивых к РЭБ.

Что-то колхозить наверняка будут, но это уже щит и меч, всё такое.
(Удалённый комментарий)
eednew
5 апр, 2018 11:59 (UTC)
Не, пара Камазов - это отбить массированный налёт переколхозенных достаточно грамотными ребятами дронов.

Мы всё-таки о более мирной ситуации. Всё-таки предполагается, что нарушителей конвенции будет не так много. Ружья специальные делают.
(Удалённый комментарий)
eednew
5 апр, 2018 12:05 (UTC)
Не, ну если будут "массовые беспорядки" в исполнении дронов, то реально подгонят пару Камазов и уронят всё до горизонта.
ndochp
5 апр, 2018 15:40 (UTC)
Шифрованый радиоканал на SSL для общения с землёй в точке взлёта и окрестности посадки и акселерометры и барометр вместо GPS. И хоть ушатайся РЭБом, но без ЭМИ электронно дрон не посадить.
eednew
5 апр, 2018 17:37 (UTC)
Даже американцы на Предаторе не смогли полное шифрование сделать, он бармалеям видосики писал. А гражданским можно вообще запретить шифроваться.

Ну и сигнал можно задавить в любом случае.

У нас с военной частью потому так и медлят, непростая штука, на самом деле. Вот если руководство скажет наоборот сделать - там всё проще, посбивают всё над городами к херам.

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger