?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Дискурсивное.

Отдыхаю перед рабочей неделей. На прошлой краем глаза в свободное от работы время - его ой немного было - довелось, шарясь по Рунету, увидеть запросы очень разных авторов на "дискурс". Мол, у нас не то, всё старое и чересчур привычное, нет чтобы.

Нет, так нет. Я попытался. Тем более, что телевизор на пару с интернетом рискнули мне помочь, дав пример того, от чего "дискурс"ТМ, по моему разумению, повинен избавиться безразлично от направления.

Заодно вспомнил, что я русский.

Вчера угораздило включить ящик - хотя какой он нынче ящик, доска разделочная - и напороться на Никиту Сергеевича, который то ли бесов гоняет, то ли просто гонит, да ещё и бесится при этом. И Никита Сергеевич, рассуждая о местном отношении к войне (видео), докатился до "генетической памяти". Которая память "у нас тут" да, потому что всё кругом горело, а "у них там" нет, ибо только карательные экспедиции за океан и Пауэлл с пробиркой.

Биологизация культуры, включающая в себя вытаскивание из штанов "генетической памяти" о сложных и недавних социальных взаимодействиях - это вообще-то основополагающий признак расизма. Я не к тому, что расизм это плохо, я к тому, что игровое поле... как его там, дискурс... тогда уж надо перерасчерчивать полностью. Начиная с того, что заявить не только urbi, но и orbi, что у тех, в orbi, генетической памяти о всякой гадости нету, не ищите. И ждать реакции.

Предскажу, что кто поумнее, те согласятся. А чего не согласиться с тем, что они более разумные и счастливые существа, чем эти русские, у которых ужасы зашиты в генах?

На этом Никита Сергеевич не успокоился и продемонстрировал видео с очень маленьким ребёнком, поющим "Вставай, страна огромная". Ребёнок в возрасте, когда текст от "Во поле берёзки стояла" вряд ли отличает. Мне тут уже захотелось записаться в либералы, но там вряд ли сейчас принимают.

Если всерьёз, то задача для работника искусства вроде Никиты Сергеевича состоит как раз в том, чтобы показать подростка a.k.a. "тинейджера", до которого эти вопросы, про священную войну, про неизбежность её очередного раунда и про её будущие ужасы начинают доходить тоже всерьёз, на уровне "мне здесь жить". Как взрослому сознательному существу. И показать то, как он, подросток, к этим вопросам начинает по-взрослому относиться, как начинает их решать в пользу... ну, пока стрельбы не началось, так хотя бы до священных песнопений. Можно ломающимся голосом и с нервным выдавливанием прыщей (я не смеюсь, если что - сам таким был).

Однако это изобразить сложно. Это не бесов гонять. Не дитёнка показывать. В процессе своего весеннего гона Никита Сергеевич, кстати, обрушился на Голливуд. За что? А тот боевой дух поднимает тем, у кого F-22 и проблемы с генетической памятью. Нет, я Никиту Сергеевича понимаю: конкуренция, импортозамещение... но ведь он прямо пытается обосновать, что культурные средства работы с контингентом уступают наследственным свойствам последнего. А эти превосходные наследственные свойства, по Никите же Сергеевичу, были получены [как минимум] благодаря всяким батыям, наполеонам и гитлерам, которые "у нас тут" порезвились.

Мне вот интересно, он сам эту цепочку выстраивал? А выстроив, продолжил ли про то, как надо обращаться с этими русскими ради их же блага? То бишь каким-нибудь чебурдыкнутым Трампом по текущей истории так их мордой отвозить, чтобы через пару сотен лет работникам искусства Рашатауна вместо "Утомлённых солнцем" хватало бы ритмичных свистков и дыма от паникадил, а дальше наработанные гены сами?..

Сегодня ещё via darkhon ознакомился со статьей Михаила Делягина "Что такое русскость: чем русская культура отличается от всех остальных"...

...кстати, на главной странице сайта отчества Делягина нет, хотя казалось бы. Ну, если уж отличаемся?..

...в статье тоже присутствует "органическая неспособность" русских заниматься не тем и не так. Органическая. Там ещё про "русская культура, российский образ жизни по своей природе остались глубоко сельскохозяйственными", противоречащее "органической неспособности" по определению: сельскохозяйственный образ как раз и состоит в умении переобуваться на лету для процессов сезонной длительности, иначе сдохнешь. А уж соломинкой на спине верблюда оказалось

"Подобно тому, как глубоко религиозный человек, как правило, не является целостной, законченной личностью, так как добровольно делегирует часть своей личности на небеса, лишаясь тем самым этой части и суверенитета над собственной жизнью, – так и русский человек делегирует часть своего «Я», своего самоосознания государству и вообще «начальству», выступающему представителем и олицетворением последнего и устанавливаемых им порядков (даже в сугубо частных структурах)."

Русский человек, добровольно подчиняясь всякому начальству, не является целостной, законченной личностью. Я так понимаю, что Делягин польстить хотел. Ну, польстил.

Спорить я не стану. Не те весовые категории. Передо мною титаны мысли и духа (я, правда, не знаю, который чего именно), а я так, мелкий рунетовский сумасшедший, который старается приспособить одолевающие его абстракции к суровой реальности, большей частью виртуальной. Вот и займусь, буду приноравливать.

Одним из тех завихов, что я потешаю читателя, - далее скучное, многократно помянутое - было и останется понимание общества, как возможности совместной деятельности, существующей в группе.

Из этого понимания следует, что вовсе не появление, но сохранение общества зависит от того, насколько рьяно члены группы придерживаются ценности справедливости. Иными словами, ведут себя так, чтобы от совместной деятельности, действительной или возможной, каждый её участник получал "своё", вовсе не обязательно совпадающее с "желаемым" - самый примитивный вариант вообще "всем поровну".

Уже отсюда следует, что угрозой обществу оказываются насилие и паразитизм, то есть,

- во-первых, излишние усилия, уничтожающие общее дело и, главное, его возможность ("зачем начинать, вон тот бугай всё равно всё сломает/отнимет"), и
- во-вторых, усилия недостаточные, когда один с сошкой, а семеро с ложкой.

Вряд ли стоит обосновывать, что и насилие, и паразитизм никуда и никогда не исчезнут сами по себе, "органически" и "генетически" - их можно и нужно предупреждать, ограничивать, карать.

Универсальными средствами сохранения общества - предупреждения, ограничения и наказания насилия и паразитизма как угрозы возможности совместного действия - могут оказаться только решения по организации устойчивых частей общества, где эти насилие и паразитизм вполне могут проявиться, но

а) не смогут нанести критического вреда обществу,
б) нанесённый вред будет ограничен и/или перенаправлен,
в) его субъекты будут заметны и уязвимы для ответных мер.

Тут надо упомянуть ещё одно разделение таких ситуаций: по обдуманности антиобщественных действий. Скажем, маленький беспомощный ребёнок паразитирует по определению и ничего не может с этим поделать, даже если хочет.

В немалом множестве предыдущих постов я уже перечислял решения по сохранению общества.

Ненамеренный паразитизм - детей, стариков и калек - ограничивает семья. Её задача - воспроизводство достаточно качественного человеческого материала по доступной цене - есть задача производная от задачи защиты всего остального общества от [своих] детей, стариков и калек.

С намеренным паразитизмом разбирается школа. Пресловутое "обучение" было у церковников, было бы и у волшебников при полном отсутствии законов природы, экспериментов и наблюдений. Если грубо и цинично, то школа нужна не для науки, не для передачи "знаний", а чтобы приучать делать домашние задания. Даже если папа у Гарри силён в математике.

От ненамеренного насилия общество защищает армия. Начиная не то, что с первобытного ополчения, а с рейдов за невестами в соседнее стойбище, зачастую договорных вплоть до группового изнасилования заранее предвкушающей дамы. Армия не выращивает долбо... я хотел сказать, людей, не способных ограничивать свои силы и целеустремлённость согласно действующим в обществе нормам... это побочный эффект, причём очень слабый по сравнению с выгодой. Армия собирает тех, кто может и на гражданке стать такими, перенаправляет их усилия в интересах общества и ограничивает писаными правилами ("устав") их способность сломать неписаные нормы. Про "армейских дураков" среди гражданских можно травить анекдоты хоть до посинения: вот только в обществе без армии о таких дураках бы мечтали, потому что тамошние кадры были бы смешнее. И намного опаснее. "Попандопуло, видишь дуло?"

Наконец, защитой общества от намеренного насилия занимается тюрьма, в основном апостериори. Хотя для пункта "в" в перечислении выше она нужна не меньше, чем для пункта "б". Раньше использовали клейма, нынче приходится ставить манеры, лексикон и образ мысли, однако, похоже, в будущем к клеймам мы возвращаемся. Чипы, распознавание лиц и всё такое.

О чём я раньше не говорил, так это о том, как они работают, все четыре подхода. И вот этот михалковско-делягинский дуэт заставил меня поднять тему, хотя та идея, что последует, она ещё очень сырая.

Вот семья. Всякий её экземпляр может отличаться от остальных не только реализацией (личным составом), но и формой. "Так здесь заведено" в разных местах и временах может быть очень по-разному. Однако всякая семья, защищающая своих детей (точнее, остальное общество от своих детей), обязательно осознаёт себя, как часть рода... прабабки, прадедки, правнуки, правнучки... как часть чего-то, что было сильно до, и что будет сильно после.

И существует всякая семья сразу в трёх временах (время - это смена состояний системы):

- во-первых, во времени личном, времени каждого её члена, от мысли к мысли, от впечатления к впечатлению;
- во-вторых, во времени собственно семьи, в аспектах сожительства, домоводства и т. д.;
- в-третьих, в том самом времени рода, времени поколений - даже если семья из двух детдомовских, и они разойдутся через год: сама возможность тысячелетнего рода здесь присутствует постоянно.

И мнится мне, что семья как устройство представляет собой транслятор между этими временами. Если точнее, то фильтр. Ежедневно с членами семьи случается всякое. Мысль, впечатление, слово и обмен словами, дела - начатые, ведомые и законченные - расположение внутри, ситуация вне. И семья работает, всё время решая, - явно и неявно - что и как из этого всякого

а) оценить через проекцию происходящего во времени "медленном" на время "быстрое" и
б) сохранить из времени "быстрого" во время "медленное", оставить в "медленном" времени.

Точно так же работает каждый экземпляр школы, тюрьмы и армии. Фильтры между временами. Хроночтототам, в лом лезть в словари и переводчик. Отличие между этими классами антиобщественных устройств, защищающих общество, по меньшей мере может быть разъяснено через набор приоритетов по трансляции и через процесс таковой. Через сравнение конструкций фильтра.

Здесь важно понимать, что "быстрая" справедливость (быстрое "каждому своё") применительно к ситуации может сильно отличаться от "медленной", а то и противоречить ей, так что задача их сопряжения отнюдь не тривиальна.

Повторю, мысль сырая. И, вероятно, читатель уже озадачился: а какое отношение она имеет к идеям видных авторов, которым я пенял выше?

Отношение следующее. Всякое размышление о делах, идущих в "медленном" времени, поданное не с точки зрения дел семейных, школьных, тюремных и/или армейских (в том толковании, которое я привёл выше, и которое читатель легко сочтёт расширительным), есть по своей сути отъём ресурса у реально существующих здесь и сейчас семьи, школы, армии или тюрьмы, постановка им помех. В конечном итоге это деятельность, ведущая к ослаблению реально существующего общества.

Особенно такое касается прямого отрицания перечисленных точек зрения - через объявление "генетической памяти" или "органической неспособности" как ненужности (анти)общественных решений, ибо те уже достигнуты биологией.

И пенял я, прошу особо отметить, мыслителям небезызвестным, нерядовым и, если у них полюбопытствовать, то за общество радеющим. Что уж говорить о множестве, рое, сонме предсказателей политического, экономического и культурного будущего с предсказаниями на один век, два килобайта и три лайка?

Или о тех, кто к русскости относится с много меньшим пиететом... Делягин же, повторю, польстить хотел. Михалков, наверное, тоже. А творений той же тематики, того же жанра и того же подхода, но с обратной задачей, мягко говоря, побольше будет.

Ладно, к чему я это всё? Сабж. О дискурсе. К тому, что очень неплохо было бы ограничить рассуждения о прошлом и будущем русских и россиян рассуждениями о прошлом и будущем их

а) семейной жизни, состоявшейся и не,
б) образования, в т.ч. церковного и партийного,
в) войска мирного и военного времени - чтобы и про Арматы, и про стройбаты, и
г) казённого дома: от пелымского острога, откуда бежал Пугачёв, до марсианской колонии, которую когда-нибудь покинет Весельчак У.

"Ограничить" не в смысле авторов дрессировать (не поддаются), а в смысле научиться пропускать мимо ушей, глаз, ноздрей и всего остального рассуждения о прошлом и будущем, - или о постоянно присущих свойствах, которые образовали прошлое и непременно проявятся в будущем - если эти рассуждения нельзя завести на четыре перечисленные пункта.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Делягин, если что, Геннадьевич.


Comments

( Всего-то 1 — добавить )
nastojashheeimj
8 апр, 2018 12:34 (UTC)
Ну хоть какая-то польза от престарелого маразматика.

Вот прям не знаю, как в детстве его увидел в образе недоделанного мачо, так и возненавидел. А он все никак не сдохнет.

"Россия, слышишь зуд? Три михалкова по тебе ползут"

17ur
8 апр, 2018 21:39 (UTC)

Не знаю. Место он занимает, всё менее своё. Так что пользы тут не очень.
fon_rotbar
8 апр, 2018 13:10 (UTC)
о местном отношении к войне, докатился до "генетической памяти"
Применительно к военно-генетической памяти, самое время вспомнить печальную судьбу Хазарского каганата, и чуть менее печальную- Золотой Орды...
17ur
8 апр, 2018 21:41 (UTC)

И про Южную Америку поговорить, там аборигены резвые водились.

А Михалков ведь не о победах даже пел, а именно об ужасах войны, прописанных в генах.
fon_rotbar
8 апр, 2018 23:29 (UTC)
Так и я об ужасах
Которые якобы в генах где-то там прописаны, и через это объективно не позволяют установить историческую справедливость?
Так вот, ящетаю, что если что и есть в генах, так это только тяга:
-к длительному запряганию;
-и быстрой езде;
а о генетическом страхе перед ужасами следует хазар распросить. Если найдутся.
(Удалённый комментарий)
efrocon
8 апр, 2018 14:09 (UTC)
На сколько знаком с ипользованием означенного дискусра про биологизаторство/органицизм (в осмыслении общественных явлнеий), его начинают использовать , когда никто ничего уже не понимает, нет никаких идей и инструментов осмысления происходящего и приходится начинать все с нуля, с самого начала. Отсюда что тут лучше крепко подумать бы.
(Удалённый комментарий)
efrocon
8 апр, 2018 16:52 (UTC)
То есть никаких других вариантов нет и вообще непонятно что происходит?
(Удалённый комментарий)
efrocon
8 апр, 2018 17:39 (UTC)
Эти два пути только в вашем маленьком черно-белом мирке. Мир, о котором автор, несколько сложнее.
Но вы хорошо проиллюстрировали мой предыдущий тезис. Спасибо.
ardraeiss
8 апр, 2018 19:45 (UTC)
> путей всегда и везде только два: Путь Жизни и Путь Смерти.
Определения, пожалуйста.
(Удалённый комментарий)
ardraeiss
8 апр, 2018 21:04 (UTC)
Нет, именно использованные Вами определния "Путь Жизни" и "Путь Смерти", а не уйма несвязанных раздельных.
(Удалённый комментарий)
ardraeiss
8 апр, 2018 21:46 (UTC)
Нет, не перевели. Вы дали некие термины - расшифруйте. По ссылкам расшифровки именно употреблённой Вами формы нет. Так что либо нормальный ответ, либо просто бессвязный набор знаков "ни о чём". Пока что Вы больше на второе похожи.
17ur
8 апр, 2018 21:35 (UTC)

Да не парьтесь. Чмошник со словацким айпи, я по приколу снёс все его комментарии в журнале, по тому же приколу банить не стал. Его опять принесло, потому как чмошник, похоже, то ли с миссией, то ли с комплексом неполноценности, то ли и с тем, и с другим.

Подожду немного, снова снесу. Пусть старается.
ardraeiss
8 апр, 2018 21:44 (UTC)
Просто занятно, как такой набор слов ни о чём у него складывается в вроде бы внутренне связанные предложения... и при этом даже на простой вопрос "что конкретно в виду то имели?" ответить не может.
17ur
9 апр, 2018 04:55 (UTC)

Внимания он хочет. Недополучает, наверное. Был бы блог о котиках, он бы здесь морских свинок восславлял в тех же самых выражениях.
ardraeiss
9 апр, 2018 14:34 (UTC)
Только от речей его ощущение, пардон, монолога какого-нибудь Пятого Помощника Младшего Слуги Тьмы - как раз перед тем, как его и его Стада Тьмы в очередной раз победят. Персонаж комический, потому он сможет это пережить до самого финала, а то и после.
Но то в комиксах/кино/аниме/книгах! А тут вживую такое.
17ur
9 апр, 2018 18:49 (UTC)

Я бы сказал, что такого было полно во время пресловутого "майдана". Тот же самый недостаток социальных навыков (именно что "монолог", тут Вы верно подметили, общаться с пациентом бессмысленно) и воинствующий провинциализм, причём понимаемый носителем как достоинство.
ardraeiss
8 апр, 2018 19:45 (UTC)
> Биологизаторство с точки зрения современности - единственная лазейка в будущее.
И на чём базируется такой широты вывод? Чем подтверждается? Ну, кроме Вами здесь уже вываленного "верую ибо абсурдно" "верую ибо так хочу".
(Удалённый комментарий)
ardraeiss
8 апр, 2018 21:07 (UTC)
> тех, кто это сейчас решает
И кто же это такие? И как Вы им в мысли залезть смогли?
(Удалённый комментарий)
ardraeiss
8 апр, 2018 21:43 (UTC)
То есть снова высокопарная чушь ни о чём, увы. На прямые вопросы о применяемом словаре ответить не в состоянии.
nil_0
8 апр, 2018 15:12 (UTC)
:^)
Рассуждения о "генетической памяти" и "органической (не)способности" применительно к высшей нервной деятельности человека обычно свидетельствуют о безграмотности рассуждающего в области биологии. Т.е. у меня восприятие такого рода рассуждений идёт примерно так: "Надо же, вроде бы цивилизованный человек, в штанах ходит, ширинку не забывает застегнуть, а обо$R@лся публично даже не будучи пьяным."
17ur
8 апр, 2018 21:38 (UTC)
Re: :^)

Я думаю, здесь скорее непонимание того, что в ораторских поисках надо вовремя останавливаться. Поэтам можно многое из того, чего политрукам нельзя, а политруки этого не понимают и в метафорах легко переходят границы.

Думаю, если тому же Никите Сергеевичу предъявить "генетическую память", не моргнув глазом выдаст что-нибудь о фигуре речи, кённинге, и даже не поймёт претензий к себе. Как министр культуры в своё время выдал "лишнюю хромосому".
( Всего-то 1 — добавить )

Latest Month

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger