?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Дискурсивное.

Отдыхаю перед рабочей неделей. На прошлой краем глаза в свободное от работы время - его ой немного было - довелось, шарясь по Рунету, увидеть запросы очень разных авторов на "дискурс". Мол, у нас не то, всё старое и чересчур привычное, нет чтобы.

Нет, так нет. Я попытался. Тем более, что телевизор на пару с интернетом рискнули мне помочь, дав пример того, от чего "дискурс"ТМ, по моему разумению, повинен избавиться безразлично от направления.

Заодно вспомнил, что я русский.

Вчера угораздило включить ящик - хотя какой он нынче ящик, доска разделочная - и напороться на Никиту Сергеевича, который то ли бесов гоняет, то ли просто гонит, да ещё и бесится при этом. И Никита Сергеевич, рассуждая о местном отношении к войне (видео), докатился до "генетической памяти". Которая память "у нас тут" да, потому что всё кругом горело, а "у них там" нет, ибо только карательные экспедиции за океан и Пауэлл с пробиркой.

Биологизация культуры, включающая в себя вытаскивание из штанов "генетической памяти" о сложных и недавних социальных взаимодействиях - это вообще-то основополагающий признак расизма. Я не к тому, что расизм это плохо, я к тому, что игровое поле... как его там, дискурс... тогда уж надо перерасчерчивать полностью. Начиная с того, что заявить не только urbi, но и orbi, что у тех, в orbi, генетической памяти о всякой гадости нету, не ищите. И ждать реакции.

Предскажу, что кто поумнее, те согласятся. А чего не согласиться с тем, что они более разумные и счастливые существа, чем эти русские, у которых ужасы зашиты в генах?

На этом Никита Сергеевич не успокоился и продемонстрировал видео с очень маленьким ребёнком, поющим "Вставай, страна огромная". Ребёнок в возрасте, когда текст от "Во поле берёзки стояла" вряд ли отличает. Мне тут уже захотелось записаться в либералы, но там вряд ли сейчас принимают.

Если всерьёз, то задача для работника искусства вроде Никиты Сергеевича состоит как раз в том, чтобы показать подростка a.k.a. "тинейджера", до которого эти вопросы, про священную войну, про неизбежность её очередного раунда и про её будущие ужасы начинают доходить тоже всерьёз, на уровне "мне здесь жить". Как взрослому сознательному существу. И показать то, как он, подросток, к этим вопросам начинает по-взрослому относиться, как начинает их решать в пользу... ну, пока стрельбы не началось, так хотя бы до священных песнопений. Можно ломающимся голосом и с нервным выдавливанием прыщей (я не смеюсь, если что - сам таким был).

Однако это изобразить сложно. Это не бесов гонять. Не дитёнка показывать. В процессе своего весеннего гона Никита Сергеевич, кстати, обрушился на Голливуд. За что? А тот боевой дух поднимает тем, у кого F-22 и проблемы с генетической памятью. Нет, я Никиту Сергеевича понимаю: конкуренция, импортозамещение... но ведь он прямо пытается обосновать, что культурные средства работы с контингентом уступают наследственным свойствам последнего. А эти превосходные наследственные свойства, по Никите же Сергеевичу, были получены [как минимум] благодаря всяким батыям, наполеонам и гитлерам, которые "у нас тут" порезвились.

Мне вот интересно, он сам эту цепочку выстраивал? А выстроив, продолжил ли про то, как надо обращаться с этими русскими ради их же блага? То бишь каким-нибудь чебурдыкнутым Трампом по текущей истории так их мордой отвозить, чтобы через пару сотен лет работникам искусства Рашатауна вместо "Утомлённых солнцем" хватало бы ритмичных свистков и дыма от паникадил, а дальше наработанные гены сами?..

Сегодня ещё via darkhon ознакомился со статьей Михаила Делягина "Что такое русскость: чем русская культура отличается от всех остальных"...

...кстати, на главной странице сайта отчества Делягина нет, хотя казалось бы. Ну, если уж отличаемся?..

...в статье тоже присутствует "органическая неспособность" русских заниматься не тем и не так. Органическая. Там ещё про "русская культура, российский образ жизни по своей природе остались глубоко сельскохозяйственными", противоречащее "органической неспособности" по определению: сельскохозяйственный образ как раз и состоит в умении переобуваться на лету для процессов сезонной длительности, иначе сдохнешь. А уж соломинкой на спине верблюда оказалось

"Подобно тому, как глубоко религиозный человек, как правило, не является целостной, законченной личностью, так как добровольно делегирует часть своей личности на небеса, лишаясь тем самым этой части и суверенитета над собственной жизнью, – так и русский человек делегирует часть своего «Я», своего самоосознания государству и вообще «начальству», выступающему представителем и олицетворением последнего и устанавливаемых им порядков (даже в сугубо частных структурах)."

Русский человек, добровольно подчиняясь всякому начальству, не является целостной, законченной личностью. Я так понимаю, что Делягин польстить хотел. Ну, польстил.

Спорить я не стану. Не те весовые категории. Передо мною титаны мысли и духа (я, правда, не знаю, который чего именно), а я так, мелкий рунетовский сумасшедший, который старается приспособить одолевающие его абстракции к суровой реальности, большей частью виртуальной. Вот и займусь, буду приноравливать.

Одним из тех завихов, что я потешаю читателя, - далее скучное, многократно помянутое - было и останется понимание общества, как возможности совместной деятельности, существующей в группе.

Из этого понимания следует, что вовсе не появление, но сохранение общества зависит от того, насколько рьяно члены группы придерживаются ценности справедливости. Иными словами, ведут себя так, чтобы от совместной деятельности, действительной или возможной, каждый её участник получал "своё", вовсе не обязательно совпадающее с "желаемым" - самый примитивный вариант вообще "всем поровну".

Уже отсюда следует, что угрозой обществу оказываются насилие и паразитизм, то есть,

- во-первых, излишние усилия, уничтожающие общее дело и, главное, его возможность ("зачем начинать, вон тот бугай всё равно всё сломает/отнимет"), и
- во-вторых, усилия недостаточные, когда один с сошкой, а семеро с ложкой.

Вряд ли стоит обосновывать, что и насилие, и паразитизм никуда и никогда не исчезнут сами по себе, "органически" и "генетически" - их можно и нужно предупреждать, ограничивать, карать.

Универсальными средствами сохранения общества - предупреждения, ограничения и наказания насилия и паразитизма как угрозы возможности совместного действия - могут оказаться только решения по организации устойчивых частей общества, где эти насилие и паразитизм вполне могут проявиться, но

а) не смогут нанести критического вреда обществу,
б) нанесённый вред будет ограничен и/или перенаправлен,
в) его субъекты будут заметны и уязвимы для ответных мер.

Тут надо упомянуть ещё одно разделение таких ситуаций: по обдуманности антиобщественных действий. Скажем, маленький беспомощный ребёнок паразитирует по определению и ничего не может с этим поделать, даже если хочет.

В немалом множестве предыдущих постов я уже перечислял решения по сохранению общества.

Ненамеренный паразитизм - детей, стариков и калек - ограничивает семья. Её задача - воспроизводство достаточно качественного человеческого материала по доступной цене - есть задача производная от задачи защиты всего остального общества от [своих] детей, стариков и калек.

С намеренным паразитизмом разбирается школа. Пресловутое "обучение" было у церковников, было бы и у волшебников при полном отсутствии законов природы, экспериментов и наблюдений. Если грубо и цинично, то школа нужна не для науки, не для передачи "знаний", а чтобы приучать делать домашние задания. Даже если папа у Гарри силён в математике.

От ненамеренного насилия общество защищает армия. Начиная не то, что с первобытного ополчения, а с рейдов за невестами в соседнее стойбище, зачастую договорных вплоть до группового изнасилования заранее предвкушающей дамы. Армия не выращивает долбо... я хотел сказать, людей, не способных ограничивать свои силы и целеустремлённость согласно действующим в обществе нормам... это побочный эффект, причём очень слабый по сравнению с выгодой. Армия собирает тех, кто может и на гражданке стать такими, перенаправляет их усилия в интересах общества и ограничивает писаными правилами ("устав") их способность сломать неписаные нормы. Про "армейских дураков" среди гражданских можно травить анекдоты хоть до посинения: вот только в обществе без армии о таких дураках бы мечтали, потому что тамошние кадры были бы смешнее. И намного опаснее. "Попандопуло, видишь дуло?"

Наконец, защитой общества от намеренного насилия занимается тюрьма, в основном апостериори. Хотя для пункта "в" в перечислении выше она нужна не меньше, чем для пункта "б". Раньше использовали клейма, нынче приходится ставить манеры, лексикон и образ мысли, однако, похоже, в будущем к клеймам мы возвращаемся. Чипы, распознавание лиц и всё такое.

О чём я раньше не говорил, так это о том, как они работают, все четыре подхода. И вот этот михалковско-делягинский дуэт заставил меня поднять тему, хотя та идея, что последует, она ещё очень сырая.

Вот семья. Всякий её экземпляр может отличаться от остальных не только реализацией (личным составом), но и формой. "Так здесь заведено" в разных местах и временах может быть очень по-разному. Однако всякая семья, защищающая своих детей (точнее, остальное общество от своих детей), обязательно осознаёт себя, как часть рода... прабабки, прадедки, правнуки, правнучки... как часть чего-то, что было сильно до, и что будет сильно после.

И существует всякая семья сразу в трёх временах (время - это смена состояний системы):

- во-первых, во времени личном, времени каждого её члена, от мысли к мысли, от впечатления к впечатлению;
- во-вторых, во времени собственно семьи, в аспектах сожительства, домоводства и т. д.;
- в-третьих, в том самом времени рода, времени поколений - даже если семья из двух детдомовских, и они разойдутся через год: сама возможность тысячелетнего рода здесь присутствует постоянно.

И мнится мне, что семья как устройство представляет собой транслятор между этими временами. Если точнее, то фильтр. Ежедневно с членами семьи случается всякое. Мысль, впечатление, слово и обмен словами, дела - начатые, ведомые и законченные - расположение внутри, ситуация вне. И семья работает, всё время решая, - явно и неявно - что и как из этого всякого

а) оценить через проекцию происходящего во времени "медленном" на время "быстрое" и
б) сохранить из времени "быстрого" во время "медленное", оставить в "медленном" времени.

Точно так же работает каждый экземпляр школы, тюрьмы и армии. Фильтры между временами. Хроночтототам, в лом лезть в словари и переводчик. Отличие между этими классами антиобщественных устройств, защищающих общество, по меньшей мере может быть разъяснено через набор приоритетов по трансляции и через процесс таковой. Через сравнение конструкций фильтра.

Здесь важно понимать, что "быстрая" справедливость (быстрое "каждому своё") применительно к ситуации может сильно отличаться от "медленной", а то и противоречить ей, так что задача их сопряжения отнюдь не тривиальна.

Повторю, мысль сырая. И, вероятно, читатель уже озадачился: а какое отношение она имеет к идеям видных авторов, которым я пенял выше?

Отношение следующее. Всякое размышление о делах, идущих в "медленном" времени, поданное не с точки зрения дел семейных, школьных, тюремных и/или армейских (в том толковании, которое я привёл выше, и которое читатель легко сочтёт расширительным), есть по своей сути отъём ресурса у реально существующих здесь и сейчас семьи, школы, армии или тюрьмы, постановка им помех. В конечном итоге это деятельность, ведущая к ослаблению реально существующего общества.

Особенно такое касается прямого отрицания перечисленных точек зрения - через объявление "генетической памяти" или "органической неспособности" как ненужности (анти)общественных решений, ибо те уже достигнуты биологией.

И пенял я, прошу особо отметить, мыслителям небезызвестным, нерядовым и, если у них полюбопытствовать, то за общество радеющим. Что уж говорить о множестве, рое, сонме предсказателей политического, экономического и культурного будущего с предсказаниями на один век, два килобайта и три лайка?

Или о тех, кто к русскости относится с много меньшим пиететом... Делягин же, повторю, польстить хотел. Михалков, наверное, тоже. А творений той же тематики, того же жанра и того же подхода, но с обратной задачей, мягко говоря, побольше будет.

Ладно, к чему я это всё? Сабж. О дискурсе. К тому, что очень неплохо было бы ограничить рассуждения о прошлом и будущем русских и россиян рассуждениями о прошлом и будущем их

а) семейной жизни, состоявшейся и не,
б) образования, в т.ч. церковного и партийного,
в) войска мирного и военного времени - чтобы и про Арматы, и про стройбаты, и
г) казённого дома: от пелымского острога, откуда бежал Пугачёв, до марсианской колонии, которую когда-нибудь покинет Весельчак У.

"Ограничить" не в смысле авторов дрессировать (не поддаются), а в смысле научиться пропускать мимо ушей, глаз, ноздрей и всего остального рассуждения о прошлом и будущем, - или о постоянно присущих свойствах, которые образовали прошлое и непременно проявятся в будущем - если эти рассуждения нельзя завести на четыре перечисленные пункта.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Делягин, если что, Геннадьевич.


Comments

( Всего-то 35 — добавить )
nastojashheeimj
8 апр, 2018 12:34 (UTC)
Ну хоть какая-то польза от престарелого маразматика.

Вот прям не знаю, как в детстве его увидел в образе недоделанного мачо, так и возненавидел. А он все никак не сдохнет.

"Россия, слышишь зуд? Три михалкова по тебе ползут"

17ur
8 апр, 2018 21:39 (UTC)

Не знаю. Место он занимает, всё менее своё. Так что пользы тут не очень.
fon_rotbar
8 апр, 2018 13:10 (UTC)
о местном отношении к войне, докатился до "генетической памяти"
Применительно к военно-генетической памяти, самое время вспомнить печальную судьбу Хазарского каганата, и чуть менее печальную- Золотой Орды...
17ur
8 апр, 2018 21:41 (UTC)

И про Южную Америку поговорить, там аборигены резвые водились.

А Михалков ведь не о победах даже пел, а именно об ужасах войны, прописанных в генах.
fon_rotbar
8 апр, 2018 23:29 (UTC)
Так и я об ужасах
Которые якобы в генах где-то там прописаны, и через это объективно не позволяют установить историческую справедливость?
Так вот, ящетаю, что если что и есть в генах, так это только тяга:
-к длительному запряганию;
-и быстрой езде;
а о генетическом страхе перед ужасами следует хазар распросить. Если найдутся.
Geňo Joginn
8 апр, 2018 13:25 (UTC)
из финальной цепочки а-б-в-г три пункта из четырёх (б/в/г) напрямую и непосредственно касаются взаимоотношений с мундирным начальством, а влияние того единственного пункта "а" через призму процента разводов в рф представляется исчезающе ничтожным.

вы не "рунетовский сумасшедший", вы товарищ майор собственной персоной. Уж лучше чистая биологизация с последующим вывозом в биопарк истории, чем то, что предлагаете вы.

Edited at 2018-04-08 13:25 (UTC)
efrocon
8 апр, 2018 14:09 (UTC)
На сколько знаком с ипользованием означенного дискусра про биологизаторство/органицизм (в осмыслении общественных явлнеий), его начинают использовать , когда никто ничего уже не понимает, нет никаких идей и инструментов осмысления происходящего и приходится начинать все с нуля, с самого начала. Отсюда что тут лучше крепко подумать бы.
Geňo Joginn
8 апр, 2018 14:39 (UTC)
Нужно проверить мотивацию. Биологизаторство с точки зрения современности - единственная лазейка в будущее. То есть, условно говоря, если вам эта "русскость" как таковая хоть немножечко ценна, хотя бы как строчка в энциклопедии - вы должны всеми руками и ногами топить за этот "генокод".

Потому что авторское б/в/г, будучи хотя бы частично исполненным, поставит всю контрольную группу перед неминуемой перспективой абсолютного соучастия. Сама история может в итоге возгласить, что РУСНИ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО.
efrocon
8 апр, 2018 16:52 (UTC)
То есть никаких других вариантов нет и вообще непонятно что происходит?
Geňo Joginn
8 апр, 2018 17:14 (UTC)
путей всегда и везде только два: Путь Жизни и Путь Смерти. Ситуация выбора между ними совершенно неизбежна. Выбирающий судьбу выносной перистальтики коммуно-чекистской преступной идеологии совершенно очевидно выбирает Путь Смерти (см. судьбу подводного хора им. Александрова, который два десятилетия оглашал планету ритуальными песнопениями этой идеологии - и не гнушался ни униформой, ни знаками различия, - более чем очевидная взаимосвязь).
(без темы) - efrocon - 8 апр, 2018 17:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Geňo Joginn - 8 апр, 2018 20:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ardraeiss - 8 апр, 2018 19:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Geňo Joginn - 8 апр, 2018 20:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ardraeiss - 8 апр, 2018 21:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Geňo Joginn - 8 апр, 2018 21:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ardraeiss - 8 апр, 2018 21:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Geňo Joginn - 8 апр, 2018 22:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 8 апр, 2018 21:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ardraeiss - 8 апр, 2018 21:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 9 апр, 2018 04:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ardraeiss - 9 апр, 2018 14:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 9 апр, 2018 18:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Geňo Joginn - 8 апр, 2018 22:15 (UTC) - Развернуть
ardraeiss
8 апр, 2018 19:45 (UTC)
> Биологизаторство с точки зрения современности - единственная лазейка в будущее.
И на чём базируется такой широты вывод? Чем подтверждается? Ну, кроме Вами здесь уже вываленного "верую ибо абсурдно" "верую ибо так хочу".
Geňo Joginn
8 апр, 2018 20:45 (UTC)
на принципиальных ценностях тех, кто это сейчас решает. Для них жизнь Сотворённая имеет строго фиксированную цену отправной точки вычислений. Разумеется, они далеки от того, чтобы всем и каждому подтирать сопли. Но биологическое явление они скорее склонны приговорить к презервации, поскольку осознают, что мир Сотворён вместе со всеми существами, и сотворён не ими.

Напротив, явление, подчёркнуто враждебное человечности, мирному сосуществованию и милосердию, подводящее под такой modus vivendi идеологический базис и смущающий этим базисом соседей, рано или поздно будет признано безусловной угрозой, которую необходимо устранить любой ценой.

Вот вам Путь Жизни и Путь Смерти, навскидку.
(без темы) - ardraeiss - 8 апр, 2018 21:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Geňo Joginn - 8 апр, 2018 21:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ardraeiss - 8 апр, 2018 21:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Geňo Joginn - 8 апр, 2018 22:04 (UTC) - Развернуть
nil_0
8 апр, 2018 15:12 (UTC)
:^)
Рассуждения о "генетической памяти" и "органической (не)способности" применительно к высшей нервной деятельности человека обычно свидетельствуют о безграмотности рассуждающего в области биологии. Т.е. у меня восприятие такого рода рассуждений идёт примерно так: "Надо же, вроде бы цивилизованный человек, в штанах ходит, ширинку не забывает застегнуть, а обо$R@лся публично даже не будучи пьяным."
Geňo Joginn
8 апр, 2018 15:59 (UTC)
Re: :^)
потому что в истории хочет остаться, хотя бы как обосравшийся пьяный долбоёб. не всякий дотягивает до рифеншталь если что
17ur
8 апр, 2018 21:38 (UTC)
Re: :^)

Я думаю, здесь скорее непонимание того, что в ораторских поисках надо вовремя останавливаться. Поэтам можно многое из того, чего политрукам нельзя, а политруки этого не понимают и в метафорах легко переходят границы.

Думаю, если тому же Никите Сергеевичу предъявить "генетическую память", не моргнув глазом выдаст что-нибудь о фигуре речи, кённинге, и даже не поймёт претензий к себе. Как министр культуры в своё время выдал "лишнюю хромосому".
( Всего-то 35 — добавить )

Latest Month

Апрель 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger