?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Написано по поводу суеты вокруг некоего мессенджера. Именно по поводу, а не по причине. "В мировом масштабе". Без упоминания самого мессенджера.

А если "в масштабе", то и под кат.

Город - это решение по производству порядка в обществе. Переулок безопаснее лесной тропы между деревнями, поэтому в городе можно заниматься делами более сложными, более быстрыми и более продолжительными, нежели в нескольких деревнях. И бегство от сеньора в город "у них там", и город как административный центр "у нас тут" - разные формы одного и того же решения. Так что, похоже, оно у хомо сапиенса неизбежно.

В деревнях бабы судачили у колодца. Обсуждали совместную деятельность, жёстко ограниченную природными, то есть изначально заданными и невозможными для сколько-нибудь предсказуемого улучшения условиями. Деятельность в пределах одной семьи, в пределах одной деревни и проч.. Если нового материала для обсуждения не было, то его выдумывали. Критически важным компонентом обсуждения здесь выступало само изложение: мимика, жесты, интонации - общались люди, друг друга знающие давно и прочно.

У мужиков было примерно то же самое с поправкой на иные формы доступного/разрешённого/обычного насилия как средства ограничения полёта фантазии собеседника. "А в морду за базар?"

Эта деятельность - "толковище у колодца" - эффективно уничтожала саму возможность сколько-нибудь сложного порядка: сложного, ловкого и продолжительного совместного действия. Удовлетворение сенсорного голода было важнее будущей совместной деятельности чисто телесно, на биологическом уровне. И такое удовлетворение через особо удачные сплетни, "чтобы её перекосило", непременно вело к накоплению и поддержанию некоторого уровня взаимной обиды, ограничивавшей возможное доверие как сырьё/основу для порядка.

Переход "деревня-город" с "толковищем у колодца" разобрался двумя путями.

Во-первых, "службой новостей", то есть распространением информации легче проверяемой и в общем более интересной (с лучшей перспективой использования к собственной выгоде), чем свежевыдуманное соседкой. "В эфире радиостанция "Маяк"."

Во-вторых, "культурой" в жанре театра, начиная с уличного - мимика, жесты, интонации более убедительные, нежели у соседки. Кровь из клюквенного сока опять же почти как настоящая, и её в любом случае больше, чем из царапин на щеке у доставшей соседки.

Понятно, что процесс не был блицкригом, он длился столетиями и никогда не окончится: "толковище у колодца" воспроизводится всегда и везде, если потенциально болезненные для шкуры обывателя темы не закрыты газетёрами, а Карузо обыватель слушает в исполнении/изложении Фимы Рабиновича.

Такое воспроизведение приколодезного можно видеть и в классическом "война с турками будет", и в пресловутых "городских слухах"...

Более того, расщепление "толковища у колодца" на "полезные новости" и на "монолог Гамлета" стало не только сопровождением перехода "деревня-город", но и местом уязвимости производных от него решений.

Ведь всегда остаётся соблазн обратного совмещения "новостей" о происходящем вокруг с "монологом" под звук рвущейся на груди рубахи.

Такое работает, такое воспринимается окружающими легче, чем рутинные новости и сериалы, такое доступнее дилетанту, такое дешевле для профессионала, а хваткому предпринимателю под такое можно создавать решения вроде разновсяких мессенджеров.

Образ "глобальной деревни" за авторством тов. Маклюэна можно критиковать вдоль, поперёк и всяко, но я полагаю сложным спорить с тем, что сложившаяся в примитивных поселениях практика "толковища у колодца" ныне бравурно отвоёвывает ранее утерянные в обществе позиции. Или, то же самое, общество деградирует.

Другое дело, что деградирует оно не под единую глобальную деревню, а под миллион локальных с сильно распределённым населением, благо к излюбленному колодцу теперь ногами стремиться не надо, достаточно ссылку кликнуть на любой широте и на любой долготе.

Можно спросить, а зачем вообще туда стремиться? Алексей Николаевич Толстой, помнится, однажды про поросят в мешке высказался "им там тепло и вонько". Вот и для людей те же дела. За тем же.

А одна большая деревня разъест вам своей теплотой и вонькостью сложный порядок в городских агломерациях, или тысяча мелких это сделает - разница чисто техническая. Состоит разница в том, когда истлевшее наконец порвётся. Термосы, зонтики, хорошее настроение, печеньки (см. "Майдан") - а потом оглушительные успехи ГП "Антонов", яростными прыжками боевого гопака в XXI век.

Это не попытка поиздеваться или напредсказывать гадостей. Скорее уж предпосылки к прикидкам, как оно пойдёт. "Оно" - это следующий раунд обуздания "толковища у колодца".

Направления, рискну утверждать, будут теми же.

Во-первых, новости, потребителю нужные в смысле приобретений или уклонения от потерь; плюс изложенные качественно и понятно для потребителя. Отсюда следует избирательность, которую придётся обеспечивать службам и фильтрам новостей на уровне района и посёлка с делегированием "наверх" новостей, общих для нескольких районов или посёлков. Следует так же необходимость приучения к таким новостям как к основной части обыденного потребления с отказом от новостей глобально-исторических.

Всё это невозможно, с одной стороны, без "интеллектуальных" фильтров новостей на уровне дома или школы и, с другой стороны, без ограничения распространения "уличных", "приколодезных" новостей.

Дело недешёвое, и основной вопрос его ведения скажется в приспособлении создаваемых качественных местных служб новостей к каким-то полезным делам на местном же уровне, чтобы эти службы хоть как-то отбивались по деньгам. Такое, в свою очередь, невозможно запустить без действующей системы оценки уровня жизни в числах по куче критериев в конкретной точке географии - иначе саму полезность какого-то нового дела аудитории не объяснишь и новость не сформулируешь.

Во-вторых, культура, а если точнее, то дело Крутикова-Велюрова. Эстрадная публика до телевизора как раз и удовлетворяла сенсорный голод вчерашних деревенских, - на неё ходили смотреть, а не только слушать - в обмен на это удовлетворение редактируя культурный и образовательный уровни аудитории.

Да, из телевизионной эпохи, даже чёрно-белой, что Крутиков, что Велюров выглядят смешными и устаревшими. А нынешние роскошные цветные телевизионные говорильни с имитацией того самого приколодезного общения ни смешно, ни устарело вовсе не выглядят, ага-ага, как можно такое думать.

Отсюда решение: студии с хорошим техническим оснащением на содержании у казны или любого, считающего себя казне равнодостойным. При студиях облака авторов-любителей и комментаторов для обеспечения обратной связи, нарабатываемая и редактируемая здоровенная библиотека заготовок. С тем, чтобы любому заметному "информационному поводу" наследовало быстрое создание и массовое распространение качественных/доходчивых/запоминающихся текстов-речей-видео уровня произведений искусства. Законченных продуктов. Короткометражек, если хотите.

Здесь не обойтись, с одной стороны, без довольно жёсткого отбора персонала, а с другой - без превознесения тех отобранных, у кого на этой работе станет что-то получаться. Конкурсы, награды, места в президиумах. Если с отбором условная "система" справится, не впервой, то превознесение означает отъём жирного куска у "культурного сообщества" в его нынешнем состоянии. Последнее влечёт визг галактических масштабов, мол, "культурная катастрофа" и "насилие над художественным чувством" - или что эти удачно устроившиеся индивидуумы ещё придумают.

"Впрочем, это уже совсем другая история". Или та же, но потом. А пока я всего лишь предложил, см. заголовок, что делать со свободой слова в следующие полвека.

Спасибо за внимание.


Comments

17ur
21 апр, 2018 18:46 (UTC)

Тащем-то, "распределённый колодец" тут и придумали, когда прошили партийными активистами советы. Выглядело, кстати, приличнее, чем сейчас.

Я не уверен, что кого-то вообще надо запрещать. Другое дело, что для поиска выхода из сложившегося положения сперва надо понять, что принципиальной разницы между "тридцатью миллионами расстрелянных" и "тремястами трупами в Кемерово" нет, что это одно и то же.
hoholusa
21 апр, 2018 19:02 (UTC)
Кому надо понять ? Власти ? Если она не может этого понять, ту ну её в дупло. Пользополучателям "колодца" ? Они это прекрасно понимают.

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger