?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Позитивное право, то есть "писаные законы", я понимаю как продукт трансляции естественного права. То бишь то, что случилось или могло бы случиться ("отношения") между А и Б, - в реальном мире - записывается так, чтобы можно было применить к случившемуся или могущему случиться между Ю и Я.

Впечатления от реальных дел между А и Б нарезают на дольки словами конкретного языка в конкретную эпоху. Потом из нарезанного убирают всё, что "не важно": мол, не повторится потому, что Ю и Я в своём окружении не похожи на А и Б в своём.

И записывают. Сначала клинописью.

Позитивное право нужно для обеспечения совместной сложной и продолжительной деятельности, то есть для того, чтобы можно было создавать предприятия, пользоваться ими и распускать их. Чем лучше работает позитивное право, тем сложнее и продолжительнее обеспечиваемая им деятельность: тем больше народу в неё вовлечено, тем более разнообразные действия её составляют, и перед тем большим количеством внешних обстоятельств она устойчива.

От рисовой плантации в долине Нила до строительства ДнепроГЭСа путь тот ещё, и этот путь можно описать как "законы становились всё лучше".

Необходимым условием успеха позитивного права ("хороших законов") станет успех его трансляции из естественного. То, как реальный случай рубят словами, сколько лишнего оставляют и сколько нужного выбрасывают. Зачем? Затем, чтобы потом на это прокрустово ложе устраивать другие реальные случаи так, чтобы они не раздражали.

Так вот, мнится мне, что вся философия, от корки до корки, нужна для обеспечения успеха этой трансляции. Что она возникла в человеческом обществе и была поддерживаема им только для этой цели.

Правильное, точное и раздельное восприятие вещей и действий. Уникальность и различие предметов как одушевлённых, так и неодушевлённых. Правильное и точное именование впечатлений - это нужно для их записи. Потери при передаче записанного в пространстве и во времени, причём как постепенные (аналоговые), так и разовые (дискретные). И так далее.

Рискну утверждать, что нет такого вопроса, который мог бы озаботить хорошего философа, но стал бы безразличен хорошему судье в каком-то деле. Общество, которое кормит философа, инвестирует в качество "писаных законов" - и в своё дальнейшее продвижение по пути цивилизации как способности к той самой совместной сложной и продолжительной деятельности, от рисовой плантации к ДнепроГЭСу.

Отсюда "такое, значит, предложение"(с).

Заявить казённое содержание... извините, я сегодня старомоден... правительственные гранты для студентов и работников всяких там философских факультетов, кафедр, ВУЗов, академий и всего остального, включая кустарей с процессором (не меня, я на этой теме отдыхаю), под следующую деятельность.

Прочесть статью УК или КоАП РФ. Помотаться за казённый счёт по судам, рассматривающим дела по этой статье. Может быть, даже проконсультироваться у казённого человека, - прокурора? - чтобы дела были очень и очень разные, хотя статья одна и та же. И за упомянутый грант предоставить исследование по адекватности статьи окружающей действительности (она, зараза, меняется - действительность, а не статья). Не в смысле "ценностей развитого общества" и прочей фетишни, - за это пускай Госдеп платит - а в смысле, указанном выше: насколько хорошо убирают частные, невоспроизводящиеся обстоятельства; насколько плохо режут обстоятельства общие, возникающие каждый раз; насколько всё это хорошо описано и записано.

Что делать с купленными исследованиями? А в Думу их (не в Сирию). Во фракции. Суркову посмотреть в перерывах между стихотворчеством. Это просто контур обратной связи в законотворческой деятельности, слегка отличный от такого идеального, такого волшебного, такого сияющего "мнения народа".

Да, и зачем ограничивать гранты "статьёй УК или КоАП"? Философов толпы. Всякий новый писаный закон может быть взят целью такого гранта. Для корректировки, отличной от площадной - той, что управляется тем же Госдепом - и намного опережающей её.

Товарищ майор, ну Вы поняли. Спасибо за внимание.


Comments

dmi_try
7 май, 2018 16:05 (UTC)
Так-то всё верно, только термином "естественное право" пользуются для обозначения права противоестественного: богоданного, обусловленного общечеловеческими ценностями, незримо вытекающего из неписанного общественного договора и т.п. Оно так сложилось в эпоху Просвещения, благодаря Руссо и всяким "самоочевидным истинам" из текстов американских и французских конституционалистов. То, о чем вы говорите, именуется в теории права чуть корявым термином "общественные отношения"(ни малейшей связи с PR, смысл здесь практически противоположный: просто набор неких уже свершившихся фактов "как есть").

Latest Month

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger