Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Ахтунг, демшиза.

Итак, учитав в моём ЖЖ выражение "православная антисоветчина", weird_thing почуял запах крови и снабдил меня статьёй Марии Чегодаевой, доктора филологических наук и публициста, под названием "ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА" с подзаголовком "Социалистический реализм -мистерия счастья" ("Независимая газета" от 10 авг. 2005 г.). В своих комментах к этому произведению на известном ресурсе товарищ weird_thing охарактеризовал автора как "православную на всю голову". Достаточно резкая оценка и к тому же, имхо, неправильная. Статья, однако, представляет собой непроходимый материал... в смысле, пройти мимо невозможно. Демшиза маскируется под православие, да ещё с "культурными" вывертами. Текст будет долгим и скучным.

Итак, базовый тезис статьи "большевизм в России подменил религию". Тезис не доказывается автором никак - многочисленные повторы не в счёт. Посему я вынужден напомнить несколько вещей, о которых писал раньше.

1. Февраль, Октябрь и Гражданская произошли в стране, в которой примерно четыре пятых населения представляли собой одну и ту же социальную группу - крестьян, с достаточно схожими стремлениями, убеждениями и этикой поведения (работа на земле - она такому способствует). Конфликт 1917-го года разрешился через Гражданскую войну, то есть бороться за свои идеи было позволительно любыми средствами и избежать ответственности за слово, дело, молчание и недеяние было невозможно. Победу в такой схватке мог одержать только тот проект, который четырём пятым населения страны нравился или по крайней мере не вызывал такого отторжения, как остальные. Реализовываться этот проект мог только с опорой на стремления, убеждения и этику помянутой части населения (заметьте - я не сказал "интересы"; интересы, убеждения и этика часто друг другу противоречат). Спрашивается в задачнике - что ещё, кроме тоталитарного общества (цвет флага тут неважен) могло в таком случае получиться?

2. Ипостаси Церкви как "хранителя последней истины" и как "системы идеологического обеспечения общежития" - вещи в принципе разные. Они друг другу не противоречат, но и не взаимообуславливаются. Для того, чтобы закрыть обе эти роли, нужно а) согласие самого общежития, б) наличие организационного, материального и человеческого ресурса. Если обе эти роли закрыть нельзя, надо выбирать. С учётом вышесказанных требований.

Итак, было ли согласно русское общество на продолжение "руководящей и направляющей" роли РПЦ? Ответ: нет. За неимением самой этой роли. Синодальная структура управления, которую не большевики придумали, привязала РПЦ к государству - тому самому, которое ухнуло в Феврале тоже безо всякого участия большевиков. РПЦ, кстати, отреагировала очень быстро и скорее адекватно на всех своих соборах, но в любом случае было уже поздно, события развивались слишком стремительно. Продержись февральский режим лет пять или получи РПЦ разрешение на восстановление патриаршества году так в 1904-м - всё могло быть по-другому. Вкупись РПЦ в охранительный проект русского черносотенства не на уровне отдельных деятелей, а как структура - многих бед можно было бы избежать. Однако в текущей реальности вскоре после Февральской революции число причащавшихся солдат упало в десять раз (до революции причастие было обязательным). То есть "услуги" РПЦ очевидно рассматривались населением в одном пакете с "услугами" только и именно царской бюрократии, и отказ тоже был пакетным.

Теперь поговорим об организационном, материальном и человеческом ресурсах Церкви.

Организационный ресурс у Церкви был скорее в порядке, я тут не стану рассматривать вопросы "обновленческого" движения, замечу только, что РПЦ достаточно легко его перенесла даже с учётом поддержки, которую "обновленцам" оказывала новая власть. Кроме того, репрессалии большевиков против клира РПЦ, в общем-то, вынесла полегче, чем католическая церковь во Франции после известных событий.

Материальный ресурс характеризовался тремя вещами - обилием материальных активов, желанием их сохранить и неспособностью их защитить. РПЦ могла сделать исключительно сильный ход, добровольно пожертвовав свои ценности - примерно в тех же масштабах,в которых их отобрали большевики - на борьбу с голодом, разрухой и проч. (большевики, ясное дело, отправили бы их, как и случилось, на мировую революцию). Ключевое слово здесь "добровольно". То, что церковные ценности пришлось *отбирать*, нанесло больший ущерб именно РПЦ, а не большевикам - не в том Церковь была положении, чтобы чисто на языках попытаться это дело сорвать, а образ "попы хотели отсидеться" чести РПЦ не сделал и лишил её всякого права на мнение в глазах не только новой власти, но и населения.

Человеческий же ресурс - вот тут дело было аховое. Священнослужителей, способных противостоять революционным агитаторам и идеологам, даже местечковым и малообразованным, в открытом диспуте - а диспуты играли в Гражданской роль не меньшую, чем перестрелки - оказалось прискорбно мало. Относиться к этому факту можно по-разному: можно сказать, что священнослужители и не обязаны спорить с комиссарами, можно сказать, что общий уровень образования в стране сказывался и на уроне образования в РПЦ, но факт остаётся фактом - РПЦ проиграла идеологическое противостояние в Гражданскую не только потому, что у красных штыки были острее.

То есть РПЦ оказалась перед выбором: какую именно из ролей ей закрывать - "хранителя истины" или "идеолога". Это важно понимать, прежде чем из сегодняшнего дня выдвигать к прежним дням претензии.

3. Тоталитарное общество характеризуется сильным (во всех смыслах) идеологическим обеспечением - это самоочевидно, единство надо поддерживать. Кандидат на эту роль может быть только один, что тоже очевидно. Как было показано выше, тоталитаризм в России двадцатого века после 1917-го года был неизбежен. И белые, победи они и займись решением задач, для России актуальных, точно так же дали бы РПЦ по рукам. Методы, возможно, оказались бы иными, чисто экономическими, но и влияние, и финансовые, и организационные возможности РПЦ были бы точно так же сведены к минимуму. Единственной альтернативой такому положению дел был бы тоталитаризм православный, но возможности для него, повторю, были упущены, имхо.

Роль "общественного идеолога" взяла на себя Партия. Что у неё было? У неё был марксизм, который представлял собой нечто совершенно новое в человеческой истории, а именно гремучую смесь адекватной для своего времени экономической теории с этическими претензиями к существующему строю, сдобренную немалой долей визионерства. Я затруднюсь отнести марксизм к религии, хотя в его этической составляющей не было ничего такого, что не выглядывало бы в прежних христианских ересях. Если уж не совсем серьёзно заметить, что монотеизм можно соотнести с автократией, а политеизм с олигархией, тогда марксизм можно охарактеризовать как первую в мире демократическую религию, тем более, что его декларированный атеизм на деле оказался материалистическим - или даже агностическим - позитивизмом.

Прежде чем возмущённо взрёвывать и указывать на "зверства большевиков в отношении священнослужителей", прошу оценить тот факт, что христианство как секту "тупых и вшивых фанатиков-рабов" от взлётов богословия и церковной культуры, которая сформировала и светскую культуру целых цивилизаций, отделили столетия и столетия.

В общем, если марксизм и был религией, то в Церкви он (ещё?) не нуждался.

Партия, действительно, отправляла те функции, которая раньше отправляла Церковь. Но Партия, если уж говорить цинично, вообще не претендовала на роль "хранителя истины"; с её-то постоянными заклинаниями о "творческом развитии ленинского наследия" и обвинениями в догматизме. Идеологическое же обеспечение общежития, с задачами сохранения этического единства и - иногда - достижением экстатических состояний сознания, не является прерогативой религии, как не являются исключительной прерогативой религии (заостряю: не то, что Церкви, а религии вообще) вопросы использования веры.

Пример: пусть некая капиталистическая корпорация в Англии объявляет план постройки нового завода. Происходит презентация, имеются вопросы, в конце звучат аплодисменты, вполне возможно, громовые. Те же дела в СССР на районном партсобрании. Тоже презентация, тоже вопросы, тоже гром аплодисментов, вызванный верой в возможность осуществления задуманного. Вот только про первый случай никто не скажет, что корпоративность в Англии пытается подменить христианство, даже если из присутствующих на презентации никто в церковь не ходит. Те же дела про трансляцию моделей поведения - Голливуд очень трудно назвать христианским предприятием.

То есть сам тезис "большевизм пытался подменить собой религию" исходит из утверждения, что "в России только религия имеет право утилизировать веру". Я не критикую эту идею, я просто вытаскиваю её на свет.

Возвращаясь к статье. Иду с начала и до конца, дабы не было обвинений в подтасовках.

"То, что большевизм в России (равно как и национал-социализм в Германии) обрел характер религии, несомненно. Ее яркими чертами стало обожествление лидеров правящей партии, утверждение государственной идеологии в качестве непреложного "кредо", а также страсть к ритуальным действиям и символам, носящим безусловно сакральный характер. "

Это было вступление, своего рода аннотация. Уже видно элементарное незнание того, что такое "кредо", и отождествление его не со списком фактов, которые почитаются истиной, а с системой взглядов, которые от тех или иных фактов вообще-то зависят слабо.

"Уничтожение Бога трактовалось как величайшая победа большевиков."

Разбираю. Большевики хотели уничтожить Бога - того самого, в которого не верили. Кто-то - то ли они, то ли нет - счёл, что они своего добились и трактовал это как величайшую победу большевиков.

"Но за незатухающей войной советской власти с религией, за той яростью, с которой уничтожались и осквернялись храмы, убивались священники, губились древние иконы и книги, просматривается нечто, весьма напоминающее межконфессиональные противоборства времен кальвинизма в Англии, гугенотских войн во Франции или борьбы с расколом в России."

Это филолог пишет? Я ведь могу просто понять это предложение, как то, что храмы яростно уничтожали и оскверняли сами себя, священники яростно суицидничали, а древние книги и иконы с яростью себя губили. Повторю, однако: здесь описывается лишение конкурента средств по использованию веры, а не посягательство на хранимую им истину, каковое посягательство, кстати, определяло накал войн Реформации - там целые города под нож пускали. Убийство священников, кстати, не стоит целиком вешать на большевиков - банды без определённых проектов в Гражданскую на этом поприще потрудились более значимо.

"Большевики, придя к власти, устроили в стране непрекращающуюся "варфоломеевскую ночь". Борьба с религией в СССР по существу являлась непримиримой борьбой победившей религии, утвердившейся в качестве господствующей, с религией побежденной."

"Варфоломеевская ночь" - это редкий случай, когда именно традиционалисты разобрались с реформаторами, и аналогия тут пролетает подобно фанере над тем самым городом. Кроме того, в этом представлении совершенно по-идиотски выглядит относительный реннесанс РПЦ в войну, причём уже *после* самого угрожаемого периода войны.

"Природе сталинизма более чем что-либо соответствовала идея "антихристианства", т. е. антихриста, "черного Христа", обещающего людям мнимое "спасение". Сталин не говорил впрямую: "Я - Христос". Он фактически наделил себя "функциями" Спасителя и "прельстил" столь многих, сколь не прельщал ни один лжемессия. Изучение "сталинского социалистического реализма" служит убедительным тому подтверждением."

В теоретическом обеспечении большевизма понятия "спасения" нет вообще, то есть этот абзац - совершенный бред. Если чуть подробнее, то преображение человека в марксизме есть не спасение от изначального греха в какой-то внешней сущности не от мира сего, а очищение самого человека через преодоление и избавление от несовершенств этого мира, которые портят изначально хорошую суть человека. Это в принципе два разных подхода, и адепту второго присвоить себе "функции" первого невозможно.

"С начала единовластного правления Сталина искусство в СССР обрело поистине глобальное идеологическое и политическое значение."

Было бы интересно узнать о действительном месте искусства в жизни, по мнению филолога. Неужели только для элиты?

"Советская власть отлично понимала, какой мощной силой является искусство, как способно оно эмоционально влиять на души людей, какую неоценимую помощь оно может оказать ей, власти, в ее претензиях на право распоряжаться судьбой многомиллионного народа. Советскому искусству надлежало быть именно тем, чем всегда являлось сакральное искусство. Храмовое искусство для простых малограмотных людей всегда было "Евангелием в камне", пересказом Библии "в картинках", в совместных ритуальных действиях провозглашалась верность Богу и Церкви."

Собственно, именно из-за таких пассажей я не верю, что уважаемая доктор филологических наук - "православная на всю голову". Просто антисоветчица. Признать, что сакральное искусство предназначено для малограмотных людей - это сильно. Попутно, кстати, можно задать ехидный вопрос - как быть с резким повышением уровня образованности при Советах, при господстве того самого якобы "сакрального" искусства для малограмотных?

"Совершенно те же задачи ставились перед советским искусством: театрализованное, тщательно поставленное, оно все насквозь было пронизано ритуальными действиями, коллективными восхвалениями и заверениями в безграничной преданности Великому Вождю."

Хоть бы подумала над тем, чем "вождь" отличается от "пастыря", прежде чем выдвигать идею "подмены" несколькими абзацами выше.

"Взамен порушенного христианского воздвигалось советское сакральное искусство, во многом впрямую следующее традициям церковного искусства, будучи, однако, его искаженным и уродливым отражением."

Всё светское искусство изначально являлось "искажённым и уродливым отражением" искусства церковного. Везде. Всегда. Просто исторически именно у жрецов первыми появляются свободные ресурсы на проплату художников, а равно и темы для этих художников. Нужно время, чтобы светское искусство успело отойти в сторону по самостоятельной дорожке. Кстати, при Советах это случилось довольно быстро.

"У церковного искусства были "позаимствованы" его выработанные, утвердившиеся в сознании людей формы: величественная храмовая архитектура, монументальные росписи, торжественные обряды. ЦК ВКП(б) во главе со Сталиным "экспроприировал" все "принадлежащее" Церкви, в том числе искусство."

Как всё это дело "утверждалось в сознании" мужиков из сёл с деревянными церквушками, тех самых, которые забили на религию с началом революции, как я писал выше - Бог весть... Как ЦК ВКП(б) (Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков)), несколько десятков конкретных людей, могли "экспроприировать" "принадлежащее" Церкви искусство, спрашивайте автора. Я не знаю.

"Одна из "побед" ВКП(б) над христианством - это снос в 1934 году храма Христа Спасителя в Москве. Это была не просто ликвидация культового здания - это был ритуальный акт, сокрушение самого Христа. Не случайно на его месте должен был встать "советский храм" - Дворец Советов, "символ великих побед сталинской эпохи, олицетворение мощи и величия нашей страны, победоносно идущей под знаменем Ленина-Сталина к коммунизму"."

Разбираю. Снос ХХС был сокрушением самого Христа - в чьём представлении, в каком палантире автор это высмотрела? - потому, что на его месте должны были построить Дворец Советов, олицетворение мощи и величия и всё такое. Рекомендуется взять да и посмотреть перепланировки Московского Кремля, проводимые самыми что ни на есть царями - сколько там храмов пошло под снос и что на их месте строили... То, что символизм там был, несомненно - но на уровне "старого и нового", а не какого-то антихристианского экстаза. Придурков из "Общества Воинствующих Безбожников" я не считаю; когда их прикрыли, никто и слезинки не пролил, так что их влияние не стоит преувеличивать.

"Грандиозностью и пышностью этот "сталинский объект" ближе всего по стилю подходил именно к храму Христа Спасителя. Совершенно так же, как в нем, архитектура, живопись, скульптура должны были образовывать духовное пространство, в которое будут вовлекаться массы людей для участия в советском "богослужении". Пышностью и размерами этот дворец должен был многократно превосходить и снесенный храм, и самые знаменитые соборы Европы."

Уметь строить такие вещи - признак высокой цивилизации. И ещё одно соображение. Когда на месте старого "духовного пространства" пытаются организовать новое, это признак преемственности, смены поколений. Признак разрыва времён: когда на месте старого организовывают помойку, а новое пытаются строить на новом месте... Кстати, у нас филологи в метро ездят? По старым станциям? Нравится?

"Пресса тех лет доносит до нас замыслы проектировщиков, чудовищные по своей не знающей меры грандиозности: "На мощных пилонах будут 2 яруса 20-метровых многофигурных групп. Все 8 групп (по две друг над другом) выразят идею интернационального братства. На сцене Большого зала на 21 тыс. зрителей, 970 тыс. кв. м, будут мчаться всадники, автомобили, дефилировать полки и даже двигаться поезда. Главное фойе будет посвящено сталинской Конституции; эту тему отразит мозаичное панно на 690 кв. м. В парадных залах будет значительное количество тематических панно, плафонов и скульптур, посвященных революционному движению в СССР, истории партии, социалистическому строительству, Красной Армии, единению народов и т.п.". "

Что тут можно сказать, кроме "вау"? Чисто эстетически, без идеологической нагрузки? Ведь демократия не помешала Церетели своим Петром Москву пугать, а про эту статуёвину скажешь не "вау", скажешь "ва-ва-ва"...

"Внутреннее убранство предполагаемого Дворца Советов всецело совпадало с тем, что окружало верующих в соборах. В плафонах и картинах должен был предстать наглядный рассказ, воспроизводящий центральные эпизоды "священного писания" от ВКП(б) - "Краткого курса истории партии", тщательно разработанную советскую мифологию."

Опять-таки, филологическую степень не спрячешь. "Тщательно разработанная советская мифология" - это "центральные эпизоды "священного писания" от ВКП(б)". Вы поняли?

"Созданием мифологии было пронизано все советское официальное искусство. Основополагающим сталинским мифом был миф о торжестве победившего социализма - уже осуществившегося земного рая, пребывающего здесь и сейчас в советской действительности. Надлежало всеми средствами убедить свой народ и весь мир в реальности его существования - воплощении всех упований человечества."

"Мобилизационный проект" и "земной рай" - это взаимоисключающие понятия. Советская идеология как раз была нацелена на понятие "работы" и "делания", а "рай" - это всё же отдых после трудов праведных. Это когда "почил в бозе". Так что не надо тут проводить параллели с христианским понятием рая. Что же касается убеждения своих и чужих подданных в том, что у тебя тут сбылись все мечты человечества - это да, это только Сталин мог додуматься. С тех пор вообще никто. И голливудские фильмы с латиноамериканскими сериалами суть цитадель критического реализма.

"Самым впечатляющим примером зримого осуществления идеи "сталинского рая" предстала Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1939 года. О ней писали в центральных газетах следующее: "Выставка демонстрирует великие завоевания социалистического государства рабочих и крестьян. Достижения колхозного строя и индустриализации страны, счастливая жизнь деревни, братство народов СССР, экономический и культурный расцвет всех его республик - все это с большой художественной силой выражено в бесчисленных экспозициях и строениях этого города чудес. В сверкающих дворцах сказочного города создается художественный стиль, стиль монументальный, стиль социалистического реализма".

"Стиль социалистического реализма" проявил себя на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ) во всем своем великолепии. "Картинами, панно и пр. занято 8000 кв. м. 1000 барельефов, 400 скульптур, художественной резьбы 3700 кв. м., 40 тыс. кв. м архитектурно-декоративных работ". Трудно даже вообразить себе такое, какие-то астрономические цифры декоративно-орнаментальных украшений.

Сказочный город, город чудес - такое определение ВСХВ точнее всего отражало ее сущность. Город в городе, преображенная земля, цветущая и прекрасная - вот истинный смысл всего сооружения, менее всего призванного быть реальной выставкой сельскохозяйственной продукции. Ее главным предназначением было создание зримого "Царствия Божия на земле", коммунистического сталинского рая, в который можно войти, который можно увидеть уже сейчас, своими глазами...

"Территория в 136 га, достаточная для нормального расселения 70 тыс. жителей, благоустроена, озеленена и заполнена сотнями превосходных строений. Грандиозный размах выставки, величина ее территории, число, капитальность и богатство павильонов, разнообразие ценных строительных материалов... стройные, подобные стеблям лилий резные стволы колонн... розовый газнагский мрамор, майолика, гранит... золотые буквы текстов". "


Всё, что я могу сказать - несчастливы те времена, когда "трудно даже вообразить себе такое". И что - богохульством ли является такое приукрашивание реальности? Что, никто, кроме Церкви, не имеет права на него? Тут ведь нет никакой завязки на догмы и учения. Любопытно между прочим, что этот филолог думает о Диснейленде?

""И вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога... Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями... Улицы города - чистое золото... И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне; ибо слава Божия осветила его" (Апокалипсис, 21: 10-23). Разумеется, никто, вероятно и сам Сталин, не имели в виду такие прямые аналогии, но подсознательно творился именно преображенный мир - "Небесный Иерусалим" в коммунистическом исполнении. "Именно таким представляется город будущего, нашего светлого коммунистического завтра, - оставила запись в книге отзывов на ВСХВ старая учительница. - Я счастлива безмерно". "

Томаса Мора с Кампанеллой филолог, наверное, не читал, хотя это один из "трёх источников", а Библию за источник замполиты не признавали. Старая учительница... это лет тридцать стажа, то есть с 1909-го года, например... имхо, у таких людей есть право на собственное мнение, и наглым фарисейством тут станут и осуждение, и жалость.

"Идея воплотившегося "рая" требовала наглядного отображения в искусстве мифа о его творцах, разумеется, в первую очередь мифов о Ленине и Сталине. Портреты и "жития" вождей представали в той же роли, какую играли в храмах иконы святых или фрески с изображениями библейских событий. На скульптуру возлагалась другая миссия: ей надлежало творить культовые фигуры вождей, в первую очередь Ленина и Сталина, долженствующие служить центром общественной жизни советских городов и поселков; объектами народного поклонения. Здесь больше аналогий можно обнаружить не с христианским искусством, но с римскими форумами, статуями императоров и триумфаторов, которым воздавались божеские почести."

Заметьте - "жития" автор ассоциирует с фресками, а не с текстами... Памятниками же метили места сходов (форумов), когда те были ещё актуальны. В церквях же сходы никогда не проводились, замечу в скобках. Сейчас какие-то местные торжества проводятся у памятников солдатам, погибшим в войну. Если продолжать идеи автора, это чистой воды некромантия. Тоже, кстати, были триумфаторы, о чём не след забывать. Никого не напрягает?

"Дворец Советов задумывался чем-то вроде постамента памятника Ленину, обретшего в "сталинской мифологии" статус "Бога Отца". Поднятая на огромную высоту колоссальная фигура должна была быть значительную часть времени скрыта облаками, в самом буквальном смысле слова вознесена в "заоблачные выси" и, освобождаясь от облаков, выступала бы в озарении солнца подлинным сошествием Ленина "с небес".
Создатели проекта не могли не предвидеть подобного впечатляющего эффекта. "


И это пишет православная? Интересно, что она знает про Бога-Отца, чтобы проводить такие параллели?

"Над ВСХВ доминировала другая гигантская фигура - монумент, посвященный Сталину. Стоящий на мощном кубе грозный каменный 15-метровый истукан высился над павильоном механизации ВСХВ, над всей выставкой, над всей страной. Прообразом для этого монумента могли послужить разве что ассирийские и древнеегипетские колоссы с ликами фараонов и царей. "

Точно, с тех пор памятников никому не ставили. Гипотеза о том, что нормальная для индустриализации гигантомания могла наложиться на вполне комильфотное тогда стремление поставить памятник вождю - не-е-е-ет, это слишком просто. Древний Египет, и никак иначе.

"Вознесенные до неба, обожествленные вожди и деятели ВКП(б) составляли вершину сакральной пирамиды. "

Она вообще понимает, что значит "обожествить"?

"Ступенькой ниже шло активное мифологическое строительство на уровне "знатных людей", ударников социалистического труда, игравших в советской мифологии роль "праведников" и "угодников". Советские мифы творились по всем законам первобытного мифотворчества. Поразительна их близость с созданием религиозных мифов у древних народов. Рождались советские мифы не на пустом месте, как не на пустом месте рождались и библейские предания. Брался реальный факт - производственный рекорд, событие из области освоения Арктики и т.п., который подвергался дальнейшей мифологизации. Он обретал черты легенды, искажаясь до неузнаваемости, а нередко его фальсифицировали сразу от начала и до конца."

Любые мифы творятся по всем законам первобытного мифотворчества. Затем - "знатные люди" получались не "житийно", а результате подвига - единомоментного или растянутого на долгое время, но подвига. А это резко сужает поле аналогии с "праведниками" и "угодниками". Воздушный хулиган Чкалов - угодник? Нет, герой. Ну, и дальше совсем уж хорошо - "брался реальный факт", который "нередко фальсифицировали сразу от начала и до конца".

"Подлинный труд и его практическая польза для страны не интересовали партийное руководство"

Филолог.

"рекорд сплошь и рядом искусственно подстраивался, "подвиг" ставился как заранее задуманный спектакль. "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью..." В сталинской стране куда чаще быль препарировалась в сказку. Далее следовало то, что обычно происходит в мифотворчестве: "мифологема" сворачивалась до символа, знака, таким символом-знаком становились сами герои "мифологем", точнее, их имена: Стаханов, Мамлакат Нахангова и т.д. Достаточно было произнести имя, и за ним тотчас раскручивался соответствующий миф: Паша Ангелина - колхозное изобилие; Стаханов - производственные рекорды и т.п."

Да любое идеологическое обеспечение так работает и никак иначе... Спросите таджикскую девочку - уж её-то, надеюсь, не сочтёте подделкой под христианство?

"Вся жизнь ВСХВ, включая "обмены опытом", встречи и обильные награждения, представала сплошным ликующим праздником, грандиозной мистерией, в которой растворялись души участников, на какой-то счастливый срок перенесенных в "сталинский Небесный град" или, лучше сказать, воскрешенных, преображенных в нем. Лишь редкие единицы осмеливались не произнести, разумеется, а подумать: "Какая чудовищная ложь!" То ощущение "счастья", о котором писала в "Книге отзывов" старая учительница, несомненно, вполне искренне охватывало подавляющее число гостей ВСХВ, ослепленных и потрясенных пышностью павильонов, сказочным изобилием всего: картин, скульптур, фонтанов, плодов, снопов, рекордсменок - коров и т.д. В этой чудесно преображенной жизни человек и сам преображался: ощущал себя героем сказки, творимой наяву, живым символом сталинской эпохи."

Альтернатива? Кроме того, впечатляют сеанс хронотелепатии и знание того, что такое "счастье".

"Средствами искусства разыгрывалась мистерия счастья, в которую вовлекался зритель. Происходила фантастическая вещь: не искусство изображало реальных людей, это реальному человеку надлежало воссоединиться с художественным изображением, как бы войти в панно, зашагать в одном строю с "победителями сталинских урожаев". Стать подобием вознесенных над главным павильоном "комбайнера и колхозницы", высоко поднявших сноп, плод своих трудов, "символизирующий победу колхозного строя, которому посвящена выставка". "

Это нормальное средство пропаганды. Любой. В чём дело-то?

"И зритель был действительно счастлив тем, что он - этой силы частица. Посетители выставки ощущали себя "приобщенными" к великим сталинским свершениям. Они уносили это горделивое чувство в свою черную городскую "коммуналку", свой нищий колхоз с его издевательскими "трудоднями"... "Это какой-то дивный сон" - так сформулировал впечатление от ВСХВ в своем выступлении на съезде животноводов 80-летний чабан из Азербайджана. "

А, наконец-то, интеллигент о кормёжке... Итак. Можно расселить коммуналки и дотировать колхозы. Если есть деньги. Если денег мало, то лучше всего заставить людей работать, чтобы со временем денег стало больше, чтобы можно было расселить коммуналки и дотировать колхозы. Заставить людей работать можно двумя способами - кнутом и пряником. Деньги можно потратить на кнут, а можно на "горделивое чувство". Что гуманнее, предоставляю решать читателям. А чего хочет филолог, я не знаю. Наверное, по интеллигентской привычке хочет работать совестью, ни за что не отвечающей...

"Особую роль во всем этом мифотворчестве играла интеллигенция. Униженная, запуганная арестами, она постоянно ощущала свою неполноценность, чуть ли не "незаконность" своего существования. Сталинская власть ежеминутно напоминала об этом, указывая "надлежащее" ей место. С другой стороны, творческая интеллигенция была включена в систему сталинских "мифологем": артистам, писателям отводилась своя роль в качестве "символов", носителей мифа о небывалом расцвете искусства и культуры в сталинском "раю". На всех кремлевских празднествах, во всех ликующих шествиях на выставочных панно среди "знатных людей" непременно дефилировали артист Иван Москвин, писатель Алексей Толстой, певица Валерия Барсова и другие знаменитости. Но - и это главное - на творческую интеллигенцию возлагалась задача быть создателями мифического "рая", его архитекторами, певцами и режиссерами. "

Рай-рай-рай... приспичило ей. Ведь если написать правду, т.е. "светлое будущее" - да, именно в кавычках, то весь пафос сгинет. Будет обычная, нудноватая демшиза.

"Однако это "режиссура" была особого рода - не свободное творчество, но четкое, "на высшем уровне" исполнение установленного обряда, который священнослужитель обязан идеально знать и воспроизводить до мелочей. Совершенно так же обстояло дело с "мистериями" сталинской мифологии. В сталинском "обряде" было четко зафиксировано, какими должны быть концерт самодеятельности, экспозиция выставки, декоративное панно и т.п."

В чёрном-чёрном доме на чёрной-чёрной улице... Бумагу на стол. С "высшего уровня". В которую заглядывали Барсова и Толстой. "Список обрядов" или как она там зовётся. А то стиль и ритуал - это обычно разные вещи, и не надо их подменять.

"Художникам, писателям, режиссерам надлежало быть не вольными творцами, но покорными исполнителями строго регламентированных ритуальных действий, долженствующих держать советский народ в состоянии восторженной экзальтации и готовности в любую минуту . В этом и заключалась центральная задача всей сталинской пропаганды средствами искусства: "Правдивость изображения действительности должна сочетаться с задачами идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма". Эта провозглашенная Андреем Ждановым на Первом съезде советских писателей в 1934 году установка была вписана в Устав Союза писателей СССР. Искусству предписывалось творить "нового советского человека", "воспитывать" массы в духе, потребном партии и правительству."

Нууу, это уже скучно. Провозглашать "дух социализма" тождественным готовности "в любую минуту радостно броситься под колеса сталинской колесницы" - такое надо доказывать. Если вообще возможно доказать метафору. Филоложество получается.

"Советскому человеку надлежало пребывать в состоянии постоянного энтузиазма. Было в этом что-то удивительно инфантильное, "вечно-пионерское". Советские люди должны были оставаться вечными подростками - счастливыми, наивными, всегда готовыми радоваться, ликовать, маршировать, играть в "войну". Романтической игрой представала Гражданская война, где "красные" шутя побеждают "белых"; романтической игрой рисовались и война в Испании, и финская кампания, и бои на озере Хасан."

Постоянство энтузиазма обуславливалось конкретными нуждами народа и государства в то время. Обычно идеологическое обеспечение работает на то, чтобы энтузиазм мог включаться и выключаться по сигналу. Вне зависимости от строя и режима.

"Красные шутя побеждают белых"... "Тихий Дон". Даже филолог мог бы его прочесть.

"Экзальтированные духовные "подростки" не подвергали сомнению ни одно, самое чудовищное по жестокости деяние Сталина. Именно они вопили у дверей Дома Союзов во время процессов 1937-1938 годов: "Да здравствует великий Сталин! Да здравствует партия большевиков!" Только с таким ослепленным, обманутым народом Сталин и его клика могли в течение стольких лет властвовать над Россией. "

Вот оно, выпестованное. 1937-й. Плачьте, православные, именно о 1937-м, о самом чудовищном по жестокости деянии Сталина... Для чего, наверное, всё и писалось. Колю Бухарина в святые отцы не желаете?

"В послевоенные годы "сакральность" советского искусства приобрела уже вполне откровенный характер. Тема "Сталин - бог" прямым текстом, разумеется, не заявлялась, но, несомненно, подразумевалась и даже не слишком вуалировалась. В дни 70-летия Сталина во время всенародного гуляния вечером 21 декабря 1949 года в небе над Кремлем вспыхнул ярким сиянием лик Сталина. Портрет был освещен таким образом, что от него расходились по всему небу лучи. Это весьма напоминало нисхождение Святого Духа, как его обычно изображают на иконах. "

В этой статье столько проницательных разоблачений, столько вскрыто этих "подразумеваний", что не всякому филологу такое под силу. И даже не всякому специалисту по освещению портретов, который всё знает о различных способах такого освещения.

"Юбилей Сталина предстал таким всенародным "богослужением", какого еще не знала советская история. Его воплощением явилась выставка подарков Сталину. Под нее было предписано занять Музей изобразительных искусств им. Пушкина целиком. Великие творения искусства были отправлены в запасник, анфилады музейных залов превращены в нечто очень похожее на ВСХВ. Открывал экспозицию зал РСФСР, дальше следовали залы Украины, Белоруссии и других республик. Все одинаково парадные, со знаменами, панно, коврами, картинами, вазами, рапортами Вождю о достигнутых успехах и свидетельствами всенародного изобилия, даже точно такими же муляжными фруктами, снопами и наборами конфет, как на ВСХВ. Все народы нашей страны и соцстран присягали в верности и любви к своему великому Отцу народов. Повсюду, и у нас, и за рубежом, рисовали, лепили, вышивали, выпиливали портреты Юбиляра."

Всё-таки пробивает на корпус. С большой буквы, ага.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments