?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Ахтунг, демшиза.

Итак, учитав в моём ЖЖ выражение "православная антисоветчина", weird_thing почуял запах крови и снабдил меня статьёй Марии Чегодаевой, доктора филологических наук и публициста, под названием "ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА" с подзаголовком "Социалистический реализм -мистерия счастья" ("Независимая газета" от 10 авг. 2005 г.). В своих комментах к этому произведению на известном ресурсе товарищ weird_thing охарактеризовал автора как "православную на всю голову". Достаточно резкая оценка и к тому же, имхо, неправильная. Статья, однако, представляет собой непроходимый материал... в смысле, пройти мимо невозможно. Демшиза маскируется под православие, да ещё с "культурными" вывертами. Текст будет долгим и скучным.

Итак, базовый тезис статьи "большевизм в России подменил религию". Тезис не доказывается автором никак - многочисленные повторы не в счёт. Посему я вынужден напомнить несколько вещей, о которых писал раньше.

1. Февраль, Октябрь и Гражданская произошли в стране, в которой примерно четыре пятых населения представляли собой одну и ту же социальную группу - крестьян, с достаточно схожими стремлениями, убеждениями и этикой поведения (работа на земле - она такому способствует). Конфликт 1917-го года разрешился через Гражданскую войну, то есть бороться за свои идеи было позволительно любыми средствами и избежать ответственности за слово, дело, молчание и недеяние было невозможно. Победу в такой схватке мог одержать только тот проект, который четырём пятым населения страны нравился или по крайней мере не вызывал такого отторжения, как остальные. Реализовываться этот проект мог только с опорой на стремления, убеждения и этику помянутой части населения (заметьте - я не сказал "интересы"; интересы, убеждения и этика часто друг другу противоречат). Спрашивается в задачнике - что ещё, кроме тоталитарного общества (цвет флага тут неважен) могло в таком случае получиться?

2. Ипостаси Церкви как "хранителя последней истины" и как "системы идеологического обеспечения общежития" - вещи в принципе разные. Они друг другу не противоречат, но и не взаимообуславливаются. Для того, чтобы закрыть обе эти роли, нужно а) согласие самого общежития, б) наличие организационного, материального и человеческого ресурса. Если обе эти роли закрыть нельзя, надо выбирать. С учётом вышесказанных требований.

Итак, было ли согласно русское общество на продолжение "руководящей и направляющей" роли РПЦ? Ответ: нет. За неимением самой этой роли. Синодальная структура управления, которую не большевики придумали, привязала РПЦ к государству - тому самому, которое ухнуло в Феврале тоже безо всякого участия большевиков. РПЦ, кстати, отреагировала очень быстро и скорее адекватно на всех своих соборах, но в любом случае было уже поздно, события развивались слишком стремительно. Продержись февральский режим лет пять или получи РПЦ разрешение на восстановление патриаршества году так в 1904-м - всё могло быть по-другому. Вкупись РПЦ в охранительный проект русского черносотенства не на уровне отдельных деятелей, а как структура - многих бед можно было бы избежать. Однако в текущей реальности вскоре после Февральской революции число причащавшихся солдат упало в десять раз (до революции причастие было обязательным). То есть "услуги" РПЦ очевидно рассматривались населением в одном пакете с "услугами" только и именно царской бюрократии, и отказ тоже был пакетным.

Теперь поговорим об организационном, материальном и человеческом ресурсах Церкви.

Организационный ресурс у Церкви был скорее в порядке, я тут не стану рассматривать вопросы "обновленческого" движения, замечу только, что РПЦ достаточно легко его перенесла даже с учётом поддержки, которую "обновленцам" оказывала новая власть. Кроме того, репрессалии большевиков против клира РПЦ, в общем-то, вынесла полегче, чем католическая церковь во Франции после известных событий.

Материальный ресурс характеризовался тремя вещами - обилием материальных активов, желанием их сохранить и неспособностью их защитить. РПЦ могла сделать исключительно сильный ход, добровольно пожертвовав свои ценности - примерно в тех же масштабах,в которых их отобрали большевики - на борьбу с голодом, разрухой и проч. (большевики, ясное дело, отправили бы их, как и случилось, на мировую революцию). Ключевое слово здесь "добровольно". То, что церковные ценности пришлось *отбирать*, нанесло больший ущерб именно РПЦ, а не большевикам - не в том Церковь была положении, чтобы чисто на языках попытаться это дело сорвать, а образ "попы хотели отсидеться" чести РПЦ не сделал и лишил её всякого права на мнение в глазах не только новой власти, но и населения.

Человеческий же ресурс - вот тут дело было аховое. Священнослужителей, способных противостоять революционным агитаторам и идеологам, даже местечковым и малообразованным, в открытом диспуте - а диспуты играли в Гражданской роль не меньшую, чем перестрелки - оказалось прискорбно мало. Относиться к этому факту можно по-разному: можно сказать, что священнослужители и не обязаны спорить с комиссарами, можно сказать, что общий уровень образования в стране сказывался и на уроне образования в РПЦ, но факт остаётся фактом - РПЦ проиграла идеологическое противостояние в Гражданскую не только потому, что у красных штыки были острее.

То есть РПЦ оказалась перед выбором: какую именно из ролей ей закрывать - "хранителя истины" или "идеолога". Это важно понимать, прежде чем из сегодняшнего дня выдвигать к прежним дням претензии.

3. Тоталитарное общество характеризуется сильным (во всех смыслах) идеологическим обеспечением - это самоочевидно, единство надо поддерживать. Кандидат на эту роль может быть только один, что тоже очевидно. Как было показано выше, тоталитаризм в России двадцатого века после 1917-го года был неизбежен. И белые, победи они и займись решением задач, для России актуальных, точно так же дали бы РПЦ по рукам. Методы, возможно, оказались бы иными, чисто экономическими, но и влияние, и финансовые, и организационные возможности РПЦ были бы точно так же сведены к минимуму. Единственной альтернативой такому положению дел был бы тоталитаризм православный, но возможности для него, повторю, были упущены, имхо.

Роль "общественного идеолога" взяла на себя Партия. Что у неё было? У неё был марксизм, который представлял собой нечто совершенно новое в человеческой истории, а именно гремучую смесь адекватной для своего времени экономической теории с этическими претензиями к существующему строю, сдобренную немалой долей визионерства. Я затруднюсь отнести марксизм к религии, хотя в его этической составляющей не было ничего такого, что не выглядывало бы в прежних христианских ересях. Если уж не совсем серьёзно заметить, что монотеизм можно соотнести с автократией, а политеизм с олигархией, тогда марксизм можно охарактеризовать как первую в мире демократическую религию, тем более, что его декларированный атеизм на деле оказался материалистическим - или даже агностическим - позитивизмом.

Прежде чем возмущённо взрёвывать и указывать на "зверства большевиков в отношении священнослужителей", прошу оценить тот факт, что христианство как секту "тупых и вшивых фанатиков-рабов" от взлётов богословия и церковной культуры, которая сформировала и светскую культуру целых цивилизаций, отделили столетия и столетия.

В общем, если марксизм и был религией, то в Церкви он (ещё?) не нуждался.

Партия, действительно, отправляла те функции, которая раньше отправляла Церковь. Но Партия, если уж говорить цинично, вообще не претендовала на роль "хранителя истины"; с её-то постоянными заклинаниями о "творческом развитии ленинского наследия" и обвинениями в догматизме. Идеологическое же обеспечение общежития, с задачами сохранения этического единства и - иногда - достижением экстатических состояний сознания, не является прерогативой религии, как не являются исключительной прерогативой религии (заостряю: не то, что Церкви, а религии вообще) вопросы использования веры.

Пример: пусть некая капиталистическая корпорация в Англии объявляет план постройки нового завода. Происходит презентация, имеются вопросы, в конце звучат аплодисменты, вполне возможно, громовые. Те же дела в СССР на районном партсобрании. Тоже презентация, тоже вопросы, тоже гром аплодисментов, вызванный верой в возможность осуществления задуманного. Вот только про первый случай никто не скажет, что корпоративность в Англии пытается подменить христианство, даже если из присутствующих на презентации никто в церковь не ходит. Те же дела про трансляцию моделей поведения - Голливуд очень трудно назвать христианским предприятием.

То есть сам тезис "большевизм пытался подменить собой религию" исходит из утверждения, что "в России только религия имеет право утилизировать веру". Я не критикую эту идею, я просто вытаскиваю её на свет.

Возвращаясь к статье. Иду с начала и до конца, дабы не было обвинений в подтасовках.

"То, что большевизм в России (равно как и национал-социализм в Германии) обрел характер религии, несомненно. Ее яркими чертами стало обожествление лидеров правящей партии, утверждение государственной идеологии в качестве непреложного "кредо", а также страсть к ритуальным действиям и символам, носящим безусловно сакральный характер. "

Это было вступление, своего рода аннотация. Уже видно элементарное незнание того, что такое "кредо", и отождествление его не со списком фактов, которые почитаются истиной, а с системой взглядов, которые от тех или иных фактов вообще-то зависят слабо.

"Уничтожение Бога трактовалось как величайшая победа большевиков."

Разбираю. Большевики хотели уничтожить Бога - того самого, в которого не верили. Кто-то - то ли они, то ли нет - счёл, что они своего добились и трактовал это как величайшую победу большевиков.

"Но за незатухающей войной советской власти с религией, за той яростью, с которой уничтожались и осквернялись храмы, убивались священники, губились древние иконы и книги, просматривается нечто, весьма напоминающее межконфессиональные противоборства времен кальвинизма в Англии, гугенотских войн во Франции или борьбы с расколом в России."

Это филолог пишет? Я ведь могу просто понять это предложение, как то, что храмы яростно уничтожали и оскверняли сами себя, священники яростно суицидничали, а древние книги и иконы с яростью себя губили. Повторю, однако: здесь описывается лишение конкурента средств по использованию веры, а не посягательство на хранимую им истину, каковое посягательство, кстати, определяло накал войн Реформации - там целые города под нож пускали. Убийство священников, кстати, не стоит целиком вешать на большевиков - банды без определённых проектов в Гражданскую на этом поприще потрудились более значимо.

"Большевики, придя к власти, устроили в стране непрекращающуюся "варфоломеевскую ночь". Борьба с религией в СССР по существу являлась непримиримой борьбой победившей религии, утвердившейся в качестве господствующей, с религией побежденной."

"Варфоломеевская ночь" - это редкий случай, когда именно традиционалисты разобрались с реформаторами, и аналогия тут пролетает подобно фанере над тем самым городом. Кроме того, в этом представлении совершенно по-идиотски выглядит относительный реннесанс РПЦ в войну, причём уже *после* самого угрожаемого периода войны.

"Природе сталинизма более чем что-либо соответствовала идея "антихристианства", т. е. антихриста, "черного Христа", обещающего людям мнимое "спасение". Сталин не говорил впрямую: "Я - Христос". Он фактически наделил себя "функциями" Спасителя и "прельстил" столь многих, сколь не прельщал ни один лжемессия. Изучение "сталинского социалистического реализма" служит убедительным тому подтверждением."

В теоретическом обеспечении большевизма понятия "спасения" нет вообще, то есть этот абзац - совершенный бред. Если чуть подробнее, то преображение человека в марксизме есть не спасение от изначального греха в какой-то внешней сущности не от мира сего, а очищение самого человека через преодоление и избавление от несовершенств этого мира, которые портят изначально хорошую суть человека. Это в принципе два разных подхода, и адепту второго присвоить себе "функции" первого невозможно.

"С начала единовластного правления Сталина искусство в СССР обрело поистине глобальное идеологическое и политическое значение."

Было бы интересно узнать о действительном месте искусства в жизни, по мнению филолога. Неужели только для элиты?

"Советская власть отлично понимала, какой мощной силой является искусство, как способно оно эмоционально влиять на души людей, какую неоценимую помощь оно может оказать ей, власти, в ее претензиях на право распоряжаться судьбой многомиллионного народа. Советскому искусству надлежало быть именно тем, чем всегда являлось сакральное искусство. Храмовое искусство для простых малограмотных людей всегда было "Евангелием в камне", пересказом Библии "в картинках", в совместных ритуальных действиях провозглашалась верность Богу и Церкви."

Собственно, именно из-за таких пассажей я не верю, что уважаемая доктор филологических наук - "православная на всю голову". Просто антисоветчица. Признать, что сакральное искусство предназначено для малограмотных людей - это сильно. Попутно, кстати, можно задать ехидный вопрос - как быть с резким повышением уровня образованности при Советах, при господстве того самого якобы "сакрального" искусства для малограмотных?

"Совершенно те же задачи ставились перед советским искусством: театрализованное, тщательно поставленное, оно все насквозь было пронизано ритуальными действиями, коллективными восхвалениями и заверениями в безграничной преданности Великому Вождю."

Хоть бы подумала над тем, чем "вождь" отличается от "пастыря", прежде чем выдвигать идею "подмены" несколькими абзацами выше.

"Взамен порушенного христианского воздвигалось советское сакральное искусство, во многом впрямую следующее традициям церковного искусства, будучи, однако, его искаженным и уродливым отражением."

Всё светское искусство изначально являлось "искажённым и уродливым отражением" искусства церковного. Везде. Всегда. Просто исторически именно у жрецов первыми появляются свободные ресурсы на проплату художников, а равно и темы для этих художников. Нужно время, чтобы светское искусство успело отойти в сторону по самостоятельной дорожке. Кстати, при Советах это случилось довольно быстро.

"У церковного искусства были "позаимствованы" его выработанные, утвердившиеся в сознании людей формы: величественная храмовая архитектура, монументальные росписи, торжественные обряды. ЦК ВКП(б) во главе со Сталиным "экспроприировал" все "принадлежащее" Церкви, в том числе искусство."

Как всё это дело "утверждалось в сознании" мужиков из сёл с деревянными церквушками, тех самых, которые забили на религию с началом революции, как я писал выше - Бог весть... Как ЦК ВКП(б) (Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков)), несколько десятков конкретных людей, могли "экспроприировать" "принадлежащее" Церкви искусство, спрашивайте автора. Я не знаю.

"Одна из "побед" ВКП(б) над христианством - это снос в 1934 году храма Христа Спасителя в Москве. Это была не просто ликвидация культового здания - это был ритуальный акт, сокрушение самого Христа. Не случайно на его месте должен был встать "советский храм" - Дворец Советов, "символ великих побед сталинской эпохи, олицетворение мощи и величия нашей страны, победоносно идущей под знаменем Ленина-Сталина к коммунизму"."

Разбираю. Снос ХХС был сокрушением самого Христа - в чьём представлении, в каком палантире автор это высмотрела? - потому, что на его месте должны были построить Дворец Советов, олицетворение мощи и величия и всё такое. Рекомендуется взять да и посмотреть перепланировки Московского Кремля, проводимые самыми что ни на есть царями - сколько там храмов пошло под снос и что на их месте строили... То, что символизм там был, несомненно - но на уровне "старого и нового", а не какого-то антихристианского экстаза. Придурков из "Общества Воинствующих Безбожников" я не считаю; когда их прикрыли, никто и слезинки не пролил, так что их влияние не стоит преувеличивать.

"Грандиозностью и пышностью этот "сталинский объект" ближе всего по стилю подходил именно к храму Христа Спасителя. Совершенно так же, как в нем, архитектура, живопись, скульптура должны были образовывать духовное пространство, в которое будут вовлекаться массы людей для участия в советском "богослужении". Пышностью и размерами этот дворец должен был многократно превосходить и снесенный храм, и самые знаменитые соборы Европы."

Уметь строить такие вещи - признак высокой цивилизации. И ещё одно соображение. Когда на месте старого "духовного пространства" пытаются организовать новое, это признак преемственности, смены поколений. Признак разрыва времён: когда на месте старого организовывают помойку, а новое пытаются строить на новом месте... Кстати, у нас филологи в метро ездят? По старым станциям? Нравится?

"Пресса тех лет доносит до нас замыслы проектировщиков, чудовищные по своей не знающей меры грандиозности: "На мощных пилонах будут 2 яруса 20-метровых многофигурных групп. Все 8 групп (по две друг над другом) выразят идею интернационального братства. На сцене Большого зала на 21 тыс. зрителей, 970 тыс. кв. м, будут мчаться всадники, автомобили, дефилировать полки и даже двигаться поезда. Главное фойе будет посвящено сталинской Конституции; эту тему отразит мозаичное панно на 690 кв. м. В парадных залах будет значительное количество тематических панно, плафонов и скульптур, посвященных революционному движению в СССР, истории партии, социалистическому строительству, Красной Армии, единению народов и т.п.". "

Что тут можно сказать, кроме "вау"? Чисто эстетически, без идеологической нагрузки? Ведь демократия не помешала Церетели своим Петром Москву пугать, а про эту статуёвину скажешь не "вау", скажешь "ва-ва-ва"...

"Внутреннее убранство предполагаемого Дворца Советов всецело совпадало с тем, что окружало верующих в соборах. В плафонах и картинах должен был предстать наглядный рассказ, воспроизводящий центральные эпизоды "священного писания" от ВКП(б) - "Краткого курса истории партии", тщательно разработанную советскую мифологию."

Опять-таки, филологическую степень не спрячешь. "Тщательно разработанная советская мифология" - это "центральные эпизоды "священного писания" от ВКП(б)". Вы поняли?

"Созданием мифологии было пронизано все советское официальное искусство. Основополагающим сталинским мифом был миф о торжестве победившего социализма - уже осуществившегося земного рая, пребывающего здесь и сейчас в советской действительности. Надлежало всеми средствами убедить свой народ и весь мир в реальности его существования - воплощении всех упований человечества."

"Мобилизационный проект" и "земной рай" - это взаимоисключающие понятия. Советская идеология как раз была нацелена на понятие "работы" и "делания", а "рай" - это всё же отдых после трудов праведных. Это когда "почил в бозе". Так что не надо тут проводить параллели с христианским понятием рая. Что же касается убеждения своих и чужих подданных в том, что у тебя тут сбылись все мечты человечества - это да, это только Сталин мог додуматься. С тех пор вообще никто. И голливудские фильмы с латиноамериканскими сериалами суть цитадель критического реализма.

"Самым впечатляющим примером зримого осуществления идеи "сталинского рая" предстала Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1939 года. О ней писали в центральных газетах следующее: "Выставка демонстрирует великие завоевания социалистического государства рабочих и крестьян. Достижения колхозного строя и индустриализации страны, счастливая жизнь деревни, братство народов СССР, экономический и культурный расцвет всех его республик - все это с большой художественной силой выражено в бесчисленных экспозициях и строениях этого города чудес. В сверкающих дворцах сказочного города создается художественный стиль, стиль монументальный, стиль социалистического реализма".

"Стиль социалистического реализма" проявил себя на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ) во всем своем великолепии. "Картинами, панно и пр. занято 8000 кв. м. 1000 барельефов, 400 скульптур, художественной резьбы 3700 кв. м., 40 тыс. кв. м архитектурно-декоративных работ". Трудно даже вообразить себе такое, какие-то астрономические цифры декоративно-орнаментальных украшений.

Сказочный город, город чудес - такое определение ВСХВ точнее всего отражало ее сущность. Город в городе, преображенная земля, цветущая и прекрасная - вот истинный смысл всего сооружения, менее всего призванного быть реальной выставкой сельскохозяйственной продукции. Ее главным предназначением было создание зримого "Царствия Божия на земле", коммунистического сталинского рая, в который можно войти, который можно увидеть уже сейчас, своими глазами...

"Территория в 136 га, достаточная для нормального расселения 70 тыс. жителей, благоустроена, озеленена и заполнена сотнями превосходных строений. Грандиозный размах выставки, величина ее территории, число, капитальность и богатство павильонов, разнообразие ценных строительных материалов... стройные, подобные стеблям лилий резные стволы колонн... розовый газнагский мрамор, майолика, гранит... золотые буквы текстов". "


Всё, что я могу сказать - несчастливы те времена, когда "трудно даже вообразить себе такое". И что - богохульством ли является такое приукрашивание реальности? Что, никто, кроме Церкви, не имеет права на него? Тут ведь нет никакой завязки на догмы и учения. Любопытно между прочим, что этот филолог думает о Диснейленде?

""И вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога... Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями... Улицы города - чистое золото... И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне; ибо слава Божия осветила его" (Апокалипсис, 21: 10-23). Разумеется, никто, вероятно и сам Сталин, не имели в виду такие прямые аналогии, но подсознательно творился именно преображенный мир - "Небесный Иерусалим" в коммунистическом исполнении. "Именно таким представляется город будущего, нашего светлого коммунистического завтра, - оставила запись в книге отзывов на ВСХВ старая учительница. - Я счастлива безмерно". "

Томаса Мора с Кампанеллой филолог, наверное, не читал, хотя это один из "трёх источников", а Библию за источник замполиты не признавали. Старая учительница... это лет тридцать стажа, то есть с 1909-го года, например... имхо, у таких людей есть право на собственное мнение, и наглым фарисейством тут станут и осуждение, и жалость.

"Идея воплотившегося "рая" требовала наглядного отображения в искусстве мифа о его творцах, разумеется, в первую очередь мифов о Ленине и Сталине. Портреты и "жития" вождей представали в той же роли, какую играли в храмах иконы святых или фрески с изображениями библейских событий. На скульптуру возлагалась другая миссия: ей надлежало творить культовые фигуры вождей, в первую очередь Ленина и Сталина, долженствующие служить центром общественной жизни советских городов и поселков; объектами народного поклонения. Здесь больше аналогий можно обнаружить не с христианским искусством, но с римскими форумами, статуями императоров и триумфаторов, которым воздавались божеские почести."

Заметьте - "жития" автор ассоциирует с фресками, а не с текстами... Памятниками же метили места сходов (форумов), когда те были ещё актуальны. В церквях же сходы никогда не проводились, замечу в скобках. Сейчас какие-то местные торжества проводятся у памятников солдатам, погибшим в войну. Если продолжать идеи автора, это чистой воды некромантия. Тоже, кстати, были триумфаторы, о чём не след забывать. Никого не напрягает?

"Дворец Советов задумывался чем-то вроде постамента памятника Ленину, обретшего в "сталинской мифологии" статус "Бога Отца". Поднятая на огромную высоту колоссальная фигура должна была быть значительную часть времени скрыта облаками, в самом буквальном смысле слова вознесена в "заоблачные выси" и, освобождаясь от облаков, выступала бы в озарении солнца подлинным сошествием Ленина "с небес".
Создатели проекта не могли не предвидеть подобного впечатляющего эффекта. "


И это пишет православная? Интересно, что она знает про Бога-Отца, чтобы проводить такие параллели?

"Над ВСХВ доминировала другая гигантская фигура - монумент, посвященный Сталину. Стоящий на мощном кубе грозный каменный 15-метровый истукан высился над павильоном механизации ВСХВ, над всей выставкой, над всей страной. Прообразом для этого монумента могли послужить разве что ассирийские и древнеегипетские колоссы с ликами фараонов и царей. "

Точно, с тех пор памятников никому не ставили. Гипотеза о том, что нормальная для индустриализации гигантомания могла наложиться на вполне комильфотное тогда стремление поставить памятник вождю - не-е-е-ет, это слишком просто. Древний Египет, и никак иначе.

"Вознесенные до неба, обожествленные вожди и деятели ВКП(б) составляли вершину сакральной пирамиды. "

Она вообще понимает, что значит "обожествить"?

"Ступенькой ниже шло активное мифологическое строительство на уровне "знатных людей", ударников социалистического труда, игравших в советской мифологии роль "праведников" и "угодников". Советские мифы творились по всем законам первобытного мифотворчества. Поразительна их близость с созданием религиозных мифов у древних народов. Рождались советские мифы не на пустом месте, как не на пустом месте рождались и библейские предания. Брался реальный факт - производственный рекорд, событие из области освоения Арктики и т.п., который подвергался дальнейшей мифологизации. Он обретал черты легенды, искажаясь до неузнаваемости, а нередко его фальсифицировали сразу от начала и до конца."

Любые мифы творятся по всем законам первобытного мифотворчества. Затем - "знатные люди" получались не "житийно", а результате подвига - единомоментного или растянутого на долгое время, но подвига. А это резко сужает поле аналогии с "праведниками" и "угодниками". Воздушный хулиган Чкалов - угодник? Нет, герой. Ну, и дальше совсем уж хорошо - "брался реальный факт", который "нередко фальсифицировали сразу от начала и до конца".

"Подлинный труд и его практическая польза для страны не интересовали партийное руководство"

Филолог.

"рекорд сплошь и рядом искусственно подстраивался, "подвиг" ставился как заранее задуманный спектакль. "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью..." В сталинской стране куда чаще быль препарировалась в сказку. Далее следовало то, что обычно происходит в мифотворчестве: "мифологема" сворачивалась до символа, знака, таким символом-знаком становились сами герои "мифологем", точнее, их имена: Стаханов, Мамлакат Нахангова и т.д. Достаточно было произнести имя, и за ним тотчас раскручивался соответствующий миф: Паша Ангелина - колхозное изобилие; Стаханов - производственные рекорды и т.п."

Да любое идеологическое обеспечение так работает и никак иначе... Спросите таджикскую девочку - уж её-то, надеюсь, не сочтёте подделкой под христианство?

"Вся жизнь ВСХВ, включая "обмены опытом", встречи и обильные награждения, представала сплошным ликующим праздником, грандиозной мистерией, в которой растворялись души участников, на какой-то счастливый срок перенесенных в "сталинский Небесный град" или, лучше сказать, воскрешенных, преображенных в нем. Лишь редкие единицы осмеливались не произнести, разумеется, а подумать: "Какая чудовищная ложь!" То ощущение "счастья", о котором писала в "Книге отзывов" старая учительница, несомненно, вполне искренне охватывало подавляющее число гостей ВСХВ, ослепленных и потрясенных пышностью павильонов, сказочным изобилием всего: картин, скульптур, фонтанов, плодов, снопов, рекордсменок - коров и т.д. В этой чудесно преображенной жизни человек и сам преображался: ощущал себя героем сказки, творимой наяву, живым символом сталинской эпохи."

Альтернатива? Кроме того, впечатляют сеанс хронотелепатии и знание того, что такое "счастье".

"Средствами искусства разыгрывалась мистерия счастья, в которую вовлекался зритель. Происходила фантастическая вещь: не искусство изображало реальных людей, это реальному человеку надлежало воссоединиться с художественным изображением, как бы войти в панно, зашагать в одном строю с "победителями сталинских урожаев". Стать подобием вознесенных над главным павильоном "комбайнера и колхозницы", высоко поднявших сноп, плод своих трудов, "символизирующий победу колхозного строя, которому посвящена выставка". "

Это нормальное средство пропаганды. Любой. В чём дело-то?

"И зритель был действительно счастлив тем, что он - этой силы частица. Посетители выставки ощущали себя "приобщенными" к великим сталинским свершениям. Они уносили это горделивое чувство в свою черную городскую "коммуналку", свой нищий колхоз с его издевательскими "трудоднями"... "Это какой-то дивный сон" - так сформулировал впечатление от ВСХВ в своем выступлении на съезде животноводов 80-летний чабан из Азербайджана. "

А, наконец-то, интеллигент о кормёжке... Итак. Можно расселить коммуналки и дотировать колхозы. Если есть деньги. Если денег мало, то лучше всего заставить людей работать, чтобы со временем денег стало больше, чтобы можно было расселить коммуналки и дотировать колхозы. Заставить людей работать можно двумя способами - кнутом и пряником. Деньги можно потратить на кнут, а можно на "горделивое чувство". Что гуманнее, предоставляю решать читателям. А чего хочет филолог, я не знаю. Наверное, по интеллигентской привычке хочет работать совестью, ни за что не отвечающей...

"Особую роль во всем этом мифотворчестве играла интеллигенция. Униженная, запуганная арестами, она постоянно ощущала свою неполноценность, чуть ли не "незаконность" своего существования. Сталинская власть ежеминутно напоминала об этом, указывая "надлежащее" ей место. С другой стороны, творческая интеллигенция была включена в систему сталинских "мифологем": артистам, писателям отводилась своя роль в качестве "символов", носителей мифа о небывалом расцвете искусства и культуры в сталинском "раю". На всех кремлевских празднествах, во всех ликующих шествиях на выставочных панно среди "знатных людей" непременно дефилировали артист Иван Москвин, писатель Алексей Толстой, певица Валерия Барсова и другие знаменитости. Но - и это главное - на творческую интеллигенцию возлагалась задача быть создателями мифического "рая", его архитекторами, певцами и режиссерами. "

Рай-рай-рай... приспичило ей. Ведь если написать правду, т.е. "светлое будущее" - да, именно в кавычках, то весь пафос сгинет. Будет обычная, нудноватая демшиза.

"Однако это "режиссура" была особого рода - не свободное творчество, но четкое, "на высшем уровне" исполнение установленного обряда, который священнослужитель обязан идеально знать и воспроизводить до мелочей. Совершенно так же обстояло дело с "мистериями" сталинской мифологии. В сталинском "обряде" было четко зафиксировано, какими должны быть концерт самодеятельности, экспозиция выставки, декоративное панно и т.п."

В чёрном-чёрном доме на чёрной-чёрной улице... Бумагу на стол. С "высшего уровня". В которую заглядывали Барсова и Толстой. "Список обрядов" или как она там зовётся. А то стиль и ритуал - это обычно разные вещи, и не надо их подменять.

"Художникам, писателям, режиссерам надлежало быть не вольными творцами, но покорными исполнителями строго регламентированных ритуальных действий, долженствующих держать советский народ в состоянии восторженной экзальтации и готовности в любую минуту . В этом и заключалась центральная задача всей сталинской пропаганды средствами искусства: "Правдивость изображения действительности должна сочетаться с задачами идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма". Эта провозглашенная Андреем Ждановым на Первом съезде советских писателей в 1934 году установка была вписана в Устав Союза писателей СССР. Искусству предписывалось творить "нового советского человека", "воспитывать" массы в духе, потребном партии и правительству."

Нууу, это уже скучно. Провозглашать "дух социализма" тождественным готовности "в любую минуту радостно броситься под колеса сталинской колесницы" - такое надо доказывать. Если вообще возможно доказать метафору. Филоложество получается.

"Советскому человеку надлежало пребывать в состоянии постоянного энтузиазма. Было в этом что-то удивительно инфантильное, "вечно-пионерское". Советские люди должны были оставаться вечными подростками - счастливыми, наивными, всегда готовыми радоваться, ликовать, маршировать, играть в "войну". Романтической игрой представала Гражданская война, где "красные" шутя побеждают "белых"; романтической игрой рисовались и война в Испании, и финская кампания, и бои на озере Хасан."

Постоянство энтузиазма обуславливалось конкретными нуждами народа и государства в то время. Обычно идеологическое обеспечение работает на то, чтобы энтузиазм мог включаться и выключаться по сигналу. Вне зависимости от строя и режима.

"Красные шутя побеждают белых"... "Тихий Дон". Даже филолог мог бы его прочесть.

"Экзальтированные духовные "подростки" не подвергали сомнению ни одно, самое чудовищное по жестокости деяние Сталина. Именно они вопили у дверей Дома Союзов во время процессов 1937-1938 годов: "Да здравствует великий Сталин! Да здравствует партия большевиков!" Только с таким ослепленным, обманутым народом Сталин и его клика могли в течение стольких лет властвовать над Россией. "

Вот оно, выпестованное. 1937-й. Плачьте, православные, именно о 1937-м, о самом чудовищном по жестокости деянии Сталина... Для чего, наверное, всё и писалось. Колю Бухарина в святые отцы не желаете?

"В послевоенные годы "сакральность" советского искусства приобрела уже вполне откровенный характер. Тема "Сталин - бог" прямым текстом, разумеется, не заявлялась, но, несомненно, подразумевалась и даже не слишком вуалировалась. В дни 70-летия Сталина во время всенародного гуляния вечером 21 декабря 1949 года в небе над Кремлем вспыхнул ярким сиянием лик Сталина. Портрет был освещен таким образом, что от него расходились по всему небу лучи. Это весьма напоминало нисхождение Святого Духа, как его обычно изображают на иконах. "

В этой статье столько проницательных разоблачений, столько вскрыто этих "подразумеваний", что не всякому филологу такое под силу. И даже не всякому специалисту по освещению портретов, который всё знает о различных способах такого освещения.

"Юбилей Сталина предстал таким всенародным "богослужением", какого еще не знала советская история. Его воплощением явилась выставка подарков Сталину. Под нее было предписано занять Музей изобразительных искусств им. Пушкина целиком. Великие творения искусства были отправлены в запасник, анфилады музейных залов превращены в нечто очень похожее на ВСХВ. Открывал экспозицию зал РСФСР, дальше следовали залы Украины, Белоруссии и других республик. Все одинаково парадные, со знаменами, панно, коврами, картинами, вазами, рапортами Вождю о достигнутых успехах и свидетельствами всенародного изобилия, даже точно такими же муляжными фруктами, снопами и наборами конфет, как на ВСХВ. Все народы нашей страны и соцстран присягали в верности и любви к своему великому Отцу народов. Повсюду, и у нас, и за рубежом, рисовали, лепили, вышивали, выпиливали портреты Юбиляра."

Всё-таки пробивает на корпус. С большой буквы, ага.

Comments

( Всего-то 64 — добавить )
17ur
17 авг, 2005 04:34 (UTC)
cont.
"Лик Сталина, тиражированный в тысячах экземпляров, смотрел на посетителей выставки с картин, гобеленов, чайных сервизов, знамен, коробочек, подушечек, бритвенных приборов, вплоть до рисового зерна, на котором руками какого-то умельца был выгравирован портрет великого вождя, видимый только в микроскоп. Зрители охотно становились в очередь к микроскопу, дабы полюбоваться этим чудом, достойным тульского Левши, ахали и восторгались.

Традиция подобных зрелищ уходит корнями в глубокую старину. В Древнем Риме во время триумфального въезда в город победителя для публики особенный интерес представляла та часть шествия, в которой полководец старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной добычи. На колесницах, носилках и просто в руках несли и везли трофейное оружие, вражеские знамена, статуи, картины и золотые венки, поднесенные победителю разными городами. В выставке подарков было, несомненно, нечто от древнеримского триумфа. "


Точно. А Путину вон пенсионеры свои три червонца посылали, пока команда не пришла такие переводы заворачивать. Или вот скажем, торт с его изображением сделали. И выгодно продали, а самому попробовать не дали. А Ходорковскому и того не перепало. Абыдно, да?

"Сталин праздновал свое немыслимое, неправдоподобное, божественное утверждение не только в нашей стране, но в Восточной Европе и во всем мире."

Угу, то-то наград не носил, кроме Героя Соцтруда. И никто не помнит, чтобы он хоть раз предлагал себя прославлять, а вот обратных воспоминаний выше головы, в том числе у противников Сталина.

И с чего такие масштабы, кстати, а? На истребителе - не летал. Крендельками - не давился. Кимоно, и то не носил. Не заслужил, самозванец.

"Искусство являлось одним из важнейших средств советской пропаганды. Оно обладало таким оружием, какого у других средств пропаганды не было. К нему относилась способность создавать и нагнетать эмоциональное напряжение у каждого участника мистерии, растворять его в едином для всех порыве ликования и экзальтации, подавлять, убивать как личность. Миллионы жизней были перемолоты тоталитарными режимами ХХ века, принесены в жертву их "обезбоженным" религиям, их черным "богам". Только в 1937-1938 годах ГУЛАГ поглотил около 8 млн. человеческих судеб. А сколько сотен миллионов "совращенных", обманутых душ на совести у сталинского "сакрального" искусства?"

Ну, ГУЛаг-цифирь - это диагноз, тут добавлять нечего. Замечу, кстати, что личности, которую не научили умирать, на войне делать нечего. "Кто не умрет - не оживет", так? И, при всём уважении к христианской религии, подставлять другую щёку плечистому панцергренадиру - фи, это пошло. Даже если при этом остаёшься самоценной, высокодуховной и очень живой личностью.

"В наши дни возникла тенденция представлять "сталинский социалистический реализм" великим стилем, оригинальным и весомым вкладом России в сокровищницу мировой культуры ХХ века. То, что это было нечто оригинальное и, к сожалению, достаточно весомое, несомненно. Но с таким же успехом подобным вкладом можно счесть и синтезированный в химической лаборатории наркотик."

Я не понял - наркотик как вклад "в сокровищницу мировой культуры"? Кому такое вообще в голову приходило? Наркотик не является культурным артефактом. Автор хочет сказать, что "сталинский социалистический реализм" так же не является культурным артефактом, как белый порошок на блюдечке? Я бы ответил, что даже из вышеприведённой статьи это крайне неочевидный вывод. В общем, я вынужден констатировать полную бессвязность мышления в заключении статьи.

Не хотелось бы, чтобы "православное возрождение" стало "православным реваншем", потому что "реванш" очень легко оседлать и под это дело прицепить нимб персонажам типа помянутого уже Николая Бухарина или Андрея Власова. О чём и сигнализирует данная статья и ей подобные. Бойтесь филологов, святые дары уносящих.
(Удалённый комментарий)
Re: cont. - 17ur - 17 авг, 2005 05:59 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
Re: cont. - 17ur - 17 авг, 2005 06:24 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
Re: cont. - 17ur - 17 авг, 2005 07:18 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
Re: cont. - (Анонимно) - 17 авг, 2005 09:15 (UTC) - Развернуть
судьба РПЦ и Романовы - (Анонимно) - 17 авг, 2005 11:57 (UTC) - Развернуть
Re: cont. - barnak - 17 авг, 2005 11:45 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
Re: cont. - barnak - 17 авг, 2005 13:03 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
Re: cont. - barnak - 17 авг, 2005 13:15 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
Re: cont. - barnak - 17 авг, 2005 13:28 (UTC) - Развернуть
Re: cont. - orthobonus - 17 авг, 2005 09:02 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
Re: cont. - 17ur - 17 авг, 2005 10:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - orthobonus - 17 авг, 2005 11:09 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
Re: cont. - 17ur - 17 авг, 2005 13:27 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
Re: cont. - 17ur - 17 авг, 2005 14:56 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
hurtmann
17 авг, 2005 04:48 (UTC)
Храм Христа разве не в 31 снесли?
hurtmann
17 авг, 2005 04:56 (UTC)
точно, 31. дамочка даже с датами не в ладах.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - hurtmann - 17 авг, 2005 06:22 (UTC) - Развернуть
yury_v
17 авг, 2005 06:33 (UTC)
змея, пожирающая свой хвост
Итак, свершилось. Круг замкнулся.
Две составные части единого: демшиза и кухен-"патриоты" (ака-"кровавая гэбня"), единство и борьба противоположностей. Две части единого. И те и другие без друг друга не могут, не выживут. Страх и ненависть. Дикий страх, наследственный, с детства, демшизы-либерастов, в основно о том, что прийдет строгий дядя и пинками заставит работать, и ненависть, ко всем кто преуспел в жизни, сделав хоть-чтото путное. И ненависть, наших "патриотов" ко всему, что простирается чуть дальше их собственного лба, по причине полной импотенции что-то сделать самим в жизни, и страх, страх за то, что вокруг жизнь налаживается, а они вечно не у дел. Последние 200 лет.
И те и другие не могут существовать по-одиночке. Их полемика и переписка - бесконечный само-PR.
Переписка Энгельса с Каутским. В печку!


Ю.
17ur
17 авг, 2005 06:59 (UTC)
Re: змея, пожирающая свой хвост
Я не понял, если честно. Буде что-то касается меня, просьба выделить. Если же это был само-пиар третьей стороны, использующей полемику двух других, то исполать, мне не жалко.
gospodar
17 авг, 2005 06:53 (UTC)
Несколько корректив, с вашего позволения.
1. Далеко не все "ценности" РПЦ можно было передавать по чисто каноническим соображениям, а их было большинство.
2. Идеологический спор с большевиками оканчивался у РПЦ всегда в стиле "в огороде бузина..."
3."Убийство священников, кстати, не стоит целиком вешать на большевиков - банды без определённых проектов в Гражданскую на этом поприще потрудились БОЛЕЕ значимо." - НЕПРАВДА.
4.Про колхозы, горделивое чувство и кнут, вообще, простите великодушно, чепуха. Пропаганда шла на город и зарубежье. С крестьянами гуманизм не канал и не предполагался.
5. Паралель с христианством у авторши достаточно дурацкая - не вопрос. Но с религией у апртийной эстетики и антуража пересечения однозначно есть. Более всего похоже имхо на южноамериканские и римские прибамбасы. Но сходство заканчивается на уровне схожести "знаков". В остальном - отличная работа рекламщиков.

17ur
17 авг, 2005 07:06 (UTC)
Re: Несколько корректив, с вашего позволения.
1. Каноническим - возможно. Догматическим - процент таких ценностей был очень невысок. Что важнее?

2. Верно, но поиск каких-то компромиссов даже в таком споре лучше, чем стрельбы и анафемы.

3. Хммм.. если я добавлю, что позднее те же банды примыкали к большевикам, это объяснит? Дело в том, что Гражданская война довольно поздно оформилась во фронты и прочее, и, если в официальной истории кто-то значится как изначально беззаветный "борец со старым режимом", на деле это мог быть просто бандюк, который удачно примкнул к красным - потом уже. Вешать его художества до примыкания к большевикам и согласия получать приказы из Центра на красных - имхо, неверно. Кстати, есть и ещё вопрос: как оценивать те красные банды, которые действовали независимо от центар и успели наворотить дел - скажем, пркатически все региональные ЧК? Да, официальная история признала их своими и принялась отмывать, но?

4. Пропаганда шла и на деревню тоже. Это есть факт. Не спорю, что с реальностью она расходилась посильнее, чем в городе.

5. Скажем так, в области утилизации веры, о чём и было сказано. Каковая область, кк тоже было сказано, исключительной прерогативой религии, имхо, не является.
(Анонимно)
17 авг, 2005 07:22 (UTC)
Прелюбопытная инфа была у afranius

http://www.livejournal.com/users/afranius/4320.html#cutid1

Выходит церковь была крайне политизированна. И с большевиками имхо она вошла в конфликт на уровне политическом. Как следствие, большевики, будучи людьми вменяемыми, решили не оставлять пятую колонну, а разгромить ее до основания. То же самое они сделали с питерскими пида..ми. Забавно безбожниками большевиков называют, а гомофобами - нет, почему так? :))))))))))
Надоть тетечке найти себе идейного пида..са в соавторы и пройтись крестовым походом по деяниям ацких большевиков.
17ur
17 авг, 2005 07:35 (UTC)
Таки опаньки, я даже не знал, что у него ЖЖ есть. А в посте приводится пример не политизированности, а именно "вертикали духовной власти", тотальной зависимости от бюрократии, о чём и говорилось в моём головном посте. Политизированность была бы, если бы эти батюшки по своей воле всё это едлали, да ещё и на проповедях бы зажигали от души за губернатора.
(без темы) - (Анонимно) - 17 авг, 2005 10:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 17 авг, 2005 10:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 17 авг, 2005 11:12 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
17 авг, 2005 07:39 (UTC)
Вот именно
+++"Тщательно разработанная советская мифология" - это "центральные эпизоды "священного писания" от ВКП(б)"+++

Вот именно. Нельзя же было написать, что основным и едва ли не единственным мотивом рвения к верховной власти Ленина и Сталина было не желание какит-то там осчастливить миллионы и миллиарды, а банальная жажда... верховной власти. Я даже не , что двигало ими (или могло двигать в потенции) стремление их идейных предшественников сделать так, чтобы все пришло в полный порядок, избавиться от стихийности (явный признак шизотимии).
Поэтому пришлось придумать мифы.
(Остальное поскипано, сама тема не так интересна).
(с) Тов.Рю
17ur
17 авг, 2005 07:52 (UTC)
Re: Вот именно
Жажда власти - это в БДСМ. Проблема в том, что, имхо, помянутыми товарищами, которые Вам вряд ли товарищи, не двигала ни жажда власти, ни желание кого-то осчастливить. Не всё исчерпаывается этими двумя возможностями... кстати, выискивание подобного дуализма - это признак чего?
Re: Вот именно - (Анонимно) - 17 авг, 2005 08:01 (UTC) - Развернуть
Re: Вот именно - 17ur - 17 авг, 2005 08:13 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
17 авг, 2005 09:31 (UTC)
Прочитал статью и ваши развернутые комментарии.
Автора статьи можете называть как угодно - хоть демшизой, хоть жолтым червяком, но к Православию ни малейшего отношения она не имеет.
.
Впрочем, идея, что РПЦ должна была отдать все свои ценности самостоятельно и тогда все было бы хорошо - смахивает на издевательство...
.
Вопрос - а вот вы то сами, как относитесь к русскому православию?
(если не затруднит, конечно....читаю вас давно, но не комментирую, а как человеку воцерковленному, мне это очень интересно....).
сергей.

17ur
17 авг, 2005 11:01 (UTC)
Я не воцерковлён. Крестился в 15 лет, потерев сатанисский HMR на своём магнитофоне, но в церкви с тех пор не был. Хотя и музыку ту боле не слушал. :-)

Это хорошо, что авторесса не православная. Такое было бы слишком. Хотя статья шла именно в разделе "религия".

Насчёт отдачи ценностей - я подробно расписал наверху. Не утверждаю, что всё было бы хорошо, но, имхо, это было шансом сохранить лицо и репутацию - право на мнение, которого РПЦ была лишена именно под предлогом препятствования сдачи ценностей на помощь голодающим.

Моё отношение к руссокму православию - я не воцерковлён, думаю, что это исчерпывающее описание. Считаю, что РПЦ при определённых обстоятельствах может быть полезна и русскому народу, и стране. Собственное мировоззрение - наверное, позитивистский идеалистический индивидуализм. О как. :-)
(без темы) - (Анонимно) - 19 авг, 2005 06:52 (UTC) - Развернуть
_iga
17 авг, 2005 09:41 (UTC)
> в марксизме есть не спасение от изначального греха в какой-то внешней сущности не от мира сего, а очищение самого человека через преодоление и избавление от несовершенств этого мира, которые портят изначально хорошую суть человека.

Я бы уточнил, что марксизм не постулирует "хорошую изначальную сущность человека":
Сущность человека не есть абстракт, - она есть совокупность всех общественных отношений. (Маркс)

Соответственно, эта сущность потенциально (а не изначально) хороша.
(Анонимно)
17 авг, 2005 09:48 (UTC)
а в чем отличие потенциальной хорошести от изначальной в нашем случае?
С учетом того, что вместе с изначальным добром (создание ведь божественно) мы признаем и изначальное зло - т.е. первородный грех....
"а очищение самого человека через преодоление и избавление от несовершенств этого мира, которые портят изначально хорошую суть человека"
- И в этом то как раз и есть бытовое понимание праведной жизни, только без Христа....
(без темы) - (Анонимно) - 17 авг, 2005 10:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - _iga - 17 авг, 2005 14:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 17 авг, 2005 11:03 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
17 авг, 2005 09:50 (UTC)
Не совсем дем-"шиза"
Собсно, нехорошо мешать в одну кучу процесс революционной борьбы и построение социализма. Это "две большие разницы" (С). До самого окончания гражданской войны большевики отмахивались от всех чем только под руку попадется. В ход шли и расстрелы, и ЧК, и сотрудничество с "бывшими" - все. И церковь была одним из врагов, вспомните, что попы предавали большевиков анафеме, что в общем случае означало (для религиозного человека) опущение оглашенного ниже плинтуса. Соответственно, и борьба с церковью велась как со врагом - без всяких скидок на пол и возраст 0).Большевики победили, потому что сумели создать приемлимую для многих структуру власти в условиях хаоса, что означает, что дураков у руля партии не водилось.
Ну, а потом уже, когда с врагами разобрались, надо было подумать, как донести идею социализма до масс, увлечь их, да так, чтобы они действительно работали на будущее, ибо натоящее было прискорбно: разруха-с. ПЕАР должен был быть исключительно мощным, а телевизора, радио и электричества еще не изобрели. И тут я соглашусь с госпожой Чегодаевой- много церковных приемов использовано для пропаганды нового строя. И дело даже не в том, что у врага не грешно поучиться и перенять тактические приемы, а в том, что за столетия своего существования церковь накопила черезвычайно эффективные методики манипуляции массовым сознанием. Большевики использовали эти приемы - надо признать, крайне эффективно.
И заметьте, следующие пользователи этих методов не привнесли ничего нового (хронологически Гитлер, Мао, Ким). Так что говорить о том, что нет аналогий у церковных и социалистических методах пеара, по моему некорректно.
Ironrain
17ur
17 авг, 2005 11:07 (UTC)
Re: Не совсем дем-"шиза"
Партия, действительно, отправляла те функции, которая раньше отправляла Церковь. Но Партия, если уж говорить цинично, вообще не претендовала на роль "хранителя истины"; с её-то постоянными заклинаниями о "творческом развитии ленинского наследия" и обвинениями в догматизме. Идеологическое же обеспечение общежития, с задачами сохранения этического единства и - иногда - достижением экстатических состояний сознания, не является прерогативой религии, как не являются исключительной прерогативой религии (заостряю: не то, что Церкви, а религии вообще) вопросы использования веры.

fff: form follows function

И, имхо, восточных вождей поминать не надо, там иная цивилизация - христианские методы к ней имеют довольно косвенное отношение. makkawity выкладывал очень хорошее исследование по двум Кореям в своём ЖЖ - там поглавно. Просмотрите, если интересно.
Есть разница - (Анонимно) - 17 авг, 2005 11:55 (UTC) - Развернуть
Re: Есть разница - 17ur - 17 авг, 2005 13:15 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
17 авг, 2005 11:50 (UTC)
"И зритель был действительно счастлив тем, что он - этой силы частица. Посетители выставки ощущали себя "приобщенными" к великим сталинским свершениям."
"Именно таким представляется город будущего, нашего светлого коммунистического завтра, - оставила запись в книге отзывов на ВСХВ старая учительница. - Я счастлива безмерно". " и пр. и пр.
Впечатление такое что одной из муз /а может единственной/ осенивших афтаршу была банальная зависть. Так бабулька на улице расписывает всю мерзость стоящих у нового русского джакузи и биде. Слезливый же куплет об ужасной судьбе "запуганной арестами" ИнтеллигенциИ ещё раз характеризует её православность.
(Анонимно)
17 авг, 2005 12:07 (UTC)
кредо
Простите, а что не так с употреблением "кредо"? В БСЭ, например, читаем : "Кредо (от лат. credo - верю), в католической церкви символ веры, убеждения. В переносном значении - взгляды, убеждения, основы мировоззрения ("политическое К.", "философское К.")". Т. е. не "список фактов", а именно "система взглядов". Нет?
17ur
17 авг, 2005 13:34 (UTC)
Re: кредо
Кредо в христианской религии - это символ веры, совершенно конкретный набор слов (одно "филиокве" чего стоит). Символ веры в христианской религии - это не есть *система взглядов*, которой является идеология (главное слово - "система"). И отождествлять прямой смысл с переносным - шулерство. Пропаганда.
Re: кредо - (Анонимно) - 18 авг, 2005 09:09 (UTC) - Развернуть
Re: кредо - 17ur - 19 авг, 2005 06:51 (UTC) - Развернуть
randolfcarter
17 авг, 2005 18:24 (UTC)
Я вообще не могу понять идеи о том, что ценности церкви надо было сдавать большевикам. Кому? Матросам или сыновьям владельцам мебельных лавок? Они распорядятся лучше, чем иерархи церкви? Что они с ними будут делать? Если они смогут получить за жемчужины искусства пару медяшек, будет ли это нормально и полезно для страны? Переплавят золотые дарохранительницы на слитки? Или они отправят их в музеи вместе с африканскими амулетами?
Как они их будут тратить? Что, деньги пойдут на пропитание старых большевиков и спецобеды в Смольном и Кремле? Те же люди, которые имели отношение к организации голодных бунтов, будут теперь кормить бедняков?
Эта идея ни имела никакого отношения к поддержке широких масс населения. Она была направлена исключительно на изъятии собственности как мера, направленная на подавление возможного политического противника, который хотя и был против большевиков, тем не менее, не развернулся в полной мере.
Можно по-разному относиться к социализму. Но именно этот период связан с абсолютно варварским и абсурдным тотальным уничтожением всех врагов. Учитывая тот факт, что до сих пор о позитивной программе социализма идут споры, возникают вопросы, нужна ли вообще была такая жертва?
(Анонимно)
18 авг, 2005 06:33 (UTC)
"Я вообще не могу понять идеи о том, что ценности церкви надо было сдавать большевикам. Кому? Матросам или сыновьям владельцам мебельных лавок? "

Генерал не должен отдавать приказа, если не уверен, что он будет выполнен. Сунь-дзы.

По аналогии если нет возможности защитить собственность - по факту (не по закону) она вашей не является.
(без темы) - randolfcarter - 18 авг, 2005 23:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 19 авг, 2005 06:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - randolfcarter - 19 авг, 2005 21:54 (UTC) - Развернуть
может быть имеете что сказать - (Анонимно) - 18 авг, 2005 06:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 18 авг, 2005 06:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - randolfcarter - 18 авг, 2005 22:57 (UTC) - Развернуть
( Всего-то 64 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger