?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда



"Солярис" есть роман о науке как общественном явлении, о её границах. Сюжет романа: столкновение отдельно взятого человека (и собрания людей) с феноменом, который невозможно разделить по уровням абстрагирования; а именно таким делением наука и занимается по отношению к наблюдаемым вещам.

Абстрагирование, если по-простому, это объявление неких подсистем атомами: забиваем на процессы уровнями ниже, объявляем эти подсистемы неделимыми кирпичами с известными ТТХ, складываем из них модели тех систем, которые, нас, собственно, и интересуют.

Есть человечество, есть в нём группы, есть группы в группах, есть люди в группах, которые в группах, которые в группах и так далее. Сосчитал звёздочки на погонах у себя, сосчитал у того, кто на тебя орёт, и либо исполняешь, либо орёшь в ответ, либо пристреливаешь. На одних картах значок обозначает роту, на других полк, на третьих дивизию. У нас, хомо сапиенсов, - упоротых обезьяниусов - так заведено, и всё на свете мы норовим втиснуть в эту рамку.

А вот океан. Один. Целое. Станислав Самуилович ведь не зря заставляет Криса Кельвина читать труд о том, какие выплески у этого океана наблюдаются, как их пытаются классифицировать и назвать... древогоры, асимметриады... мы же, люди, по-другому не умеем."Работа Гезе «Десять лет изучения Соляриса» вышла в серии «Соляриана», выпусками от четвертого до двенадцатого, в то время как сейчас они имеют четырехзначные номера." То бишь воспроизводимость наблюдаемого тут явно недостаточна для наполнения какого-то уровня абстрагирования.

История с фантомами на орбитальной станции, как ни странно, вполне понятна с той же научной точки зрения. Лем там подсказывает: океан "взял у нас то, что более всего подавлено, крепко-накрепко закрыто, глубже всего спрятано"... однако эти "более всего", "крепко-накрепко" и "глубже" не означают, что связей между собой в смысле "я" и вот этими подавленными воспоминаниями вообще нет. Эти связи могут быть, они могут влиять на деятельность человека, однако "я" не признаёт этих связей влияющими факторами, не принимает их во внимание... особо подчеркну: человек не расходует [сознательного] внимания на эти связи, на эти образы.

А дальше - эксперимент ("допрос природы под пыткой"©) над людишками в железной коробке на орбите: изменение качества наблюдаемых в объекте связей. Расчленение лягушки на лабораторном столе, тырканье в лягушачьи лапки электрическими проводами. Здесь то же самое: как объект эксперимента, человечек получает то, что он-таки имеет, но не признаёт, что имеет.

Лягушка не знает, что её рефлексы суть передача электрических сигналов. У неё мозгов нет. А человечек на месте лягушки вынужден признать, что его поведение задаётся вещами, которые он отказывается признать. И этим признанием (отказом от отказа признавать) он изменяет связи между собой и этими ранее непризнанными вещами. Дальше эти феномены обратной связи можно записывать: один суициднул, другой спивается, третий первую посылку выкинул, а вторую нет: сидит, умные книжки читает...

Можно продолжать думать: на основании совпадения понятий об эксперименте у людей и у океана уже можно пытаться прикинуть протокол общения между ними. Построить станцию побольше, населить кем не жалко и, опираясь на перипетии происходящего там, - с уровнями абстрагирования у людей, мучимых фантомами, выйдет намного проще - уже как-то сигналить океану, чтобы тот понял. То-то радости будет.

Я уж молчу о том, что само положение дел в романе "Солярис" можно толковать как первые скромные шаги в реализации именно этой идеи. Начальство балуется, да. А Сарториус в таком случае не просто решает научную проблему, но и посылает начальство куда подальше.

И ещё я молчу о том, что самому сообществу на орбитальной станции, членам которого стараниями океана являются всякие этакие, вовсе не обязательно доверять работу по анализу собственного состояния - и уж точно не обязательно этой работе верить: это будет всего лишь ещё один набор данных. А так - берём другую станцию, сильно подальше, заводим туда поток данных с видеокамер плюс передаваемые письменные отчёты... и отлягиваемся от исков со стороны компании "Vault-tec", да.

После того, как протокол будет согласован, поговорить с океаном о чём надо - и вперёд, к новым вершинам познания. Границы науки расширены за счёт наблюдения, осуществлённого не через изменения в органах чувств отдельно взятого человека за микро- или телескопом, но за счёт наблюдения, осуществлённого через изменения в некоем человеческом сообществе.

Хорошая книжка. 1960 год.

Я бы теперь поговорил об интернете, о манипуляциях, о рекламе, о вынуждении к растрате внимания, об уменьшении сложности потребителя контента, о нарастании сложности производителя контента, о наблюдении производителя за неосознанным поведением потребителя, о заметных/массовых/значимых, но непонятных по происхождению и целям изменениях в общественном поведении, о внутри- и межобщественных разногласиях и конфликтах, о башмаках, о кораблях, о сургучных печатях...

... но лучше пойду книжку доперечитаю. Повторю, хорошая книжка, скоро полдюжины десятков лет ей.

ПостСкриптум. А уж идея о наблюдении за Вселенной не "своими глазами", но через "изменения в некоем обществе"... дорогие читатели, разделяющие теорию заговора в применении к России и русским: если вас обидел мой предыдущий пост, то считайте эту идею компенсацией.

Спасибо за внимание.


Comments

( Всего-то 14 — добавить )
bantaputu
28 авг, 2018 12:55 (UTC)
Лем действительно старался написать роман о науке и о границах познания. Но получился у него роман о границах человеческого взаимопонимания. И Лем это сам почти понял, задав вопрос о том, "как вы можете понять океан, если вы друг друга понять не можете?" Но он принял решение не уходить в психологию (хотя сюжет позволял), а писать всё же о науке. Это выбор в рамках самопозиционирования на литературном рынке.

Edited at 2018-08-28 12:55 (UTC)
lexter
28 авг, 2018 15:01 (UTC)
"друг друга"
"сами себя"?
bantaputu
29 авг, 2018 09:08 (UTC)
Сами по себе это весьма взаимосвязанные вещи. Но в "Солярисе" "друг друга".
17ur
28 авг, 2018 21:27 (UTC)

Мнится мне, что Лем примерно за такие рассуждения хотел набить морду Тарковскому.
bantaputu
29 авг, 2018 09:07 (UTC)
Да. :) Именно так и было. Что не означает, что Тарковский был неправ. Просто Лэм не хотел становиться кем-то, что ему не нравилось.
deadkittten
28 авг, 2018 19:02 (UTC)
> Построить станцию побольше, населить кем не жалко и, опираясь на перипетии происходящего там, - с уровнями абстрагирования у людей, мучимых фантомами, выйдет намного проще - уже как-то сигналить океану, чтобы тот понял.
Примерно этим в "Человек в лабиринте" Роберта Силверберга занимались. 1968 год...
17ur
28 авг, 2018 21:27 (UTC)

ЕМНИП, там осаду устроили, чтобы до человека в лабиринте добраться. А с некоей сущностью он мог связаться только потому, что другие чужаки ему привинтили одностороннюю телепатию, да и то - не факт, что кадра поняли.
deadkittten
29 авг, 2018 16:58 (UTC)
Да, именно так.
То есть, как только понадобился забытый инструмент -- тут же вспомнили, достали и применили (успешно)...
merk7
28 авг, 2018 22:03 (UTC)
>>> за счёт наблюдения, осуществлённого через изменения в некоем человеческом сообществе

Для получения сколь-нибудь достоверного научного результата указанное Вами сообщество должно быть изолировано от влияния посторонних факторов. Экспериментатор должен быть абсолютно уверен, что изменения в сообществе произошли именно в результате наблюдаемого явления, а не из-за чего-либо еще.

Кроме того, необходима серия наблюдений, каждому из которых будет предшествовать различное воздействие на объект наблюдения, приводящее к различному исходному состоянию объекта наблюдения. И при каждом таком наблюдении инструмент наблюдения (т.е. человеческое сообщество) должен быть одинаковым.

Ну и - если исключить мистику - в случае Соляриса люди-как-инструмент-наблюдения вообще не нужны. Достаточно механических/звуковых и электромагнитных/световых датчиков. И уже потом, собрав механические и электромагнитные "ответы" Соляриса, можно воспроизводить эти "ответы" подопытным людям, выясняя, каким образом Солярис поднимает что-то из глубин человеческой памяти.


17ur
28 авг, 2018 22:36 (UTC)

И? Про парадокс кучи забывать не след. Достаточную степень что изоляции, что сходства обеспечить не проблема.

А то, что люди механическими и электрическими датчиками ничего не добились, следует из книги.
alexey_neonov
29 авг, 2018 11:54 (UTC)
От Соляриса шапочка из фольги неплохо защищает, жаль люди на станиции не додумались :)

Забавно, что Лем, насколько я помню, особенно не углублялся в тему попыток героев держать свое сознание при себе. Вот что значит обработка социализмом! "Я/мы/Гея". А ведь это первое, что сделал бы индивидуалист современного западного мира.
foxhound_lj
29 авг, 2018 16:49 (UTC)
>на основании совпадения понятий об эксперименте у людей и у океана

?
Откуда следует, что они совпадают, и что у океана вообще есть такие понятия?
alekoksan
31 авг, 2018 10:34 (UTC)
Я тоже очень люблю "Солярис", но с некоторых пор у меня засела на границах сознания одна мысль и выскажу-ка я здесь.
Итак, где-то в Трансгалактической Промышленной Компании/Трансгалактическом Госплане:
"Вы говорите, что есть планета и на ней растет субстанция, корректирующая пространственно-временные характеристики орбиты, чтобы не упасть на звезду, и считывающая образы из разумов людей, и способная построить идеальную разумную имитацию на основе этих образов из нейтрино? Я посылаю штат из 1000 лучших ученых на эту вашу планету и они не вернутся до тех пор, пока не научатся производить сотни тонн этой субстанции."
hoholusa
2 сент, 2018 16:23 (UTC)
Допустим, у нас есть подозрение, что муравьи разумны. берём пару ненужных людишек, связываем и суём в муравейник. Когда их сожрут, пытаемся наладить с муравейником контакт...
( Всего-то 14 — добавить )

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger