Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:

Заметки атеиста.

В связи с тем, что на Украине того и гляди объявится собственный сертифицированный производитель опиума для народа, запишу пару замечаний на тему, как оно работает.

Церковь - изобретение древнее, вроде колеса или рычага. То бишь простое средство экономии усилий... причём экономии весьма незначительной, однако в условиях постоянного существования первобытного человека "на грани" - ну хоть какое-то уже лучше никакого. Вполне может означать разницу между жизнью и смертью.

Поясню, отчего возникла церковь... я понимаю, что нынешние кадры будут отрицать свойство с шаманом в звериных шкурах, но - церковь как общественное заведение.

Общество в группе - это сила, которая держит людей вместе. Возможность совместной деятельности. Отсюда границы общества, его форма задаются по признакам "свой-чужой" и "можно-нельзя".

Чем больше людей, чем дальше они расселены, чем сильнее различается "вмещающий ландшафт" на этом расселении, тем труднее создать и поддерживать общество, вести протяжённую и сложную совместную деятельность, учинить разделение труда и проч.. Нужно что-то выдумывать.

"Свой-чужой", если приречные выселки в третьем поколении слова новые завели про рыбу, и ухватки у них уже не те... что общего с прежним племенем осталось? А детские сказки, которые суть отредактированные для обучаемой детворы охотничьи байки.

Задаём этим сказкам сверхценность и используем их как опознавательный признак. После чего спокойно обмениваем рыбу на мясо. Спокойно, потому что обе стороны верят в то, что великий Мганга на мосту из полярного сияния одолел трёхглавую сороконожку - воплощение всемирного мрака, который никуда не ушёл. Да, не ушёл, он ночью во сне убьёт всех тех, кто мне не верит и вон там рожи строит в задних рядах.

Одним словом, эти обе стороны свои.

Кто этими выдумками займётся? Да любой старик или инвалид, которому неохота помирать от недокорма, и у которого всё в порядке с фантазией. Мнится мне, сама позиция шамана как хранителя священных выдумок возникла не как награда производителю этих побасёнок, а как защита от их перепроизводства.

"Можно-нельзя", если замыслы "что-то вместе сделать" есть, но цена за облом при их воплощении - критическая: такая растрата "ресурсов", которая затруднит обыденное выживание. Замечу, что в сравнительно небольшой группе такую фатальную глупость можно сделать быстро, и это делает её ещё более опасной.

Очевидное решение: "табу", то есть быстрый же запрет "просто потому, что нельзя". Менее очевидное, но столь же неизбежное - использование набора табу как средства замедлить воплощение замысла, обсудив его по пути. "Как извернуться". И следующее отсюда постепенное повышение качества предложений "что-то вместе сделать".

Эти обстоятельства формируют запрос на позицию того, кто раздаёт табу, поддерживает и редактирует их ("а вот что я тогда имел в виду"). Эта позиция безусловно прибыльна, за такое кормят. У шамана здесь козырной туз, потому что он для задачи и поддержания табу может привлекать те самые священные побасёнки, которые хранит и поддерживает в качестве средства опознания "свой-чужой". "Свой - тот, кто соблюдает табу". "Русский - значит, православный".

Здравствуй, церковь как совмещение этих двух позиций: хранение и редактура опознавательных побредушек - раз, и поддержание табу - два. Всё остальное уже апгрейд и адаптация к природным условиям. Хотя повторю, что нынешние кадры шамана своим не признают. У нынешних истина, божественное откровение и всё такое.

Итого, церковь есть древнее и простое изобретение. Заметьте, я не говорю про веру, не про содержимое собственно побасёнок, не про то, в какой цвет эта палка-копалка окрашена. Я говорю про то, зачем ей вообще обзавелись. И про то, что сейчас церковь почти всегда бесполезна, ибо те же задачи по поддержанию единства общества научились решать быстрее, точнее, избирательнее и легче.

Однако вот эти "сейчас" и "почти всегда" и показывают настоящее место церкви в современном обществе. Это НЗ. Ну, примитивные средства выживания в закрытом ящике на случай катастрофы.

Я тут не выдаю ничего нового, тема до невероятия изъезжена сочинителями на тему постапокалипсиса. Община с жёсткими ограничениями на свободу действий, основанными на чудовищных завихах по теме мироустройства. И хорошо, если ГГ сбежит оттуда без стрельбы, продолжив своё путешествие туда, куда его несёт по сюжету.

Если без гротеска, то всякая современная церковь и пытается заниматься именно что поддержанием границ общества ("свой-чужой" и "можно-нельзя") заведомо малоэффективными, но крайне устойчивыми средствами (поддерживать экскаватор в рабочем состоянии много сложнее, чем палку-копалку). Если хотите, то церковь - это такая общественная организация, которая существует за счёт того, что упорно и последовательно отрицает идею "можно всё и со всеми", используя при этом только средства, разрешённые текущей властью.

И надо понимать, что в случае прихода пушистого северного зверька - с критическим уменьшением численности населения и его рассеянием - церковники будут рулить. Только рулить они станут вовсе не потому, что убедительно объяснят каждому отдельно взятому человеку про доброго боженьку, покаравшему отбившуюся от рук скотинку, а потому, что достаточно быстро и очень легко, автоматически зададут хоть сколько-то пригодное для выживания общество. В отличие от профессиональных сюрвивалистов, которые скорее всего перестреляют друг дружку.

Можете начинать смеяться, но первую колонию на Марсе я бы доверил возглавить попу.

Ах да, я же начал с Украины. Так вот, уроки по происходящему там я бы перечислил следующие.

1. РПЦ сейчас получает очень серьёзную плюху очень простыми и дешёвыми средствами и не может этому помешать. Столь уязвимая контора не годится как средство поддержания границ сложного и развитого общества и, следовательно, не может претендовать на ренту за такое поддержание. Если у кого-то была мысль свалить на РПЦ идеологический аспект работы с населением РФ, то с этой мыслью надо расставаться, иначе в перспективе она обойдётся очень дорого и не принесёт желаемых результатов. НЗ должен лежать в ящике на всякий случай, а нынешние обыденные дела делать надо всё же более сложными, более современными средствами.

2. Обратной стороной п. 1 станет заключение, что ящик с НЗ, который виден всем, неплохо бы упрочнить и украсить как предмет интерьера. И я говорю не про количественные показатели, типа "храм на каждую улицу и попа в каждую школу", а про качественные. Про "третий Рим" в обнимку с "катехоном". Про "православный - значит, русский" не в смысле "мне православный негр преклонных годов роднее агностика-соседа", а в смысле "чем дальше в будущее, тем больше история православного мира будет историей России и русских, агностиков в том числе, а греки и сербы - так, нумерованные сноски". И вести себя соответственно. Отмечу на полях, что и это сугубо ситуационный подход, для нынешних времён - а если в будущем каким-то макаром РПЦ доберётся и до негров, то его опять-таки придётся пересматривать с целью удешевления.

3. Гордые потомки древних укров нынче занимаются тем, что пускают НЗ на потлач, то есть разбрасывают ради праздника. Если бы украинцы не дичали, теряя способность к поддержанию сколько-нибудь сложного общественного порядка, то правильным подходом к "проблеме Московской Патриархии" стали бы строжайший надзор за всем, что говорят в УПЦ МП, и скучное бюрократическое преследование за любое высказывание, которое можно расценивать как высказывание о внутренних делах Украины с позиции внешнего наблюдателя. Лет через двадцать УПЦ сама бы запросилась из-под омофора. По всем правилам, со всем личным составом и с накопленным добром. Увы, дети и дикари любят яркое и громкое и не любят ждать.

4. У цены переучреждения церкви в интересах правящей на Украине олигархии с её провинциальными комплексами окажутся три составляющих. Во-первых, это перерасход сил и средств на поддержание общественного порядка: даже в том маловероятном случае, если не встанет вопрос о собственности. Во-вторых, это такие же непроизводительные расходы на компенсацию разницы в авторитете прежней и новой структуры через пропаганду и прямое подавление "несогласных": "приходите к нам молиться, у нас жрецы с чубами в жёлто-синих рясах, а все толоконные лбы УПЦ МП - агенты Москвы, вот их имена и адреса на нашем сайте, а менты отвернутся". В-третьих (потенциально), это те дополнительные потери, которые украинское общество понесёт при дальнейшем распаде, когда государство уже не сможет поддерживать минимальный порядок силой, а та церковь, которая не новодел, ещё могла бы это сделать словом.

Собственно, всё. Так как автор (я) атеист, то всевозможные святые писания в размышлении не участвовали (великий Мганга не считается). А прогнозов не будет потому, что для них надо дождаться конкретных учредительных собраний в цеевропе и их московских оценок. Только тогда можно будет хотя бы в нулевом приближении прикинуть, как скажутся на украинском обществе расходы из п. 4.

Спасибо за внимание.



Tags: общество, теория, футуризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments