?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Я продолжу своё рассуждение о Предприятии. Самих мыслей о нём - полдюжины последних абзацев, но меня жаба душит, не хочу в корзину отправлять всё то, о чём я рассудил по пути. Текст длинный и нудный, оттого и кат.

Есть куча книг, фильмов и, того лучше, компьютерных игр, где значимой особенностью сюжета оказывается амнезия того или иного персонажа. Обычно этот ход облекают в вопрос "а тот ли самый это человек, который вчера такое то, а сегодня этакое это", и, не особенно задерживаясь на этом вопросе, отдающем софистикой, уезжают в другой, софистикой не отдающий: "а что такое человек".

Я особенно задержусь.

Это разные люди. Которые вчера то, а сегодня это. Ладно, что разные ТТХ 20-летнего и у 70-летнего обладателей одной и той же биографии... главное, это их разные репутации как разные наборы ожиданий от них. Это разные члены общества, причём, вполне вероятно, одного и того же; не исчезавшей на протяжении полувека возможности совместных действий упомянутых обладателей и их окружающих.

Нет, я не посягаю на законы и не прошу ограничить всякий "срок давности" четвертью часа - а там, мол, "уже другой человек".

Я хочу сказать, что понимание проблемы "это разные люди, но члены одного и того же общества" ведёт к признанию того, что между этими разными людьми, частями одной и той же биографии, возможны отношения, что эти разные люди могут вести совместную деятельность - не одновременно тащить бревно, но на протяжении лет осуществлять Хитрый План.

"Жизнь надо прожить так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы" - это как раз признание возможности таких отношений, что 70-летний что-то будет думать о 20-летнем, что он распоряжаться будет делами 20-летнего, оценивать их в режиме "мучительно больно". И наоборот, 20-летний, решая "кем стать" или "кем не стать", в любом случае вступает в отношения с будущим 70-летним, устанавливает связь с ним, кооперативную или антагонистическую.

Старик может хотеть забыть прошлые постыдности молодого, а молодой, совершая их, может намеренно отказаться думать об этом старике.

Да, и полвека - это гротеск. Полгода тоже... могут сказаться. Катарсис, ружьё на стене и всё такое. Вряд ли читатель станет возражать.

Отсюда следует та мысль, что всякая деятельность одного человека в отсутствии других людей в окружении в принципе может быть деятельностью общественной - набором поступков, подлежащих этической оценке. Только с собою прошлым и только с собою будущим.

Это "в принципе", ясное дело, на практике ограничено памятью и воображением отдельно взятого человека - точнее, только воображением, ибо память есть частный случай воображения. Понятно, что Робинзон Крузо начала восемнадцатого века не обладал бы ни нужной дисциплиной ума, ни нужными запоминающими устройствами для сколько-нибудь не то, что заметного, но продолжительного "в принципе". По-любому рехнулся бы через пару лет на своём острове.

А вот Робинзон образца начала XXI века, Робинзон в съёмной однушке с библиотекой, блогом и инстаграмом... даже если и свой блог читает, и свой инстаграм смотрит только он лично... уже может попытаться составить себе же общество. Представьте простенький ИИ, рекомбинирующий ранние записи и фотки Робинзона в зависимости от его текущих мимики и жестов - и дело уже становится совсем неясным, "надо смотреть настройки". См. Juan Chanson в Marooned in Realtime.

Понятно, что "нечто не получается из ничего", и для запуска такого "общества в одном лице" нужен начальный капитал знаний, переживаний, умений и впечатлений этого лица - да и тогда в одиночестве получится "затухающий процесс". И тем не менее. Полгода затухающего процесса или пять лет - разница кардинальная.

Обратно к теме. Я утверждаю, что отношение человека к себе прошлому и/или к себе будущему может быть следствием осознания человеком своего изменения во времени и рассматриваться им как частный случай общественных отношений, как предмет этической оценки, как набор действий "правильных" или "неправильных", "хороших" или "плохих".

Тот ещё ящик Пандоры, битком набитый котами Шредингера... я попробую коротко и непредвзято. Я не шучу, темы небезопасные.

Во-первых, можно применить тот или иной этический императив из перечисленных в работе "Поведение" к человеку в настоящем как к одновременно существующим в человеке из настоящего прошлому человеку и будущему человеку. Скажем, императив "я должен вести себя по отношению к другим так, как они ведут себя по отношению ко мне" здесь прозвучит как "я должен сделать для [будущего] себя то, что [прошлый] я сделал для себя".

Запишу все четыре формулы. Отмечу, что "для себя" здесь означает и "себе".

"Южная": "я [настоящий] должен сделать для себя [будущего] то, что я [прошлый] сделал для себя [настоящего]". Непрерывность, постоянство, одно и то же. Безвременье.

"Восточная": "я [настоящий] не должен сделать для себя [будущего] то, чего я [прошлый] для себя [настоящего] не сделал". Предостережение от падения, порчи. Сохранение, консерватизм.

"Западная": "я [будущий] должен сделать для себя [настоящего] то, что я [настоящий] делаю для себя [прошлого]". Замысел за замыслом, опора на предыдущий результат, экспансия, прогресс.

"Северная": "я [будущий] не должен сделать для себя [настоящего] то, что я [настоящий] не делаю для себя [прошлого]". Свобода. Мол, хрен с ним, что там будет, если что-то да будет. Не п...ц.

В понятии "я", способного на действие, - а только оно подлежит этической оценке - можно достаточно чётко выделить аспекты возможностей (сил, ума, денег, авторитета) и желания (соблазна, воли) "что-то сделать". То есть действия "я [прошлого]" по отношению к "я [настоящему]" и "я [настоящего]" по отношению к "я [будущему]" можно анализировать через изменения различных параметров в этих аспектах. Стало другому "я" нечто доступнее или желаннее - или нет?

Почему я говорю, что это небезопасные темы? Да Вы сами прикиньте, сколько здесь можно замутить Единственно Верных Учений. Или сколько уже существующих разложить по базису.

Во-вторых, те же самые формулы применимы к представлениям только о прошлом или только о будущем, то есть они могут включать в себя не три времени, а два. Зачем? А так получаются способы и критерии отличения "хороших" и "правильных" "я [прошлых]" и "я [будущих]" от "плохих" и "неправильных", а так же способы и критерии отличения "хороших" и "правильных" действий "я [настоящего]" по отношению к "я [прошлому]" и "я [будущему]".

Если чуть понятнее, о чём речь, то всё, что называется "боями за историю", сводится к применению этических формул к отношениям между "я [настоящим]" и "я [прошлым]", где, кстати, под "я" вполне можно понимать "обывателя обыкновенного", "человека на моём месте".

Формулы "боёв за историю".

"Южная": "Я [настоящий] должен относиться к себе [прошлому] так, как он относился бы ко мне". Не то, что разрешение, но и обязанность срать на предков, если вокруг что-то сильно изменилось, и ради выживания приходится делать то, от чего предки пришли бы в ужас.

"Восточная": "Я [настоящий] не должен относиться к себе [прошлому] так, как он [прошлый] не отнёсся бы ко мне [настоящему]". Взаимное прощение и осознание протяжённой во времени общности выше множащегося набора скелетов в шкафу.

"Западная": "Я [настоящий] должен вообразить себя [прошлого] таким, как будто я [прошлый] вижу себя [настоящего] таким, какой я есть". Помнится, на каком-то региональном ТВ (Краснодар или Ростов?) запустили сериал про Чапаева с Петькой, попавших "к нам сюда". Я только небольшой фрагмент видел, они там телевизор смотрят, про Путина. Путин им нравится, "он за народ". Собственно, приведённая "западная" формула - это формула осознания себя вершиной всех предыдущих усилий. Все предки хотели именно такого меня, какой я здесь сижу.

"Северная"... рехнуться можно. Итак: "Я [настоящий] не должен воображать себя [прошлого] таким, как будто я [прошлый] не вижу себя [настоящего] таким, какой я есть". Если очень коротко, то презумпция: предок, хорош он или плох, вполне смог бы разобраться в делах современных не хуже нас. Наши предки - это мы сами. Мнение предка вечно и правильно постольку, поскольку обстоятельства, в которых оно было высказано, совпадают с нынешними. Всякое общество, которое мы строим, мы строим для всех, кто "мы", хоть тысячу лет назад, хоть сто... извините, увлёкся.

Я же говорил, темы обильные.

И, наконец, во-вторых "во-вторых". Предприятия как решения - способы набора действий субъекта - по правильности отношений между "я [настоящим]" и "я [будущим]". Да, в том числе бизнес-замыслы как решения по отношению между "я [настоящим]" (в кармане вошь на аркане, а на завтрак доширак) и "я [будущим]" (как Стив Джобс, только лицо умнее и три титькастых блондинки на шее). Однако бизнес здесь - частный случай, а общий суть любые планы на жизнь. Планы человека, семьи, народа...

Давайте я просто "формулы предприятия" запишу, потому что к темам ещё буду возвращаться. Формулы вполне очевидные, только просьба не забывать, что "я" я рассматриваю как сумму возможностей и желания.

"Южная": "Я [будущий] должен оказаться таким, чтобы относиться к себе [настоящему] так, как я [настоящий] сейчас отношусь к себе [будущему]". Дело, сколь угодно удачное, не должно меня поменять.

"Восточная": "Я [будущий] не должен стать таким, чтобы относиться к себе [настоящему] так, как я [настоящий] сейчас не отношусь к себе [будущему]". Не оскоромься, не испоганься, не зашкварься, не опомойся.

"Западная": "Я [настоящий] должен растить себя [будущего] так, чтобы он [будущий] мог растить других так же, как и я [настоящий]". Воспроизводимость, оптимальность. Собственно, то, что мы "предприятием" за последние две сотни лет и считаем.

"Северная": "Я [настоящий] не должен растить себя [будущего] так, чтобы он [будущий] не мог растить других так же, как и я [настоящий]". Та самая вечность оригинальных решений предков плюс их разрешение наращивать разнообразие доступных решений с каждым поколением. Свобода.

И здесь, я думаю, всё. К темам я, как легко догадаться, ещё вернусь. А если у кого из читателей есть знакомые писатели-фантасты... ну, вы поняли. Материала для утопий, антиутопий, контрутопий, квазиутопий, псевдоутопий... иди и бери.

Ну и берите. Флаг вам в цифровую клавиатуру. Я не жадный. Я всего лишь рассуждал о Предприятии.

Спасибо за внимание.


Comments

( Всего-то 9 — добавить )
darkhon
5 ноя, 2018 12:26 (UTC)
Внимательно попозже прочитаю, а пока укажу, что у меня на сайте "Поведение" есть в более правильном варианте, т.е. минус антисоветчина, плюс мои примечания и твои рассуждения:
http://warrax.net/00/povedenie.pdf
http://warrax.net/2016/07/povedenie_warrax.zip (тут в fb2)
fon_rotbar
5 ноя, 2018 14:11 (UTC)
Ну куда-же без ваших Гениальных примечаний...
darkhon
5 ноя, 2018 15:20 (UTC)
По сути дела возражения есть? Если я там в чём не прав, то внимательно слушаю.
17ur
5 ноя, 2018 21:41 (UTC)

Я знаю. Тут две с половиной загвоздки. Первая: я просто сам в чём-то научный работник, и ссылаться на правленый без ведома живого автора источник меня корчит. Вторая: не факт, что я сейчас был бы согласен с теми рассуждениями. Надо перечитывать, да, и писать примечания к себе, любимому. И половина: ностальгия.
darkhon
6 ноя, 2018 08:28 (UTC)
Ну так то правленый. А там просто вырезана антисоветчина, не имеющая отношения к делу, причём явно указано, откуда, а мои примечания также выделены.
nkgb
5 ноя, 2018 21:51 (UTC)

Запишу все четыре формулы. Отмечу, что "для себя" здесь означает и "себе".

"Южная": "я [настоящий] должен сделать для себя [будущего] то, что я [прошлый] сделал для себя [настоящего]". Непрерывность, постоянство, одно и то же. Безвременье.

"Восточная": "я [настоящий] не должен сделать для себя [будущего] то, чего я [прошлый] для себя [настоящего] не сделал". Предостережение от падения, порчи. Сохранение, консерватизм.

"Западная": "я [будущий] должен сделать для себя [настоящего] то, что я [настоящий] делаю для себя [прошлого]". Замысел за замыслом, опора на предыдущий результат, экспансия, прогресс.

"Северная": "я [будущий] не должен сделать для себя [настоящего] то, что я [настоящий] не делаю для себя [прошлого]". Свобода. Мол, хрен с ним, что там будет, если что-то да будет. Не п...ц.

В Западной и Северной времена перепутаны?

17ur
6 ноя, 2018 19:04 (UTC)
Отнюдь нет. Чтобы не заставлять перерывать всю работу "Поведение", изложу здесь исходные формулы четырёх этических систем.

Юг: "Я должен делать другим то, что другие делают мне".
Восток: "Я не должен делать другим того, что другие мне не делают".
Запад: "Другие должны делать мне то, что я делаю им".
Север: "Другие не должны делать мне того, что я им не делаю".

"Другие" в предлагаемой мною временнОй развёртке оказываются "я-прошлым" и "я-будущим", при этом требования к "другим" ("должен") можно предъявлять только к "я-будущему", а ссылаться на "других" ("сделал") на "я-прошлого".
nkgb
6 ноя, 2018 19:25 (UTC)
Понял, спасибо
hoholusa
12 ноя, 2018 03:19 (UTC)
В собственной ретроспективе Север начинает заваливаться в Восток...
( Всего-то 9 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger