Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:

О Предприятии. И продолжение, и на полях.

Я продолжу своё рассуждение о Предприятии. Самих мыслей о нём - полдюжины последних абзацев, но меня жаба душит, не хочу в корзину отправлять всё то, о чём я рассудил по пути. Текст длинный и нудный, оттого и кат.

Есть куча книг, фильмов и, того лучше, компьютерных игр, где значимой особенностью сюжета оказывается амнезия того или иного персонажа. Обычно этот ход облекают в вопрос "а тот ли самый это человек, который вчера такое то, а сегодня этакое это", и, не особенно задерживаясь на этом вопросе, отдающем софистикой, уезжают в другой, софистикой не отдающий: "а что такое человек".

Я особенно задержусь.

Это разные люди. Которые вчера то, а сегодня это. Ладно, что разные ТТХ 20-летнего и у 70-летнего обладателей одной и той же биографии... главное, это их разные репутации как разные наборы ожиданий от них. Это разные члены общества, причём, вполне вероятно, одного и того же; не исчезавшей на протяжении полувека возможности совместных действий упомянутых обладателей и их окружающих.

Нет, я не посягаю на законы и не прошу ограничить всякий "срок давности" четвертью часа - а там, мол, "уже другой человек".

Я хочу сказать, что понимание проблемы "это разные люди, но члены одного и того же общества" ведёт к признанию того, что между этими разными людьми, частями одной и той же биографии, возможны отношения, что эти разные люди могут вести совместную деятельность - не одновременно тащить бревно, но на протяжении лет осуществлять Хитрый План.

"Жизнь надо прожить так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы" - это как раз признание возможности таких отношений, что 70-летний что-то будет думать о 20-летнем, что он распоряжаться будет делами 20-летнего, оценивать их в режиме "мучительно больно". И наоборот, 20-летний, решая "кем стать" или "кем не стать", в любом случае вступает в отношения с будущим 70-летним, устанавливает связь с ним, кооперативную или антагонистическую.

Старик может хотеть забыть прошлые постыдности молодого, а молодой, совершая их, может намеренно отказаться думать об этом старике.

Да, и полвека - это гротеск. Полгода тоже... могут сказаться. Катарсис, ружьё на стене и всё такое. Вряд ли читатель станет возражать.

Отсюда следует та мысль, что всякая деятельность одного человека в отсутствии других людей в окружении в принципе может быть деятельностью общественной - набором поступков, подлежащих этической оценке. Только с собою прошлым и только с собою будущим.

Это "в принципе", ясное дело, на практике ограничено памятью и воображением отдельно взятого человека - точнее, только воображением, ибо память есть частный случай воображения. Понятно, что Робинзон Крузо начала восемнадцатого века не обладал бы ни нужной дисциплиной ума, ни нужными запоминающими устройствами для сколько-нибудь не то, что заметного, но продолжительного "в принципе". По-любому рехнулся бы через пару лет на своём острове.

А вот Робинзон образца начала XXI века, Робинзон в съёмной однушке с библиотекой, блогом и инстаграмом... даже если и свой блог читает, и свой инстаграм смотрит только он лично... уже может попытаться составить себе же общество. Представьте простенький ИИ, рекомбинирующий ранние записи и фотки Робинзона в зависимости от его текущих мимики и жестов - и дело уже становится совсем неясным, "надо смотреть настройки". См. Juan Chanson в Marooned in Realtime.

Понятно, что "нечто не получается из ничего", и для запуска такого "общества в одном лице" нужен начальный капитал знаний, переживаний, умений и впечатлений этого лица - да и тогда в одиночестве получится "затухающий процесс". И тем не менее. Полгода затухающего процесса или пять лет - разница кардинальная.

Обратно к теме. Я утверждаю, что отношение человека к себе прошлому и/или к себе будущему может быть следствием осознания человеком своего изменения во времени и рассматриваться им как частный случай общественных отношений, как предмет этической оценки, как набор действий "правильных" или "неправильных", "хороших" или "плохих".

Тот ещё ящик Пандоры, битком набитый котами Шредингера... я попробую коротко и непредвзято. Я не шучу, темы небезопасные.

Во-первых, можно применить тот или иной этический императив из перечисленных в работе "Поведение" к человеку в настоящем как к одновременно существующим в человеке из настоящего прошлому человеку и будущему человеку. Скажем, императив "я должен вести себя по отношению к другим так, как они ведут себя по отношению ко мне" здесь прозвучит как "я должен сделать для [будущего] себя то, что [прошлый] я сделал для себя".

Запишу все четыре формулы. Отмечу, что "для себя" здесь означает и "себе".

"Южная": "я [настоящий] должен сделать для себя [будущего] то, что я [прошлый] сделал для себя [настоящего]". Непрерывность, постоянство, одно и то же. Безвременье.

"Восточная": "я [настоящий] не должен сделать для себя [будущего] то, чего я [прошлый] для себя [настоящего] не сделал". Предостережение от падения, порчи. Сохранение, консерватизм.

"Западная": "я [будущий] должен сделать для себя [настоящего] то, что я [настоящий] делаю для себя [прошлого]". Замысел за замыслом, опора на предыдущий результат, экспансия, прогресс.

"Северная": "я [будущий] не должен сделать для себя [настоящего] то, что я [настоящий] не делаю для себя [прошлого]". Свобода. Мол, хрен с ним, что там будет, если что-то да будет. Не п...ц.

В понятии "я", способного на действие, - а только оно подлежит этической оценке - можно достаточно чётко выделить аспекты возможностей (сил, ума, денег, авторитета) и желания (соблазна, воли) "что-то сделать". То есть действия "я [прошлого]" по отношению к "я [настоящему]" и "я [настоящего]" по отношению к "я [будущему]" можно анализировать через изменения различных параметров в этих аспектах. Стало другому "я" нечто доступнее или желаннее - или нет?

Почему я говорю, что это небезопасные темы? Да Вы сами прикиньте, сколько здесь можно замутить Единственно Верных Учений. Или сколько уже существующих разложить по базису.

Во-вторых, те же самые формулы применимы к представлениям только о прошлом или только о будущем, то есть они могут включать в себя не три времени, а два. Зачем? А так получаются способы и критерии отличения "хороших" и "правильных" "я [прошлых]" и "я [будущих]" от "плохих" и "неправильных", а так же способы и критерии отличения "хороших" и "правильных" действий "я [настоящего]" по отношению к "я [прошлому]" и "я [будущему]".

Если чуть понятнее, о чём речь, то всё, что называется "боями за историю", сводится к применению этических формул к отношениям между "я [настоящим]" и "я [прошлым]", где, кстати, под "я" вполне можно понимать "обывателя обыкновенного", "человека на моём месте".

Формулы "боёв за историю".

"Южная": "Я [настоящий] должен относиться к себе [прошлому] так, как он относился бы ко мне". Не то, что разрешение, но и обязанность срать на предков, если вокруг что-то сильно изменилось, и ради выживания приходится делать то, от чего предки пришли бы в ужас.

"Восточная": "Я [настоящий] не должен относиться к себе [прошлому] так, как он [прошлый] не отнёсся бы ко мне [настоящему]". Взаимное прощение и осознание протяжённой во времени общности выше множащегося набора скелетов в шкафу.

"Западная": "Я [настоящий] должен вообразить себя [прошлого] таким, как будто я [прошлый] вижу себя [настоящего] таким, какой я есть". Помнится, на каком-то региональном ТВ (Краснодар или Ростов?) запустили сериал про Чапаева с Петькой, попавших "к нам сюда". Я только небольшой фрагмент видел, они там телевизор смотрят, про Путина. Путин им нравится, "он за народ". Собственно, приведённая "западная" формула - это формула осознания себя вершиной всех предыдущих усилий. Все предки хотели именно такого меня, какой я здесь сижу.

"Северная"... рехнуться можно. Итак: "Я [настоящий] не должен воображать себя [прошлого] таким, как будто я [прошлый] не вижу себя [настоящего] таким, какой я есть". Если очень коротко, то презумпция: предок, хорош он или плох, вполне смог бы разобраться в делах современных не хуже нас. Наши предки - это мы сами. Мнение предка вечно и правильно постольку, поскольку обстоятельства, в которых оно было высказано, совпадают с нынешними. Всякое общество, которое мы строим, мы строим для всех, кто "мы", хоть тысячу лет назад, хоть сто... извините, увлёкся.

Я же говорил, темы обильные.

И, наконец, во-вторых "во-вторых". Предприятия как решения - способы набора действий субъекта - по правильности отношений между "я [настоящим]" и "я [будущим]". Да, в том числе бизнес-замыслы как решения по отношению между "я [настоящим]" (в кармане вошь на аркане, а на завтрак доширак) и "я [будущим]" (как Стив Джобс, только лицо умнее и три титькастых блондинки на шее). Однако бизнес здесь - частный случай, а общий суть любые планы на жизнь. Планы человека, семьи, народа...

Давайте я просто "формулы предприятия" запишу, потому что к темам ещё буду возвращаться. Формулы вполне очевидные, только просьба не забывать, что "я" я рассматриваю как сумму возможностей и желания.

"Южная": "Я [будущий] должен оказаться таким, чтобы относиться к себе [настоящему] так, как я [настоящий] сейчас отношусь к себе [будущему]". Дело, сколь угодно удачное, не должно меня поменять.

"Восточная": "Я [будущий] не должен стать таким, чтобы относиться к себе [настоящему] так, как я [настоящий] сейчас не отношусь к себе [будущему]". Не оскоромься, не испоганься, не зашкварься, не опомойся.

"Западная": "Я [настоящий] должен растить себя [будущего] так, чтобы он [будущий] мог растить других так же, как и я [настоящий]". Воспроизводимость, оптимальность. Собственно, то, что мы "предприятием" за последние две сотни лет и считаем.

"Северная": "Я [настоящий] не должен растить себя [будущего] так, чтобы он [будущий] не мог растить других так же, как и я [настоящий]". Та самая вечность оригинальных решений предков плюс их разрешение наращивать разнообразие доступных решений с каждым поколением. Свобода.

И здесь, я думаю, всё. К темам я, как легко догадаться, ещё вернусь. А если у кого из читателей есть знакомые писатели-фантасты... ну, вы поняли. Материала для утопий, антиутопий, контрутопий, квазиутопий, псевдоутопий... иди и бери.

Ну и берите. Флаг вам в цифровую клавиатуру. Я не жадный. Я всего лишь рассуждал о Предприятии.

Спасибо за внимание.


Tags: общество, ссылка, экономика, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments