?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

"Боур".

Идея "национального примирения" в наше время прочно узурпирована духовными последователями господ Уэфа и Би, с описанием её, идеи, торжества как "они будут ползать перед нами, а мы на них плевать. Удовольствие получать".

Речь, как правило, идёт о мести правильных фетишей неправильным. Речь идёт о неких мероприятиях, толкуемых или воображённых, от которых аватар правильных фетишей ощущает прилив чувства собственного превосходства: и уже "второй сложный" - на самом деле аватару этого чувства не хватает по жизни, или аватар существует "на игле" этого прекрасного переживания, а его торкает всё меньше, так что надо усугублять.

Далее я из вредности обосную и опишу некое мероприятие по неправильному с этой точки зрения, невозбуждающему "национальному примирению". Мероприятие, которое лечит, а не расковыривает.

Госпожа Элизабет Кюблер-Росс вошла в современную историю благодаря своей пятичленке. "Отрицание-гнев-торг-депрессия-принятие". Я не рассматриваю это перечисление как некий внутренний код человека, обязательный к исполнению в случае неизбежных неприятностей. У разных по-разному, полагаю.

А вот то, в чём даму упрекали, - мол, навязывала эту рамку собеседникам со смертельным диагнозом - как раз и составляет её, пятичленки, пользу. Хоть как-то, но можно описать сам процесс; хоть как-то, но можно спроектировать влияние на него.

Та же пятичленка, мнится мне, прекрасно подходит для описания процесса национального примирения без кавычек, для описания эволюции отношения одной общественной фракции к другой, воззрения которой первой претят, но которая не собирается никуда исчезать как минимум из истории, а как максимум и из современности. Живёт себе, эволюционирует, пакость такая... что? Ползать должны, чтобы можно было плевать и удовольствие получать?.. лет через несколько меня перечитайте, а пока брысь.

Я бы сформулировал стадии национального примирения как "ненависть-претензии-интерес-безразличие-принятие". Никакого шаманства, просто подстановка предыдущего перечисления в отношение к другому человеку, к носителю истинной веры, отличающейся от моей собственной истинной веры.

"Ненависть" - это "исчезни, сдохни", это гражданская война, это тот тип, который приказал "брата Митьку" шомполами попотчевать, а потом на рояле лабал, пока митькин брат полы натирал. В "Чапаеве" впечатляет именно что цельность этой картины: непосредственно вовлечённым в такие события пояснять ничего не надо.

"Претензии" - это когда уже надо пояснять тем, кто сам не видел, за что такая ненависть, откуда она взялась (да, тот же "Чапаев" в 1934). Сперва другим, "почему они должны [были] исчезнуть", а потом и себе, "чего меня это так от ярости трясёт". Тут как раз годятся всевозможные единственно верные учения и совершенно точные воспоминания: обычно всё менее шокирующие, так что либо приходится выискивать или додумывать подробности самому, чтобы продолжало торкать, либо переходить к "интересу".

"Интерес" - это когда от констатации различий между субъектом и объектом "претензий" (всякая претензия подразумевает "вы не такие, как мы") субъект переходит к тому, а для каких приобретений эти различия можно использовать. Как минимум: "чему я могу научиться на Ваших ошибках". И вот в конце шестидесятых "белые" образца Гражданской уже неотличимы от несчастных людей. "Служили два товарища" (1968), "Бег" (1970). Ульянов и Дворжецкий в последнем прекрасны, если что. Хрестоматийны. Их персонажей, если что, в сколько-нибудь реалистичных "Звёздных войнах" на тысячу лет тому вперёд поминать должны.

Затем "безразличие" - когда бывшие объекты ненависти по ознакомлении с их сколько-нибудь интересным описанием включены в привычный мир как минимум в роли источника опыта, экспы. Ну да, "белые" тоже такие "наши", пусть и с завихами. Тут остатки внимания уходят к их продолжателям: к тем, кто по меньшей мере надеется составить реальную угрозу субъекту и нынче. Всякие НТС и проч.. Почему? "Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление" так, что какое-то актуальное понятие о форме тогдашнего предмета можно составить по его нынешнему эху.

До "принятия" СССР не дожил, да и долгонько приходилось ждать с весьма воинственной единственно верной истиной. Впрочем, перечитайте главку "Acceptance": там очень чётко проводится различие между "принятием" и "согласием".

Продолжайся СССР, смотрели бы мы нынче какой-нибудь сериал, где мужественный советский же кадровый разведчик и очаровательная потомица белоэмигрантов шерудят в оккупированном Третьим рейхом Париже, в перерывах между поцелуями борясь за души нескольких беглых советских военнопленных, у одного из которых батя попал под расстрел за "красный бандитизм" в первой половине двадцатых, другого в коллективизацию со всей семьёй приголубили, третьего за глупую шутку по доносу за приставы оформили, четвёртый тот донос и написал из высших соображений... советский сериал, подчеркну. Одобренный. Принятие, да. Acceptance.

Как этот процесс остановить? Как сделать борьбу за дело господ Уэфа и Би вечной и торкающей возможно дольше? Смешной вопрос. Ответ на него: надо отказать объекту ненависти в статусе члена общества - что, кстати, гораздо проще, чем кажется.

Сама ненависть как к человеку остаётся, однако претензии от общежития уже можно не выдвигать, не рефлексировать собственную ярость. Можно просто радоваться адреналину, безо всяких трудностей потребляя всё более чудовищные выдумки о ненавидимых.

Частный случай такого отказа - причисление объектов ненависти к другому обществу: ещё/уже не существующему или существующему отдельно, за стенкой; к обществу, наделённому всеми возможными пороками; к обществу простому, предсказуемому и низшему - так, чтобы на единицу уделённого этой мерзости внимания можно было получить наибольшее количество сознания собственного превосходства. Чтобы можно было переться.

Читатель может спросить, чего я тут ною об интернет-комментаторах, захлёбывающихся гавканьем и слюнями на флаги неправильного цвета и на историю этих флагов... а я в предыдущих абзацах не о них ною.

Они суть следствие, причём несамостоятельное. Ну да, плохое образование у контингента, условная культура, короткая память, жажда всё того же наисправедливейшего превознесения над окружающими человеческими отбросами, и чтобы всё это счастье без вставания от клавиатуры. Это так, листья шелестящие, что мнят себя кимвалами бряцающими. Запретите политику, и эти листья продолжат шелестеть в постах о спорте: теми же выражениями с тем же смыслом.

Я же о том, что можно отнести к корням. Исключительно по личным впечатлениям. Не навязываюсь. Трудно навязываться за семь килобайт вниз от ката. Ведь читаете уже.

Включил телевизор в предновогодние дни и перед тем, как зайти на ютуб, попал на гайдаевские "Двенадцать стульев". Как раз на сцены с "Союзом меча и орала".

Юмористов я читал много. Разных. Из тех, кто умел писать и использовал это умение для расчеловечивания своих персонажей, я могу назвать Ильфа с Петровым и Войновича. Однако первые два были раньше, и апофеозом этого расчеловечивания для меня выступил "Союз меча и орала".

Гайдай, мнится мне, то же самое понял и - полагаю, себе на радость - усилил. Подозреваю, что среди театрального и киношного люда таких расчеловечников вообще много больше, но там оно проще и выгоднее. То самое "мировоззрение", за которое "сойдёт".

Далее я делаю радикальное утверждение: я считаю, что большая часть нашего нынешнего и местного - не "западного" - расчеловечивания как разрешённого подхода и приёма в общественной дискуссии растёт именно отсюда. Я не знаю, что творилось в двадцатых годах прошлого века, - а те, кто помнил, те умерли - но я знаю, что вот это читали и смотрели в семидесятых, восьмидесятых и далее. И, причастившись, сами снимали фильмы, выдавали мнения... писали и пишут в Интернете.

"А что, разве можно по-другому?"

Я не знаю, можно ли без этого, я просто стараюсь как могу (скромен, да-с). Насчёт же культурного артефакта я догадываюсь, что показывать комедию будут ещё долго. Культурный, мать его за ногу, код. Традиция. Учить будут, что других людей так можно представлять просто потому, что они там у себя за стенкой о своём думают. Однако потом [этот] корень всё же забудут. А ростки останутся. И дальше пойдут. Где охотнее приживаясь, где не очень. "Государство не просило вас рожать".

"Такое, значит, предложение", чтобы подтолкнуть предположенный выше процесс "ненависть-претензии-интерес-безразличие-принятие". Мизерный, должно быть, в единицы процентов выигрыш на десятки лет... но хоть какой-то.

Снять кино. По тому же сюжету. Про "Союз меча и орала". Только всерьёз, про людей. Со всеми реалиями 1927 года - на реконструкторском уровне, без гротесков, с нарисованными на компьютере вещами, которые дешевле нарисовать.

С теми же именами собственными, и никак иначе.

Да, живёт себе в городе Старгороде бывшая прокурорская жена, некогда завертевшая с уездным предводителем дворянства, нынче женщина на второй половине пятого десятка. Зарабатывает гаданием, ибо в своё время в Париже "сам процесс" произвёл на неё впечатление. Если что, то по сравнению с нынешними "знахарками", "вещуньями" и "ведьмами" это вполне себе цивилизация, которая к тому же несколько более соответствует тогдашнему уровню науки и техники. Карты Таро раскидывает, а не марьяжных королей на червонную даму.

Ей сообщают, что в городе появился тот самый кадр, который кардинально переменил её собственную судьбу ещё до революции, причём переменил громко - так, что говорили о том далеко. Явился в сопровождении какого-то молодого типа, смахивающего на бывшего офицера. Потом, правда, даже ей становится видно, что это либо аферист, либо провокатор ГПУ, а то и ОГПУ. Однако ей всё равно.

В общем, всё по сюжету, по событиям, по тому, как неких знакомых между собой и уважающих друг друга людей, объединённых нынче непривычным прошлым, облегчили на полтысячи рублей.

Только изложить всё с точки зрения местных. По-человечески. Чтобы люди как люди. Диалоги как диалоги. Обстановка как обстановка. Переживания как переживания. Ничего невозможного тут нет. Напомню, что, например, удачную главную роль порывистой обаятельной дамы в возрасте мы имеем счастье наблюдать в "Ищите женщину".

Никаких вторых, третьих, десятых смыслов. Не про цвет знамён и не про грохот времён. Про жизнь, состоявшуюся или не состоявшуюся у этой дамы. Если понадобится, то с самым обстоятельным заимствованием событий из разных вариантов "Двенадцати стульев" (я про дореволюционный период), однако с категорическим отрицанием авторского отношения к персонажам. Так, чтобы на

– Всего, – возгласил Остап, – четыреста восемьдесят восемь рублей. Эх! Двенадцати рублей не хватает для ровного счета.

Елена Станиславовна, долго крепившаяся, ушла в спальню и вынесла в старом ридикюле искомые двенадцать рублей...

...– Ну, – сказал Остап, – будем двигаться. Вы, Ипполит Матвеевич, я надеюсь, воспользуетесь гостеприимством Елены Станиславовны и переночуете у нее. Кстати, нам и для конспирации полезно разделиться на время. А я пошел.

Ипполит Матвеевич отчаянно подмаргивал Остапу глазом, но тот сделал вид, что не заметил, и вышел на улицу.
хотелось вздохнуть и покачать головой, а не весело смеяться над этими странными существами. Чтобы... так, дамы, отвернитесь от экрана, я сейчас страшное слово напишу... чтобы катарсис.

Ну да, это означает почти невыполнимые требования к тому, чтобы сняли, во-первых и вполне реальных, умело, а во-вторых и почти невозможных, без собственного выпендрёжа очень важного, точного, глубокого и востребованного страждущим зрителем очередного мнения очередного творческого коллектива об очередном трагическом периоде нашей очередной истории.

Однако именно это я хотел сегодня сказать о "национальном примирении" и предложить для него.

Если сказанное и предложенное прозвучало чересчур непривычно, если оно радикально противоречит скрижалям господ Уэфа и Би... если без "ползать и плевать" читателю жизни нет, если на читателя ласковый свет из будущего рая источает неизбежная и великолепная пэрэмоха победа над злом, то не смею отговаривать читателя, не имею права. Боритесь. За что хотите.

Обвинения же в примиренчестве, - неважно, с какой стороны - которые я не сумел предупредить выше указанием на различие между "принятием" и "согласием", я позволю себе отвергнуть в следующих выражениях.

Есть такая заслуженная фраза: "God, give us Grace to accept with serenity the things that cannot be changed, Courage to change the things which should be changed, and the Wisdom to distinguish the one from the other". Так вот, я сейчас говорил только про первую часть этой фразы: "благоволи нам безмятежно принять", а не корёжиться с самоправедным воем, тащась от собственного воя.

И - да, по мнению атеиста, за отсутствием бога придётся благоволить себе самим. Больше некому.

Про вторую и особенно про третью части высказывания как-нибудь потом. Пока же спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Ах да. Название поста к тому, чтобы и фильм так назвать. "Боур". Звучит.

кадр из х/ф Двенадцать стульев



Comments

(Удалённый комментарий)
hemdall
7 янв, 2019 15:21 (UTC)
Эээ, а нафига нам восстанавливать украину?
Пусть укры жрут свою самостийность до рвоты -)

Ты мне, сынок, никто. Потому сиди и не вякай пока старший говорит =)
И я никуда никого не уберу, а на оборот буду по кускам украину жрать пока она не исчезнет совсем =)
(Удалённый комментарий)
hemdall
7 янв, 2019 15:50 (UTC)
Не переживай за нас, мы со своими подонками в кремле разберемся, а потом и вами займемся. Не будет более никакой украины - будем по кускам давать самостийность каждой деревне и по кусочку забирать себе -)

А ты прыгай, прыгай выше. Украине цэ эуропа.
(Удалённый комментарий)
hemdall
7 янв, 2019 17:26 (UTC)
Зачем??? 8-0

На дурака не нужен нож - говорю же будем каждой деревне давать свою республику и свой самостийный язык, а старосте и шмат сала =)
И никто из вас не откажется - все будут только за.
И так вот за пару лет - и не станет украины.
(Удалённый комментарий)
hemdall
7 янв, 2019 17:40 (UTC)
Ахаха, вот точно где та касса куда зайти за зарплатой??? =)

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger