?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

В который раз о школе.

РИА: "В ГД предложили снижать учителям зарплату за проявление агрессии к ученикам".

Вместо "ну ... твою мать" в адрес ЛДПРовского депутата (коли придётся, так и в лицо повторю, заслужил, а если рядом его мать окажется, то заранее оговорюсь "гражданка, я не Вас имею в виду") я просто вспомню классику:

"Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l'Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
"

и, пользуясь случаем, позволю себе повторить некие рассуждения на тему образования, в правильности которых я всё ещё уверен.

Видите ли: школа - это не только некоторое предприятие-как-целесообразное-людское-сообщество. "Школа" - это к тому же и один из способов (мод) существования всякого предприятия, исходящий из презумпции недостатка прилежания в сообществе.

Школа нарабатывает прилежание, ставит одному из своих членов - ученику - набор умений, который позволил бы долго и упорядоченно преследовать цель, не предлагающую поощрений здесь и сейчас. Передача научных знаний или священных заклинаний - это

а) способ такой наработки и
б) бонус от неё. Потом. Через годы. Для всех.

Если совсем грубо, то школа есть место, где учат делать домашние задания, хотя бы те были и ни о чём, выдают эти домашние задания и проверяют их. Отсюда школа - конкурент семьи.

Конкурент и в смысле разных предприятий, претендующих на один и тот же ресурс: скажем, когда дитё решает в своей или общей комнате задачки, то это вторжение школы в семейное пространство. Или напротив, "папа у Васи силён в математике" и Вася приносит в школу хорошо выполненные домашние задания, которых не понимает - или папа не силён, но Вася пытается общаться с учительницей словами, подслушанными у папы в бурном разговоре с мамой... и то, и другое уже суть вторжение семьи на территорию школы.

Школа конкурент семьи и в смысле присутствия разных мод, "школы" и "семьи", в одном и том же предприятии. "Школа" завязана на презумпцию недостатка прилежания её контингента (надо муштровать, доверять и проверять), а "семья" завязана на презумпцию недостатка сил в общем той же публики (надо кормить, обихаживать и защищать). Пример сообщества, где, воюя, сосуществуют обе моды: доиндустриальная деревенская семья с "большаком" во главе.

Этот антагонизм неизбежен. Конечно, можно попытаться вообразить его отсутствие: скажем, радикальные решения в пользу школы найдёте у Ефремова или Стругацких, а не менее радикальное решение в пользу семьи у Стефенсона.

Однако к нынешнему положению дел.

Школа сейчас считается сугубо производственным предприятием. Причины этого можно обсуждать долго, но я предпочту огульное: наследие индустриальной эпохи.

Что в индустриальную эпоху считается улучшением работы производства? Уменьшение расходов на единицу продукции. В случае школы с учётом того, что школа есть государственное предприятие, подотчётное государственной бюрократии: снижение себестоимости одного балла ЕГЭ или единицы любого аттестационного критерия, пришедшего в головы персонала Рособрнадзора - и неважно, чем тот персонал был обдолбан.

Учитель здесь проходит как одна из статей расходов на эту единицу, причём одна из тех, которую можно ужать "на ровном месте", чтобы выставиться перед начальством. Это "инфраструктура пленных не берёт"©, а учитель - он человек.

Ученик, как ни странно, тоже человек, а не только сырьё, да и его родители обычно люди. Именно они выступают покупателями тех самых баллов у государства, а учитель в этой рамке оказывается не производителем этих баллов, не ремесленником, а?.. правильно, становится он продавцом, обслуживающим персоналом, прислугой. Что, очевидно, не противоречит его же статусу как статье расходов, на которой работодателю можно и нужно экономить.

прислуга

Следующая из этого положения дел коллизия обыденна и хрестоматийна. Покупатель высказывает претензии по цене и качеству товара в адрес близкого ему продавца, носильщика или официанта... не поняли? Родители под "качеством" подразумевают баллы, а не знания. Учителя баллов не производят, цену их не выставляют. Они всего лишь создают условия для этой покупки, поддерживают потолок, как те атланты с кариатидами. Обслуживающий персонал отвечает за качество обслуживания в торговом зале, а не за качество приобретаемого там товара и не за его цену.

Разумеется, этот обслуживающий персонал за копейки своего жалованья терпеть покупательский пыл не намерен. "И понеслось, и понеслось"©. Хозяин где-то в задней комнате с благочинным выражением лица подсчитывает прибыль (карьерный рост персонала в соответствующих казённых заведениях), изредка морщась от особо громких воплей, долетающих от прилавка. Морщины здесь - вроде депутатской идеи на ссылке в начале поста о прилюдной порке педагога за несюсюканье. В свободное от пересчитывания прибыли время хозяин ставит покупателям понятие о качестве, задаёт их ожидания, то есть заранее стравливает с людьми за прилавком. Ну, не прелесть ли?

Примерное развитие коллизии тоже очевидно. Усилия хозяина (государственной администрации) по дальнейшему снижению себестоимости продаваемых баллов в аттестатах (та же цифровизация образования), примирение покупателя с падением качества товара постольку, поскольку товар дешевеет чуть быстрее, чем портится (здесь: опережающее снижение требований к рабочей силе на фоне ухудшения качества доступного человеческого материала), показательные экзекуции провинившихся продавцов на радость покупателям, корпоративное шаманство среди обслуги с описанием покупателей как низшей расы и тупого жлобья. И так далее.

Индустриальный, ограниченный по применению выход из коллизии опять-таки не секрет уже более ста лет. Покупатели и продавцы объединяются и влияют на поведение хозяина (примем для простоты, что тот монополист, а товар первой необходимости) неэкономическими/политическими средствами, вынуждая хозяина больше платить продавцам и всякой другой обслуге, при этом не экономя на качестве товара и не повышая его цену.

Внимание, вопрос: у какой политической партии в РФ есть программа увеличения себестоимости аттестационных баллов (неважно, ЕГЭ или любой замены ему) через улучшение условий труда учителя и без дополнительных расходов по деньгам и/или по времени для домашних хозяйств? Не просто денег раздать народу на радость... вот и мне мнится, что ни у какой.

В крайнем случае "все компьютеризируем и ринемся в светлое будущее" или "вернём советское благорастворение воздухов" одним из пунктов в списке предвыборных обещаний. А ведь важность этого вопроса трудно переоценить.

Думаю, что всё на сегодня, и, надеюсь, скоро я-смеха-для попробую сформулировать достаточно фундаментальное и долговременное - лет на 100 - решение проблемы. Конечно же, основанное на моих завиральных теориях, с которыми уважаемый читатель, скорее всего, уже знаком. Фундаментальное и долговременное в том смысле, что исходящее из понимания:

а) школа есть столь же древнее изобретение человечества, что и семья,
б) столь же неестественное нововведение для образумившихся потомков обезьян, и
в) школьное хозяйство заслуживает привилегий, сравнимых с теми, которыми пользуется хозяйство домашнее.

Радикально, да. Однако вряд ли много более радикально, нежели предложение на ссылке в начале поста. А ведь то предложение сделал обыкновенный дурак (я - необыкновенный) всего лишь шума для (а я - отдыхаю).

Так что и мне можно. Спасибо за внимание.


Comments

( Всего-то 29 — добавить )
kouzdra
5 фев, 2019 13:08 (UTC)
Я кажется рассказывал, что наблюдал в живом развитии событий как лужеснянская школа-интернат для одаренных детей "искала себя" (ибо была так себе востребована) - сначала пыталась спортивно ориентироваться, ну в общем закончилось превращением в кадетский корпус (и бешеным конкурсом)

К вопросу о родительском заказе на учительскую агрессию против учеников (в кадетском корпусе думаю с этим все нормально) :))))
mit_yau
5 фев, 2019 17:25 (UTC)
а) сомневаюсь, ибо выбор мер воздействия ограничен с одной стороны законодательством, а с другой - доброй волей родителей, передавших туда своё чадо "на воспитание".
б) внутренняя дисциплина - вообще отдельный разговор, ибо что можно сделать в таком заведении с нынешним ребёнком не привлекая взгляд органов опеки? выгнать разве что.
kouzdra
5 фев, 2019 19:23 (UTC)
Сделать можно много чего - а если что не так - выгнать, да.
mit_yau
5 фев, 2019 19:31 (UTC)
только до тех пор, пока чадо согласно добровольно это выносить, а родители согласны не возмущаться.
17ur
5 фев, 2019 17:32 (UTC)

Проблема с родительским заказом на муштру в том, что он невоспроизводим. Одной "яжематери" на двадцать учеников хватит, чтобы его обесценить, особенно в случае, если отдать в "нормальную" школу (с гарлемской атмосферой) невозможно.
strannik8
5 фев, 2019 13:32 (UTC)
Что в индустриальную эпоху считается улучшением работы производства? Уменьшение расходов на единицу продукции.

Это смотря в каком обществе. В социалистическом, к примеру, это повышение количества и качества продукции.
(Удалённый комментарий)
mit_yau
5 фев, 2019 17:32 (UTC)
школу не осилили построить до 50х, а потом это перестало быть нужным.
17ur
5 фев, 2019 17:36 (UTC)

Вот да. Оставь ту же логику в школах, мы бы жили в другом обществе.
mit_yau
5 фев, 2019 17:57 (UTC)
а если читать Крупскую... эх, бы да кабы.
strannik8
5 фев, 2019 21:17 (UTC)
Перестало считаться быть нужным.
17ur
5 фев, 2019 17:35 (UTC)

В индустриализацию - да. Однако уже при позднем Сталине механизм заинтересованности рабочего коллектива в производстве заведён именно на снижение себестоимости. Далее при Советах идёт дальнейшая экспансия производства с упором на приоритет количества над качеством произведённого.
strannik8
5 фев, 2019 21:17 (UTC)
Ага, грёбанная ориентация на рентабельность.

Вообще, лично я считаю, что после смерти Сталина уже началась ползучая реставрация капитализма.
(Анонимно)
5 фев, 2019 17:41 (UTC)
Я бы всё-таки разделил агрессию и требовательность.

Агрессия имеет целью причинение вреда (как физического, так и морального) объекту агрессии. Это уже не обучение, а запугивание, разложение и т.п.
ndochp
5 фев, 2019 18:37 (UTC)
Вот требуешь ты что-то от ученика, а он тебе отвечает "Отвали, я знаю, что у тебя премия от моего среднего балла зависит, а за второгодника и вообще лишить могут"
Продолжайте пытаться быть эффективно требовательными без агрессии.
vchernik
5 фев, 2019 19:26 (UTC)

А у Макаренко, говорят, получалось.
(Анонимно)
5 фев, 2019 20:39 (UTC)
Как в Вашем случае поможет агрессия? По-моему, никак. Тут нужно заинтересовать ученика (показать практическое применение изучаемого предмета), ввести элемент состязательности в т.ч. коллективной (чтобы ученики контролировали друг друга) и т.п.

А премия должна выплачиваться исходя из объективных, не зависящих от учителя оценок. Скажем, раз в месяц - контрольная работа, причём контрольная комиссия состоит из учителей других школ. Что-то вроде мини-ЕГЭ.
17ur
6 фев, 2019 07:01 (UTC)

Агрессия - это характеристика действия, а не само действие. У агрессии самой по себе не может быть цели. Цель есть у войны, как у агрессивной или оборонительной войны, но не у агрессии или обороны как подхода к ведению войны.

Запугивание - вызов страха у объекта запугивания. "Страх - предощущение потери"(с). Отсюда ЛЮБОЕ напоминание, объявление о возможной потере в Вашей логике можно объявить агрессией.
drovocek
5 фев, 2019 19:59 (UTC)
(Безбожно спекулируя в сторону обещанных рецептов решения проблемы) А вот как, интересно, с заходом на всякое (полагаю, индустриальное) «ребёнку не нужны родители, ребёнку нужен Учитель» и вот это вот всё? Настругали генетического материала и за ручку уехали покорять очередную Гиганду, а государство пусть обеспечит. Неестественность для обезьян обеспечена, достижения медицины, продляющие детородный возраст, находят своё применение, активный возраст продлён, а успехи в области манипулирования сознанием позволяют избавиться от инстинкта, диктующего личный уход за потомством. Сам знаю, что со спекуляцией не угадал, но тема-то благодатная.

А за статью спасибо большое, как и за многие другие тут, читаю с удовольствием много лет, даже то, что не вполне разделяю или выполнена разделяю.
17ur
6 фев, 2019 07:13 (UTC)

Конкурируя со школой, семья её ограничивает. Не как конкретное заведение, а как мода, режим существования человеческого сообщества. Без семьи школа за пару поколений просто потеряет берега и начнёт подчинять своему режиму всякое предприятие в обществе (и производственное, и вообще всякую группу людей, имеющую общую цель). Кроме того, фичи существования "семьи" начнут адаптировать сообщества, изначально с ней конкурировавшие (пример - "семейка" в местах заключения), да и сама "школа".

Очень сильно приукрашенный итог такого развития событий, с многочисленными реверансами в адрес АБС, есть у Лукьяненко в "Звёздах - холодных игрушках". Однако, повторю, это приукрашено... имхо, то, что начнётся на вещном производстве, когда там восторжествует "школа", никакого изобилия не обещает.

Так что ребёнку нужны родители, а старику - дети.

Об идее на благодатную тему, которую я сейчас пробую описать: имхо, Стевенсон со своим системным подходом в "Анафеме" многое подсказывает. Естественно, не изоляция за стеной и химическая кастрация, но именно что собственное хозяйство.

И благодарю за благодарность, без шуток.
utgard_loky
6 фев, 2019 03:10 (UTC)
Вуз, техникум, пту это школа или нет?
Зачем нужны балы ЕГЭ?
Чтобы поступить в хороший вуз.
Зачем туда поступать?
Есть мнение, что в результате можно больше зарабатывать.
Вот и надо проверить по данным налоговой сколько денег приносит работнику каждый дополнительный балл ЕГЭ.
Сколько стоит какой диплом не в смысли купить, а в смысле дополнительного дохода.
17ur
6 фев, 2019 07:16 (UTC)

Нет, это не школа. Все эти заведения создавались именно в презумпции, что туда придут люди с уже поставленнным прилежанием (лекции записывать, да).

И я просто не представляю себе, как налоговая исключит все остальные факторы, влияющие на доход, оставив только баллы ЕГЭ. Регион, город/деревня, поколение, профессия... учёт всего этого просто убьёт возможность получения репрезентативной группы.
smertnyy
9 фев, 2019 22:58 (UTC)
школьное хозяйство заслуживает привилегий, сравнимых с теми, которыми пользуется хозяйство домашнее.////

Т.е. битию учеников скажем да? Ну, в принципе нормально.
17ur
12 фев, 2019 13:27 (UTC)

Приватность, для начала.
smertnyy
9 фев, 2019 23:00 (UTC)
А как относитесь к инкубаторам?
17ur
12 фев, 2019 13:28 (UTC)

Вполне будет работать, но ценой окажется такое изменение общества, когда над выгодой будет некому торжествовать.
smertnyy
12 фев, 2019 13:35 (UTC)
Типа ближе к муравейникам? Ну, а как иначе? Вон с наукой это примерно и произошло. Только проблема вылезла как качество не ронять.

З.ы. Вон, товарищ, тоже об этом.
pMPRHw_o_io.jpg
( Всего-то 29 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger