Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:

В который раз о школе.

РИА: "В ГД предложили снижать учителям зарплату за проявление агрессии к ученикам".

Вместо "ну ... твою мать" в адрес ЛДПРовского депутата (коли придётся, так и в лицо повторю, заслужил, а если рядом его мать окажется, то заранее оговорюсь "гражданка, я не Вас имею в виду") я просто вспомню классику:

"Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l'Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
"

и, пользуясь случаем, позволю себе повторить некие рассуждения на тему образования, в правильности которых я всё ещё уверен.

Видите ли: школа - это не только некоторое предприятие-как-целесообразное-людское-сообщество. "Школа" - это к тому же и один из способов (мод) существования всякого предприятия, исходящий из презумпции недостатка прилежания в сообществе.

Школа нарабатывает прилежание, ставит одному из своих членов - ученику - набор умений, который позволил бы долго и упорядоченно преследовать цель, не предлагающую поощрений здесь и сейчас. Передача научных знаний или священных заклинаний - это

а) способ такой наработки и
б) бонус от неё. Потом. Через годы. Для всех.

Если совсем грубо, то школа есть место, где учат делать домашние задания, хотя бы те были и ни о чём, выдают эти домашние задания и проверяют их. Отсюда школа - конкурент семьи.

Конкурент и в смысле разных предприятий, претендующих на один и тот же ресурс: скажем, когда дитё решает в своей или общей комнате задачки, то это вторжение школы в семейное пространство. Или напротив, "папа у Васи силён в математике" и Вася приносит в школу хорошо выполненные домашние задания, которых не понимает - или папа не силён, но Вася пытается общаться с учительницей словами, подслушанными у папы в бурном разговоре с мамой... и то, и другое уже суть вторжение семьи на территорию школы.

Школа конкурент семьи и в смысле присутствия разных мод, "школы" и "семьи", в одном и том же предприятии. "Школа" завязана на презумпцию недостатка прилежания её контингента (надо муштровать, доверять и проверять), а "семья" завязана на презумпцию недостатка сил в общем той же публики (надо кормить, обихаживать и защищать). Пример сообщества, где, воюя, сосуществуют обе моды: доиндустриальная деревенская семья с "большаком" во главе.

Этот антагонизм неизбежен. Конечно, можно попытаться вообразить его отсутствие: скажем, радикальные решения в пользу школы найдёте у Ефремова или Стругацких, а не менее радикальное решение в пользу семьи у Стефенсона.

Однако к нынешнему положению дел.

Школа сейчас считается сугубо производственным предприятием. Причины этого можно обсуждать долго, но я предпочту огульное: наследие индустриальной эпохи.

Что в индустриальную эпоху считается улучшением работы производства? Уменьшение расходов на единицу продукции. В случае школы с учётом того, что школа есть государственное предприятие, подотчётное государственной бюрократии: снижение себестоимости одного балла ЕГЭ или единицы любого аттестационного критерия, пришедшего в головы персонала Рособрнадзора - и неважно, чем тот персонал был обдолбан.

Учитель здесь проходит как одна из статей расходов на эту единицу, причём одна из тех, которую можно ужать "на ровном месте", чтобы выставиться перед начальством. Это "инфраструктура пленных не берёт"©, а учитель - он человек.

Ученик, как ни странно, тоже человек, а не только сырьё, да и его родители обычно люди. Именно они выступают покупателями тех самых баллов у государства, а учитель в этой рамке оказывается не производителем этих баллов, не ремесленником, а?.. правильно, становится он продавцом, обслуживающим персоналом, прислугой. Что, очевидно, не противоречит его же статусу как статье расходов, на которой работодателю можно и нужно экономить.

прислуга

Следующая из этого положения дел коллизия обыденна и хрестоматийна. Покупатель высказывает претензии по цене и качеству товара в адрес близкого ему продавца, носильщика или официанта... не поняли? Родители под "качеством" подразумевают баллы, а не знания. Учителя баллов не производят, цену их не выставляют. Они всего лишь создают условия для этой покупки, поддерживают потолок, как те атланты с кариатидами. Обслуживающий персонал отвечает за качество обслуживания в торговом зале, а не за качество приобретаемого там товара и не за его цену.

Разумеется, этот обслуживающий персонал за копейки своего жалованья терпеть покупательский пыл не намерен. "И понеслось, и понеслось"©. Хозяин где-то в задней комнате с благочинным выражением лица подсчитывает прибыль (карьерный рост персонала в соответствующих казённых заведениях), изредка морщась от особо громких воплей, долетающих от прилавка. Морщины здесь - вроде депутатской идеи на ссылке в начале поста о прилюдной порке педагога за несюсюканье. В свободное от пересчитывания прибыли время хозяин ставит покупателям понятие о качестве, задаёт их ожидания, то есть заранее стравливает с людьми за прилавком. Ну, не прелесть ли?

Примерное развитие коллизии тоже очевидно. Усилия хозяина (государственной администрации) по дальнейшему снижению себестоимости продаваемых баллов в аттестатах (та же цифровизация образования), примирение покупателя с падением качества товара постольку, поскольку товар дешевеет чуть быстрее, чем портится (здесь: опережающее снижение требований к рабочей силе на фоне ухудшения качества доступного человеческого материала), показательные экзекуции провинившихся продавцов на радость покупателям, корпоративное шаманство среди обслуги с описанием покупателей как низшей расы и тупого жлобья. И так далее.

Индустриальный, ограниченный по применению выход из коллизии опять-таки не секрет уже более ста лет. Покупатели и продавцы объединяются и влияют на поведение хозяина (примем для простоты, что тот монополист, а товар первой необходимости) неэкономическими/политическими средствами, вынуждая хозяина больше платить продавцам и всякой другой обслуге, при этом не экономя на качестве товара и не повышая его цену.

Внимание, вопрос: у какой политической партии в РФ есть программа увеличения себестоимости аттестационных баллов (неважно, ЕГЭ или любой замены ему) через улучшение условий труда учителя и без дополнительных расходов по деньгам и/или по времени для домашних хозяйств? Не просто денег раздать народу на радость... вот и мне мнится, что ни у какой.

В крайнем случае "все компьютеризируем и ринемся в светлое будущее" или "вернём советское благорастворение воздухов" одним из пунктов в списке предвыборных обещаний. А ведь важность этого вопроса трудно переоценить.

Думаю, что всё на сегодня, и, надеюсь, скоро я-смеха-для попробую сформулировать достаточно фундаментальное и долговременное - лет на 100 - решение проблемы. Конечно же, основанное на моих завиральных теориях, с которыми уважаемый читатель, скорее всего, уже знаком. Фундаментальное и долговременное в том смысле, что исходящее из понимания:

а) школа есть столь же древнее изобретение человечества, что и семья,
б) столь же неестественное нововведение для образумившихся потомков обезьян, и
в) школьное хозяйство заслуживает привилегий, сравнимых с теми, которыми пользуется хозяйство домашнее.

Радикально, да. Однако вряд ли много более радикально, нежели предложение на ссылке в начале поста. А ведь то предложение сделал обыкновенный дурак (я - необыкновенный) всего лишь шума для (а я - отдыхаю).

Так что и мне можно. Спасибо за внимание.


Tags: дыбр, общество, теория, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments