?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

У АБС в "Тройке" была профессия "читатель" (что-то вроде психолога по работе с пишущим людом), а в "ОЗ" то же самое, но менее доброжелательное, в виде таланта дегустатора культуры. Я сравнительно коротко выскажусь по теме, на которую эти образы намекали.

Одним из законов, не то, что до принятия, но и до обсуждения которых я не доживу, станет закон... ну, скажем, "Об обязательной кодификации паттернов в культурных артефактах общего доступа".

Кстати, может быть, к тому времени, до которого я не доживу, вместо "паттерны" уже будут говорить по-человечески: "шаблоны и сочетания шаблонов".

Насчёт кодификации, её принципов... мне тут трудно представить себе технологии даже приблизительно: в нулевом приближении понятно, что речь идёт о блочно-иерархическом подходе, то есть о разбиении единого или составного шаблона при его восприятии на аспекты как группы родственных свойств и на уровни абстрагирования, а затем применении полученных составных частей (аспект+уровень) к тем шаблонам, которые демонстрирует тот или иной культурный артефакт.

В шаблоны входят и сюжетные ходы, и диалоги, и внешний вид действующих лиц, и окружение, и история окружения, и её, истории, восприятие действующими лицами, и их планы на будущее, и много чего ещё. Всё это подлежит описанию на каком-то достаточно сжатом языке с последующей классификацией набора этих описаний - такой классификации, которая по своей сложности будет относиться к существующей классификации жанровой или актёрской, как собрание законов РФ к кодексу Хаммурапи.

Смысл классификации: облегчение доступа населения к культурной сфере общества (чтобы читателю/слушателю/зрителю стало легче понимать автора). Проще говоря, чтобы некий культурный артефакт мог быть достаточно быстро и понятно описан потребителю каким-то множеством признаков. Вроде как на продуктовых этикетках пишут составляющие продукта. Про вкус продукта сами этикетки напрямую ничего не говорят и на вкусы потребителя не действуют, однако позволяют потребителю отличить один продукт от другого, принять какие-то решения по покупке или отказу от неё.

Понятно, что здесь требуются... не цензоры, а именно что классификаторы, то есть даже не критики, - те обычно пишут о связи произведения с текущими общественными реалиями или текущим восприятием прошлых или возможных общественных реалий - а так, техники. Прочесть/послушать/посмотреть с клавишей "пауза" под рукой, делать словесные замечания более-менее умной машине, потом скомбинировать замечания классификаторов по разным признакам в единый отчёт - и в базу данных открытого доступа.

Не сразу, но через пару лет такой практики появится достаточно данных для описания и - далее - формирования заказов: и на уровне "нар-роду нравится", и на уровне "культурно-просветительской миссии" одной части общества в отношении другой, и "общественного диалога об исторических реалиях". Подчеркну, что на качество исполнения культурных артефактов такое не повлияет - косорукостью исполнителя можно вызвать отвращение от правильно сформулированного заказа, а можно непривычную вещь сделать настолько талантливо и вдохновенно, чтобы обычаи поколебать, а самому сорвать куш в деньгах и славе.

Естественным развитием такого положения дел станет сбор информации о потреблении тех или иных шаблонов на уровне устойчивых групп в обществе.

Сейчас можно говорить, что известно, какие культурные артефакты люди потребляют. Дальше можно будет говорить уже о составляющих этих артефактов, сколько и чего люди потребляют (читай: почему им это нравится).

И вот тут уже критика как публичный анализ соответствия такого элементарного культурного потребления тем или иным общественным изменениям и их обстоятельствам окажется предельно востребованной, вплоть до уровня отдельных домашних хозяйств, а не только сущностей богатых или властных. Тут дело в том, что критика выступит средством смягчения "биений" рынка культуры, предотвращения массовой одержимости теми или иными культурными артефактами и их наборами.

Далее здесь маячит приватизация заказов: конечно, если только модификация культурного артефакта через модификацию отдельно взятых шаблонов ("за это лето Гарри Поттер очень изменился") окажется сравнительно дёшева. Её неизбежной антитезой получится спонсирование некоего единого множества шаблонов и сочетаний шаблонов для клиентов тех или иных административных иерархий (государства в первую очередь).

Отсюда следуют уже архиинтересные усилия по достижению предсказуемой и управляемой эволюции таких вот спонсируемых единых множеств. Достижению государством, политическими партиями, церквями, "элитой" и "контрэлитой", какими-то профессиональными сообществами... конкуренция же как борьба за сам ресурс восприятия собственных усилий населением и обществом - это уже "второй сложный вопрос".

В заключение можно сказать, что такое изменение среды обитания человека выглядит не менее радикальным, нежели переход от общего сидения вокруг костра в пещере к сидению перед телевизором в отдельной квартире - и добавить, что обретённые блага, по-моему, тут всё-таки перевешивают состоявшиеся лишения.

Наиболее весомым лишением (см. заголовок) станет потеря возможности единоличного создания общественно значимого культурного артефакта. Даже очень талантливому человеку с даром вдохновителя (гению) придётся работать в группе, а в противном случае его труды окажутся затмены усилиями обычных ремесленников, группы которых эффективно соотносят свои усилия с той самой единой и общедоступной базой данных.

С другой стороны, эти группы станут за гениями охотиться, дабы соблазнить, вовлечь и завербовать возможно ранее, отсюда некая делянка для единоличников останется - иначе этих стартующих гениев будет не отличить от обычного люда. Нравы на этой делянке я описывать не стану.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Кстати, о лишениях, которые мы, единоквартирники, претерпели сравнительно с пещерным людом, жавшимся вокруг костра, когда в темноте снаружи что-то выло, а потом переставало. Тем людом, который верил вообще всему, что выходило за пределы ТТХ каменных топоров и костяных рыболовных крюков.

Проверочное словосочетание: "дофаминовая наркомания". У меня есть подозрение, что наши предки, с трудом дотягивавшие до 40 лет, были по жизни намного счастливее нас, отсюда вся эта бредятина о "золотом веке". Счастливее чисто химически. И другое подозрение: какой-нибудь вежливый, культурный и бесстрастный русский кадр из XXIII века, наткнувшись на этот пост... ах, вполне вероятно, что, если он наткнётся на него дома, то он станется намного менее бесстрастен. Усмехнётся: "павлины, говоришь?.. Х-хех!" ... короче, кивнёт в режиме "а как же иначе" и продолжит заниматься своими делами.


Comments

( Всего-то 38 — добавить )
merk7
14 мар, 2019 16:35 (UTC)
>>> уже будут говорить по-человечески: "шаблоны и сочетания шаблонов".

"Метки и сочетания меток". Всё уже давно есть, даже тут, в ЖЖ. Ну, только метки должен ставить не сам автор создатель поста записи, а этот самый "классификатор" "разбиратель". Заниматься он будет разбирательством. А в общее собрание произведений включать произведения (с уже поставленными метками) будет собиратель.

Закон тут не обязателен: подобное собрание можно сделать в рамках общественной организации.
17ur
14 мар, 2019 17:51 (UTC)

Нет, это уровень серьёзной научной организации, а не нас с Вами. Филологи, да.
(без темы) - merk7 - 14 мар, 2019 19:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hemdall - 19 мар, 2019 07:52 (UTC) - Развернуть
kenigtiger
14 мар, 2019 19:04 (UTC)
>С другой стороны, эти группы станут за гениями охотиться, дабы соблазнить, вовлечь и завербовать

А если откажется?
Вербовка под угрозой _естественности_ забвения?
"А так - хоть что-то", хотя на самом деле понятно, что ой, но кто запретит людям надеяться?
17ur
17 мар, 2019 08:17 (UTC)

Если откажется, то станет известно, ПОЧЕМУ отказался. И следующее предложение, от конкурентов предыдущих предлагавших, будет отклонить намного труднее. Если упрётся в то, что "я один, только один и навсегда один"... эхм, и тут будет индустрия обслуживания таких решений: "мы не посягаем на ход Вашей гениальной мысли, только помогаем..."

Здесь классическое "нельзя жить в обществе и быть свободным от общества".
(без темы) - kenigtiger - 18 мар, 2019 18:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 18 мар, 2019 20:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kenigtiger - 18 мар, 2019 20:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 19 мар, 2019 06:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 21 мар, 2019 11:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kenigtiger - 22 мар, 2019 10:21 (UTC) - Развернуть
smertnyy
15 мар, 2019 08:48 (UTC)
Не могу представить такого кол-ва и качества шаблонов, чтобы затмили "гениев". Хоть бы описали.

Edited at 2019-03-15 14:04 (UTC)
17ur
17 мар, 2019 08:18 (UTC)

Достаточно примера вытеснения книжек кинофильмами. Здесь преимущество коллектива над одиночкой реализовано через аппаратуру, но и в других аспектах оно вполне достижимо.
(без темы) - (Анонимно) - 17 мар, 2019 08:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 17 мар, 2019 21:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - smertnyy - 17 мар, 2019 21:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 18 мар, 2019 20:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - smertnyy - 19 мар, 2019 06:12 (UTC) - Развернуть
foxhound_lj
15 мар, 2019 17:53 (UTC)
>"Об обязательной кодификации паттернов в культурных артефактах общего доступа"

Там, где надо, давно уже всё кодифицировано в виде общепринятых тегов: "школа", "романтика", "сэйнэн" или "amateur", "threesome", "creampie"...

>переход от общего сидения вокруг костра в пещере к сидению перед телевизором в отдельной квартире

"Переход от общего сидения вокруг костра в пещере к общему сидению спиной к костру в пещере".
17ur
17 мар, 2019 08:25 (UTC)

"Где надо" и "общепринятый" - это, конечно, обоснования. Небольшая проблема: сам размеченный таким образом жанр построен на том, чтобы вызвать у потребителя неконтролируемые реакции. В головном посте речь идёт прямо об обратном: о защите от них. Акула и дельфин, да.

Насчёт пещеры - перефразирование, увы и ах, хромает. Общего сидения нет.
hoholusa
17 мар, 2019 00:03 (UTC)
- Мне бы про то, как тёмный эльф трахает инопланетянку со щупальцами...
- Стеллаж № 245...
- ... В присутствии говорящего кота и Иосифа Виссарионовича...
- Вторая полка сверху...
- ...предохраняясь промежуточным патроном и размахивая сигилом Шестнадцатого легиона...
- первые восемь книжек слева.
- Ох, спасибо ! Думал, не найду.
- У нас есть ВСЕ паттерны.
17ur
17 мар, 2019 08:26 (UTC)

Это примерный диалог между домашним и библиотечным ИскИном, да. Только там не будет имён, только набор признаков и действий, а лица прорисовывать, вполне вероятно, будет уже сам домашний ИскИн.
(без темы) - hoholusa - 17 мар, 2019 15:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 17 мар, 2019 21:12 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
17 мар, 2019 09:01 (UTC)
- Мне бы про то, как тёмный эльф трахает инопланетянку со щупальцами...
- Стеллаж № 245...


Да не будет никакого "стеллажа". Искин возьмёт шаблон рассказа и вставит туда пожелания заказчика. Будет нужна инопланетянка - вставит инопланетянку. Будет нужна негритянка - вставит негритянку.
(без темы) - hoholusa - 17 мар, 2019 15:41 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
17 мар, 2019 15:18 (UTC)
Был такой заголовок - "Феминистки изобрели колхоз"
TVtropes и наше Posmotre li же. Именно что подробная классификация произведений по "тропам и штампам" (название соотв. раздела). На последнем, кстати, есть статья "Отвратительная обратная связь" - как раз о неуправляемой эволюции культурного потребления.
17ur
17 мар, 2019 21:21 (UTC)
Re: Был такой заголовок - "Феминистки изобрели колхоз"

Это не заголовок, это у Санчеса в 2013, ЕМНИП. А тропы мне, разумеется, известны. И именно поэтому я писал о БИП как средстве описания отдельных состояний, в то время как тропы есть описания отношений между состояниями: как правило, соседями в цепочке состояний.

Как можно, например, диалог представить себе единым состоянием - "второй сложный вопрос". Недаром я писал о нулевом приближении.

andrey_zorin
18 мар, 2019 13:59 (UTC)
==Прочесть/послушать/посмотреть с клавишей "пауза" под рукой, делать словесные замечания более-менее умной машине, потом скомбинировать замечания классификаторов по разным признакам в единый отчёт - и в базу данных открытого доступа.

И не надейтесь, что кто-то будет это делать вручную - сразу машине скормят. В лучшем случае - с прокладкой в виде индусов/украинцев
https://lexa.livejournal.com/437358.html
17ur
18 мар, 2019 20:25 (UTC)

Если полученные данные будут в открытом доступе, с возможностью от них отталкиваться, то какие проблемы? Здесь, кстати, машине/роботу ничего не угрожает. Роботы суть орудие... пресловутое отрицание эротики как художественного приёма в целях борьбы с порнографией как индустрией возбуждения к роботам не имеет никакого отношения.


(без темы) - andrey_zorin - 19 мар, 2019 06:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 19 мар, 2019 06:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andrey_zorin - 19 мар, 2019 06:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 21 мар, 2019 17:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 21 мар, 2019 11:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andrey_zorin - 21 мар, 2019 12:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 21 мар, 2019 17:36 (UTC) - Развернуть
( Всего-то 38 — добавить )

Latest Month

Июнь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger