?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Экономика параноика.

Повторю в неизвестный по счёту раз: я не разбираюсь в экономике. Чтобы хоть как-то смягчить это печальное обстоятельство, те рассуждения, которые с натяжкой могут быть отнесены к делам экономическим, я записываю после того, как на просторах сети наткнулся на более или менее доступные разъяснения предмета от людей в теме. И тогда я прилагаю разъяснённое к своим обычным темам, в которых тоже не разбираюсь, на радость комментаторам.

В смысле прилагаю на радость, а разбираюсь не на радость. Или как-то так.

Далее я запишу рассуждение о предприятии.

0. Предприятие в моём понимании есть составляющая общества.

Если исходить из определения общества как возможности совместной деятельности в группе, то такое понимание очевидно: всякое возможное совместное дело есть предприятие. Не обязательно дело верное, состоявшееся или хотя бы достойное того, чтобы за него взяться. Всего лишь такое дело, которое человеческий ум отличает от всех остальных, пускай на уровне "да так, пришло в голову".

Пусть существует перечисление всех возможных совместных действий в группе - то есть таких совместных действий, которые на момент перечисления

а) пришли в голову хотя бы одному члену группы, но
б) не могли быть осуществлены в одиночку, без согласованных действий других членов группы.

Всякое дело, всякое предприятие здесь окажется последовательностью таких действий. Если список нумерованный, от единицы до бесконечности, то последовательностью номеров.

Замечание. Предприятие, осуществляемое одиночкой в совершенном одиночестве, конечно же, тоже возможно. Теоретически. Однако отсюда следует только то, что не всякое предприятие есть составляющая общества. Может теоретически оказаться и составляющей чего-то ещё.

Если все возможные совместные действия классифицировать по набору каких-то признаков, то эти признаки можно представить себе в качестве осей конфигурационного пространства (многомерного, то есть очень многомерного пространства), а действие окажется точкой в этом пространстве. Отсюда всякое предприятие можно описать как траекторию в этом пространстве, набор точек.

Если пытаться применить сказанное к окружающему миру, то придётся признать, что обязательной осью в этом пространстве окажется ось времени. "Готовую булочку не испечь заново", говаривал один просветлённый персонаж у Стивена Кинга.

Эта обязательность времени и задаёт обязательность этики, необходимость отличия "хорошего" дела от "плохого" как минимум для экономии сил. Замечу, что совместное действие, то есть действие, взятое штучно и только штучно, этической оценке не подлежит. Предметом этической оценки может быть только совместное дело, только предприятие, только набор точек, растянутый по оси времени, с "до" и "после".

В работе "Поведение" Константина А. Крылова, на которую я не устаю ссылаться, приведены четыре понятия о справедливости, каждому из которых сопоставлена этическая система общества. Поясню, что в настоящем рассмотрении стремление к справедливости может быть понято как одна из сил, воздействующая на траекторию всякого предприятия.

Отношения этих четырёх этических систем ко времени тоже были описаны в упомянутой работе. Перечитывайте.

1. "Южная" этическая система. Формула справедливости: "я должен делать другому то, что другой делает мне". Формула полюдья, то есть неизбирательного понятия о справедливости: "я должен делать то, что делают все". "Все побежали, и я побежал".

"Южная" справедливость отрицает время как смену состояний системы. Всякое сиюминутное состояние общества воспринимается как вечное и бесконечное, "так было всегда и так будет всегда", даже если состоянию пять минут и через пять минут оно исчезнет. Смена состояний не рассматривается как предмет этической оценки, как момент общественной жизни. Решение о смене навязывает окружающий мир, а принимает навязанное вождь. "Все побежали, и я побежал, мы всегда бегаем, с начала времён", где под "временами" понимается неизбежный для зрячего индивида астрономический цикл, но не его собственные прошлое и будущее.

Вообще, интересно было бы посмотреть на сугубо "южную" группу в вечных сумерках под неподвижным небом без смены времён года. Ну, или оценить наличие "южной" компоненты в жалобах и претензиях "репрессированных народов"...

Предприятия в "южном" обществе присутствуют, выживать-то надо, однако здесь работает отождествление предприятия со штучным действием, не подлежащим этической оценке. Всякое предприятие, всякое дело рассматривается как единое действие без дальнейшего разбиения. Такой подход, кстати, с разрастанием или заимствованием словарного запаса можно описать и продать как мудрость - и продают.

2. "Восточная" этическая система. Формула справедливости: "я не должен делать другому то, чего он не делает мне". Формула полюдья, как неизбирательного понятия о справедливости: "я не должен делать то, чего никто не делает". "Он первый начал" как обвинение.

"Восточная" справедливость по отношению ко времени может быть описана как распространение "хорошего", "правильного" прошлого, ранешнего "золотого века" в настоящее. Будущее же вообще выступает злом - может быть, с примечанием "неизбежное" или "меньшее", но злом, а отношение к возможному переходу "настоящее-будущее" у "востока" такое же, как у "юга" к смене состояний вообще.

Исключение: когда будущее маскируется под восстановление того самого "золотого века"... мол, в свежевыкопанных древних текстах найдены истинные правила, которые мы успели забыть. У Прэтчетта найдёте идеальный пример в "Unseen Academicals" с обретением древних правил игры в футбол, которая в настоящем мало отличалась от уличной драки.

3. "Западная" этическая система. Формула справедливости: "другие должны делать мне то, что я делаю им". Формула полюдья: "все должны делать то, что делаю я". "Он первый начал" как хвалебная сопелка. Вдохновители и открыватели как идеал, уничтожение запретов и снятие барьеров как содержание и цель всякой хорошей и правильной деятельности.

"Западная" справедливость оперирует со временем, распространяя настоящее в будущее. Действительный переход "настоящее-будущее" вызывает там такое же отторжение, как и в "восточной": этим заведуют "суперзлодеи", к тому и изобретённые.

Однако эффектом отличения себя от "восточной" системы для "западной" стала претензия на "будущее" как на новое местоположение "золотого века", который непременно получится, если и так хорошее (лучшее в мире, глори ту америка) настоящее увешать всевозможными новоизобретёнными финтифлюшками и новополученными свободами. Когда "западный" человек начинает карьеру, то он уверен, что в пятьдесят лет будет копипастой себя же в восемнадцать, только при имуществе и деньгах. У кого-то эти ожидания оправдываются, ибо общество заточено именно под такое.

Теперь, пожалуй, главное утверждение этого текста: то, что в обыденных разговорах "про экономику" называется "предприятием", есть только и исключительно "предприятие", отвечающее "западному" понятию о справедливости, то есть совместное дело по

- материальному или культурному улучшению существующего и только существующего положения дел;
- снабжению деньгами и имуществом пятидесятилетнего тинейджера;
- географическому распространению такого положения дел,
- сохранению и воспроизводству этого положения дел до бесконечности, до полного уничтожения существующих в обществе запретов как чего-то неприсущего нынешнему обществу и положению дел, чего-то чужеродного, унаследованного от дикарей и тиранов.

И вот это отрицание универсальности, эта рамка - они помогают многое понять.

Можно описать "южную" и "восточную" рыночные экономики, и они в своих рамках станут радикально отличаться от нынешней версии якобы единственно возможного "рынка" в силу отличия создающих этот "рынок" предприятий.

Скажем, правильное "восточное" предприятие будет решать задачу выживания и преуспевания своих участников не через слом очередного барьера, а через поддержание его формы. Чтобы в маршаковской кузнице был гвоздь.

Про развитую же "южную" экономику, где всякое дело считается штучным актом, не подлежащим разбиению на составляющие и этической оценке, я распространяться не стану. Смотрите фильмы "Джентльмены удачи", "Карты, деньги, два ствола" и прочее такое же.

4. И чтобы закрыть перечисление, "север". Формула справедливости: "другие не должны делать мне то, чего я им не делаю". Полюдье: "никто не должен делать того, чего не делаю я".

С отношением ко времени тут получается интересное. Замечу отдельно, что потребуются немалые усилия, чтобы изложить это уважительно и притягательно. Это я попробую как-нибудь потом, под настроение. Пока же грубо.

"Северное" отношение ко времени основано на подчёркнутом различении прошлого, настоящего и будущего, на признании невозможности возвращения к тому, что было, и на признании конечности того, что есть; на следующем из этого перечисления приоритете будущего, - особенно того, которого можно избежать - над всеми остальными временами.

То есть: мы так живём потому, что случилось некоторое количество п...цов, а не случилось ("мимо пролетело, и ага") намного большее количество таковых. И жизнь наша изменится - не факт, что резко в смысле "быстро", но резко в смысле "до неузнаваемости" - в результате очередного п...ца, который когда-нибудь мимо не пролетит, в отличие от тех, что пролетают мимо каждый день.

Отсюда "северное" предприятие - это последовательность действий по защите от актуальных угроз, по преодолению последствий уже случившихся (не путать с "реставрацией"), по предупреждению тех, что намечаются, или по содействию таковым. Экономика параноика.

Совместное строительство частной крепостцы для каждого ("отдельная квартира к 2000 году", да, Меченый то ли угадал, то ли кто-то умный подсказал) и одновременно совместная же подготовка этого каждого к труду и обороне - чтобы, когда у суперзлодея что-нибудь получится, "северное" общество не прекратило своего существования.

5. Да, под настроение I'll be back, ибо тема любопытная. Может быть, даже доберусь до священного акта рыночного обмена и почти такой же священной идеи справедливой цены. Или начну обводить "северную" рамку взгляда на рыночную экономику:

- свой дом с паки и паки интересным изменением понятия "дом";
- денежные, культурные или служебные накопления минимум на полгода поиска новой работы;
- частные бизнесы по трансграничному совмещению квалификационных требований и условий труда для всего множества рабочих мест в стране;
- зародыш хайнлайновской Федеральной службы с внутриграничным совмещением квалификационных требований и условий труда для рабочих мест гражданских, военных и чрезвычайных проектов;

короче, много чего можно... изобразить. Это блог, а не скрижали.

Спасибо за внимание.


Comments

( Всего-то 4 — добавить )
(Анонимно)
22 мар, 2019 07:55 (UTC)
"Свой дом" должен располагаться не в городской бетонной коробке, а вдалеке от мест вероятного приземления вражеских ядрён-батонов.

"Накопления минимум на полгода" должны иметь форму не денег, но гречки, лекарств, топлива и т.п.

"Квалификационные требования" должны включать в себя нормативы по физподготовке, ворошиловской стрельбе, медицинской помощи и т.п. С экзаменами каждые полгода.

Ну раз уж экономика параноика.
(Анонимно)
22 мар, 2019 07:59 (UTC)
Ну и в тех же Штатах существует вполне "северная" субкультура параноиков-"выживальщиков".

Ещё можно упомянуть Швейцарию (там паранойя закреплена официальными законами).
(Анонимно)
22 мар, 2019 08:00 (UTC)
Ну и в тех же Штатах существует вполне "северная" субкультура параноиков-"выживальщиков".

Ещё можно упомянуть Швейцарию (там паранойя закреплена официальными законами).
deadkittten
24 мар, 2019 16:42 (UTC)
- денежные, культурные или служебные накопления минимум на полгода поиска новой работы;
Ну, понятие "Fuck You Money" появилось в США и там же успешно живёт и продвигается, как часть жизненного стандарта. (С другой стороны, "ожидание п...ца" там тоже достаточно активно продаётся, так что, может там частично "север"?)...
( Всего-то 4 — добавить )

Latest Month

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger