Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:

Не слишком связные заметки о Кассандре.

Под катом читатель обрящет несколько заметок об одном древнегреческом персонаже, вполне себе нарицательном. Если на основании прочитанного придут в голову какие-то сюжетные идеи, то не стесняйтесь их использовать. Буде те идеи окажутся не новыми, то не новыми уже две с половиной тысячи лет и хорошо забытыми. А если новыми... я сейчас сильно занят по работе и вряд ли скоро их использую ради ублажения собственной графомании.

0. Случись мне проникнуться дворянскими ужимками, выбрал бы девизом "Я не все", только по-латыни. Впрочем, об этом я уже говорил ранее. Не говорил, что твёрдое второе место здесь занимает фраза из "Терминатора": "There is no fate but what we make for ourselves" - "Лишь та судьба, что себе творим". Тут вместо блекотания кичливых островных варваров тоже подошла бы латынь.

Почему? Видите ли, одним из условий материалистического мировоззрения, в носителях которого состоит ваш покорный слуга, оказывается отрицание того, что будущее возможно знать.

Пытаться исчислить и вывести? - да, конечно, дело нужное и достойное. Предугадать, бросая жребий? - ладно: твоя башка, тебе решать. Отрицать будущее в режиме "пусть будет, как будет, ведь как-нибудь да будет"? - ненаказуемо. Творить будущее? - куда ж мы денемся.

Только не знать заранее, подобно золотому человеку Филипа Киндреда Дика или смиренноглазому читателю откровения Иоанна Богослова. Это не только невозможно с материалистической точки зрения, не только скучно, но и просто опасно. Убивает волю к жизни и тем саму жизнь.

Ладно, я о Кассандре Приамовне.

1. Происхождение сюжета легко объяснить на уровне коммунальной квартиры.

Излёт неолита. Имеет место капище какого-нибудь божка, там девушки предсказывают. Ну, не то, чтобы предсказывают, но такое лопочут, что сойдёт и за предсказание, особенно если рядом стоящие взрослые умные мужики толкуют за отдельный взнос. Рецепты грибных отваров не прилагаются.

Представим себе, что одна из девушек, которой надоело быть девушкой, сдёрнула с сыном большого человека или с самим большим человеком в сторону заката (так романтичнее). И на новом месте тоже предсказывает: то ли помогает большому человеку оставаться большим, то ли добывает хлеб насущный. Рецепты грибных отваров утащила с собой и применяет; а может, у неё талант. Или голос хороший, убедительный.

Спрашивается в задачнике: что о ней скажут товарки и упомянутые выше взрослые умные мужики на брошенном капище? Правильно: овца отвергла любовь нашего божества за-ради какого-то козла, а её предсказания сплошное враньё, не верьте этой стерве, покупайте у нас.

Ещё раз спрашивается в задачнике: а что о ней скажут товарки и взрослые умные мужики, когда беглянка умрёт своей смертью в окружении внуков? Дар предсказания у неё, конечно, был, - мы тут все такие, покупайте у нас - только её предсказаниям никто не верил, потому что она отвергла любовь нашего божества. Страшные житейские истории, связанные со сбычей всякой предсказанной, но неповеренной гадости, прилагаются.

Со временем в байки впишут конкретные имена. Ударение здесь на "впишут", пришедшее на смену "скажут". И есть мнение - моё, следовательно, правильное: во-первых, намного больше шансов, что впишут в рифму, или в то, что в первобытные времена её заменяло; во-вторых, ещё больше шансов, что впишут в отчёт о каком-нибудь историческом событии. Для поучительности.

Поэтому история Кассандры - или кто там задержался в памяти народной, покуда Гомера не запротоколировали - меня отнюдь не удивляет. На первый взгляд. А вот на второй начинаются интересные вещи.

2. Шнырявший по мирозданию Аполлон узрел и воспылал. Кассандра согласилась, но указала, что даром за амбаром. Аполлон выписал ей способность предрекать будущее в качестве предоплаты. Не предрекать в качестве предоплаты, а выписал в качестве предоплаты. Выписал и не расстегнул ширинку только потому, что ширинок тогда ещё не было. Кассандра же от своих обещаний отъехала; мол, не такая и не ждёт трамвая только потому, что трамваев в природе тоже пока не существует. Аполлон не стал орать на чистом древнегреческом "τι ζ μεηε πιδμαηγλα" и не стал превращать коварную во что-нибудь страшное, а поступил намного изящнее...

...с поучительностью тут всё в полном порядке. Видите ли, одним из неприятных обстоятельств, на которых тысячелетиями процветают кидалы и мошенники, оказывается соблазн жертвы сдаться и уйти с гордо поднятой головой. Ну, чтобы сознание собственного превосходства заменило само превосходство. Мол, я лучше тебя, я тобою брезгую, а ты погибни тут от угрызений совести с моими деньгами.

Проблема в том, что скотинка может даже не знать, что такое угрызения совести и сама совесть; скотинка может придумать (в лучшем случае только для себя) дюжину убедительнейших оправданий, выставляющих её кувырки в наилучшем свете; в конце концов, скотинка и в самом деле может, потратив ваши деньги, приползти к вам с искренними слезами раскаяния (я не иронизирую, вполне искренними) и начать строить новые планы на ваши финансы уже сильно потом, когда всё уляжется. "Жизнь-то идёт".

Мораль байки про Кассандру и Аполлона состоит в демонстрации того, как должен поступать действительно превосходный субъект. Тов. Бельведерский не уподобился Кассандре, не опустился до её уровня, не забрал назад свой подарок, но дополнительным действием изменил качество этого подарка. Повторю и подчеркну: не пожалел сил и времени, не "побрезговал" - это раз; и употребил эти силы для изменения качества уже состоявшегося чужого выигрыша - это два. Не мстил, не "уравновешивал", не взимал платы, не вводил новых сущностей, оправдывая их старыми. Уже для понимания этого байку стоит помнить и пересказывать.

Совсем уж деликатным смыслом байки выходит указание, что качество некоторого предмета, в том числе той или иной человеческой способности, имеет своим основанием не результаты их использования, а отношение окружающих к их владельцу и носителю. "Тебе так нельзя, поэтому у тебя не получается", а не "огого, вон ты как можешь".

Кассандре всего лишь перестали верить, и её пророческий дар, никуда не пропав, стал проклятием. Повторю: изящно, хотя и ограничено по применению ("вторая этическая"). Здесь тот же подход, когда удачную мысль, высказанную на общем собрании недостойным человеком, просили переозвучить человека уважаемого, а недостойному приказывали сидеть в заднем ряду и молча слушать свои собственные слова.

3. А почему, собственно, Кассандра решила отъехать?

Можно предположить, что захотела стрясти с ухажёра ещё что-нибудь, помимо пророческого дара, но такое предположение выглядит откровенно слабым. Царская дочка, не хуторянка какая-нибудь: понимает, как устроен мир. Клинья к ней бьёт тогдашний "мистер Вселенная" - да, матёрые мужики типа Зевса с Посейдоном тогда ценились больше, но их-то в округе пока не наблюдалось. Агамемнон её оприходовал уже сильно после.

Я бы понял, если бы она Аполлона сразу отшила - мол, ждёт своего единственного; понял бы, если бы от страха или из интереса она задрала подол безо всяких подарков; понял бы, если из-за тех же страха, интереса или честности она соблюла условия сделки; но вот так-то почему?

Напрашивающееся предположение: девушка протестировала подарок на чём-то и увидела в будущем нечто такое, что предпочла рискнуть здесь и сейчас вместо того, чтобы этого будущего дожидаться. Например, так: "ну хорошо, переспала с Аполлоном, боженька вскоре остыл, как обычно, и улетел к себе на Олимп; все об этом знают, дураки воротят нос, умники наоборот, сватаются... вот за этого умника вышла... сыночек родился, Эдипом назвали... а дальше что? Ой, блииииин..." Вот как-то так или что-то ещё похуже.

Ещё одно напрашивающееся предположение: девушка увидела в будущем ту самую горящую Трою и упёрлась в режиме "не дам, пока не пообещаешь, что Трою не спалят". Повторю, что это царская дочь, и некоторые вещи она должна была слышать едва ли не с детства: в частности то, что просить мужика о чём-то надо через несколько минут после, а не за сутки до и тем более не вместо. Так что, скорее всего, не горящая Троя, а "что-то ещё похуже".

4. Как Аполлон добился того, что Кассандре не верили? Можно предположить, что он всему населению планеты, ацтекам включительно, прокопипастил в головах строчку "if theme(Cassandra, Talking) = 'future' then trust := false;", но это, мягко говоря, неубедительно.

Скорее всего, он взломал отдельно взятой девушке моторику так, чтобы, когда она говорила о будущем, все возможные невербальные сигналы выдавали "я лгу". Глазёнки бегают, улыбочка подлая... ну вы поняли. Неправильный экстаз, неубедительный. "А теперь слово нашему политическому эксперту", хм-хм. Врушка.

Тут возникает ещё один вопрос: а предрекала ли она исключительно плохое? - то, что о хороших предсказаниях и об отношении к ним окружающих источники не упоминают, отнюдь не означает, что их, хороших, не было. С другой стороны, социально ответственная царская дочка изначально могла попросить именно что дар предчувствия дурного; семье помогать. А хорошее пусть создаёт приятные сюрпризы.

Минимальным предположением здесь окажется, что аполлонов "баг" срабатывал именно на понимание самой Кассандрой предрекаемого как плохого.

5. Тут возникает ещё один вопрос. Даже если Аполлон, отбывая, не озвучил Кассандре произошедших с нею изменений, - с торжествующим хохотом или без оного - то времени и возможностей догадаться о последствиях у неё было в избытке. Неужели девушка ничего не предприняла, уже зная, что ей в принципе не верят?

Вопрос распадается на два. Во-первых, могла ли она контролировать свои предсказания, или это был сплошной [неправильный] экстаз? Могла ли она промолчать, увидев Париса с горы, Елену притараненную, коня из экологически чистых материалов, Клитемнестру с милой улыбкой? Могла ли она молча записать свои излияния на пергаменте или на папирусе или на ближайшей стенке, исключив собственную взломанную моторику из картины? Или Аполлон и тут что-нибудь намешал ей в мозгах? Даже если девка изначально была неграмотной (во что я не верю), времени научиться опять-таки хватало.

Во-вторых, понимала ли она, что её предсказания всё равно являются аргументом в принятии решений? Не "за", а "против", но аргументом. Ведь тогда действия очевидны: Кассандра сидела бы молча на обсуждениях важных вопросов, потом шла бы к тем, чьи решения как раз и вели к предвиденным ею неприятностям, и одобряла бы. Вслух. Нет, аполлонов "баг" не срабатывал бы; срабатывала бы репутация, наработанная с помощью этого "бага", приносила бы пользу "от противного". "Если вот эта врушка нас одобряет, значит, мы что-то косячим".

На всякий случай: эсхилова "Агамемнона" я читал: медленно, шевеля губами, потому как гекзаметр, весь из себя непривычный и насыщенный по смыслам. Рекомендую и о потраченном времени - в отличие от времени, потраченного на просмотр голливудской "Трои" - не жалею.

6. Поговаривают, что Кассандре поверил только Эней, однако мнится мне, что это римляне понтовались. "Я не все", да. Тем не менее, вполне назидательный ход мысли: герой слушал слова и только слова, безо всей этой накрутки вокруг, и выиграл. Хотя, может быть, он как раз на стенке прочёл, а сама девка сидела в углу и молчала, изо всех сил стараясь не двигаться и не истерить в экстазе, чтобы не спугнуть клиента. Ещё один сюжет, который дарю.

Собственно, всё. Отдохнул. Обратно к работе, ставить лабораторный курс по более-менее современным микроконтроллерам. Интернет, тудыть его в качель, вещей.

Спасибо за внимание.

Эльвира в исполнении Кассандры Петерсон


Tags: общество, теория, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments