?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Читаю "Проблему мечтателей" авторства sch_haifisch via darkhon.

Вообще-то, - и это не к автору, а к тем, кого он критикует - мечтаемые реалии не происходят из общественного строя, приверженность которому мечтатель декларирует, потому что ему нравятся слово "коммунизм" и красный цвет или там царебатюшка верхом на словах "симфония властей". Наоборот: строй, способ жизни, мечты складываются из всего этого, а названия и цвета суть дело десятое.

Всевозможные учения суть попытки именно что упаковать мечтаемые реалии в сколько-нибудь непротиворечивый общественный уклад, который можно отрекламировать сколько-нибудь компактно. Попытки, кстати, дозволенные на любом уровне - и "как мне удобно", и "как всем надо". Просто уровни эти, ходы надо записывать и отличать друг от дружки.

Давайте я запишу несколько ходов. Несколько сугубо личных ("я хочу") фантазий насчёт того, как оно могло бы выглядеть, окажись мои рассуждизмы по семье, школе, тюрьме и армии как модах существования всякого человеческого сообщества чем-нибудь не просто похожим на истину, но и привлекательным для масс вплоть до порывов этих самых масс к воплощению в жизнь.

Семья будущего.

Насчёт семьи. Семье нужен дом. Из моего понимания семьи - опущу цепочку рассуждений - следует формула "по комнате на каждого члена семьи, плюс как минимум одна общая комната, плюс обслуживающие помещения".

После восторженных воплей, контрапунктируемых искренним хохотом, я просто озвучиваю те самые ключевые реалии (опять же пропустив обстоятельства, связанные со сменой места работы, размножением и прочими проблемами жилфондов, казённых и не очень): тотальная роботизация строительства, ремонта и расширения инфраструктуры.

Начиная - уже сейчас - с расписания и выстраивания в производственные цепочки того, что вкалывающие роботы должны уметь, и того, что они должны знать, какой опыт должен быть оцифрован на всю оставшуюся вечность. Кто этим будет заниматься, и почему его за это не убьют, и как будет поставлено администрирование процесса. Уже понимая перечисленное, как необходимые условия, можно выдумать, как в таком обществе люди будут жить: что ещё роботы такого уровня будут уметь, и что необходимо будет уметь человеку в таком окружении, а что не обязательно, и какая жизнь у таких умельцев наладится между собою...

Нормально с фантазией? Ну так я продолжу. Могу помедленнее, если записываете.

Школа будущего.

Школа. Опять же из моего понимания следует, что, во-первых, школа должна быть изолированным и скучным местом, чтобы учиться было веселее всех остальных доступных действий: в царстве униформ, звонков и чинного выгуливания на переменах; а, во-вторых, спрос на усвоенные знания у подрастающего поколения должен быть постоянным, чтобы даже временное исключение из школы - повеселиться на улице - не выглядело приемлемым вариантом.

Готовы смеяться? Смейтесь. Я считаю, что независимыми и проводимыми в масштабах страны должны быть не выпускные экзамены, а контрольные мероприятия низшего уровня - да, будет непросто, особенно из-за проблемы с рассинхронизацией школ (то есть отставаниями целых классов), и тем не менее.

Мало? Я считаю, что все учебные курсы в школе должны быть оформлены как тандем телевизионного лектора и живого учителя - причём речь идёт не о суетливых комментариях к стриму длиной в учебный час, а о сборке учителем коротких фрагментов непререкаемых сведений из учебной программы (формул и дат, с картинками на заднем плане поярче тусклых стен школы) в тот нарратив, который именно живой человек здесь и сейчас донесёт живым людям. Естественно, с шаблонами таких нарративов длиною минимум в четверть. В телелекторы, кстати, вообще кто-то высокомерный и безразличный должен записаться, "злой следователь".

Ещё не смешно? Ладно. Я считаю, что за независимо полученные хорошие оценки на контрольных мероприятиях низшего уровня государство должно доплачивать семьям учеников, даже если потом те же самые деньги будут выданы на школьные завтраки... с бытовой инфраструктурой и с жильём при школах вообще отдельные вопросы.

Однако да, к выгодности демонстрации знаний надо приучать с младых ногтей так же, как и к монотонной работе по применению полученных знаний, которая тоже должна рулить в школах. И о домашних заданиях не забыть. Если совсем для смеха, то каждой задаче, выданной на решение наружу школы, должна соответствовать точно такая же задача с другими числами, которая угрожает ученику внутри. Чтобы "папа у Васи силён в математике" не работало.

И напоследок. Сами экзамены - это как раз праздник разговора со своим учителем по изученному предмету в отсутствие тех сдержек, которые были описаны выше. Разговора безо всяких наблюдателей и прочего, совершенно внутреннее дело школы, квазисуверенитет. "Добрый следователь", чтобы десятилетия спустя цветы на день рождения слали.

Следующие отсюда реалии прикиньте сами, начиная с того, насколько учительское сообщество отдельно взятого учебного заведения должно измениться как целое.

Тюрьма будущего.

Теперь к тюрьме. Я уже говорил, что тюрьма - место для насильников, для тех, кто не хочет сдерживаться: "я буду делать другим то, чего они не делают мне". Футуристических решений, - точнее, футуристических ипостасей этих решений - я вижу лишь два. Или две. Бетризация и виртуализация.

Первая со всеми этими заводными апельсинами мне попросту претит, как сокращение пространства возможностей, - я попробовал рассмотреть раньше то же самое в гуманном рассуждении сведения всей социальной жизни в местах отбытия наказания к бессмысленному труду, но получилось не так уж убедительно. Вторая же опция, виртуализация, заслуживает всяческого внимания.

То есть не редукция социальной жизни у человека, изолированного от общества де-факто, а напротив, перегрузка человека "социальщиной" для долговременного купирования общественно опасного поведения. Тут, конечно, опять-таки речь идёт об огромном количестве сложных ботов за очками виртуального шлема: текстовых, звуковых, видео и проч., "всё как у людей" плюс анонимы на подработке. И модулирование общения в реальном мире места отбытия наказания поведением наказуемого в виртуальном месте. Не сдержался и послал всех нах - сиди в одиночке, как заказывал.

Нет, на людей, у которых пограничные отношения с обществом уже состоялись, такое вряд ли повлияет, однако те со временем вымрут. С другой стороны, есть подозрение, что первоходок после такого отбытия наказания второходком становиться не захочет от слова "совсем", и в то же время закреплённые таким малоприятным образом навыки помогут ему не оступиться вновь. Во всяком случае, "преступный мир" как явление в таких условиях будет радикально сокращён в масштабах (правда, не факт, что это хорошо).

Реалии здесь начнутся с границы понятия "пытки". Если "я не хочу!", а заставляют мыться - это пытка? Если я отверг всех и из-за этого сижу в одиночке - это пытка? Тут, знаете ли, философов надо подгонять с философского парохода, чтобы разъяснили. Про ответственность за поведение, про свободу выбора и так далее.

Армия будущего.

Наконец, армия, то есть такая мода существования более-менее изолированного сообщества, которая спасает остальное общество от неспособности членов этого изолированного сообщества сдерживаться: от ненамеренного активного поведения, опасного для окружающих.

Главное: армий в обществе чаемого мною будущего должно быть много, самых разных размеров, по самым разным поводам, самых разных сроков существования и самых разных режимов существования - что в период использования, что в период ожидания. Т-щ Хайнлайн переборщил со Службой как сувереном воображённой им мировой гегемонии, однако да, "единственный шанс не попасть на службу - это получить у психиатра удостоверение в том, что вы не можете понять, о чем говорится в присяге".

Армии боевые, охранные, наблюдательные, трудовые, творческие, научные, технические... у армий церковных та ещё репутация, но ладно, пусть и они. Городские, поселковые, районные, областные, отраслевые.

Из этого следуют необходимость тектонического сдвига в понимании обществом войны как процесса и необходимость следующего из этого сдвига набора новых реалий. Однако тот сдвиг и нынче мало-помалу идёт: обыватель постепенно понимает, что войной могут называться вещи сильно несхожие с бомбами ему на голову лично, здесь и сейчас, однако по своим последствиям от бомб мало отличимые.

Приведёт ли такое к новому набору международных конвенций (он же "распад мирового сообщества", "изоляция" и прочее) в целях ограничения этих радостей, мне неведомо. Однако армии в обществе, несводимые к понятию вооружённого отряда суверена для разборки с другими суверенами, оно востребует.

Подробнее по всем четырём пунктам именно с точки зрения чаемых реалий и прочего я ещё продолжу высказываться. Хотя про то же роботизированное строительство я уже отболтался, например, здесь, в режиме постап-утопии. Если совсем потеряю чувство меры и найду время, то попробую эти реалии и сопрячь, взывая к Марксу, Ницше или Будде. Чтобы без противоречий.

Девушка с Земли

Пока же спасибо за внимание. Не забывайте мечтать.


Comments

( Всего-то 15 — добавить )
strannik8
27 апр, 2019 12:15 (UTC)
В каждой шутке...
По армиям: диванные войска в них входят?
17ur
27 апр, 2019 18:24 (UTC)
Re: В каждой шутке...

Эхм... не сочтите за вопрос о возрасте, но... Вы политинформацию в школе проводили? Я - да. На тех, кто смеётся над понятием "диванных войск" я смотрю с тщательно скрываемой жалостью.
strannik8
28 апр, 2019 08:21 (UTC)
Re: В каждой шутке...
Эхм... не сочтите за вопрос о возрасте, но... Вы политинформацию в школе проводили?

Не вижу ничего зазорного в вопросе про возраст. Если это не манипуляция вида "мал ещё, чтобы..."
Моё отрочество пришлось на девяностые, так что даже прослушать политинформацию не мог.

Я - да. На тех, кто смеётся над понятием "диванных войск" я смотрю с тщательно скрываемой жалостью.

Увы, эмпатией по интернету не обладаю, жалость прочувствовать не могу.

Ответ на вопрос, тем не менее, услышать бы хотелось.
Вот по-моему, ДКВ - это что-то вроде дружинников. Входят ли дружинники в понятия "Армия"? Как, к слову, милиция, полиция, шерифы и так далее.
darkhon
27 апр, 2019 12:55 (UTC)
Практически согласен. Только бы о прекрасном будущем -- откуда там церкви?!
17ur
27 апр, 2019 18:28 (UTC)

Я вроде уже говорил - средство сохранения общества в чрезвычайных условиях и "любой ценой", вплоть до отказа от собственного представления о человеке.

Вот Виктор Мараховский развлекается, но для положительного стимула.
darkhon
28 апр, 2019 02:06 (UTC)
Ещё раз: мы говорим не о "для сейчас поправить из того, что есть", а о хорошем таком, разумном будущем -- в нём нет места религии от слова "совсем", не говоря уж о церковных организациях с собственными армиями.
thesz
29 апр, 2019 11:11 (UTC)
Религия это инструмент. Неужели в светлом будущем нет места для инструмента?
darkhon
29 апр, 2019 12:41 (UTC)
Инструмент уж очень с побочками. Типа чтобы все смирно себя вели, лоботомию поголовно.
igor_abramov
27 апр, 2019 13:14 (UTC)
Разумно. Притом, это технически не то, что бы далеко. Не развались СССР вообще большая часть могла бы реализоваться уже.
17ur
27 апр, 2019 18:29 (UTC)

Союз уже неэкстраполируем, имхо. Слишком далеко разошлись в виртуальном пространстве.
loving_leshy
27 апр, 2019 13:52 (UTC)

Описанное понятие "армия" вполне соответствует "службе". От -200 лет и, практически, доныне, кмк...

17ur
27 апр, 2019 18:31 (UTC)

Так это российская реализация универсального общественного явления. Людей мало, дороги длинные, задача предупреждения схода с катушек что в столице, что в отдалённейшей из провинций в этих условиях всё равно стоит. Добро пожаловать в многоступенчатую иерархию что по военным, что по гражданским делам.
(Анонимно)
27 апр, 2019 19:33 (UTC)
Семья. Роботизация это хорошо, но нужно как-то следить, чтобы домашние искины не были взломаны русскими американскими хакерами и не вредили семьям, пользуясь доверием семей ко всезнающим искинам и экономией на перечне "что необходимо будет уметь человеку в таком окружении".

"По комнате на каждого члена семьи, плюс как минимум одна общая комната, плюс обслуживающие помещения" - это тоже хорошо, но подразумевает рассредоточение людей, растягивание коммуникаций, вложение в инфраструктуру. Сейчас в РФ идёт обратный процесс: концентрация людей в Москве, Питере и ещё нескольких мегаполисах.

Школа. Награждать учеников можно значками, грамотами, переходящими знамёнами и т.п. А деньги - слишком уж ликвидная вещь. Их можно добыть и способами, не связанными с учёбой. Что будет дезориентировать и демотивировать учеников.

Для "домашней работы" можно организовать специальное помещение/здание при школе. Что-то типа читального зала самообслуживания. Учителей в этом зале нет т.е. ученикам предоставлена известная свобода. Но и родителей там нет т.е. папа-математик не поможет.

Тюрьма. Задача тюрьмы - изолировать насильников от общества, прекратить насилие. Все эти виртуализации и пытки - за рамками необходимого. После изоляции можно спокойно разобраться, исправим человек или нет. Исправимых - направить в армию (для начала - в трудовую; на тяжелую монотонную работу: рыть каналы, строить плотины, рубить лес, восстанавливать лес и т.п.). Неисправимым - пулю в лоб пожизненное.

Армия. Ну, в целом, всё верно. Только при такой куче разношерстных армий будут проблемы с "взаимодействием родов войск". Одна армия может героически воевать на гибридной войне; другая - считать, что никакой войны нет; третья - считать, что первая армия - это пятая колонна гибридного врага; и т.д.


azesmer
27 апр, 2019 22:51 (UTC)
Интересно, что все обсуждаемые проблемы понимаются как "оптимизация процесса" (самого по себе - жития, обуения, служения, коррекции поведения и тп). Но не содержание, или цели, или что-либо иное.

Что, конечно же, сильно влияет. Допустим, оптимизируя содержание учебы (что нужно учить), мы и процесс и результат получим другой. Или оптимизируя цель, вынуждены будем сконструировать и процесс и содержание уже другими. Процесс, даже оптимальный, позволяет загрузить в себя что угодно (хоть чушь с потолка, что и случится, кстати), а результат выйдет неожиданный - по всей шкале от самоубийств до сожжения школ с пением "The Wall" на руинах. Мы ведь не учитывали, т омы планируем получить.
То есть, задним числом, и процесс окажется вовсе не оптимальным, а подходящих только для неких "оптимальных учеников" с изученим "оптимальных" для этой схемы предметов.

Сам-то выход лежит на поверхности. Оптимальное решение перекрывает весь спектр задач, а не задачи подгоняет под решение. Если, на примере экономики, уже давно установили, что для разных уровней оптимально совершенно разное решение, то это и будет решением. Если для управления общими энергетическими и ресурсными вложениями общества нужен некий максимум плановости, массовости и унифицированности, то на уровне частных штучных изделий максимум свободы, простоты и уникальности, вплоть до ручного единичного выстругивания. Сколько не двигай ползунок по шкале, будут проблемы везде, кроме узкого места, оптимального для данного положения ползунка. Единого решения нет, вся шкала и есть единое решение.
Стало быть, жить, учиться, служить корректироваться и так далее - нужно разными методами, с разными целями и разным содержанием.

А вот можно ли разработать такой метод управления, который будет предлагать такие комплексные решения, как-то их понимать, как-то ими по ходу управлять - то другой вопрос.
Это уже какое-то другое будущее. Где, видимо, альтернатив потенциально бесконечно, но из них как-то получается самое лучшее конкретное. Фиг его знает как.

Что вот живет Егор Иванов в квартире с отдельными комнатами, учится в школе по соседству, математике из под палки, а живописи по вдохновению, корректируется виртуально, служит в добровольных бригадах пожарников. А семья Уздоевых в доме на 30 человек, с женской и мужской половинами, папа умеет только считать, женшин не учили и этому, потому что будет хуже, а детей сдают в пансионаты суворовцев, где их них делают асассинов. Чисто для абстрактного примера. Может и еще как-нибудь. И так во всем, чего не возьмись.
smertnyy
7 май, 2019 08:23 (UTC)
Семья умирает, и мы увидим еще ее смерть.
( Всего-то 15 — добавить )

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger