Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:

Ещё раз о прекрасном далёке.

Читаю "Проблему мечтателей" авторства sch_haifisch via darkhon.

Вообще-то, - и это не к автору, а к тем, кого он критикует - мечтаемые реалии не происходят из общественного строя, приверженность которому мечтатель декларирует, потому что ему нравятся слово "коммунизм" и красный цвет или там царебатюшка верхом на словах "симфония властей". Наоборот: строй, способ жизни, мечты складываются из всего этого, а названия и цвета суть дело десятое.

Всевозможные учения суть попытки именно что упаковать мечтаемые реалии в сколько-нибудь непротиворечивый общественный уклад, который можно отрекламировать сколько-нибудь компактно. Попытки, кстати, дозволенные на любом уровне - и "как мне удобно", и "как всем надо". Просто уровни эти, ходы надо записывать и отличать друг от дружки.

Давайте я запишу несколько ходов. Несколько сугубо личных ("я хочу") фантазий насчёт того, как оно могло бы выглядеть, окажись мои рассуждизмы по семье, школе, тюрьме и армии как модах существования всякого человеческого сообщества чем-нибудь не просто похожим на истину, но и привлекательным для масс вплоть до порывов этих самых масс к воплощению в жизнь.

Семья будущего.

Насчёт семьи. Семье нужен дом. Из моего понимания семьи - опущу цепочку рассуждений - следует формула "по комнате на каждого члена семьи, плюс как минимум одна общая комната, плюс обслуживающие помещения".

После восторженных воплей, контрапунктируемых искренним хохотом, я просто озвучиваю те самые ключевые реалии (опять же пропустив обстоятельства, связанные со сменой места работы, размножением и прочими проблемами жилфондов, казённых и не очень): тотальная роботизация строительства, ремонта и расширения инфраструктуры.

Начиная - уже сейчас - с расписания и выстраивания в производственные цепочки того, что вкалывающие роботы должны уметь, и того, что они должны знать, какой опыт должен быть оцифрован на всю оставшуюся вечность. Кто этим будет заниматься, и почему его за это не убьют, и как будет поставлено администрирование процесса. Уже понимая перечисленное, как необходимые условия, можно выдумать, как в таком обществе люди будут жить: что ещё роботы такого уровня будут уметь, и что необходимо будет уметь человеку в таком окружении, а что не обязательно, и какая жизнь у таких умельцев наладится между собою...

Нормально с фантазией? Ну так я продолжу. Могу помедленнее, если записываете.

Школа будущего.

Школа. Опять же из моего понимания следует, что, во-первых, школа должна быть изолированным и скучным местом, чтобы учиться было веселее всех остальных доступных действий: в царстве униформ, звонков и чинного выгуливания на переменах; а, во-вторых, спрос на усвоенные знания у подрастающего поколения должен быть постоянным, чтобы даже временное исключение из школы - повеселиться на улице - не выглядело приемлемым вариантом.

Готовы смеяться? Смейтесь. Я считаю, что независимыми и проводимыми в масштабах страны должны быть не выпускные экзамены, а контрольные мероприятия низшего уровня - да, будет непросто, особенно из-за проблемы с рассинхронизацией школ (то есть отставаниями целых классов), и тем не менее.

Мало? Я считаю, что все учебные курсы в школе должны быть оформлены как тандем телевизионного лектора и живого учителя - причём речь идёт не о суетливых комментариях к стриму длиной в учебный час, а о сборке учителем коротких фрагментов непререкаемых сведений из учебной программы (формул и дат, с картинками на заднем плане поярче тусклых стен школы) в тот нарратив, который именно живой человек здесь и сейчас донесёт живым людям. Естественно, с шаблонами таких нарративов длиною минимум в четверть. В телелекторы, кстати, вообще кто-то высокомерный и безразличный должен записаться, "злой следователь".

Ещё не смешно? Ладно. Я считаю, что за независимо полученные хорошие оценки на контрольных мероприятиях низшего уровня государство должно доплачивать семьям учеников, даже если потом те же самые деньги будут выданы на школьные завтраки... с бытовой инфраструктурой и с жильём при школах вообще отдельные вопросы.

Однако да, к выгодности демонстрации знаний надо приучать с младых ногтей так же, как и к монотонной работе по применению полученных знаний, которая тоже должна рулить в школах. И о домашних заданиях не забыть. Если совсем для смеха, то каждой задаче, выданной на решение наружу школы, должна соответствовать точно такая же задача с другими числами, которая угрожает ученику внутри. Чтобы "папа у Васи силён в математике" не работало.

И напоследок. Сами экзамены - это как раз праздник разговора со своим учителем по изученному предмету в отсутствие тех сдержек, которые были описаны выше. Разговора безо всяких наблюдателей и прочего, совершенно внутреннее дело школы, квазисуверенитет. "Добрый следователь", чтобы десятилетия спустя цветы на день рождения слали.

Следующие отсюда реалии прикиньте сами, начиная с того, насколько учительское сообщество отдельно взятого учебного заведения должно измениться как целое.

Тюрьма будущего.

Теперь к тюрьме. Я уже говорил, что тюрьма - место для насильников, для тех, кто не хочет сдерживаться: "я буду делать другим то, чего они не делают мне". Футуристических решений, - точнее, футуристических ипостасей этих решений - я вижу лишь два. Или две. Бетризация и виртуализация.

Первая со всеми этими заводными апельсинами мне попросту претит, как сокращение пространства возможностей, - я попробовал рассмотреть раньше то же самое в гуманном рассуждении сведения всей социальной жизни в местах отбытия наказания к бессмысленному труду, но получилось не так уж убедительно. Вторая же опция, виртуализация, заслуживает всяческого внимания.

То есть не редукция социальной жизни у человека, изолированного от общества де-факто, а напротив, перегрузка человека "социальщиной" для долговременного купирования общественно опасного поведения. Тут, конечно, опять-таки речь идёт об огромном количестве сложных ботов за очками виртуального шлема: текстовых, звуковых, видео и проч., "всё как у людей" плюс анонимы на подработке. И модулирование общения в реальном мире места отбытия наказания поведением наказуемого в виртуальном месте. Не сдержался и послал всех нах - сиди в одиночке, как заказывал.

Нет, на людей, у которых пограничные отношения с обществом уже состоялись, такое вряд ли повлияет, однако те со временем вымрут. С другой стороны, есть подозрение, что первоходок после такого отбытия наказания второходком становиться не захочет от слова "совсем", и в то же время закреплённые таким малоприятным образом навыки помогут ему не оступиться вновь. Во всяком случае, "преступный мир" как явление в таких условиях будет радикально сокращён в масштабах (правда, не факт, что это хорошо).

Реалии здесь начнутся с границы понятия "пытки". Если "я не хочу!", а заставляют мыться - это пытка? Если я отверг всех и из-за этого сижу в одиночке - это пытка? Тут, знаете ли, философов надо подгонять с философского парохода, чтобы разъяснили. Про ответственность за поведение, про свободу выбора и так далее.

Армия будущего.

Наконец, армия, то есть такая мода существования более-менее изолированного сообщества, которая спасает остальное общество от неспособности членов этого изолированного сообщества сдерживаться: от ненамеренного активного поведения, опасного для окружающих.

Главное: армий в обществе чаемого мною будущего должно быть много, самых разных размеров, по самым разным поводам, самых разных сроков существования и самых разных режимов существования - что в период использования, что в период ожидания. Т-щ Хайнлайн переборщил со Службой как сувереном воображённой им мировой гегемонии, однако да, "единственный шанс не попасть на службу - это получить у психиатра удостоверение в том, что вы не можете понять, о чем говорится в присяге".

Армии боевые, охранные, наблюдательные, трудовые, творческие, научные, технические... у армий церковных та ещё репутация, но ладно, пусть и они. Городские, поселковые, районные, областные, отраслевые.

Из этого следуют необходимость тектонического сдвига в понимании обществом войны как процесса и необходимость следующего из этого сдвига набора новых реалий. Однако тот сдвиг и нынче мало-помалу идёт: обыватель постепенно понимает, что войной могут называться вещи сильно несхожие с бомбами ему на голову лично, здесь и сейчас, однако по своим последствиям от бомб мало отличимые.

Приведёт ли такое к новому набору международных конвенций (он же "распад мирового сообщества", "изоляция" и прочее) в целях ограничения этих радостей, мне неведомо. Однако армии в обществе, несводимые к понятию вооружённого отряда суверена для разборки с другими суверенами, оно востребует.

Подробнее по всем четырём пунктам именно с точки зрения чаемых реалий и прочего я ещё продолжу высказываться. Хотя про то же роботизированное строительство я уже отболтался, например, здесь, в режиме постап-утопии. Если совсем потеряю чувство меры и найду время, то попробую эти реалии и сопрячь, взывая к Марксу, Ницше или Будде. Чтобы без противоречий.

Девушка с Земли

Пока же спасибо за внимание. Не забывайте мечтать.


Tags: общество, теория, футуризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments