?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Рассказ в виде рецензии на что-нибудь другое - это, в первую очередь, весьма щадящий жанр. Автор рассказа говорит то, что хочет сказать, оставляя за собой возможность отъехать от того, что сказали автор рецензируемого произведения или автор рецензии. Это всё они, это не я.

Так вот: это всё они. А у меня сессия, комиссии, программы, лабораторные стенды и изысканное сочетание тридцатиградусной жары с пятичасовыми окнами в расписании пригородных электричек каждый будний день. Это не я. Мне некогда.

"Порыв вдохновения".

Уважаемые слушатели, с вами Вирвир Плоскостопый. В прошлой передаче я обещал высказать своё мнение относительно нашумевшего видеосериала "Порыв вдохновения", и сейчас я выполняю своё обещание.

Этот сериал - порнография, и я буду голосовать за общественный отказ что от сериала, что от того допущения, на котором он построен.

Сразу хочу разочаровать тех, кто желает положить мой голос в копилку против видеосериалов как жанра вообще. Я говорю: я за видео. Это решение, пускай подхваченное недавно, уже оказало себя лучше звуковых передач, оно предлагает большие и... да... яркие возможности для развития культуры.

Эфир выдержит передачу сколь угодно долгого, подробного и многочисленного видео. Тем же, кто пугает нас сопутствующим забытьём что чтения, что звука, я напоминаю две вещи.

Во-первых, первые передачи книг были именно передачей буквенных символов переписчикам. Да, символы были неподвижны, но они относились именно к решению видео, которое отсюда получается не новым, но старым, изначальным решением.

Во-вторых, с началом звуковых передач, одну из которых вы сейчас принимаете, общество точно так же запугивали забытьём книг. Предсказания не сбылись.

Теперь же, когда слушатель успел проникнуться моей резкой оценкой видеосериала "Порыв вдохновения", но ещё не успел подобрать возражения против неё... ха-ха... я приступлю к обоснованию своей оценки.

Порнографическое произведение искусства отличается от обычного не присутствием чего-то неестественного... или, напротив, естественного... но тем, что такое присутствие оказывается самоцелью для автора. Оно, неестественное или чересчур естественное, не обусловлено ни сюжетом, ни целью художественного произведения.

Точнее говоря, цель у порнографического произведения одна: провоцирование неконтролируемой реакции у читателя, слушателя или... в данном случае... зрителя. И только. И низачем больше.

Из такого понимания следует, что порнография отнюдь не определяется вызывающей демонстрацией обычно скрытых прелестей противоположного пола; сексуальное возбуждение - всего лишь самая заметная неконтролируемая реакция человека, однако она далеко не единственная.

Если вообразить себе книгу, или звуковую передачу, или то же видео, целью которых стал бы вызов неконтролируемого голода, жажды или... пофантазируем... желания приобрести некий товар у вполне конкретного продавца, то и это оказалась бы порнография.

Вообще, порнография есть стремление автора лишить читателя, слушателя или зрителя контроля над своими реакциями... любыми... без каких-то сопутствующих мудрости или морали, без полезной информации в обмен на возможную потерю этого контроля.

Можно удариться в совсем уж непристойные предположения и сказать, что авторское собрание таким образом хочет приучить к своим решениям и находкам. Так, чтобы зритель, постепенно теряющий способность к самообладанию, всё возвращался и возвращался к этим авторам... впрочем, такая идея выглядит омерзительно сама по себе, а уж приписывать её авторскому собранию "Порыва вдохновения" я не собираюсь. Это мои инсинуации. Я думаю, что авторы "Порыва..." всего лишь хотели славы. Ну, ловите.

Хорошо, ответит мне внимательный слушатель... и я уже чувствую, что отвечают... а ты, Вирвир, докажи. Что такого в "Порыве...", что ты столь яростно клеймишь его?

Доказываю. И начну с основного допущения этого научно-фантастического сериала.

Мир, в котором люди... вполне подобные нам... не знают об эфире и об Эфире. Мир, в котором люди уверены в существовании лишь четырёх субстанций вещества: плазмы, газа, жидкости и твёрдого тела. Мир, в котором для этих людей звёзды отделены друг от друга бесконечной пустотой. О, если авторское собрание сериала хотело затронуть восприятие аудитории... или спектатории?.. то собрание своего добилось.

Незнание эфира есть прекрасное допущение для короткой и трагической любовной истории, или для столь же недлинной комедии положений, или для философского эссе... опять-таки не очень протяжённого... но для сериала, в котором на протяжении почти трёх суток полного времени рассказывают истории из жизни такого нелепого мира?

Я думаю, что авторы попросту недооценили зрителя. На час, в крайнем случае два мы готовы забыться и допустить любой антураж: даже такой, принципиальную невозможность которого нам на пальцах разъяснили ещё в начальной школе.

Нам не надо навязчиво объяснять, как такое могло стрястись, и на что приходится идти, чтобы стрясённое поддерживать. Эти постоянные объяснения и оправдания, построение целого спектра побочных сюжетов на них и только на них вызывают отвращение. Неконтролируемое.

Вспомним школу, вспомним биологию и социотронику: без эфира невозможно мышление. Всякая мысль представляет собой акт взаимодействия достаточно сложной системы... я надеюсь, что у моих слушателей такие между ушами... с эфиром. Сознание не может существовать без эфира. Отсюда очевидно: понимание того, что эфир существует, станет первым пониманием полуразумного существа, у которого слова ещё не вылупились из стайных криков.

Авторы "Порыва..." с этим согласны. В их мире эфир вполне себе существует... это отдалённая планета, а не какое-то иное мироздание... и начальное понимание этого существования на той планете тоже присутствует.

Однако люди там от знаний об эфире и от желания работать с ним избавляются парадоксальным путём... вынужден признать, что идея столь же изящна, сколь и отвратительна... через завышение качеств эфира, через его одушевление, через представление эфира через толпу себе подобных разумных существ, уже мёртвых, ещё не родившихся или изначально вымышленных.

Помните водевиль "Два лучших друга доброго призрака"? Прошёл и многими забыт, однако я готов спорить на своё Эфирное время, что авторы "Порыва..." одолжались именно там. Да, водевильно смешон соблазн заменить практическое взаимодействие с эфиром попрошайничеством у кого-то, в этом эфире якобы существующего. Мол, так проще, этому не надо учиться.

Попрошайничество естественно ведёт к самоуничижению. И некий прохиндей обязательно попробует использовать это унижение против ползающего на коленях попрошайки, а потом такие прохиндеи подерутся между собою за попрошайкин достаток.

В "Двух лучших друзьях..." запоминается сцена, когда соперничающие прохиндеи напоказ соревнуются за внимание несуществующего призрака, подпрыгивая на торговой площади... кто дольше, искреннее, выше и увлечённей?.. а потом начинают драться между собой, но, уставшие, даже морд набить друг другу не могут.

В пятой серии "Порыва вдохновения" авторы докатились до феномена "религиозной войны", и смешного там очень мало.

Впрочем, я забегаю вперёд. Вообразив себе вместо эфира множество подателей благ, отбирателей благ, защитников от неприятностей и насылателей таковых... и с каждым из этого множества можно было говорить, просить милости и пощады!.. люди в "Порыве..." тем самым отказались от идеи работы с эфиром, от идеи обладания собственным мышлением.

Подобные нам люди превратились в кормовое стадо для тех, кто якобы умел просить несуществующих личностей лучше других. И всё последующее развитие общества в вымышленном мире оказалось отягощено этим прохиндейским балластом.

Бессмыслица столь отвратительного и в принципе невозможного положения дел и есть один из моих аргументов в пользу того, что "Порыв..." - порнография. Это невозможное положение дел ничему нас не учит, это пытка ради пытки, это для тех, кому нравятся чужая боль, чужое непонимание, чужое отчаяние.

О, авторы старались быть... достоверными?.. скажем, развитие этой отдалённой планеты шло крайне медленно и может быть измерено разве что в тысячелетиях. Помимо уже упомянутого балласта, неизбежными и как правило смертоносными обстоятельствами для отдельных людей и целых обществ оказывались, например, совершенно детское неумение справляться с болезнями тела и ума, ограничение на общественную координацию скоростью передачи сообщений с конными гонцами... приручение животных там - это отдельная и очень неприятная тема... непредсказуемость урожая и весьма слабые возможности влиять на него.

Вторым... как бы тут правильно сказать: опорнографиченным или опорнографленным?.. и в том и в другом случае кажется, будто речь идёт о рисовании опоры, а не о непристойности... ладно. Вторым опохабленным чувством после отвращения "Порыв вдохновения" сделал жалость.

И тут авторы тоже не смогли остановиться. То есть это я искренне надеюсь, что не смогли. Я надеюсь, что, имей они время подумать, они вообще не стали бы изобретать те же "концентрационные лагеря" как места, где бессмысленная и неизбирательная жестокость мира, забывшего об эфире, сконцентрирована... отсюда и выбор названия... на небольшой территории в короткий по тамошним понятиям исторический период. Да, изображённых людей жаль. Однако что нам с тех бессмысленных и невозможных страданий, кроме той самой жалости, и жалости только ради жалости?

Порнография, как и было сказано.

Далее я всего лишь приведу несколько примеров из "Порыва вдохновения"... полагаю, что слушатель уже понял смысл названия, выбранного для сериала... вдохновение в том мире совершенно непредсказуемо, ибо человек им не владеет. Оно порывисто. Оно вовсе не следствие существования эфира, подлежащее изучению и управлению, оно, по мнению тамошних несчастных, либо подарок от вымышленных существ, либо непонятная случайность.

Во второй половине сериала этот проклятый мир возвращается к знанию об эфире.

Некие поработители в деревянных шлемах, пытаясь завоевать всю планету, натыкаются на племена и общества, существующие на отшибе. Там начальные знания об эфире и простейшие практики работы с ним то ли не были забыты, то ли в отсутствие прохиндейских корпораций естественным образом воспроизводили себя снова и снова. Эти знания и практики крайне просты: те самые, которыми у нас владеет уже детвора. То есть, как правило, они не представляют угрозы поработителям с их гулкими взрывными метателями.

По закону больших чисел кто-то из поработителей интересуется замеченной экзотикой.

Так чёткие и воспроизводимые, пускай и непривычные знания об эфире попадают в медленно и мучительно развивающееся научное сообщество отдалённой планеты. Оно по элементарной добросовестности уже давно догадывается о существовании эфира как предмета научного изучения.

Если вы смотрели "Порыв...", то вы знаете, что было дальше. Никакого счастливого конца с обретением истинного пути, лишь бесконечный ужас. Эфир тут же оказался "научно опровергнут", осмеян и подвергнут наведённому забытью, а всевозможные тайные общества приступили к эксплуатации полученных знаний. Так, как умели.

Тут создатели "Порыва вдохновения" переступили грань. Честно говоря, я вообще не стал бы высказываться по сериалу, кабы не серия "Туманные горы". Именно она меня достала.

Вы знаете... а если не знаете, то спросите... что произошло с петротермальной станцией Облачного хребта у нас на Южных островах. Около двух тысяч жертв, стёртое с лица земли поселение и итоговое возмущение эфира, которое ещё не скоро сгладится и забудется.

Причиной стала попытка незаконного доступа к складу с рассортированными элементами, поднятыми станцией за очередной период работы. Бесталанная попытка взлома защитных систем бандой изгоев, последовательный... и намеренный!.. перевод обеспечивающих реакторов в закритический режим. Взрывы, сель, лава... вы до сих можете глянуть в Эфире на панораму народившегося вулкана. И на руины на переднем плане. Не в движении, конечно, для прямой трансляции там нужно человеческое присутствие. Однако всё равно впечатляет.

Я туда ездил, видел сам, транслировал, но не задерживался, ибо всё ещё фонило.

И вот что я вижу в "Порыве вдохновения".

Тайное общество отдалённой планеты в серии "Туманные горы" отслеживает возмущения эфира в мироздании, попутно упиваясь своим знанием о мгновенной передаче информации без навязанной несчастным дуракам "скорости света".

В обществе резонно полагают, что, расшифровав колебания эфира, можно обрести знания, которые изменят мир... почему-то для них эти знания "древние и запретные"... и так далее. Отслеживает тайное общество эти возмущения способами, очень недалеко ушедшими от найденных у порабощённых племён и далее кое-как наугад развитыми.

Оно вполне достоверно засекает возмущение эфира от нашего Облачного хребта... двуградиентная стоячая волна, как нас учат в старшей школе, но у них там стараниями авторского собрания какие-то запутанные и очень торжественные символы и жесты, унаследованные от разнообразных прохиндеев... тоже для смеха?

Тайное общество вполне достоверно предсказывает, что знание о случившемся, переведённое в слова, окажет огромное влияние на окружающий мир. Ну да, каскадная актуализация устойчивого эфирного возмущения с долговременными последствиями, она же поиск знаний о новых технологиях и способах решения задач... тех самых знаний, которые несёт Эфир вечно и постоянно.

После чего тайное общество в той юдоли мучений кое-как настраивает одного из своих на приём и на ручную запись вместо ретрансляции. Если кто не смотрел, то вы поняли меня правильно: каскад чернилами на бумаге.

Я бы сам выл от хохота, не окажись темой весёлой шутки Облачный хребет и снесённое поселение. Ребята, вы переиграли.

Этот настроенный сидит и записывает многажды системно искажённое от истории Облачного хребта: "жил-был в норе под землёй хоббит"... и далее в том же духе. Уничтоженное огнём поселение в конце есть, и влияние на ту вымышленную планету записанное знание про хоббита-взломщика и про банду изгоев, влезшую и нарвавшуюся, оказывает огромное.

Зрителю должно стать смешно, а авторскому собранию, значит, уже стало.

Не знаю; может быть, школьник из начальной школы и засмеялся бы, а я так говорю и повторяю: ребята, вы заигрались. Говорю и повторяю: на таком допущении могли быть построены короткая любовная история, короткая комедия положений, короткое философское эссе. Однако не эта порнографическая эпопея со смехом над тысячами смертей, и смертей не в выдуманной вами пытошной вместо мира, а смертей у нас здесь.

Славы хотели? А не боитесь её получить? Вежливо рекомендую: забудьте про допущение отвергнутого эфира, прекратите трансляции произведения, построенного на таком допущении, и откажитесь от замыслов нового, ему подобного. Иначе уже скоро вы обнаружите, что ваше авторское собрание не способно к совместному творчеству, а то и вовсе вытолкнуто зрителями из Эфира.

Впрочем, не в моих правилах завершать передачу на пессимистической ноте. Даже передачу о столь своеобразном... Эфирном артефакте.

В сериале "Порыв вдохновения" есть очень хорошее место.

Настоящая жалость... правильная, контролируемая жалость с нотками оптимизма... в "Порыве..." присутствует. Как ни странно, эта цепляющая художественная находка обязана собой одному из самых вычурных следствий того допущения, за отказ от которого я ратую на всё мироздание.

Ранее я упомянул "скорость света". Для того, чтобы в том несчастном мире людям сама возможность эфира... и Эфира... не приходила в голову, им стараниями научного сообщества той отдалённой планеты, подкупленного её тайными обществами, навязали престранную идею: мол, ничего быстрее электромагнитных колебаний в том же эфире... точнее, в пустоте, из которой состоит почти всё мироздание... быть не может.

Вы не хуже меня знаете со школы, что скорость та не слишком велика, и, например, саму идею общения на межзвёздных расстояниях исключает напрочь.

В авторском собрании "Порыва...", однако, нашёлся человек то ли действительно остроумный, то ли тонких чувств, и он приписал выдуманным страдальцам такую же странную, зато милую и захватывающую идею. Страдальцы начали строить свой, только и исключительно местный Эфир без эфира, Эфир на тех самых электромагнитных колебаниях, передавая их всё более сложными устройствами с прицепленными к тем дешифраторами.

Вы только представьте себе: я не просто думаю так, чтобы адресуемые подписчики слышали; я будто бы сижу за каким-то трёхэтажным электроящиком, увешанным уличными табло, гудками и какими-нибудь анализаторами запаха, а из ящика торчит антенна, а по всей планете раскинута паутина проводов, по которым те самые школьные электромагнитные синусоиды несутся в нужные места и времена, передавая мои слова и гримасы чередой всяческих шифров.

Да, это очень глупо и пещерно, но в чём-то прекрасно, не находите? Признаюсь, меня оно очаровало.

Решение получается сугубо местное, половинчатое и обречённое: этакий самодельный Эфир можно быстро и окончательно засорить вплоть до бесповоротной порчи сознания и разума большинства населения планеты. Я так понимаю, что авторскому собранию "Порыва..." тоже стало понятно, что с сериалом пора закругляться, сюжетных находок достаточно... это был сарказм... и они, скорее всего, изберут именно такую причину окончательной гибели выдуманной ими злосчастной цивилизации. Мол, сами себя заговорили насмерть.

Что до внешнего мира, то даже к самым близким звёздам такие электромагнитные колебания будут идти годами, десятилетиями и веками.

Тем не менее, в одной из последних серий перечисляют целый набор решений под лозунгом "ну и что?" Лично мне из всего перечня запомнилось "Великое Кольцо", однако их там было много. Честное слово, осталось такое ощущение, будто обречённые персонажи... да что там, целые обречённые общества, изображённые авторским собранием... взбунтовались против своих создателей.

И я их понимаю, потому что нельзя так с людьми. Даже не представляю себе, можно ли вытащить саму идею... да, вызывающую жалость, но жалость отнюдь не бесконтрольную и не перемешанную с отвращением в отличие от похабной жалости к тем же "религиозным войнам"... можно ли вытащить саму идею в какую-нибудь отдельную вещь. Можно ли её вообще рассматривать отдельно от того чудовищного начального допущения незнания людьми об эфире и об Эфире?

Оптимизма в сказанном немного, но он есть, он искренен, и я полагаю, что вы его прекрасно слышите - и на соседней улице, и в соседней звёздной системе. Привет, кстати, у вас там сейчас в кольцевых поселениях лето, завидую.

Всё же на общем фоне грязной безнадёжности "Порыва вдохновения" такая светлая грусть о Кольце выглядит драгоценностью, кажется жемчужиной в навозной куче.

Я искренне надеюсь, что и за пределами той кучи жемчужина свою ценность сохранит.

Спасибо за внимание, передачу завершаю. В Эфире был Вирвир Плоскостопый.


Comments

( Всего-то 16 — добавить )
lj_frank_bot
8 июн, 2019 12:04 (UTC)
Здравствуйте!

Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Общество, Отзывы.

Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.

Фрэнк,

команда ЖЖ
17ur
8 июн, 2019 12:18 (UTC)

Я просто раскрою.
(Анонимно)
8 июн, 2019 19:25 (UTC)
Для восприятия колебаний воздуха необходим слуховой орган. Для восприятия эфира тоже необходим орган (называемый эфирцем). Что похабного в том, что люди на той отдалённой планете вследствие каких-то мутаций, закрепившихся благодаря тамошней окружающей среде, лишились этого органа? Разве в нашем Созвездии мало людей, потерявших слух или зрение? Разве в расщелинах Вира (между прочим, Вашей родной планеты) не обитают внувирцы, начисто лишённые обоняния?
(Анонимно)
8 июн, 2019 19:33 (UTC)
А вообще, не так давно марксисты из "Прорыва" разоблачили буржуазную эйнштейновскую теорию, противоречащую диалектическому материализму, и обосновали с марксистских позиций теорию эфира...

https://prorivists.org/gps-antieinstein/
17ur
8 июн, 2019 20:47 (UTC)

Спасибо за ссылку, люблю такое читать. У самого в лаборатории стоит саньяков гироскоп...
(Анонимно)
9 июн, 2019 12:55 (UTC)
Меня там даже не сама теория позабавила (по сути, это обновлённая теория Лесажа), а обоснование. Пространство должно быть вечным, абсолютным, бесконечным и не иметь ограничений по скорости, а идеи о каких-то границах и относительности продвигаются буржуазией для ограничения мышления пролетариата и отвлечения его от абсолютной истины.

Ну и о "Прорыве" напомнило название сериала - "Порыв вдохновения".
17ur
10 июн, 2019 16:36 (UTC)

Стихийный материализм как мировоззрение достоин уважения, но за пункт IV комментариев надо бить морду. Как минимум надо идти, проверять и САМОМУ цитировать про "изящество", а не вешать на рецензируемого автора ещё и это.
17ur
8 июн, 2019 20:45 (UTC)

Никто ничего не лишался. Сами отказались.
alekoksan
9 июн, 2019 11:34 (UTC)
Ну так-то эфир нужен для мышления, тобишь, постоянно и непосредственно воспринимается самим субъектом по факту наличия. Даже если субъект представляет из себя мозг в банке.
(Анонимно)
9 июн, 2019 13:00 (UTC)
Цикл Кребса необходим не только для мышления, а вообще для жизни. Вы как-то воспринимаете сей цикл по факту наличия? Или нет? Но живёте же.
andrey_zorin
8 июн, 2019 19:58 (UTC)
Понравилось, но много воды.
17ur
8 июн, 2019 20:49 (UTC)

Это высказывания по разным поводам в рисуемой рамке. Хочется застолбить всё, что можно.
smertnyy
10 июн, 2019 10:05 (UTC)
Немного затянуто.
17ur
10 июн, 2019 16:33 (UTC)

Как и написал выше - хотелось застолбить возможно больше.
foxhound_lj
10 июн, 2019 13:09 (UTC)
Знаем мы тот Эфир... Действие происходит на Просперо, небось.
17ur
10 июн, 2019 16:33 (UTC)

Всё же эфир с маленькой буквы, про нежелательность его усложнения я отписался. А Эфир с большой - это опять-таки, только передающая среда, без самостоятельных сущностей в. Варп - да, имел в виду, но в режиме "не оно".
( Всего-то 16 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger