Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

На полях. Сюжетное.


Вот два этических императива.

"Восточный": "я не должен делать другим того, чего они не делают мне".

"Западный": "другие должны делать мне то, что я делаю им".

Очевидно, что некое поведение может быть "хорошим" согласно обоих правил. Не менее очевидно, что некое поведение может соответствовать одному из императивов и не соответствовать другому.

Насколько я понимаю, для заблаговременного предупреждения серьёзных последствий такого несоответствия (более известного как "за каждым своя правда") используют искусство как средство моделирования и провокации.

Подход к такому использованию искусства может быть и целевым, под конкретную ситуацию, и типичным, под спектр таких ситуаций, и эмпирическим, когда рассказывают/пишут/снимают обо всём, что цепляет автора, а потом выбирают нужное.

К сожалению, всякий автор тоже человек со своими понятиями о "хорошем" и "плохом", то есть с изначальной, ещё до приступа вдохновения, приверженностью какому-то этическому императиву.

Мнится мне, что эта приверженность в худшем случае иррациональна, то есть поставлена с религией или чем-нибудь вроде, а в лучшем - преследуемый императив не осознаваем субъектом как всего лишь один из рациональных.

И в том, и в другом случае имеет место претензия на универсальность, априорное знание, "что такое хорошо и что такое плохо". А если оценке подлежат не отдельно взятые сколько-нибудь сложные поступки, включающие в себя этические решения, а целые последовательности таких поступков и в пределе образ жизни, то это уже разговор о добре и зле. И именно такой разговор - точнее, как минимум одна из его сторон - подвергается катализу вдохновением.

Вдохновлённые авторы пишут, рисуют и снимают. Сеют разумное, доброе, вечное - при этом с "вечным" как получится, с "разумным" как умеют, а вот "доброе"... про "доброе" они знают заранее, как я указал выше, и сеют его со всем рвением.

В случае противопоставления "восточного" и "западного" императивов получаются следующие "битвы Бобра со Козлом".

Сначала более известная, где "хороший" "запад", а именно "борьба за свободу": Бобёр делает нечто новое, что до него никто не, а Козёл строит козни, предупреждает распространение нового веяния и препятствует такому распространению.

Новое может оказаться хорошо забытым старым (см. "Йода"), само дело может оказаться вполне известным (хотя бы и оболганным); главное, чтобы сначала оно было недоступным "человеку с улицы", то есть ограниченным по персоналу, условиям и проч..

А сам сюжет - то самое обретение людьми с улицы того, до чего сперва имел разрешённый или запрещённый доступ лишь отдельно взятый Бобёр. Ну да, проще всего выразить через распространение свобод, переживаний, умений, товаров, уж совсем просто - денег. А поруганный Козёл либо зрелищно помер в финальном бою, либо плачет в уголке и готовится к сиквелу.

Обратный нарратив, где "добрый" "восток", а "запад" - "зло", тоже очень известен и даже более проработан на мой вкус. Впрочем, его как правило излагают "от противного", что естественным образом следует из самого продвигаемого императива: "я не должен..."

Здесь надо не повествовать про то, как хорошо Вам станет, когда Вы сделаете нечто правильно, но запугивать Вас последствиями неправильного поступка. "Бобру Козёл предложил что-то новое и неслыханное, Бобёр сдуру согласился, и настал Бобру кирдык".

Запугивать можно только потерей, соблазнять (на нечто новое, чего у кого ещё не) только приобретением. Итого: необычная, привлекательная, но явленная крайне невыгодной "роковая сделка"; а в пределе та самая "продажа души". Замечу, что тут продавцу даже не обязательно быть Козлом, хотя, конечно, так автору проще.

Это лишь пара "восток-запад", только прямое противопоставление в общем сюжете... к теме я ещё вернусь; обдумываю её урывками, ибо погода умственной деятельности не способствует, а работа подгребает под себя всё, что от погоды остаётся.

Впрочем, жара подсказала откровенно дикую мысль. Отношения легко и удобно моделировать на лабвьюшном языке G, и чем больше я вспоминаю труд "Поведение", разросшийся комментарий к которому представляют мои тексты, меченые "этика", тем... тем сильнее я понимаю, с чего безумные учёные начинали. Нет уж, пока text-only.

Пока же спасибо за внимание.


Tags: дыбр, искусство, теория, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments