?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

На полях. Сюжетное.


Вот два этических императива.

"Восточный": "я не должен делать другим того, чего они не делают мне".

"Западный": "другие должны делать мне то, что я делаю им".

Очевидно, что некое поведение может быть "хорошим" согласно обоих правил. Не менее очевидно, что некое поведение может соответствовать одному из императивов и не соответствовать другому.

Насколько я понимаю, для заблаговременного предупреждения серьёзных последствий такого несоответствия (более известного как "за каждым своя правда") используют искусство как средство моделирования и провокации.

Подход к такому использованию искусства может быть и целевым, под конкретную ситуацию, и типичным, под спектр таких ситуаций, и эмпирическим, когда рассказывают/пишут/снимают обо всём, что цепляет автора, а потом выбирают нужное.

К сожалению, всякий автор тоже человек со своими понятиями о "хорошем" и "плохом", то есть с изначальной, ещё до приступа вдохновения, приверженностью какому-то этическому императиву.

Мнится мне, что эта приверженность в худшем случае иррациональна, то есть поставлена с религией или чем-нибудь вроде, а в лучшем - преследуемый императив не осознаваем субъектом как всего лишь один из рациональных.

И в том, и в другом случае имеет место претензия на универсальность, априорное знание, "что такое хорошо и что такое плохо". А если оценке подлежат не отдельно взятые сколько-нибудь сложные поступки, включающие в себя этические решения, а целые последовательности таких поступков и в пределе образ жизни, то это уже разговор о добре и зле. И именно такой разговор - точнее, как минимум одна из его сторон - подвергается катализу вдохновением.

Вдохновлённые авторы пишут, рисуют и снимают. Сеют разумное, доброе, вечное - при этом с "вечным" как получится, с "разумным" как умеют, а вот "доброе"... про "доброе" они знают заранее, как я указал выше, и сеют его со всем рвением.

В случае противопоставления "восточного" и "западного" императивов получаются следующие "битвы Бобра со Козлом".

Сначала более известная, где "хороший" "запад", а именно "борьба за свободу": Бобёр делает нечто новое, что до него никто не, а Козёл строит козни, предупреждает распространение нового веяния и препятствует такому распространению.

Новое может оказаться хорошо забытым старым (см. "Йода"), само дело может оказаться вполне известным (хотя бы и оболганным); главное, чтобы сначала оно было недоступным "человеку с улицы", то есть ограниченным по персоналу, условиям и проч..

А сам сюжет - то самое обретение людьми с улицы того, до чего сперва имел разрешённый или запрещённый доступ лишь отдельно взятый Бобёр. Ну да, проще всего выразить через распространение свобод, переживаний, умений, товаров, уж совсем просто - денег. А поруганный Козёл либо зрелищно помер в финальном бою, либо плачет в уголке и готовится к сиквелу.

Обратный нарратив, где "добрый" "восток", а "запад" - "зло", тоже очень известен и даже более проработан на мой вкус. Впрочем, его как правило излагают "от противного", что естественным образом следует из самого продвигаемого императива: "я не должен..."

Здесь надо не повествовать про то, как хорошо Вам станет, когда Вы сделаете нечто правильно, но запугивать Вас последствиями неправильного поступка. "Бобру Козёл предложил что-то новое и неслыханное, Бобёр сдуру согласился, и настал Бобру кирдык".

Запугивать можно только потерей, соблазнять (на нечто новое, чего у кого ещё не) только приобретением. Итого: необычная, привлекательная, но явленная крайне невыгодной "роковая сделка"; а в пределе та самая "продажа души". Замечу, что тут продавцу даже не обязательно быть Козлом, хотя, конечно, так автору проще.

Это лишь пара "восток-запад", только прямое противопоставление в общем сюжете... к теме я ещё вернусь; обдумываю её урывками, ибо погода умственной деятельности не способствует, а работа подгребает под себя всё, что от погоды остаётся.

Впрочем, жара подсказала откровенно дикую мысль. Отношения легко и удобно моделировать на лабвьюшном языке G, и чем больше я вспоминаю труд "Поведение", разросшийся комментарий к которому представляют мои тексты, меченые "этика", тем... тем сильнее я понимаю, с чего безумные учёные начинали. Нет уж, пока text-only.

Пока же спасибо за внимание.


Error running style: S2TIMEOUT: Timeout: 4, URL: 17ur.livejournal.com/610801.html at /home/lj/src/s2/S2.pm line 531.