Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

На полях. О жизни как сложной вещи. Заметки неприкаянного идеолога.

Вряд ли оглоушу кого-нибудь известием о том, что немалое количество художественных образов и фигур речи обязаны своим существованием произвольному смешению биологического и социального понятий о жизни. Сложности начинаются дальше.

Биологическое: жизнь как способ существования белковых тел, а каков тот способ в подробностях, пусть учёные разбираются.

С социальным чуть сложнее, однако и там жизнь можно припечатать достаточно коротко, как переживание переживаний. То есть не "больно", а "я почувствовал, что мне больно". "Я" и "мне" здесь не отграничивают переживающего от ему подобных, а отстраняют его от него самого, задают время. Не "я, который не вы" пережил, а "я, который не моя пытаемая тушка здесь и сейчас".

Ничего сверхъестественного, никакой "души", всего лишь достаточно мощный процессор и разные процессы обработки внешних сигналов с разными протоколами доступа к. Аналогия, как и все аналогии, ложна, но всё же. Так называемые "святые писания" чуть более, чем полностью состоят из аналогий, им это не мешает.

"Больно" - один процесс, "я" - другой, причём не обязательно протекающий непрерывно на одних и тех же мощностях по обработке информации. Да, могут быть "я, который вы", переживание чужих переживаний, сочувствие, групповая идентичность и прочее.

Можно заметить, что социальная жизнь получается делом ещё дочеловеческим, а за "переживание переживаний" сойдёт всякий условный рефлекс, выработанный у скотинки даже не дрессировщиком, но повторяющимися внешними обстоятельствами: вопрос в их, рефлексов, количестве, взаимозависимости и в том, как вторая наша сигнальная всё это собирает, перекручивает и разгоняет.

Так вот, смешение биологического и социального понятия о жизни ведёт к ошибкам двух родов - что с чем путают - и двух видов - касается путаница начала жизни или её прекращения.

Разбирать все четыре ситуации долго, - там та же "душа" (скажем, ассоциация зародыша с полноправным членом общества при атаке на аборты) и куча другой поэзии - мне же интересны более сложные подходы к обывательскому мозгу. А те процветают на ситуациях, когда биологическая и социальная жизни входят в прямое противостояние.

То есть человек в порядке своей социальной жизни, "лишь бы не отказываться от способности переживать переживания", принимает решение отказаться от физического существования (герой, самоубийца). И наоборот: человек ради продолжения своего биологического существования отказывается от "я" как констатации своих переживаний (приспособленец, предатель).

Цирк с конями начинается по осознании факта, что переживаний у человека много (?), разных (?) и по огромному количеству поводов. Иными словами, жизнь как ценность, как социальная реальность - делима, дробима и, следовательно, манипулируема. А окружающая современного человека реальность тоже сложна, то есть состоит из кучи составных частей, и способна модерировать биологическое существование человека вдоль, поперёк и всяко. И тоже манипулируема.

Отсюда вопрос "а готов ли ты отказаться от своих переживаний А, Бэ и Цэ по поводам Икс, Игрек и Зет в обмен на сохранение удовольствий 1, 2 и 3 в ситуациях Альфа, Бета и Гамма?" перестаёт выглядеть чем-то совсем уж умозрительным. Всё становится реальным, но очень, очень сложным. Бочка варенья и корзина печенья ждут.

Тем более оно применительно к группе, где есть "я, который вы".

К чему я это всё. К тому, что вопрос вторым абзацем выше в наше время образует философскую каменюку при разработке, совершенствовании и продвижении всякой идеологии, её ключевой пробой для некоего ограниченного (хотя бы и стараниями сценаристов нового сериала) контингента.

Какой аскетизм вы хотите предложить, и ради каких целей? Более того, какой неосознанный аскетизм ("мы отказываемся не просто от самого действия, но даже от понимания, что оно возможно") вы хотите предложить, и ради каких целей? В каких ситуациях?.. и это была ваша идеология. Не нравится слово "идеология"? Возьмите "мировоззрение".

Спасибо за внимание. Товарищ майор, я просто думал вслух. Смотрите под ноги, хотя лето, и не принимайте "бочку варенья" на свой счёт в швейцарском банке.


Tags: дыбр, общество, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments