Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Рассуждение о "моём".

Без "моё" не может быть "я", поэтому там, где есть люди, возникает "моё". Остальное - спор о прилагательных, самое известное из которых "частная".

Не приближаясь к этому спору, я хочу здесь рассудить о том, что и "моё" может быть очень разным. Не в смысле юридического статуса или ещё какой отметки в базе данных, но в смысле переживаний самого владельца и окружающих. Очевидно ведь, что без окружающих само понятие "обладания" бессмысленно. У Робинзона Крузо не было ничего "своего" до Пятницы.

Я вижу следующие разницы в "моём".

Во-первых, это "моё" как творение. Я это сделал: его не было, и вот теперь оно есть. "Сам процесс" безусловно влияет и на владельца, и на окружающих. Гротескное представление процесса известно всем и называется "безумный изобретатель".

Имярек постоянно грузит окружающих своими конструкторскими решениями, сворачивая всякий разговор о всяком совместном деле на них, соотнося со своими идеями всякое своё действие, в том числе по отношению к другим людям, которые вынуждены соучаствовать. Очевидно, что, когда он всё же построит свой агрегат, окружающие согласятся с тем, что это "его".

Доктор Браун из Назад в будущее

Такое "моё" практически невозможно отнять или отдать. То есть саму вещь, сколько-то килограммов металла, полупроводников и пластика, передать в другие руки можно любым способом, но это будет уже не та вещь, не творение, а изделие, копия, заказ.

Замечу, что такое творение может статься итогом сознательных действий, при этом не будучи преднамеренным: вещь получится через износ кем-то уникальным чего-то стандартного.

Сюжет для чёрной комедии: представьте себе [очень] "умный дом" с настройками и пре-фе-рен-ци-я-ми, что накапливаются десятилетиями. Владелец столь "умного дома" - старый каскадёр и порноактёр - двинул кони, и вступать в наследство приезжает компания молодых жирных геймеров о пяти гендерах каждый с условием провести ночь в.

Нет, на авторские я не претендую.

Во-вторых, это "моё" как находка. Я это увидел, я это выделил в картине окружающего мира. Со мной стряслась "эврика".

Это уже "безумный учёный", а не "изобретатель": "учёный" в первую очередь работает с собой, настраивает собственный взгляд на независимо от него существующее, чтобы расчленить это существующее в своём восприятии и оценить расчленёнку. Агрегаты, сборки, изобретения здесь имеют полное право на существование, но главным образом как средства наблюдения за объективной реальностью или её очистки (эксперимент), но не средства её перестройки.

"Безумный учёный" в отличие от "безумного изобретателя" грузит окружающих необычным взглядом на уже существующий, уже действующий на этих окружающих мир, а не необычными предложениями мира возможного. Разница принципиальная.

Доменико Фетти, Задумавшийся Архимед

Следующим из неё отличием станет то, что смысл "моего" в находке именно в свободном распространении среди окружающих "я оказался прав!", а не в ограничении доступа всеразличными патентами.

Такое "моё" можно украсть только через присвоение факта открытия, но не содержания этого открытия. То бишь прибить Архимеда в тёмном углу, пока тот не вскрылся, и заорать "Эврика" самому.

А вообще интересно, от кого Архимед телешом по Сиракузам нёсся? В конце концов, вряд ли тот ювелир рискнул бы кинуть тирана, не имей он крыши...

В-третьих, это... барабанная дробь... да, "моё" как покупка или, точнее, мена. Тут признание окружающими "моего" возникает из понимания, от чего владелец отказался ради обладания, на что он это "моё" выменял. Скажем, десять лет на хлебе с водой ради покупки. Или душу продал - многое говорит об идее души, если что.

Можно заметить, что это "моё" вполне себе количественное, исчислимое и дробимое. Жил, скажем, не десять лет на хлебе с водой, а девять. Или вода была минеральной. От громких слов типа "философия денег" или "основа рынка" я здесь удержусь. И - да, такое "моё" можно передать в чужие руки целиком и полностью.

"Безумный изобретатель" продаст доступ к творению или его копию, "безумный учёный" сам станет навязывать свой взгляд на мир (блог, например, вести), а вот "безумный"... извините, вполне нормальный по исторически нынешним меркам рыночный агент "продаст, купит и ещё раз продаст, но уже дороже" всё, что угодно.

Эдвин Лорд Уикс, Ресторан на открытом воздухе

Наконец, в-четвёртых, это отъём, "моё" как добыча. Отъём не обязательно от себе подобного; "мы не можем ждать милостей от природы". Здесь принятие окружающими "моего" тоже основано на понимании потерь, на которые владелец пошёл ради обладания трофеем, однако это потери активные, боевые. Жертвы.

Не отказ от того, что могло бы быть, откажись я копить на покупку и трать накопленное в своё удовольствие, а уничтожение того, что у меня уже было, пока я не ввязался в драку за эту вещь.

Такие потери тоже могут быть исчислены - в наше игровое время это концепция хитпойнтов, хм-хм - однако сложность такого исчисления растёт со сложностью взаимодействия, где эти потери случаются, и я подозреваю, что растёт она нелинейно, то есть работает такой учёт только в примитивных обществах, в мародёрских группах (рейдах) и проч..

Расстаться с таким "моим" с одной стороны сложнее, чем кажется, - к трофею прилагается "слава" как своя и чужая память о жертвах, и её переписать на другого не очень просто - с другой стороны, такое расставание неизбежно, ибо та самая "слава" как составляющая репутации субъекта ("вы его разозлите, он опять тут такую же бойню устроит") меняется со временем. Например, субъект стареет и умнеет, а там и умирает, в конце концов.

Пол Кидби, Серебряная Орда

Собственно, всё. Если ранжировать изложенные понимания "моего" по сложности в порядке возрастания, то это добыча-мена-творение-находка. Рискну утверждать, что во всяком "моём" реальной жизни присутствуют все эти составляющие. Можно (и нужно) рассуждать про общества и про группы в этих обществах, - реальные, додуманные и просто выдуманные - где одно из этих пониманий доминирует над остальными.

Я же изложил свои скромные мысли здесь потому, что паки и паки вкусил за последнюю неделю писаных рассуждений, щедро пересыпанных словами "экспроприация", "реституция", "национализация", "приватизация", "компенсация"... да, и "оккупация" ещё там была, но уже с провинциальным акцентом.

Все эти рассуждения тоже были про "моё", но на таком уровне, где согласие рассуждающего со слушателем насчёт "моего" подразумевалось по умолчанию, как обязательное стартовое условие. А оно, согласие, вовсе не факт. Даже если высокие стороны об этом ещё не знают.

И я решил написать, что в понятии "моего" можно услышать очень разные ноты, граждане Айнур.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Ах, да. Этические системы. Если коротко, то "южному моему" соответствует отъём, "восточному" - мена, "западному" - творение и "северному" - находка. А если не коротко, то к теме я ещё вернусь.


Tags: общество, теория, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments