?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Рассуждение о "моём".

Без "моё" не может быть "я", поэтому там, где есть люди, возникает "моё". Остальное - спор о прилагательных, самое известное из которых "частная".

Не приближаясь к этому спору, я хочу здесь рассудить о том, что и "моё" может быть очень разным. Не в смысле юридического статуса или ещё какой отметки в базе данных, но в смысле переживаний самого владельца и окружающих. Очевидно ведь, что без окружающих само понятие "обладания" бессмысленно. У Робинзона Крузо не было ничего "своего" до Пятницы.

Я вижу следующие разницы в "моём".

Во-первых, это "моё" как творение. Я это сделал: его не было, и вот теперь оно есть. "Сам процесс" безусловно влияет и на владельца, и на окружающих. Гротескное представление процесса известно всем и называется "безумный изобретатель".

Имярек постоянно грузит окружающих своими конструкторскими решениями, сворачивая всякий разговор о всяком совместном деле на них, соотнося со своими идеями всякое своё действие, в том числе по отношению к другим людям, которые вынуждены соучаствовать. Очевидно, что, когда он всё же построит свой агрегат, окружающие согласятся с тем, что это "его".

Доктор Браун из Назад в будущее

Такое "моё" практически невозможно отнять или отдать. То есть саму вещь, сколько-то килограммов металла, полупроводников и пластика, передать в другие руки можно любым способом, но это будет уже не та вещь, не творение, а изделие, копия, заказ.

Замечу, что такое творение может статься итогом сознательных действий, при этом не будучи преднамеренным: вещь получится через износ кем-то уникальным чего-то стандартного.

Сюжет для чёрной комедии: представьте себе [очень] "умный дом" с настройками и пре-фе-рен-ци-я-ми, что накапливаются десятилетиями. Владелец столь "умного дома" - старый каскадёр и порноактёр - двинул кони, и вступать в наследство приезжает компания молодых жирных геймеров о пяти гендерах каждый с условием провести ночь в.

Нет, на авторские я не претендую.

Во-вторых, это "моё" как находка. Я это увидел, я это выделил в картине окружающего мира. Со мной стряслась "эврика".

Это уже "безумный учёный", а не "изобретатель": "учёный" в первую очередь работает с собой, настраивает собственный взгляд на независимо от него существующее, чтобы расчленить это существующее в своём восприятии и оценить расчленёнку. Агрегаты, сборки, изобретения здесь имеют полное право на существование, но главным образом как средства наблюдения за объективной реальностью или её очистки (эксперимент), но не средства её перестройки.

"Безумный учёный" в отличие от "безумного изобретателя" грузит окружающих необычным взглядом на уже существующий, уже действующий на этих окружающих мир, а не необычными предложениями мира возможного. Разница принципиальная.

Доменико Фетти, Задумавшийся Архимед

Следующим из неё отличием станет то, что смысл "моего" в находке именно в свободном распространении среди окружающих "я оказался прав!", а не в ограничении доступа всеразличными патентами.

Такое "моё" можно украсть только через присвоение факта открытия, но не содержания этого открытия. То бишь прибить Архимеда в тёмном углу, пока тот не вскрылся, и заорать "Эврика" самому.

А вообще интересно, от кого Архимед телешом по Сиракузам нёсся? В конце концов, вряд ли тот ювелир рискнул бы кинуть тирана, не имей он крыши...

В-третьих, это... барабанная дробь... да, "моё" как покупка или, точнее, мена. Тут признание окружающими "моего" возникает из понимания, от чего владелец отказался ради обладания, на что он это "моё" выменял. Скажем, десять лет на хлебе с водой ради покупки. Или душу продал - многое говорит об идее души, если что.

Можно заметить, что это "моё" вполне себе количественное, исчислимое и дробимое. Жил, скажем, не десять лет на хлебе с водой, а девять. Или вода была минеральной. От громких слов типа "философия денег" или "основа рынка" я здесь удержусь. И - да, такое "моё" можно передать в чужие руки целиком и полностью.

"Безумный изобретатель" продаст доступ к творению или его копию, "безумный учёный" сам станет навязывать свой взгляд на мир (блог, например, вести), а вот "безумный"... извините, вполне нормальный по исторически нынешним меркам рыночный агент "продаст, купит и ещё раз продаст, но уже дороже" всё, что угодно.

Эдвин Лорд Уикс, Ресторан на открытом воздухе

Наконец, в-четвёртых, это отъём, "моё" как добыча. Отъём не обязательно от себе подобного; "мы не можем ждать милостей от природы". Здесь принятие окружающими "моего" тоже основано на понимании потерь, на которые владелец пошёл ради обладания трофеем, однако это потери активные, боевые. Жертвы.

Не отказ от того, что могло бы быть, откажись я копить на покупку и трать накопленное в своё удовольствие, а уничтожение того, что у меня уже было, пока я не ввязался в драку за эту вещь.

Такие потери тоже могут быть исчислены - в наше игровое время это концепция хитпойнтов, хм-хм - однако сложность такого исчисления растёт со сложностью взаимодействия, где эти потери случаются, и я подозреваю, что растёт она нелинейно, то есть работает такой учёт только в примитивных обществах, в мародёрских группах (рейдах) и проч..

Расстаться с таким "моим" с одной стороны сложнее, чем кажется, - к трофею прилагается "слава" как своя и чужая память о жертвах, и её переписать на другого не очень просто - с другой стороны, такое расставание неизбежно, ибо та самая "слава" как составляющая репутации субъекта ("вы его разозлите, он опять тут такую же бойню устроит") меняется со временем. Например, субъект стареет и умнеет, а там и умирает, в конце концов.

Пол Кидби, Серебряная Орда

Собственно, всё. Если ранжировать изложенные понимания "моего" по сложности в порядке возрастания, то это добыча-мена-творение-находка. Рискну утверждать, что во всяком "моём" реальной жизни присутствуют все эти составляющие. Можно (и нужно) рассуждать про общества и про группы в этих обществах, - реальные, додуманные и просто выдуманные - где одно из этих пониманий доминирует над остальными.

Я же изложил свои скромные мысли здесь потому, что паки и паки вкусил за последнюю неделю писаных рассуждений, щедро пересыпанных словами "экспроприация", "реституция", "национализация", "приватизация", "компенсация"... да, и "оккупация" ещё там была, но уже с провинциальным акцентом.

Все эти рассуждения тоже были про "моё", но на таком уровне, где согласие рассуждающего со слушателем насчёт "моего" подразумевалось по умолчанию, как обязательное стартовое условие. А оно, согласие, вовсе не факт. Даже если высокие стороны об этом ещё не знают.

И я решил написать, что в понятии "моего" можно услышать очень разные ноты, граждане Айнур.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Ах, да. Этические системы. Если коротко, то "южному моему" соответствует отъём, "восточному" - мена, "западному" - творение и "северному" - находка. А если не коротко, то к теме я ещё вернусь.


Comments

( Всего-то 8 — добавить )
papalagi
26 июл, 2019 16:26 (UTC)
Рассуждение, не лишенное оснований...
Забавный сихронизм, прочел Ваш пост и через пару чтений в книжке Бруно Беттелгейма "Пустая крепость" об аутичных детках - как раз про это - (дело в том, что аутисты избегают понятия "я" и "мое" -

"Тогда как идиосинкразическому характеру аутичного языка Бош уделяет мало внимания, сравнительный анализ процесса формирования языка у здоровых детей и детей, страдающих аутизмом, занимает его много больше. Цитируя Кассирера и К. и У. Штерн [Cassirer & С. & W. Stern], он отмечает, что в языке здоровых детей местоимение «я» впервые возникает в контексте обладания каким-либо предметом. Затем оно начинает использоваться применительно к физическим действиям, и только потом — в связи с возможностью оказывать влияние.".

Тут вот что хотелось бы дополнить... как только это самое "я", заимев чего-то, начав оказывать влияние на внешний мир, так сразу же оно получает по руками и прочим болезненным точка. И деформируется... и съеживается... И один из вариантов избавления от боли ответственности за "свое" - отказ от имущества, кроме уж самого неизбежного...
17ur
26 июл, 2019 16:51 (UTC)

Скорее, принятие огрёба по рукам есть одна из сил, формирующих границу... точнее, эквипотенциальную поверхность... между "собой" и "остальным миром". Аутиста можно принять за бесконечно малое "я", - такое, что и в микроскоп не разглядишь - но в отсутствие такой границы есть и другая крайность, когда "я" претендует на столь большую область, что ни ум, ни чувства не смогут это "я" в ней поддерживать, и "я" получается... разреженным?

Рассуждение, понятно, не сиюминутное; я думал над этим, читая спор о правах человека в условиях "этих ваших интернетов".
papalagi
26 июл, 2019 17:14 (UTC)
"когда "я" претендует на столь большую область, что ни ум, ни чувства не смогут это "я" в ней поддерживать, и "я" получается... разреженным?"

Тут, скорей всего, начинает играть роль насыщенность понятийного поля, доступного этому "расширенному" "я"...
И, рано или поздно, при условии постоянного развития этого самого поля, придется этому "я" стать и "расшаренному", в смысле, вмещать в себя все мыслимые иные "я"... Как это, забыл как точно, вселенская скорбь настигнет... но критическая масса здесь есть, конечно... ну и плюс немалое мужество, наверное...

А на полдороге - будет типа великого невротика, наверное...
17ur
26 июл, 2019 20:39 (UTC)

С одной стороны, так и есть... один и тот же человек на работе и дома может быть очень разным. С другой, тут есть всё же пределы; сам себя не прикончит (один "сам" другого "себя"), так общество озаботится смирительной рубашкой.
nil_0
26 июл, 2019 17:21 (UTC)
В науке бывают и находка, и конструирование.
Есть даже спор у математиков: является ли математика творением математиков, или они её открывают.
17ur
26 июл, 2019 20:35 (UTC)

Наука не занимается перестройкой реальности.
gilgatech
26 июл, 2019 20:52 (UTC)
Творчество как отказ от освоения космоса?
17ur
27 июл, 2019 17:55 (UTC)

Да, конечно, виртуальная реальность, творящая видимое нами, соперничает с замыслами дотянуться и потрогать самому.
( Всего-то 8 — добавить )

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger