?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Как напоминает нам Александра Дреннан, "апокалипсис" переводится как "откровение". То бишь человек со всем вокруг даже помирать станет, узнавая нечто новое. Впрочем, про таукитян это ещё ле Гуин сказала.

Из такого перевода, однако, следуют... следствия. Например, то, что пресловутый пост-ап как жанр ограничен темой личной и общественной жизни после резкого, критического, радикального прироста знаний об окружающем мире, а это разрешает пост-апу несопоставимо больше, нежели экскурсию по парку незамысловатых аттракционов со своеобразным дресс-кодом.

Вообразите себе, что появляется теория, внятно и похоже на правду объясняющая всем желающим, как работает эта ваша "экономика". Ну там, "прибавочный продукт", "базис и надстройка", "общественные формации", ещё что-нибудь замысловатое. Конечно, изменение личной и общественной жизни в какой-нибудь стране, где такую теорию со всем рвением приняли за философский камень, представить себе очень трудно, почти невозможно, однако чисто умозрительно тамошние хроники могли бы сойти за эталонный пост-ап.

Про "демократические перемены" или "национальное возрождение" с этой точки зрения я распространяться не стану, было бы жестоко - это уже низшая лига. Всё же есть разница между тем, чтобы хлебать цикуту (болиголов?) из-за того, что достал целый город, и тем, чтобы обожраться собственным дерьмом от собственной жадности.

Так вот, осмысленная вещь в жанре пост-апа должна чуть более, чем целиком сводиться на прикидки, из-за какого такого нового знания об окружающем мире, об обществе и о себе прежние обычные и воспроизводимые (читайте: "хорошие", в кавычках читайте) поступки человек перестал таковыми считать. И почему.

Можно почитать "Эмигрантов" А.Н.Толстого, а именно эпизод, где князя Львова от большевицких передовичек штырит. Можно посмотреть говорухинское "Так жить нельзя" (1990), порадоваться ещё разочек.

Отсюда уже следует, что правильно придуманная вещь в стиле пост-апа будет живо отвергнута подавляющей частью аудитории по двум причинам.

Первая: по данному выше определению жанра произведение в нём будет состоять из сколь угодно ненамеренных, но явных указаний на условность, необоснованность и во всяком случае непросчитанность большинства современных и актуальных обывательских привычек, "хороших" черт характера и прочей удовлетворённости жизнью. Это получится лобовой экзистенциальный вызов, и первая, естественная реакция читателя на него "а кто ты такой, чтобы с меня за моё спрашивать".

Так получается, что автор для того, чтобы результативно потрудиться в серьёзном, не буффонадном пост-апе, уже должен быть "таким", с именем. Чтобы читали и слушали, затаив дыхание.

Вторая: если жить в дивном новом мире стало реально хуже, - не как в "Дивном новом мире", а чтобы еды было намного меньше, причём работать за неё приходилось бы намного дольше - то тот самый "прирост знаний", которому новый мир получается обязанным своим существованием, у любых вменяемых людей занимал бы почётное и самое объёмное место в багаже "а как оно в дивном новом мире всё устроено". Почёт и объём получался бы из того, что сам багаж после апокалиптических событий сильно уменьшился, - нет времени и сил размышлять об отвлечённом - а новое знание, откровение было бы актуально более всего. По меньшей мере поначалу.

"Единственно верное учение": и его надо расписывать работающим, и работающим хорошо, чтобы в жанре пост-апа получалось бы произведение искусства, а не страшилка и не листовка. А это тоже вызов всем, стригущим купоны на объяснении того, как устроен наш, непридуманный (я почти уверен в этом) мир.

Так что. Сперва читателя перекосит от покушения на его заветы и приметы, а потом естественную реакцию на этот перекос поддержат люди уважаемые, которых все слушают. Автору же увы, и чем лучше у него получилась вещь, тем более ему увы.

Итого, дальше тех самых незамысловатых аттракционов и дресс-кода жанр пост-апа сам по себе не пойдёт. Исключение: разве что за дело возьмутся "такие" авторы - и те не сами, а на заказ, причём заказ, обставленный дополнительными мероприятиями по приведению людей уважаемых в одобрительное расположение духа, чтобы те не петюкали.

Хорошо бы перед выполнением заказа "такие" авторы перечитали "Как закалялась сталь". Или "Чевенгур".

Спасибо за внимание.


Comments

( Всего-то 11 — добавить )
fon_rotbar
13 авг, 2019 23:44 (UTC)
хлебать цикуту (болиголов?) из-за того, что достал
Идея, надо отметить, богатая.
17ur
14 авг, 2019 07:51 (UTC)
Re: хлебать цикуту (болиголов?) из-за того, что достал

Сократу тоже понравилось.
fon_rotbar
14 авг, 2019 10:17 (UTC)
Сократу тоже понравилось.
С трудами классиков я знаком, в основном, в перепеве Рабиновича, но вручение гранёного стакана с цикутой коммунистам! О...
17ur
14 авг, 2019 11:39 (UTC)
Re: Сократу тоже понравилось.

Эхм. Это была разнузданная реклама Рабиновича. Вы кого-нибудь другого всё же послушайте о предмете.
elcor_prime
14 авг, 2019 07:41 (UTC)
Ну, откровением может стать не знание, а понимание реально сложившегося факта, например.

Хорошим образцом такой книги назвал бы "Хьюстон, 2030" Мак-Кая.
17ur
14 авг, 2019 08:01 (UTC)

Украл, гляну. Слышать раньше слышал; думаю, до нового учебного справлюсь.

Я не вижу особенной разницы между знанием и пониманием на уровне отдельно взятой личности - и то, и то суть её отношения к собственному представлению об окружающем мире, причём отношения, неотличимые друг от друга. Разница начинается, когда такое отношение надо устаканивать в группе.
elcor_prime
14 авг, 2019 10:25 (UTC)
Как я вижу, знание - это сами представления об окружающем мире, без их субъективной оценки, а вот понимание - это способность оценить, как это самое представление об окружающем мире взаимодействует с моим представлением о себе.

То есть в "знании" есть только "мир", а в "понимании" - "мир" и "я".
Но это, опять же, моё восприятие данных концепций.
17ur
14 авг, 2019 11:42 (UTC)

Личное, конечно, критике не подлежит. Я просто отмечу, что тут напрашиваются вопросы: "представление об окружающем мире" - мир в этом представлении *и с Вами тоже*? Опять же "представление о себе" - насколько оно опирается на Вашу независимость от окружающего мира?

Тут дополнительные сущности плодятся как кролики, особенно при рассмотрении взаимодействия.
elcor_prime
14 авг, 2019 15:21 (UTC)
Когда я говорю про "представление об окружающем мире" - я подразумеваю безотносительно моего наличия или отсутствия. Независимо от меня.

Когда говорю про "представление об окружающем мире взаимодействует с моим представлением о себе" - то тут, по определению, я завишу от мира, а мир, хоть и в намного меньшей степени, от меня.

В чём-то это (кантовское, кажется?) "мир сам по себе" и "мир для нас". В упрощённом, кухонном понимании, конечно.
(Анонимно)
14 авг, 2019 12:18 (UTC)
>>> Сперва читателя перекосит от покушения на его заветы и приметы, а потом

... а потом всё зависит от настойчивости и организованности пропаганды. Если народ осознает, что заветы и приметы служат интересам буржуазии уже не в моде, а вот там вдали светлое будущее, то крестьянская христианская страна в считанные годы станет атеистической. А первая в мире страна братства рабочих - захочет Ельцина, рыночных реформ и малого бизнеса.

Особенно если откровение будет сопровождаться невиданными чудесами вроде говорящей радиоточки или американской жвачки.
deadkittten
14 авг, 2019 18:21 (UTC)
Дашков "Суперанимал"?
Когда среди пост-ядерного пейзажа часть выживших решила, что им нужно создать сверхчеловека, прямо вот здесь и сейчас, и всё остальное побоку?
( Всего-то 11 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger