?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Я продолжаю разговор, который вёл в постах "Ещё раз о прекрасном далёке", "Нить. О государстве", "Ну, за либерализм" и "Ну, за коммунизм. Часть первая".

Сразу хочу предупредить спор о словах. "Коммунизм" для меня в этой последовательности текстов есть решение по навязыванию порядка, производимого в коммунальной сфере общественной деятельности, остальным сферам общественной деятельности: хозяйственной, управленческой, культурной. Коммунистическое общество - такое, в котором такое навязывание получилось.

В связи с тем, что коммунальная сфера общественной деятельности нормируема ценностью справедливости, которая понимается, переживается и преследуется по-разному, то коммунизмы тоже бывают разные. Я буду говорить про один из.

Если для Вас и всего прогрессивного человечества термин "коммунизм" означает нечто совсем другое, то не смею спорить. Заменяйте в уме "коммунизм" при прочтении на что-нибудь собственного изобретения. Или скопируйте в какой-нибудь редактор и замените там. Будет легче.

На всякий случай придумайте ещё пару слов про запас, а то я в обозримом будущем стану вещать об "утилитаризме" и "империализме", которые тоже "совсем не похожи".

Начну с побасенки.

Вот деревня. Дома класса "хибара", покосившиеся плетни, неровно утоптанные улицы. В деревне воруют. Не в смысле "живут за счёт имущества, взятого без спросу в соседних деревнях", а в смысле "случается, что из хибар без ведома хозяев пропадают вещи". Ну, и акты вандализма до кучи, если тащить получается нечего.

В деревне пытаются проблему решить. Бдят. По уличной грязи ходят дозоры, а сами хозяева в домах ночами не спят. То есть одни, может, не спят, оставаясь у себя дома и подстерегая воров, а другие не спят, чтобы залезть в чужие дома, изящно минуя внимание наблюдателей.

По этому поводу собирается деревенское собрание и бурлит. "Так жить нельзя". Собрание соглашается, что надо что-то делать и это что-то надо делать всем. Вниманием завладевает один из ораторов и предлагает: отрезать всем ноги. Ну, и по одной руке, если с ногами не поможет. Без ног по чужим домам не полазаешь, у таких же безногих сторожей окажется фора, а имущество пребудет защищённым прочно и надёжно.

Примечание автора: это было "северное" полюдье. "Никто не должен делать того, чего не делаю я". "Чтобы не было богатых".

Оратору оппонируют. Возражения следующие. Во-первых, ноги нужны не только для воровства. Женщинам ещё и для красоты. Кроме того, выходит неприемлемый ущерб производительному труду, потому что до постиндустриального общества нам далеко. Во-вторых, ещё неизвестно, это наши местные воруют или кто. Может, забираются извне, и у них-то ноги как раз останутся, а вот мы за ними тогда уж точно не угонимся. Так что ты, мил-человек, странные вещи предлагаешь. А никак ты засланный?

После мордобоя стороны соглашаются, что решение задачи состоит в обесценивании неприемлемых для общества действий через защиту каждого члена общества от них. В голову никому не заберёшься, помыслы на гадости не удалишь, и потому затрудним-ка мы эти гадости именно как действия. Чтобы по-честному пахать было легче. Ну, или воровать в соседних деревнях, где не такие умные, как мы, где не защищают.

И вот деревня общими усилиями строит вокруг каждой хибары вместо покосившегося плетня здоровенный забор с неприступными воротами и кодовым замком. Поди-ка перемахни, если захотелось чужой кухонной посуды.

Опять примечание автора: а это уже состоявшееся ограничение "северного" полюдья "северным" этическим императивом, "северный" изыск: "другие не должны делать мне того, чего я не делаю им".

Заборы ни за кем не гоняются, никого не выслеживают и ни в кого не стреляют. Ворам заборы мешают, - что местным, что захожим - а не ворам не мешают. Дерево такое, брёвна прозрачные.

Воровства становится намного меньше - о, оно не исчезает, потому что есть люди завзятые. Да и понятно на будущее: как только найдут удобный способ препятствие преодолеть, воровство вернётся в прежних масштабах, став уже новой проблемой, "череззаборным воровством". Некоторые случаи воровства, кстати, в присутствии заборов разъясняются внутрисемейными разборками или желанием публисити, без которого нет просперити.

Однако главный эффект, которым вариант "забор" отличается от варианта "ампутация"... ну? Правильно, свободное от уличных дозоров и домашних бдений время. Свободное время каждого.

Теперь то же самое, но дольше, скучнее и по пунктам. Итак, "северная" коммунальная сфера общественной деятельности, то есть взаимоотношения человека и всякого сообщества. Принадлежность, членство, идентичность, "мы" и всё такое. Пункты, которые можно назвать "принципами", следующие.

1. Предельным и неустранимым обоснованием всякой "северной" общественной деятельности в коммунальной сфере - "зачем вообще собираться вместе и брать общее имя" - пребывает внешняя угроза ("воры из соседней деревни"): одушевлённая или неодушевлённая, развивающаяся быстро или медленно, видимая каждому или воображаемая немногими.

Если никакая внешняя угроза обществом не воспринимаема, а распознаваемы только трудности внутренние, то "северного" полюдья как джентльменского набора запретов вполне достаточно для поддержания общественной жизни.

2. Всякая "северная" общественная деятельность в коммунальной сфере уникальна, то есть конечна и неповторима. Всякая проблема конечным и исчислимым набором мероприятий может быть решена - лишена значимости, уничтожена, изменена до такой степени, что требуется совершенно новый набор других, непохожих на прежние мероприятий.

Не бывает возвращения той же самой проблемы: новая проблема всегда новая, в новых обстоятельствах, обусловленных как минимум уже состоявшимся набором мероприятий.

3. Критерием успеха "северной" общественной деятельности в коммунальной сфере, доказательством решения той или иной проблемы становится увеличение/производство свободного времени каждого ("в дозор больше не ходить, а ночью выспаться можно"). Напоминаю, что "время" - это смена состояний системы, то есть для субъекта коммунальной деятельности "время" - это последовательность решений о своём отношении к тем или иным сообществам...

(Непристойный, но точный анекдот про решение об отношении. Молодого мужа старшие товарищи уговаривают пойти с ними на рыбалку следующим утром. Тот мнётся, "да что я там ранним утром от жены убегу, да не отпустит". Самый старший товарищ объясняет, "утром откидываешь одеяло с жены и громко - ну и жопа!.. она обидится, поссоритесь, и на целый день свободен". Молодой кивает, соглашаясь. Следующим утром он откидывает одеяло с жены: "Ну и жопа!.. Да ну её, эту рыбалку...")

Соответственно, "свободное время" - это решения, которые субъект принимает самостоятельно, а "увеличение свободного времени" сводится к увеличению количества таких решений.

К астрономическому времени это имеет опосредованное отношение. Я здесь всё же говорю о людях, хомо, и чисто биологические соображения ещё до социальных ограничивают количество решений в единицу астрономического времени и "сверху", и "снизу". И спать когда-то надо, и внимание небеспредельно, и короткая память от длинной отличается...

4. В продолжение п. 3: и свободное время, и всякий иной эффект "северной" общественной деятельности создаётся всеми для каждого, то есть производимо совместно, а потребляемо по отдельности. Отсюда следует требование делимости такого эффекта, "можно было бы с собой унести".

Эти четыре принципа - внешняя угроза как основание всякого общего дела, конечность всякого общего дела, свободное время как цель всякого общего дела и делимость полученных общим делом благ - и задают своеобразие "северной" коммунальной сферы общественной деятельности.

Далее же о "северном" коммунизме, то есть о навязывании такого порядка другим сферам общественной деятельности: хозяйственной, управленческой, культурной.

Хозяйственная сфера, ценность пользы, отношение собственности.

Советский довоенный плакат: даёшь мощную технику Красной армии

Имущество в таком обществе понимается как сумма средств защиты своего свободного времени и припасов на его проведение. Бункер с телевизором и консервами. Мотор у Красной армии. Нужная/достаточная частная собственность, так объяснённая, - то есть внешней угрозой, в которую кругом верят - у разных субъектов может сильно различаться по размеру и разнообразию. Зависит от признания субъектом внешних угроз и отношения к ним ("помирать так помирать").

Частная собственность на средства производства здесь сводится к комбинации запрета владеть и разрешения пользоваться. Скажем, взятие общественного предприятия в управление как основной модус предпринимательской деятельности.

Да, такое не будет работать без развитой системы стандартов, основанных на ожиданиях, наблюдениях, локальных экспериментах и досье купно с иными репутационными механизмами, ибо сама задача обеспечения пользы общества через наращивание общественной собственности никуда не исчезает.

Неочевидное: всякое производственное предприятие здесь осознаётся и разрешается только как уникальный и конечный замысел. Возможно, имеют место жёсткое ограничение срока аренды, обязательство периодического роспуска и переучреждения всякого предприятия, когда сроки зависят от отрасли или местоположения. Зачистка, да.

В следствиях, кстати, отыщутся отказ от эрзаца в производстве, переход на долговечные товары, переосмысление понятия "моды" и проч..

Управленческая сфера, ценность превосходства, отношение власти.

Советский плакат: прочь гоните бюрократа из госаппарата

То, что называют легитимностью власти, в "северном" обществе чуть более, чем полностью заведено на внешнюю угрозу; точнее, на набор внешних угроз, на их разнообразие и изощрённость; отсюда и на сопутствующую этому необходимость разнообразной и изощрённой защиты общества, чем власть ради своего признания обществом и должна заниматься.

Принцип увеличения свободного времени члена общества в управленческой сфере деятельности применим слабо, а его форсирование может стать одной из уязвимостей "северного" коммунизма. Как учит нас будущий святой, не забывая о своём превосходстве божественного происхождения:

"Что вы станете делать со свободным временем, если будете работать не более восьми часов? Я, царь, работаю сам по 9 часов в день, и моя работа напряженнее, ибо вы работаете для себя только, а я работаю для всех. Если у вас будет свободное время, - то будете заниматься политикой; но этого я не потерплю."

Признание уникальности всякого общего дела здесь служит и основанием ротации личного состава органов власти, и объяснением программной формы общения государства с населением. Отсюда следуют общедоступная плановость и в собственно государственном строительстве, и в любой обеспечиваемой государством как предприятием деятельности. Секретность и дезинформация в такой общедоступности для развития оборонной сферы и проч. - "второй сложный", на который я ответить пока и не пытаюсь.

Принцип делимости создаваемых благ диктует дробление и планов, и отчётов по уровням управления и времени. Отмечу на полях, что само понятие блага - "стало лучше", "лучше здесь, чем там" - не может состояться без сопоставления нескольких отчётов. Следовательно, и формат их, и доступность, и совместимость должны быть обеспечены вплоть до соотнесения с эволюцией быта отдельного человека (ну ладно, отдельного домашнего хозяйства).

Чтобы сразу стало понятно, почему кому-то понравились девяностые.

Культурная сфера, ценность свободы, отношение независимости.

Советский плакат: хорошую библиотеку - каждому советскому селу

Принцип внешней угрозы здесь впрямую противостоит частной независимости ("всему миру не быть, а мне чай пить"), и я считаю это противостояние, эту борьбу между обществом и каждым за свободное время каждого делом неустранимым, обязательной статьёй расходов и ещё одной уязвимостью "северного" коммунизма.

"Северный" коммунизм невозможен без набора правил "а вот такого делать нельзя даже у себя дома за закрытыми дверями", заметное нарушение которого разрешает уже прямое вторжение коммунальной сферы в культурную (критика на собрании). Отсутствие такого кодекса, признание свободы на своей территории, т. наз. "прайвеси", наверное, может означать "северное", но точно не коммунистическое общество.

Из принципа уникальности всякого общего дела в "северном" культурном сообществе следуют ограничение на сериалы и прочую франшизу и, косвенно, требование новизны (хорошо забытой старости) к культурным артефактам. Да и вообще, культурное сообщество в "северном" коммунизме обречено быть весьма застроенным, причём без серьёзных поощрений за "хорошее" поведение, за правильные лозунги в произведениях. Кнут будет, в отличие от пряника.

Отдельным вопросом именно культурной сферы оказывается обеспечение культурой всё того же свободного времени каждого: поставка понятных вообще и применимых в частности определений принимаемых или отвергаемых решений (вплоть до уровня выбора в меню), производство эрзаца таких решений и как средства изоляции субъекта (те же заборы в виртуальном пространстве, принцип делимости играет и здесь), и как средства масштабирования (растяжения или сжатия) этого самого свободного времени.

Собственно, всё.

Светлое будущее.

Честно говоря, по каждому абзацу всего описания можно приводить умозрительные примеры, развивать их в рассказы, упаковывать в притчи и рифмовать в эти... как их... мадригалы. Вполне вероятно, что такие рассказы и притчи у меня в ЖЖ ещё появятся, мадригалов не обещаю.

В любом случае это хороший способ нарваться на моменты, которые в описании всех не видны, а вот в описании каждого станут заметны - не мне, так читателю.

Пока же о коммунизме всё, утилитаризм на очереди, но до того я отпишусь по только что прочитанному "Хьюстону, 2030".

Спасибо за внимание.


Comments

17ur
7 сент, 2019 06:39 (UTC)

Вы сами-то думали над ответом на свой вопрос "что полезного в переопределении общеизвестных вещей"? Или охота, собирательство, молитвы Великой Матери и комментарии в соцсетях отнимают всё свободное время?
(Анонимно)
7 сент, 2019 19:51 (UTC)
Мда, если нечего ответить на заданный вопрос - ответь другим вопросом. Классика жанра, сразу видно ценителя.

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger