?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

На полях. О вере.

Всякая человеческая мысль (и многие вещи, что проще мысли, но менее разборчивы в силу своей быстроты) есть сопоставление этих... как их, чертей, умное такое слово... паттернов, то есть воспроизводимых впечатлений. Скажем, те же рифмы человеку приятны потому, что он, слушая стих, заранее знает: не придётся мыслью тратиться, звуки совпадут. Вот и слушает.

Такое сопоставление возможно только, если одно из сопоставляемых принять за истину, а второе поверять уже о него. Так вот, вера для меня - это способность человека принять за истину то воспроизводимое впечатление, которое человек вспоминает либо воображает (допущу, что между памятью и воображением есть разница). А то впечатление, что дают ощущения здесь и сейчас - уже о него.

"На оконном стекле проступил образ девы Марии", чей же ещё.

Вера не мешает выжить - по крайней мере, пока мир вокруг достаточно прост. "Если ты параноик, это ещё не значит, что тебя не хотят убить". Обезьяна, спасшаяся по жизни от 2 тигров, даст такое же потомство, что и обезьяна, спасшаяся по жизни от 22 тигров, 20 из которых были воображёнными. Не дети, так внуки у тех обезьян станутся общими и воображать тигров там, где тигров нет, будут только в путь. Вдобавок те внуки смогут оценивать и планировать собственные действия, поверяя текущее состояние по тому, что помянуто или воображено, а не наоборот.

Вера есть движущая сила всякой мысли. Если примете за истину то, что переживаете здесь и сейчас, то думать станет незачем. Чтобы обдумывать нечто, сперва надо в нечто поверить, пускай сама способность верить унаследована от полоумной обезьяны.

Дальше проще. Всякую движущую силу можно культивировать, направлять - желательно в одну и ту же сторону - и использовать в своих целях, причём эти возможности доступны отнюдь не только самому верующему. Ну да, если хотим заработать на вере, то формулируем её обстоятельства и начинаем их обслуживать, причём не даром.

Помнится, в "Going Postal" у Прэтчетта сцена была доходчивая, когда главный герой заявился с сосисками в храм. Обстоятельствам лучше всего быть всемогущими, неизменными... вы поняли... а конкуренция непременно влечёт за собой требование универсальности этих обстоятельств, чтобы на всех хватило.

Надо сказать, что такой бизнес и впрямь может быть небесполезен. От противного: только представьте себе общество, в котором снизойти может на каждого и по любому поводу, а снизойдя, дёрнуть в любую сторону.

Другое дело, что со временем это самое "снизойти" становится всё менее вероятным и менее опасным: выдумали смирительные рубашки, стали записывать за поэтами, удивились таблице умножения - каждый раз одно и то же! - и так далее. Кончилось ваше время.

Возражения такому подходу сводятся к тупому и упорному провозглашению предмета веры существующим и вековечным и к не менее тупому и упорному объяснению всего, что творится вокруг, всемогуществом и универсальностью этого предмета... я не только про религию как явление и не только про церковь как заведение.

Забавным выглядел бы мир, где веру как способность личности исходить в оценке окружающего из своих воспоминаний, а в планировании своих действий из собственного воображения всёрьёз, а не декларативно признали бы частным делом личности, её собственностью. С правами владения, пользования и распоряжения.

Владение получается "другие не могут без моего разрешения вслух предполагать мои представления об окружающем мире"; пользование - "мои поступки, исходящие из моих представлений об окружающем мире, не могут быть предотвращены", хотя мешать их осуществлению и заставлять отвечать за последствия вполне возможно. Распоряжение - та самая передача прав владения и пользования, причём здесь упомянутые представления как причины поступков должны быть именно переданы с отказом бывшего владельца и пользователя от них, а не скопипащены на неофита в порядке вирусного распространения.

Забавным выглядел бы такой мир, но отнюдь не отвратительным. Более того: мнится мне, что толп, хором скандирующих "свобода", в нём точно не случилось бы. И прочего... противоречивого.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Ах да, литература к прочитанному. Гумилёв, "Звёздный ужас". Рифм нет.


Comments

( Всего-то 11 — добавить )
igor_sabadah
5 сент, 2019 16:22 (UTC)

Нифига обезьяна скрывающаяся от выдуманых тигров скорое всего будет хуже питаться да и возможность зачатия потомства у нее будет ниже...

17ur
5 сент, 2019 17:07 (UTC)
...чем у обезьяны, которая не скрывалась от выдуманных тигров? Нет. Последнюю тигр, сочтённый выдуманным и не стоящим внимания, съест, и потомства у неё не будет вообще.
lexter
6 сент, 2019 09:11 (UTC)
Минус действительно может быть, но весьма малосущественный, относительно возможности украсить собой чужое меню.
Кроме того, предполагание паттернов там, где их до сего момента не виделось - это и "на кустах с такими листьями вкусные/невкусные/ядовитые ягодки", и "где растет такая травка - воду можно добыть даже копая яму палкой", и тп. Гадание по форме облаков о воле богов - минус, гадание по форме облаков о завтрашней погоде - плюс.
(Анонимно)
5 сент, 2019 21:12 (UTC)
>>> Вера не мешает выжить - по крайней мере, пока мир вокруг достаточно прост.

Да, пока мир прост. Но какая-нибудь зверушка сложнее тигра может воспользоваться обезьяньими привычками в своих нехороших целях. Испугать тигриным рычанием и загнать в ловушку. Или не в ловушку; но заставить убежать с территории, обильной нефтью и газом кокосами и бананами на территорию, менее обильную.
17ur
6 сент, 2019 14:47 (UTC)

Такая зверушка на планете пока одна. Прилетят - посмотрим.
(Анонимно)
6 сент, 2019 18:27 (UTC)
Даже одна зверушка можно натворить дел.

Прилетят - будет поздно. И потом... а может уже прилетели, но маскируются, отвлекая нас тигриным рычанием?
darkhon
5 сент, 2019 23:59 (UTC)
Бля-я-я-....
"Вера есть движущая сила всякой мысли. Если примете за истину то, что переживаете здесь и сейчас, то думать станет незачем. Чтобы обдумывать нечто, сперва надо в нечто поверить"

Принять за истину -- это и есть поверить (уверовать), вообще-то. Если в нечто верят, то это нечто выводится из обсуждения -- мол, и так всё известно.
А чтобы думать о чём-то неизвестном -- надо НЕ верить, а предположить.

Давняя статья по вере:
http://warrax.net/88/faith.html
17ur
6 сент, 2019 14:44 (UTC)

У Вас: "Вера — подход к оценке информации, основывающийся только и исключительно на авторитетности одного источника."

Я пишу о ситуации, когда обладатель средств обработки информации с ограниченными ТТХ отождествляет некий входящий сигнал с известными. Вы когда-нибудь "узнавали" кого-то на улице, кто через два шага навстречу оказывался совершенно незнакомым? Так вот, я об этом. Остальное - вновь "спор о словах", русских или английских. Поверить, уверовать, принять за истину, обсуждение, вера противоположна знанию (какая же истина в знании, вер-но?)... ага. Репутация, да, на людной улице в час пик.
darkhon
9 сент, 2019 10:39 (UTC)
Вообще-то, суть там -- даже выделено жинрным шрифтом! -- это: "Вера — это именно {0,1}: либо «нечто точно существует», либо «нечто точно не существует»".
А про источники -- это как оно работает психологически уже.

И спор о словах -- тут главное. Ибо путаница веры, доверия и увенности и приводит к наблюдаемой хрени в неумении мыслить логически у общечеловеков.
Ну и у тебя "Вера есть движущая сила всякой мысли" -- это, сорри, антиразумный маразм и продвижение веры, включая религиозную, как легитимной, гм, методики мышления.
(Анонимно)
6 сент, 2019 07:54 (UTC)
Толп с лозунгами в таком мире не было бы, факт. А вообще какая-то коллективная деятельность была бы возможна?
17ur
6 сент, 2019 14:45 (UTC)

Да, конечно. С теми ещё протоколами и играми слов, отчего я и написал "забавный мир".
( Всего-то 11 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger