?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Сделать что-нибудь можно либо хорошо, либо правильно.

"Хорошо" - это когда сделанное востребовано.

"Тута дураков много, а зайцев, поди, мало!" - и каким бы то ни было макаром пойманный заяц есть дело, сделанное хорошо.

"Правильно" - это когда некоторое воздействие (физическое, химическое, словесное) было оказано в нужной мере в нужное время. Плюс-минус.

Легко догадаться, что чем сложнее и дольше процесс, чем больше последовательных действий он в себя включает, тем больше разница между хорошим и правильным результатом, ибо погрешности в правильном подходе от действия к действию обычно накапливаются.

"Это то, что нужно" и "при создании этого соблюдены предъявляемые к каждому действию требования" - могут описывать весьма разное качество предмета.

Пусть обеспечением хорошего результата процесса ("это то, что нужно") занимается человек. Пусть процесс достаточно долгий, чтобы его итог заведомо выходил за горизонт жизненных планов этого человека. Говоря проще, "нужная или не очень получается вещь, узнают через двадцать лет, а я хочу повышения на следующий год".

В этом случае человек повышения ради не может отвечать за "хорошее", но только за "правильное", то есть он увеличивает количество проверок на соответствие каждого действия процесса предъявляемым требованиям. "Ненаказуемо".

Если такой человек стоит у станка, то он старается. Он внимателен. Он молодец. Повысят его за наблюдаемые извне старательность и завзятость.

А если такой человек отвечает за целую последовательность действий процесса, в которых непосредственно не участвует, то он собирает отчёты у тех, кто стоит у станка, постоянно изобретая новые проверки, проверки новых проверок и новые способы исчисления новых итогов этих новых проверок новых проверок. И его тоже должны повысить за наблюдаемые извне стараемость и завзятость.

В чём разница? В первом случае околостаночный кадр, обеспечивающий сложный и долгий процесс, вкладывает в собственное повышение собственное время и собственное внимание.

Во втором случае околоотчётный кадр, обеспечивающий сложный и долгий процесс, может инвестировать в собственное повышение чужие время и внимание. То есть сравнивать со стандартом текст не собственного отчёта об исследованном действии, но текст отчёта того околостаночного типа. Который потратил своё время и внимание на написание отчёта.

А теперь представьте себе, что хорошего результата обеспечиваемого долгого и сложного процесса... не то, чтобы совсем не будет... однако точно известно здесь и сейчас, что в том самом временном отдалении востребовано будет большинство результатов, кроме совсем уж извращённых. Что отсюда следует?

Околостаночный кадр станет выполнять свою работу и даже стараться её улучшить уже в силу непроизводственных причин. Ну, нравится человеку его дело или он просто тянет лямку, чтобы жить полной жизнью вне производства, выдавая минимально приемлемый результат. Если он хочет на повышение, то, как и раньше, напоказ стараться и завзятить. По-прежнему "ненаказуемо".

А вот околоотчётному кадру снятие сколько-нибудь жёстких рамок по приятию итога процесса задаёт совершенную свободу жрать мозги нижестоящим. "Вряд ли даже через двадцать лет мои нынешние завихи мне аукнутся, так что вперёд, у меня столько новых идей по организации вашего труда по описанию вашего же труда! Ура!" Непроизводственные причины этого экстаза - вроде чувства превосходства над околостаночным быдлом - я даже рассматривать не хочу.

Зачем я всё это записываю? Ностальгия.

В 1989 году я заканчивал неполную среднюю школу, и на выпускном вечере наш директор сказал, что он пришёл в эту школу в тот же год, что и мы, 1981, так что мы его первый выпуск.

Класс, 14 лет, 8 парней (пятеро выше 175, "акселераты", если кто помнит этот советский термин), 7 девок. Никаких параллельных классов. Выезды в Оружейную палату, в Абрамцево, в Клин, - там дом-музей Чайковского и не только - а в пионеры что нас, что мы принимали в Центральном музее В.И. Ленина.

Дорогие читатели, начинайте ржать аки лошади! Я всю жизнь не умел завязывать пионерский галстук, на что мне указывали едва ли не ежедневно, а у принятых мною в пионеры его перезавязывали. Серьёзно. В том же строю, сразу за мной. Я тоже думаю, что смешно.

В том же 1989 наш класс съездил к Меню - тому, который был Александр. Поп из церквушки возле Пушкинского кладбища рассказал нам о хорошем и плохом и раздал кое-какую литературу. Я даже крестился через два года по собственному желанию и до сих пор не краснею, вспоминая об этом и будучи при том воспоминании атеистом.

То, что Ваш покорный слуга от этой поселковой неполной средней школы регулярно объявлялся и на областных олимпиадах по разным предметам, ежегодно входя в первую тройку на районных, я говорить не стану. Ещё подумаете, что я хвастаюсь.

А я всего лишь хочу сказать, что учился в школе, агхиблизкой к провозглашённому Советами идеалу.

Потом, уже в полной средней, что сталась за две остановки на электричке, я впервые оказался в Третьяковке... впрочем, ладно.

Ещё хочу добавить, что тот директор неполной средней школы нашего посёлка сравнительно недавно оставил пост начальника управления образования нашего района. Искренне надеюсь, что не в связи с состоянием здоровья, а с повышением. Да, "горизонт жизненных планов", удачи и счастья ему.

К чему всё это интимное словоизвержение? Видите ли, на выходные я прочёл в дзене излияния учительницы, которая вся за видеонаблюдение в классах как альтернативу творчеству учащихся с их смартфонами и с их родителями с их родительской любовью.

А потом я прочёл стенания таких же учителей по поводу востребуемой из отдалённого и великолепного Министерства Просвещения отчётности и плановости. И ещё раз прочёл. И ещё. И все разные, стенания-то. А потом ещё раз прочёл.

Прочёл и вспомнил, что реальным потребителем школьного продукта становятся не министерская публика (как бы та ни претендовала), ни родители (как бы те ни верещали), ни работодатели (как бы те ни торговались), и даже не страна на своём историческом пути (как бы та ни пританцовывала), а непревзойдённо скромный я в ипостаси ВУЗовского препода, отягощённый всевозможной документацией, размножающейся...

Вот подумав от причинах размножения, непревзойдённо скромный я и ударился в о-боб-щест-вле-ни-я о-боб-ще-ни-я. Читателю судить, насколько удачно ударился. Спасибо читателю за внимание.

ПостСкриптум. Из тех пятнадцати одноклассников ныне живы максимум десятеро. Пришла свобода, да, и никаких репрессий. Моя первая любовь из моего класса (провожал), если что, утонула - то ли спьяну, то ли сердце.

/irony Но я люблю новую свободную Россию!


Comments

( Всего-то 20 — добавить )
coralsteel
7 окт, 2019 13:25 (UTC)
Системы наведения да делают хорошо. "всё остальное что вы делаете руками")))

Знакомые профессора ядерщики не могут ответить на простейшие вопросы... - а в учебных планах их нет...
Отчетность пишется чтобы лошадь не задумывалась и не сворачивала с пути.
17ur
7 окт, 2019 16:31 (UTC)

Проблема в том, что доходит до "либо системы наведения" (волоконная оптика в моём случае), либо отчётность. В сутках только 24 часа, учебные предметы не сводятся к лекциям (лабораторный практикум должен соответствовать хотя бы текущему веку), а в жизни есть вещи и кроме работы.
coralsteel
7 окт, 2019 18:25 (UTC)
Конспирологию (что это делается специально) отвергаете с порога?

Я, дурак, так бы вами умниками и руководил. ГОЛОВЫ БЫ НЕ ПОДНЯЛИ.)))

А кроме шуток откройте секрет как Вы отвечаете на вопросы студентов мимо учебника. "заткнись и вычисляй"?
17ur
7 окт, 2019 19:45 (UTC)
Я написал в головном тексте, что это делается специально. Промежуточным начальством, которое контролирует и карьеру свою строит на контроле, а ни на самом деле (это низшее звено), ни на его итогах (это высшее). Одним из требований такой карьеры и является застраивание пеонов, что снизу. Не знаю, сочтёте ли Вы это за конспирологию, если масоны мимо так и не пробежали.

На вопросы студентов мимо учебника отвечаю по-разному. Если не знаю точно, то так и говорю (меня такие признания не напрягают): однако отвечаю либо

а) упрощая, то есть пытаясь идти от основных каких-то положений из самого учебника: как правило, студент в процессе уточняет, что он реально хочет узнать, и это обычно в учебниках есть, особенно в старых, советских, сугубо по теории;

б) указывая на источник, где можно найти ответ: Интернет большой;

в) рассказывая про "соседние" задачи - и здесь тоже студент, велики шансы, ухватится за нечто интересное, услышанное адресно от препода, и по "не знаю точно" горевать не станет.
coralsteel
9 окт, 2019 14:37 (UTC)
Посмотрел курс волоконной оптики. Начался с уравнений Максвелла))) Это ПРИГОВОР.
Эмпирика на уровне ПТУ. Возьми это уравнение и приложи к данному случаю.
Не я понимаю научные слесаря востребованы)))
Да и преподавателей надо занять какойто ерундой чтото они должны излагать с кафедры нести ммм доброе и вечное)))
Если бы в свое время мне дали бы список экспериментов и привели бы ВАРИАНТЫ их объяснений то
coralsteel
11 окт, 2019 13:20 (UTC)
Посмотрел ролик про заряжение стеклянного конденсатора - вынимают стекло и заряд пропадает. Где тут Максвелл?
Повесили пластины - воздушный конденсатор и подули между ними - заряд пропал... Максвелл отдыхает?
А если повесить пластины в вакууме? Вакуум поляризуется? Афигенно я считаю)))
coralsteel
13 окт, 2019 13:44 (UTC)
Письмо учОному соседу тьфу вопросы студента преподавателю.
Что такое электричество?
Клевещут даже какойто профессор что наука не может представить наглядную модель.
Народ делает антенны имени вектора Пойтинга в 10 раз меньше полуволны.

Врут что фотон это не волна так как два лазера НЕ дают интерференции, а только биения.

А еще Луна это кусок сыра.)))

Я не троллю. Ведь студенты спросят нет?
fon_rotbar
7 окт, 2019 13:26 (UTC)
Удачно...
17ur
7 окт, 2019 16:32 (UTC)

Спасибо. Я так понимаю, что от коллеги.
torkvvemada
7 окт, 2019 14:49 (UTC)
Реальным потребителем является все общество, каковое процесс образования и поддерживает. Хотя бы потому, что до ВУЗовского препода доходит меньшая и лучшая часть продукта. А большая отправляется к станкам, к свободной кассе и кому как повезет.
17ur
7 окт, 2019 16:36 (UTC)

Общество как целое потребителем не является, ибо его оценка не ведёт к изменениям в системе образования, даже если та не способствует выживанию и преуспеванию общества в окружении ему подобных. Потребителем является суверен общества. И это одно из требований общества к суверену.

И в нынешней РФ до ВУЗовского препода или того, кто им прикидывается, доходит, полагаю, отнюдь не меньшая часть продукта.
torkvvemada
7 окт, 2019 19:21 (UTC)
Хорошо, но суверен выдвигает одним из требований всеобщность образования. Значит отфильтровать откровенный брак в школе невозможно, а наличие этого брака понижает качество всей продукции. В итоге то лучшее, что доходит до ВУЗа зачастую слабее того, что получалось на выходе, когда не желающих учиться беспощадно изгоняли.
17ur
7 окт, 2019 19:58 (UTC)
"Второй год" и платное полное среднее образование были вполне приличными фильтрами. А если серьёзно, то "тут всю систему менять надо". Советам царское школьное наследие послужило хорошо:

- во-первых, вовремя поняли, что доламывать не надо, хотя и старались поначалу;
- во-вторых, достаточно низкие требования по организации образования и его высокий престиж в тех условиях индустриализации;
- во-вторых с половиной, ПТУ.

Подозреваю, что и без революции старались бы сделать то же, плюс-минус обстоятельства.

Однако сейчас общество другое в принципе, и на первый план выступает то изначальное обстоятельство, что для школы как общественного учреждения передача знаний - это способ, а не цель существования. Цель - это постановка контингенту способности к продолжительным и системным усилиям по общественной деятельности.

Именно поэтому на изгнание суверен косорылится, ему асоциалы опаснее дурачья. Хотя тут, повторю, "всю систему менять надо", смотреть под другим углом.
torkvvemada
8 окт, 2019 12:58 (UTC)
Менять надо, жалко что менять будут совсем в другую сторону - удешевлять и оказуаливать.
(Анонимно)
8 окт, 2019 12:31 (UTC)
>>> в том самом временном отдалении востребовано будет большинство результатов, кроме совсем уж извращённых.

Будет востребовано потому что большинство результатов хорошо? Или потому что оно плохо, но ничего другого просто нет? Или потому что другое, может быть, и есть, но в провале никто не признается?

А то я бывал в ситуациях, когда высшее начальство ничего не понимает в техпроцессах и ставит бессмысленные задачи; среднее начальство всё более-менее понимает, но из карьерных соображений приступает к делу, а точнее к его имитации планами, отчётами и регламентами; низовой состав морщит лоб, но действует правильно т.е. по регламентам, тратя время и силы на ерунду; а спустя некоторое время высшее начальство недоумевает, откуда получилась ерунда, кто виноват и что теперь делать с ерундой".
17ur
8 окт, 2019 18:23 (UTC)

"Будет востребовано" - речь шла о "производстве" населения, так что здесь вторая и третья опция, плавно переходящая в первую. "Нам с получившимся всё равно жить".
(Анонимно)
8 окт, 2019 16:15 (UTC)
Да, и ещё. Я тут подумал. Если "высшее начальство" (в масштабе общества - суверен) плохо понимает задачи общества на "достаточно долгий срок", то инициатива переходит к "промежуточному начальству", организующему бесконечные и бессмысленные модернизации.
17ur
8 окт, 2019 18:27 (UTC)

Суверен - это всё же не высшее начальство, это та группа, которая вообще задаёт наличие начальственной иерархии, не обязательно вникая в её дела. И в переход инициативы от такой группы я не особенно верю. Скорее она, используя эту инициативу, себя переименует, перекрасит и большей частью распустит напоказ (пример - компартия как суверен СССР).
(Анонимно)
8 окт, 2019 19:40 (UTC)
"Инициатива" - не в смысле господствующего положения, а в смысле практического влияния на будущее общества. Хотя да, в пределе "переход инициативы" стремится к отказу от положения суверена. Та же КПСС сначала самоустранилась от практического влияния на общество, начав передачу общественных предприятий в руки кооператоров, а спустя 4 года напоказ самораспустилась.
smertnyy
9 окт, 2019 19:42 (UTC)
Завод - главный потребитель образования.
( Всего-то 20 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger