Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

На полях. Вновь о школе.

Школа не учит. Школа отучает жить за счёт общества.

Это её, школы, единственная и неповторимая задача. Школа со всем её тысячелетним опытом исходит из презумпции того, что её контингент нелюбопытен и ленив как правило; что контингент не хочет напрягаться, чтобы стать полноценными членами общества.

Решения, которыми школу оформляют и обустраивают тысячелетиями, основаны на этой презумпции. Само навязывание "знаний", то есть дешёвого и безопасного суррогата личного опыта - инструмент, а вовсе не задача школы. Школьная скука, чтобы даже слова учителя на её фоне вызывали интерес - другой инструмент. Школьный регламент со звонками и линейками - третий. И так далее.

Хороший ученик - не тот, кто сдал закон божий или ядерную физику на "отлично". Хороший ученик - тот, кто отказался списывать ответы по ним, хотя и мог бы. Тот, кто не берёт "то, что плохо лежит".

Школа возникла как отпрыск, антагонист и конкурент семьи. Семья исходит из того, что те или иные её члены слабы, что они не могут быть полноценными членами общества, что они возьмут то, что плохо лежит, и их нельзя за это винить - они же такие маленькие и любимые. "Пыцай-пыцай, моя мормулэточка"(с).

Совмещать "не могут" и "не хотят", "слабы" и "ленивы" - слишком накладно и для отдельно взятой семьи, и для общества в целом. Дешевле разделить "слабы" и "ленивы" во времени и пространстве и устроить школу вон в той избе. С восьми до трёх.

Одной из задач обустройства школы становится поддержание разделения школы и семьи, чтобы их неизбежные трения не обходились обществу слишком дорого, не препятствовали организации сложной совместной деятельности.

Я вижу две ошибки в прочитанных недавно мною рассуждениях (штук пять) о развитии... слово "реформирование" я полагаю непристойным... российской школы.

Первая: вера в возможность возрождения одних и дальнейшего использования других практик советской школы.

Советская школа, во-первых, имела очень высокую стартовую точку - сами красные вовсю критиковали недостаточное распространение качественного школьного образования в дореволюционной России, но они не отрицали наличия этого качественного образования, которое и попытались распространить на всё общество. Во-вторых, само советское общество было организовано по принципу школы ("школы коммунизма", если хотите): с презумпцией "несознательности" населения, его нежелания соответствовать высоким требованиям доктрины - то есть советское общество в целом делало за советскую школу огромную часть работы, обеспечивая ей условия, наилучшие из возможных.

Оба этих обстоятельства невоспроизводимы... или, скажем так, воспроизводимы лишь в контексте радикальных перемен общества в целом. Перемен, связанных с его возвращением на ту траекторию, одной из будущих точек которой мнятся интернаты Эры Великого Кольца или Полдня как единственный способ подготовки к общественной жизни. Без семей. Хотите?

Вторая: форматирование школы рыночным подходом, ценностью пользы, сведение школьных практик к "предоставлению образовательных услуг".

Мне такое представляется общественным суицидом. Объявление семьи и школы (со всей её административной иерархией) рыночными контрагентами в условиях ограниченного ресурса (время обучения) оказывается сведением их отношений к игре с нулевой суммой ("продать подороже, поменьше и похуже" и "купить побольше, подешевле и получше"). Следствием этого может быть только уничтожение школы, ибо семья обществу, пускай упрощающемуся, нужнее - она сбивает стоимость рабсилы для великолепных господ, созидающих производства, дарующих рабочие места и тянущихся к трёмстам процентам прибыли с капитала.

Школа здесь перестаёт быть самостоятельной сущностью и начинает штамповать сертификаты, ценность которых стремится к нулю, попутно обрушая саму возможность сложной совместной деятельности в таком обществе... ведь для таких дел нужны не только печати, но и те самые сознательность, добросовестность, отказ списывать, хитрованить.

Пример? Ну який тут може бути приклад? Никакого. Это всё мои галлюцинации, лишь бы помешать великолепным шагам на сияющем пути в будущее, что светлее всех этих коммуняцких измышлизмов.

Я уже говорил, что де-факто являюсь потребителем школьных усилий - не только в частных случаях, а вообще. Потому и интересуюсь темой, не перестаю её обдумывать. Хотя получающиеся решения... скорее неожиданны. К ним я ещё вернусь.

Спасибо за внимание.


Tags: дыбр, общество, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments