Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

На полях. Вести с полей.

Выслушал доклад о перспективах высшего образования в стране. Ежегодная конференция профессорско-преподавательского состава, факультетское заседание, и милая немолодая дама, по делам служебным вхожая в коридоры, отмечается перед собравшимися... науки никакой, секретности никакой, но и в новостях вы это вряд ли слышали в сколько-нибудь упорядоченном виде.

У меня тоже не очень упорядочено. Так, побрюзжу. Просьба никоим образом не считать меня "источником".

Рейтинги, особенно зарубежные. Делает их неизвестно кто, почти неизвестно где и неизвестно как, но эти списки, таблицы, графики и диаграммы имеют вес в оценке деятельности ВУЗов во вполне официальном режиме. Если размышлять достаточно цинично, не морочась чувством собственного достоинства, то смысл в таком использовании есть.

Грубо говоря: полагаясь на чужие рейтинги, можно нарваться либо на очень мелкую пакость ("дураком назвали"), либо на очень крупную ("лживой похвалой заманили в ловушку"). А вот чего нельзя, так это нельзя нарваться на пакость обычную, регулярную и средневзвешенную, от соседнего столоначальника, который Вас, в отличие от зарубежного пальцевысасывателя, знает. Иногда такое важно.

Я так и поразмыслил. С учётом того, что система высшего образования - дело медленное, получается, что крупная пакость от чужеземных рейтингоделов выходит ненадёжной. Если лох вовремя спохватится, то пользы от него не состоится, а вот репутации оценщика, с которой тот получает таньга, будет нанесён вред в любом случае. Так что можно полагаться. В общем.

Что там было дальше? А дальше было про электрификацию всей страны... то есть в исторически очень короткий срок - 2024 год, я не шучу - с профессорско-преподавательского состава требуется довести количество курсов, обеспеченных электронными медиа (в пределе "онлайн"), до 90%. Одновременно с этим планируется увеличение практической составляющей. Идеальная картина: дома студент завзято читает большую часть подготовленного преподом теоретического материала в том самом электронном виде, а в аудитории выслушивает меньшую часть, в основном же решает задачи и делает лабы под постоянным надзором того же препода.

Моё мнение: "гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить". Такое представимо на базовых курсах, когда одинаковый, десятилетиями не меняющийся материал читают немалому количеству групп по разным направлениям. Тогда затрата времени на подбор и (маловероятный) апгрейд теоретического обеспечения отбивается, время освобождается, и его в самом деле можно и должно потратить на практику. Например, делать разные варианты заданий, когда заботливо сохранённые в сети решения на следующий год оказываются бесполезны.

Более того, я горячо ратую за такое по двум причинам: во-первых, заниматься этим буду не я, а во-вторых, качество подготовки студентов перед моими курсами улучшится. Будет меньше стеклянных глазёнок после упоминания дифура с именем собственным.

Однако те же специальные дисциплины для одной-единственной группы, да ещё из вариативной части... извините, в сутках только 24 часа, даже если преподаватель с компьютером на "ты", не считая его в силу возраста электрической печатной машинкой. Количество таких дисциплин, которые преподаватель сможет сопровождать в требуемом выше режиме не то, что за совесть, но хотя бы за страх, крайне ограничено. А если нет, то материал будет подан на "отвяжись", по-другому никак.

Я, кстати, в своём докладе уже на родной подсекции попробовал изложить, как можно скомпоновать большую часть практических занятий у нас на выпускающей кафедре под унифицированное техническое и программное обеспечение: не в смысле Нью-Васюков, "если бы да кабы", но под то железо и под те программы, что у нас есть или скоро будут. Именно в рамках экономии времени. Однако это прометеев огонь из серии "если зайца бить по голове, он может спички зажигать", где в зайцах прометеях ходит тот самый напрочь перегруженный профессорско-преподавательский состав. Я в том числе.

Ещё что нам сказала та дама в том докладе... Вроде бы в новости это уже попало, нет? В той же исторической перспективе распределение в ВУЗы должно быть автоматизировано, то есть абитуриент отправляет список ВУЗов, в которые он хочет, туда же, куда поступает информация по ЕГЭ. А дальше решает машина.

Откуда-то из внеземелья торжествующе воет Хайнлайн.

Докладчик указала, что, например, в Азербайджане такое работает - однако размерность задачи, сами понимаете, для РФ несколько иная: и по количеству ВУЗов, и по количеству направлений, и собственно по географии. В общем, с ПО и с методикой здесь всё ещё очень сыро. Не говоря уж о самом регламенте, строгости его соблюдения и кое-каких долговременных следствиях из того и другого, которые читатель, полагаю, уже себе вообразил.

Однако тут есть любопытный момент, связанный с недавно высказанной с самого верха идеей раздачи ВУЗовских бюджетных мест в регионы. Если её увязывать с таким подходом к распределению, а потом ещё взглянуть на постановление правительства РФ номер 1567 о "сельской ипотеке" применительно к малым городкам... в своё время в начале века уважаемый человек пытался меня убедить, что на самом верху в РФ дёргаются сугубо реактивно с очень малым временным горизонтом. Я собеседника уважать не перестал, но предпочёл вежливо промолчать. Нет, мем "хитрого плана" был уже сильно потом. Наверное, понадобилось высмеять, чтобы смеющиеся почувствовали себя умными и отстали, не мешая плану.

Уверен, что слово "агломерация" в описании процесса будет присутствовать. Не уверен насчёт приставки к нему.

Возвращаюсь к факультетскому заседанию. Собравшихся порадовали творчеством, если я правильно понял, Университета НТИ "20.35": товарищи сформулировали заказанные им правительством "универсальные цифровые компетенции". Что можно вежливо сказать о формулировках? Только то, что там есть слово "креативный". Общее мнение докладчика и собравшихся: это для улицы, а не для высшего технического. Так что, может быть, скоро увидите в новостях.

Вокруг формулировок в тех же коридорах, насколько я понимаю и надеюсь, сейчас бодаются, да и само развитие концепции Министерством науки и высшего образования... скажем так, "дискретное", чтобы не сказать "авральное" или "проснулись". Собирать очередь представителей ВУЗов перед кабинетом... эхм.

Ещё из интересного прозвучало упоминание прожекта по сведению бакалавриата к трём годам обучения вместо четырёх. Не в смысле "готовят", "продавливают" или хотя бы "нужно", а в смысле "так вообще-то тоже можно". Со всем пониманием того, что позицию бакалавров на рынке рабочей силы трудно назвать выигрышной сравнительно со специалистами и магистрами. Кроме того, прозвучал аргумент, что расписание занятий станется реально плотное.

Услышав этот аргумент, во мне проснулся внутренний конспиролог. Его ремарку я могу изложить примерно так: обучение молодёжи-то ладно, у неё обычно есть время, а не является ли прожект аргументом или контраргументом в дискуссии о сколько-нибудь работоспособной системе сравнительно быстрой переподготовки уже профессионально состоявшегося населения? Я внутреннему конспирологу ничего не ответил, потому что я с ним не разговариваю.

Вот, пожалуй, и всё. Милой даме-докладчику собравшиеся искренне поаплодировали, презентацию она разрешила пользовать, но я её пока не взял с той машины в зале Учёного совета, ибо занят. Хочу собрать сколько-нибудь универсальную железку согласно собственного доклада. "Work-work"(©"Warcraft").

Спасибо за внимание.


Tags: дыбр, общество, футуризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments