Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Music:

К вопросу самоидентификации.

Как учит нас пан Анджей устами Йеннифэр из Венгерберга: "Моя учительница любила говорить, что выдавать Силу следует так, как будто ты - прости! - пукаешь в бальном зале: нежно, экономно и под контролем. И так, чтобы посторонние не догадались, что это твоя работа. Понимаешь?"

Самоидентификации это тоже касается. Поясню свою мысль.

Да, самоидентификация, причисление себя к той или иной общности или отречение от неё - вещь естественная. Однако естественна она в первую очередь потому, что (или "тогда, когда", или "там, где") представляет собой не усилие, но его отсутствие; не мысль, но последовательность отказов от мысли; не расход ума, но экономию умственных усилий.

Идентичность "вот эти мне свои, они такие же, как я" оказывается верной в первую очередь потому, что субъект отказывается придираться к "своим" далее и подробнее, до выявления и доказательства их иности, отличия от него самого.

Причиной самоидентификации становится угроза. Опасность. Действительно ли она маячит в будущем или мнится, на самом ли деле она проявила себя в прошлом или просто чудо-юдо из баек - "второй сложный вопрос". Однако человек причисляет себя к какой-то общности в первую очередь затем, чтобы она его защитила от видимой и понятной ему угрозы.

Чем страшнее угроза, тем менее придирчив человек к кандидатам в "свои". "Своими" становятся те, кто позволит спать хоть у параши, лишь бы не на улице, где холодно и волки.

Верно и обратное: если/когда такая угроза прекращается, то у человека возникает соблазн отречься от общности, к которой он принадлежит. В отсутствие угрозы общность начинает мешать и тяготить. И вот тут как раз стартуют и умственные усилия, и мысль, иногда глубокая. Начинается акт, путь, квест, направленный не на то, чтобы прибиться к "своим", а на то, чтобы от них отбиться. На всё это теперь есть такое время, когда над ухом не воет вьюга и не щёлкают клыки.

Повторю, это вещь (она одна, пусть и кажется двумя) совершенно естественная. Она бывает. Вроде газов в желудке, которые могут попроситься наружу даже в бальном зале. И эта вещь оказывается объектом окультуривания точно так же, как и остальные естественные для человека вещи: "нежно, экономно и под контролем". Когда бурные озарения, пылкие приверженности, завзятые обличения и искренние покаянияТМ суть дикость, радующая людей простых и простительная им, однако для человека культурного выглядящая в лучшем случае неудобно, а зачастую и непристойно.

Необходимость самоидентификации для культурного человека не пропадает. Не так уж и сложно ограничить любого из нас во времени и возможностях так, чтобы пришлось сильнее обычного экономить ум на изучении, отличении и неприятии других. И чем важнее пойти в разведку, - иначе точно убьют - тем меньше требований к напарнику, который даёт хоть какой-то шанс выжить.

Однако правильное для культурного человека отношение к самоидентификации - это отношение к естественному, неизбежному, постоянному и многообразному процессу, к непрекращающемуся уточнению своей принадлежности к разным общностям, в разных аспектах и по разным признакам.

Вот некоторые черты такого культурного подхода.

Во-первых, лояльность человека той или иной общности (религиозной, национальной, классовой и проч.) - есть его личное, интимное дело: не в том смысле, что сам факт принадлежности к тому или сему должен быть секретом, а в том смысле, что вопросы "почему" и "что вы при этом переживаете" ни в коей мере не должны человека обязывать к искреннему ответу.

Во-вторых, самоидентификация человека ценна не формой или окрасом его идентичности в данный момент, а тем, какие способности в социальной жизни она человеку обеспечивает; равно как пищеварение человека интересно ему и окружающим тем, сколько сил оно человеку придаст для нынешних и будущих дел, а не тем, что именно происходит с ранее пережёванным куском мяса в той или другой кишке.

Наконец, в-третьих, никакая состоявшаяся, пережитая и отвергнутая идентичность не исчезает бесследно, и культурный человек это понимает. Осадок остаётся, и следующий осадок, случись очередное отречение, тоже останется... культурный человек понимает и это, и он заранее прикидывает, как это учесть, использовать и, главное, как этому противостоять, чтобы его, человека, не швыряло между откровениями и покаяниями.

Да, "нежно, экономно и под контролем". С возможным итогом в виде настоящих лояльности и верности той или иной общности или их совокупности: "колебался вместе с линией".

Одним из грандиозных долговременных достижений "окультуривания самоидентификации" можно назвать сами идеологии. Любая идеология есть информационное и методическое обеспечение такой самоидентификации как процесса и таких идентичностей как результата, от которых остаётся минимум осадка и которые очень легко бросить в отсутствие угрозы.

Я считаю, что так и было задумано. И ещё вернусь к циничному разъяснению того, почему люди важнее учений.

Пока же спасибо за внимание.



Tags: общество, политика, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments