Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

Уточнение о жизни и государстве.

Считайте продолжением прошлого поста. С описанием моей нынешней жизни в нескольких последних строчках.

Кадр из х/ф "Город Зеро", с Меньшовым в роли прокурора

Отталкиваясь от всё той же работы "Поведение", далее по тексту жизнь разумного существа я определяю как набор связей между его пониманием и его поведением. Прибегну к цитате:

"Понимание - это различение, разделение сознания, появление двух разных объектов мышления там, где был один или вообще ничего не было (в таком случае речь идет об отличении объекта мышления от нейтрального "фона"). С точки зрения анализа поведения, понимание является способностью различить в действии, которое раньше казалось простым, отдельные элементы. В таком случае это действие становится сложным, и, как правило, появляется возможность совершать его разными способами...

...Поведение как последовательность действий сводится к тому, что заведомо [то есть уже - 17ur] понятные вещи соединяются в определенную последовательность и реализуются в виде действий."

Иллюстрация к "пониманию" - любое развлечение из серии "найдите на картинке".

Что-то из детского обучалова

Связи между пониманием и поведением вполне себе двусторонние. Поведение зависит от понимания, и понимание зависит от поведения.

При этом собственное понимание вовсе не ограничивается пониманием лишь собственного поведения - это понимание и того, как ведут себя другие разумные существа, и того, как ведёт себя неразумное окружение (здравствуй, Робинзон Крузо).

С другой стороны, жизнь образует связь от собственного понимания к поведению, причём к поведению собственному в первую и главную очередь. А толпу за собой повести - это уже потом, это эффекты мимики и жестов. А ты сперва решись рожу-то перед толпой состроить. Собственную.

Другое важное замечание: жизнь в таком... эээ... понимании состоит из действительной и мнимой части, подобно комплексному числу.

Действительные связи - это когда понимание и поведение непосредственно влияют друг на друга, и это сказывается в изменении поведения ("дать подлецу по морде").

Мнимые связи - те, которые могли бы быть ("мог бы дать подлецу по морде"). Отмечу, что мнимые связи от понимания к поведению типа "мог бы сделать иначе" несколько более осознаваемы, нежели мнимые связи от поведения к пониманию "мог бы понять иначе", что не отменяет присутствия последних, хотя бы и с гордой кличкой "подсознательное".

Важное замечание: мнимые связи тоже реализуются, но они влияют на дела медленные и накапливающиеся ("кругом небитые подлецы, и мне так можно"). А вдогон отмечу, что условный "пациент двадцать лет в коме" вполне себе жив в том смысле, что его жизнь не имеет действительной части, только мнимую "если он сейчас встанет, то побежит кредит брать".

В своей предыдущей заметке я с честным лицом сказал, - и повторю - что государство есть гарант ценности жизни. "Ценность жизни" - это уже некое отношение к описываемому явлению, а "гарант ценности жизни" - отношение ещё сложнее.

А теперь я скажу так, проще: государство нужно суверену общества для поддержания этого суверенитета (банда подельников для защиты от таких же паханов), и государство нужно обществу как предприятие по производству жизни в описанном выше смысле. Буквально заведение по поддержанию и увеличению количества жизни в обществе.

Отсюда следуют направления деятельности государства для общества, кроме реализации его суверенитета ("защиты от таких же паханов").

1. Экстенсивное направление по производству жизни. Содействие увеличению численности живущих. Потакание размножению, импорт населения, увеличение длительности биологической жизни, сколь угодно рискованное противодействие гарантированному уничтожению личного состава общества извне (спасибо, товарищ Сталин).

2. Интенсивное направление по производству жизни. Увеличение количества жизни у отдельно взятого её носителя, в данном случае члена общества. Способы тут разные.

2.1. Увеличение количества линий поведения: "сделать прежнюю вещь быстрее, выше, сильнее" и/или "попробовать что-то новое".
2.2. Увеличение количества понимания окружающего мира и людей в нём.
2.3. Установление новых или восстановление прежних связей между существующим пониманием и возможным поведением ("с этим надо что-то сделать" или "так дальше жить нельзя") и между существующим поведением и возможным пониманием ("а, вон как оно может быть-то").
2.4. Получающееся из всего этого оперирование действительной и мнимой составляющими обеспечиваемой члену общества жизни.

Собственно, государственный дискурс получается с добавлением к этому списку утверждения об ограниченности ресурсов государства - особенно той части ресурсов, которая идёт не на благосостояние суверена общества, где это государство существует (см. "гарем", "гардероб товарища Сталина после его смерти"), а именно на перечисленные дела.

И да, содержание государственного дискурса сводится к обсуждению,

а) что чего важнее в "оглашённом всём списке, пожалуйста",
б) на кого и
в) на что для этих "кого" условные ресурсы тратить в первую, вторую и десятую очередь, - это дело политических доктрин - и как должна работать выборка действительной части жизни из всей, то бишь какие из возможных поступков правильны и почему - это уже этика.

Я рискну утверждать, что изложенный подход даёт возможность адекватно описать "государственную компоненту" всякого общественного учения, её долю и место в этом учении.

Смеха ради или чего-то ещё - такой подход позволяет сформулировать такую общественно-политическую доктрину, в которой это "государственничество" и в самом деле окажется основным содержанием. Почти уверен, что результат и рассмешил бы, и возмутил бы, и приглянулся. "Бы".

Отдельный вопрос - это вопрос отождествления суверена со всем обществом и/или населением, когда расходы на реализацию суверенитета не противоречат расходам на производство жизни, а составляют их часть (см. "товарищ Сталин" выше). Тут, конечно, поле широкое для разновсякой демагогии, но тем не менее вопрос есть.

Вот как-то так. Считайте, что я с ума схожу в самоизоляции с единственной пятикилометровой прогулкой в неделю - нет, никого ближе 5 (пяти) метров я близ себя не вижу, за исключением магазина (массандровское красное, по моему мнению, вполне стоит своих денег - Крым наш, и это правильно), - "единственная в неделю" суть компромисс сознательности с возможностями - а городские могут исходить от зависти на что-нибудь шокирующее для постороннего наблюдателя.

Мне пофиг, я сейчас всё равно рехнусь от представления родной кафедры в системе дистанционного образования не менее родного ВУЗа в режиме чрезвычайных зачётной недели и экзаменационной сессии для выпускных групп. Спасибо за внимание.


Tags: идеология, общество, политика, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments