Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Внутренний мир. Внутренняя свобода.

Я продолжу запись "О внутреннем мире" и предусмотрительно уберу её под кат, чтобы не смущать читателя. Сами понимаете: начал с теории, уж будь любезен довести до массовых расстрелов. Ниже всего лишь один из шагов на трудном пути.

Какие-то шахматные фигуры

Что я написал в посте по ссылке?

Человеческое "я" может существовать и как набор последовательно сменяющих друг друга состояний, и как нечто единое. При этом "я" в отдельно взятом состоянии может что-то думать о "я" как чём-то едином, и наоборот, "я" как нечто большое и единое может что-то думать о конкретном "я", которое есть здесь и сейчас или было когда-то от сих до сих.

По-моему, ненаказуемый подход. В него всяческие интроспекции, рефлексии и "посмотреть на себя со стороны" вполне укладываются. В том числе с добавкой "одновременно такое не получается", то есть разные перспективы не могут одновременно полноценно существовать в одной и той же голове и общаются через комментарии переживания. Одна часть "я" пережила, другой разгребать.

Можно ещё добавить, что сам человек вовсе не обязательно оценивает происходящее внутри него (если вообще считает нужной такую оценку) именно в этих терминах. Он живёт, он думает, он чувствует, он вспоминает, он фантазирует, он строит планы, он переживает.

Можно дополнить, что такая мыслительная деятельность отнюдь не приоритетна и не постоянна. И тем не менее, решения, которые принимаются по итогам такой деятельности, достаточно важны, чтобы попытаться описать её сколько-нибудь понятно.

Моя попытка описания сводится к тому, чтобы признать различные перспективы (кратко- и долгосрочную) в рамках одной и той же личности субъектными в достаточной мере для применения к их взаимодействию понятия отношений и дальше использовать понятия из работы "Поведение".

Напомню их. "Поведение" описывает отношения между двумя субъектами (А и Б) следующим образом.

Вводятся понятия одностороннего и двустороннего действия. Одностороннее действие - то, что А делает с Б. Двустороннее действие - то, что А делает вместе с Б.

Вводятся понятия отношения субъекта к этим действиям, а именно стремления субъекта к какому-то их виду или уклонения от него.

Отсюда отношение субъекта А к субъекту Б описывается как комбинация отношений субъекта А к действиям по отношению к субъекту Б. Стремление к односторонним или уклонение от них плюс стремление к двусторонним или уклонение от них.

Всего получается четыре таких комбинации. В работе "Поведение" стремление к односторонним действиям обозначено как S, а к двусторонним как P; знаком отрицания в интернет-алфавите тогда выступила тильда ~. Отсюда комбинации получаются PхS, ~PхS, Pх~S и ~Pх~S.

Каждое из этих отношений, будучи применено ко всему многообразию ситуаций, возникающих в группе, где существует общество, задают то, что в "Поведении" называется ценностью. Я не вижу смысла отказываться от этого понимания для применения к внутренним процессам в личности. Просто чтобы не выдумывать новых слов.

На всякий случай запишу слова старые.

PхS - власть, ~PхS - польза, Pх~S - справедливость и ~Pх~S - свобода. Если нужно подробнее, так читайте упомянутую работу.

Здесь внимательный читатель может указать мне, что субъектов здесь два, две перспективы, а значит, всего внутренних состояний, отвечающих описываемой доктрине, может быть 16: например, долгосрочное отношение себя-большого к себе-краткосрочному - это "власть над собой", а отношение себя-нынешнего к собственным дальним планам - "однова живём" (польза). А если ещё описывать переходы из одного состояния в другое, то их максимум 240: если принять за переход смену только одного отношения к одному виду действий, то меньше.

Всё равно, описывать всё это "в теории" - мягко говоря, долго. А вот применить полученную матрицу к себе к сюжетам произведений искусства и к внутренней эволюции персонажей в них... вплоть до написания генераторов... не благодарите.

Правда, боюсь, что лет через пять после внедрения такого подхода моё убийство сообщество авторов будет валить на сообщество критиков, а сообщество критиков на сообщество авторов. Не знаю, где лица станутся честнее.

Дальше я разминки ради попробую ответить на вопрос, чем выступает пресловутая "внутренняя свобода" в излагаемой доктрине? Я ни в коем случае не подкапываюсь под рекламу какого бы то ни было политического течения, просто пытаюсь применить сформулированную выше теорию.

Итак, пусть у отдельно взятой личности в отношении что долгосрочной перспективы к краткосрочной, что краткосрочной к долгосрочной превалирует ценность свободы. "Нулевой вариант", обоюдное уклонение каждой стороны и от односторонних, и от двусторонних действий.

Это шизофрения, скажет читатель, и будет непонятно, имеет он в виду описываемое внутреннее состояние субъекта А или моё творчество в целом.

Человек с таким внутренним состоянием, с полным разрывом связей между делами сиюминутными и долгосрочными планами - просто не выживет. Или это состояние будет крайне нестабильным, и связи между двумя перспективами неизбежно и возникнут, и закрепятся... на необитаемом острове или в пустой лабораторной комнате с раздачей еды в углу.

Это верно. Однако может быть и такая ситуация, когда и общество, существующее в группе, и окружающая среда в целом поддерживают и поощряют внутреннюю свободу, способствуя её воспроизводству, разрывая и модерируя получающиеся связи.

"Зачем" это надо, я скажу потом. А сейчас я скажу, "как". Начну с двух анекдотов, скорее всего, известных читателю.

Первый. "Бомж, очнувшийся в углу привокзального туалета, избитый и замёрзший: "ну всё, сейчас выползу отсюда и под поезд, хватит уже". С кряхтением поднимается, видит на подоконнике недопитую бутылку водки с пятьюдесятью граммами на дне и еле-еле дымящий окурок. Хлебнул из одной, вдохнул из другого: "а жизнь-то налаживается!""

Второй. "На сегодняшнем колхозном собрании стоят два вопроса. Первый: починка хлева для крупного рогатого скота. Второй: построение коммунизма в мировом масштабе. В связи с отсутствием досок для починки предлагаю сразу перейти ко второму вопросу".

Внутренняя свобода - сочетание вот этих двух сюжетов. Когда человек, думая о своей жизни в долгосрочной перспективе, строит коммунизм в мировом масштабе, а думая о своём текущем состоянии, радуется окурку.

Как достичь такой внутренней свободы, знают в любой секте, не говоря уже о более сложных заведениях.

Начну с управления сиюминутным человеком. Тут работают две вещи.

Во-первых, нужно много быстрых раздражителей, "чтобы времени не было голову поднять". Дела, завязанные на эти раздражители, могут быть нужными здесь-и-сейчас или вполне бессмысленными, домашними или "по работе" - неважно. Важно, чтобы их было много, чтобы времени задуматься не было.

Во-вторых, это управляемая извне смена сиюминутных состояний - какие-нибудь покаяния, проповеди, экстазы, "я теперь новый человек, Джизус чмокнул меня". Можно и от противного, "в карцер на неделю", но это перерасход ресурса, ибо неделя против единственной проповеди - "все равно что плотник супротив столяра".

Продолжу управлением человеком большим и продолжительным. Тут работает одна вещь, зато с очень большой буквы.

Большому и продолжительному человеку скармливают какой-нибудь священный нарратив, "а вот как устроен мир от первой буквы до последней битвы". Будет ли это священное писание, пятичленка, заговор мировых элит - неважно, "и верёвочка сгодится". Главное, чтобы пациент уяснил своё место в великой и расписанной истории, в постепенном и предвиденном движении её тектонических плит.

Вкусовой добавкой здесь обычно становится чувство превосходства над окружающим быдлом ещё невовлечённой паствой: "я знаю истину".

И, наконец, всё сводится к задаче модерирования связей между этими двумя состояниями.

В чём это модерирование состоит?

Несуществующие связи типа "верую, ибо бессмысленно" оставляют, чтобы занимали место и расходовали процессорную мощность, чтобы "а я знаю, как оно всё" никуда не девалось.

А за всё остальное, что составляет попытку пациента самостоятельно установить проверяемую и/или воспроизводимую связь между собственными повседневными биениями и метаниями и грандиозной всемирностью - наказывают.

Можно наказывать за богохульство, можно за подрывную деятельность, можно просто высмеивать за собственные попытки толкования - мол, куда тебе, убогий, настоящим-то жрецом прикидываться, заткнись уже. Главное, чтобы работало.

Техническое оформление всего процесса - "второй сложный". Можно очень по-разному.

Это было "как". Теперь "зачем".

Отформатированного таким образом человека очень легко использовать - хотя бы и другому также отформатированному человеку, а не кому-то страшному и ужасному, владеющими тайными знаниями. Де-факто используют "однодневку", живущую от покаяния до экстаза или наоборот. Этой "однодневке" терять не то, чтобы совсем нечего, но очень мало. Опять же, удобный интерфейс, быстрый отклик, "выстрелил и забыл". Или не забыл, дело использующего. Вечная память.

Чтобы порадовать читателя цинизмом, отмечу, что использовать таким макаром человека или множество людей и в самом деле можно ради всеобщего блага в том или ином понимании.

Так как запасы цинизма у меня ещё не кончились, то укажу, что возможны и такие случаи, когда повседневные дела, оставляющие впечатление бессмысленности здесь-и-сейчас, на самом деле нужны и полезны. И здесь, и сейчас, - "объяснять некогда, работать надо" - и в долгосрочной перспективе.

Более того, большая вековечная доктрина, предоставленная пациенту, может статься и сложнее его представлений об окружающем мире, - то есть соображалка у окучиваемого развивается, а это всегда благо - и вполне себе срабатывать, выдавая достаточно убедительные объяснения простодушному пациенту; объяснения классом заметно выше, чем "верую, ибо бессмысленно". Может, даже лучшие объяснения из возможных на текущий момент. Наука, то-сё.

Правда, такое положение дел ограничено по времени с "большой" стороны. Особенно, если дела, ведомые таким образом, начинают получаться.

Человек, пришедший в город из деревни, где сохой на козе пашут, получивший образование на рабфаке, однообразно вытачивающий детали непонятного назначения на станке, переживающий множество ежедневно повторяющихся непривычностей, непонятностей и неудобств рабочего барака или коммунальной квартиры - и при этом мечтающий о коммунизме в мировом масштабе и сочувствующий борющимся за свободу трудящимся острова Борнео - понятен, а в силу своего низкого старта ещё и прогрессивен. Более того, так и надо, остальные пути ублюдочнее и кровавее.

Если что, то я считаю себя обязанным таким людям в местном прошлом несколько больше, чем царям-королям-вождям и, страшно вымолвить, даже больше, нежели кроваво распинаемой не успевшей эмигрировать интеллигенции невыносимо благородного происхождения. Почему? А потому, что я читаю книги не только сочинённые, но и напечатанные. Не будь тех людей, мне пришлось бы читать рукописи, дойди они до меня.

А вот когда обычный старт задаёт всеобщее среднее (добились), а у политрука методичка пожелтела... да, и к церквям, если что, это тоже относится... в этом случае дело скатывается к секте.

Ограничение и упрощение "большой" картины сравнительно с существующим уровнем знаний об окружающем мире. Прямое заваливание быдла паствы сиюминутными делами и неудобствами, "лишь бы головы не поднимали". И продолжающееся использование. Правда, интерфейс становится всё неудобнее, а отклик - всё медленнее. Пока машина не останавливается потому, что люди отказываются от внутренней свободы и начинают думать о себе.

Собственно, всё. Надеюсь, читатель понимает, что я не претендую на применение этой вполне лабораторной картины к общественной жизни во всём её многообразии персонажей и обстоятельств.

Я описал внутреннюю свободу как одно возможных состояний индивида: отнюдь не стабильное, отнюдь не постоянное и отнюдь не имевшее место у сотен миллионов на протяжении десятилетий и столетий. Однако я полагаю, что это явление было достаточно массовым, чтобы оно работало, чтобы на него полагались.

Более того, я полагаю, что оно осталось, что оно работает, и что на него полагаются. Иначе рекламы не было бы как явления, а количество откровений от медиа-производств и интернет-ремесленников о том, как устроены мир, история и политика, было бы на порядки меньшим (хотя кто бы говорил, да).

И тем не менее, спасибо за внимание. Вакцины вам поскорее.


Tags: общество, политика, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments