Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Некоторые вопросы охоты на саблезубых тигров, или "Догнать" без "перегнать".

Сцена первая. Первобытный лес. Не менее первобытная девочка собирает там цветочки и грибочки, а то шаман уже почти отрезвел, а такое для племени хорошим не кончается. В кустах всхрап. Крупный план: личико девочки с выступающим полуобезьяньим подбородком и преисполненными ужаса глазёнками. Не менее крупный план: из кустов высовывается морда... этого, как его... махайрода. Громкий рык. Громкий визг. Ещё более громкий рык. Тёмный экран. Грете Тунберг суждено произойти от кого-то другого.

Сцена вторая, очень короткая. За кадром бьют... ну, не барабаны, до них ещё долго. Так, деревом по дереву ритма ради. За тем же кадром топочут босыми пятками по убитой земле, а контрапунктом взрёвывает счастливый шаман. Крупный план: голова упомянутого саблезубого тигра рядом с каким-то тотемом или священным камнем или на что хватит бюджета. Отблески огня - наверное, тоже священного. Играют тени. Видно, что голову махайроду отчекрыживали скорее старательно, чем умело, и до скальпелей с бензопилами тут ещё дольше, чем до барабанов. Да и один из клыков сильно укорочен, так что он теперь не совсем саблезубый, а так, сабля с кинжалом - впрочем, про дэнженмастеров тут тоже не слышали.

Переход от сцены первой к сцене второй может статься множеством способов и путей.

Вот два крайних.

Первый крайний путь. Один из членов племени, преисполненный сумрачной ярости из-за махайродовых бесчинств, встаёт, бьёт себя в грудь, даёт клятву, уходит поститься, беседовать с духами воды, воздуха, земли и ещё чего-нибудь, получает благословение от мучимого ломкой шамана, находит кусок метеоритного железа вместо обычного кремня (до того он ещё выслушивает легенду про упавшую звезду), после трёх дней борьбы с древним дубом и котом учёным, ходящим по цепи, выламывает действительно прочную палку, благословляет получившееся оружие у тех же самых духов и почти того же самого шамана и выходит на смертный бой с мировым злом в лице махайрода, потому что так жить нельзя. Бой яростен, продолжителен и переполнен моментами, когда всё могло пойти очень по-разному.

Итак, что у нас здесь? Становление личности, преодоление трудностей, вызов невзгодам, череда тяжёлых и неоднозначных жизненных выборов, храбрость и решительность, немыслимый ранее подвиг...

Второй крайний путь. Возле вечернего почти пионерского костра один из мужиков, не самый сильный, умный или хваткий, говорит - в основном мимикой и жестами: "ну чё, достала уже котяра". "Ну чё", соглашаются собравшиеся. Берут обычные дубины и копья и числом в пару дюжин отправляются к логову: где оно, и так понятно, потому что хищники мясо жрут, их дерьмо воняет сильно. Махайрод при виде визитёров сперва не верит своему счастью, а потом понимает, что правильно не верил. Нет, одного он убил, а второй долго не протянет, до слова "сепсис" тут ещё десятки тысяч лет. Однако это утешительный приз, да ещё такой, которым насладиться не успеешь.

А здесь у нас что? Трупами завалили.

О, я мог бы изложить истории так, что в первом случае махайрода победил бы только пятнадцатый соискатель, причём тоже не выжил бы (время героев); а во втором никаких дубин и трупов, только яма с кольями на дне (12 шт.) и отчаянно блеющим ягнёнком (1 шт.), плюс растяжения мышц от тяжёлой работы (35 шт.) (быдляцкие уловки).

Конечно, это экстремумы. В реальной жизни (такая, наверное, тоже есть) проблемы решают через комбинацию личного и коммунального подходов. И эти подходы равноценны.

Не в смысле "одинаково хороши в любом случае", а в смысле "отказ от любого из них ухудшит любую ситуацию".

Нравиться могут и тот, и другой подходы: отдавать какому-то из них преимущество, быть сторонником - это нормально и естественно.

Что ненормально и неестественно, так это систематический публичный перекос в пользу личного подхода за счёт коммунального даже на уровне описаний. Особенно перманентный.

Систематический и перманентный перекос, когда вдохновенная или натужная, плохо или хорошо оплачиваемая привлекательность "становления личности" против "трупами завалили" на протяжении сотен лет ведёт к утере обывателем понимания упомянутой выше равноценности ("подходы равноценны") при составлении упомянутой ещё выше комбинации ("проблемы решают через комбинацию") в той или иной жизненной ситуации.

Перекос, когда пресловутая "личность" торжествует безотносительно начальных условий просто потому, что она "личность". А про те "личности", которые допрыгались в процессе, предшествующем торжеству, истории в лице историков не сообщают.

Особенно интересным и исторически близким здесь оказывается положение дел у "левых" демагогов (термин технический, "говорящие с народом"). Используя обороты своих "правых" собратьев, они получают дыру под ватерлинией во всяком открытом противостоянии с ними.

Впрочем, при отсутствии этого противостояния "левые" демагоги вполне могут одолжаться у той "правой" риторики, которая задавала публичные дискурсы на протяжении столетий. Экономить усилия.

Понятно, что ответка за это со временем всё равно придёт, и окормляемому "левыми" демагогами обществу придётся кисло.

Пример? Извольте. Очевидное следствие применения личного подхода в группе - конкуренция. Формула конкуренции? Правильно, "догнать и перегнать". Это Ленин, сентябрь 1917. В тогдашней России "левая" демагогия торжествовала - стало быть, можно. Не спросят.

Сталин этого Ленина цитирует, - именно что ссылаясь на него по очевидным причинам - однако у Сталина есть интересные оговорочки вроде "современная крупная промышленность, не только не уступающая, но могущая со временем превзойти промышленность капиталистических стран". Может быть, превзойдём. Если нужно будет. Пока надо "не уступать".

Тому же Ленину приписывается следующее толкование "догнать и перегнать":

"прежде всего необходимость возможно скорее и всяческими мерами подгноить, разложить, разрушить её экономическое и политическое равновесие, подточить его и, таким образом, раздробить её силу и волю к сопротивлению. Только после этого мы сможем надеяться практически "догнать и перегнать" Соединенные Штаты и их цивилизацию"

(миссис Пелоси, это было очень, очень давно, Вы тогда ещё замуж не вышли - пожалуйста, не визжите так громко, меня люди читают).

Вот это уже коммунальный подход, хотя и загрязнённый тем самым перекосом в пользу личного подхода - поэтому у меня есть подозрение: читатель, потомок десятков поколений крестьян, знакомясь с приписываемой Ленину цитатой, сделал аристократическое лицо, принял величественную позу и сказал "быдляцкие уловки".

Коммунальный подход корректно сформулирован Сталиным в знаменитом "Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут."

Вот здесь загрязнения нет. Коммунальное - это "догнать" без "перегнать".

Ну, а потом был Хрущёв - и как же прекрасно его версия "догнать и перегнать" отформатировала советского человека на десятилетия вперёд. Сколь великолепно это "догнать и перегнать", заимствованное у Ленина, обосновывало всякое сравнение с условным, а то и свежевыдуманным Западом в перестроечных дискуссиях. Более того, придавало такому сравнению статус ultima ratio. Цветы в бутылках из-под "Кока-колы".

К чему я это всё.

Граждане "левые", я читаю и вас, и "правых". Если хотите отыграть тот гандикап, о котором идёт речь, - а он нарабатывался, повторяю, столетиями и тысячелетиями, всё то время, когда буквы на пергаменте ещё чего-то стоили, и за них платили те, кто трахали крестьянских малолеток - то вот Вам ключевой, предельный и абсолютный вопрос вашего "левого дискурса": как объяснить аудитории, что заваливать трупами - тоже хорошо? Какие слова к этому разъяснению использовать или изобрести, и как их применять? Как теоретически предусмотреть огромный спектр ситуаций между "со мной не спорят потому, что не замечают" и "со мной не спорят потому, что я всех перестрелял" - ну, тот спектр ситуаций, когда вообще спорят?

Граждане "правые", я читаю и вас, и "левых". Не расслабляйтесь. Наработанное за тысячи лет преимущество очень велико, но всё же конечно, и не надо возводить его в естественное состояние мироздания и в его изначальные законы, подтверждая такое возведение поцелуем воображаемого боженьки в сияющую попку на чудотворной иконе.

Есть у меня подозрения, что большая часть саблезубых бедолаг, которым не повезло оказаться в пределах досягаемости стаи обезьян, обнаглевших до прямоходящести, погибла не в героическом бою один-на-один с личностью, претерпевшей становление, а в той самой яме с кольями (12 шт.) и и отчаянно блеющим ягнёнком (1 шт.).

Спасибо за внимание.


Tags: дыбр, искусство, история, общество, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments