Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

Политическое. Виртуально даже предвыборное.

Светлого вам будущего в хату.

Пара пунктов программы партии, что рискнула бы переустроить общество по лекалам "северной этики", о которой я тут столько рассуждал. Счастья для всех, и чтобы ни один обиженный не ушёл.

Центральным моментом в несуществующей программе сталась бы "культура потребления". Её можно обернуть в любые лозунги и нести под знамёнами любой расцветки, применяя в оправдание или осуждение любых исторических обстоятельств. Пока окружающие не спохватятся, конечно.

Что означает это словосочетание и как оно связано с моими рассуждениями об этике?

Торжествующая ныне "третья этическая система", "западная этика" основана на правиле "другие должны делать мне то, что я делаю им". Как учит нас подданный Российской империи Иммануил Кант, "поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом".

Если подумать, откуда могло такое взяться, как вообще мог случиться переход от "первой этической" или "второй этической" с их "я должен им" к "третьей" с её "они должны мне", то ответ видится мне следующий: это облегчает себе работу начальник или продавец.

Достаточно очевидно, что всякая этическая эволюция общества, изменение в нём правил двусторонних отношений, - разговора с соседом - есть адаптация к уже произошедшим изменениям в отношениях односторонних, когда соседа ещё не спрашивают.

То бишь сперва в обществе изменяются понятия о пользе или о превосходстве (под воздействием в свою очередь внешних материальных факторов), а потом в тех же головах - или в головах потомков - происходит изменение понятия о справедливости.

В случае перехода к "третьей этической", к Кантову императиву, для ценности пользы эта система оказывается правилами поведения на рынке с большим ассортиментом, когда продавец уже не понимает, как сделаны и что представляют собой продаваемые им вещи (он не гильдейский мастер-изготовитель), однако заинтересован в том, чтобы их продать.

Очевидно, что выигрышная стратегия здесь, построенная на экономии времени - обкорнать покупателей, навязать им правила поведения на рынке. А самая простая её реализация - задать себя примером для подражания. "Я во фраке с бабочкой улыбаюсь вам из-за прилавка. Чтобы зайти в мою лавку, фраки вроде моего напялили и улыбку растянули, а бабочки я Вам как раз продам".

Здравствуй, "западное полюдье", "все должны делать то же, что и я", здравствуй, рынок, вечный и бесконечный, единственно возможный в рамках "западной этики", вырождающийся в "диктатуру продавца" - того, кто делает возможным обмен (покупатель - тот, кто делает его реальным).

Ах да, вопрос о власти, сиречь о ценности превосходства, в "третьей этической"? Я тут Константина А. Крылова цитировать не стану, я сэра Терри процитирую. Как выражался лорд Ветинари: "Вы можете делать всё, что хотите, пока делаете то, что хочу я". Третья этическая, капитализм, свобода, Анк-Мор... извините, Лонд... ах нет, города северной Италии, четырнадцатый век и так далее, банкирский дом Медичи и тому подобное.

И только теперь "четвёртая этическая", тот "север", который я желаю учинить вокруг. "Другие не должны делать мне того, чего я им не делаю" суть девиз покупателя, окружённого множеством продавцов. Это понимание защиты от множества разнообразных навязываемых сделок как дела доброго и правильного.

Теперь, надеюсь, ясно, почему я покусился на словосочетание "культура потребления"? - это штамп, самый близкий по теме. "Цивилизация спроса" звучит красиво, но непривычно. Хотя... наверное, возьмусь за термин. Интересно, у кого украл?

Итак, в моей несуществующей программе истинной сверхновой сияло бы требование ограничения рекламы вообще и совершенного запрета рекламы обезличенной.

Конечно же, на своей территории хозяин - барин, и продавец вправе окучивать всякого бедолагу, забредшего на эту территорию, так, как ему, продавцу, заблагорассудится. Однако вне этой территории предложение сделки должно проходить в режиме "прошу Вашего внимания", а не "прошу Вашего внимания". Внимание - это начало переживания, это напрямую время жизни, если что. Так что "Вашего", а не "внимания".

В тени объявленной сверхновой притаились бы гораздо менее приятные для потребителя обстоятельства. Которые я считаю правильными.

Сначала рассуждение.

Государство - это производитель общественного порядка в великой и обильной земле. Что такое общественный порядок? Это набор ограничений по способам и обстоятельствам производства и потребления доверия в обществе. Что такое моё доверие к Вам? Это моя возможность предсказывать Ваше поведение. Зачем нужен общественный порядок? Чтобы доверия в обществе производилось больше, а расходовалось оно экономнее.

Каждый из нас в общественной жизни потребляет чужое доверие; "каждый" потому, что людей, безошибочно предсказуемых в любых обстоятельствах, не бывает. Следовательно, каждый из нас потребляет и общественный порядок. Когда я ем, я потребляю не только углеводы с жирами, но ещё и использую износ кухонных инструментов, например.

Государство, производитель и неизбежно продавец общественного порядка, знает о нас, его покупателях и потребителях, очень много. И большинство из нас это обстоятельство совершенно не напрягает - более того, оно видимо чем-то естественным. Спрашивается в задачнике: почему того же нельзя позволить остальным производителям и продавцам? Можно, говорю я.

Я говорю о спонсируемом государством представлении потребителя в единой информационной системе с правом внешних предложений только по обозначенным им, потребителем, потребностям. Я говорю о постановке грамотности в обозначении этих предложений потребителем, начиная со школы. Я говорю о техническом и культурном обеспечении таких предложений.

Немного о культурном вызове отдельно. Понятно, что в этот список потребитель не рискнёт допускать такие товары, эффекты от потребления которых собою он не может контролировать. Не рискнёт с тем, чтобы "не давать карты в руки", возможности по управлению собой. Однако способность к самоконтролю у разных людей разная. Отсюда задача совмещения этих способностей в обществе "цивилизации спроса" становится определяющей в задаче обеспечения той самой общественной деятельности. Грубо говоря: один в тициановой "Афродите Анадиомене" видит набор техник, архетипов, заявлений и подач, а другой толстую голую бабу, бгыгыгыгы, у меня хер стоит, ыыы - и вот как их двоих заставить вместе копать расстрельный ров строить космодром - вот культурная задача.

И да, я говорю об исключительности такой единой информационной системы в суверенном обществе, то есть о наказуемости получения вне этой системы и применения в общении с гражданином сведений о его потребностях плюс-минус список исключений ("медицинская тайна" и проч.). Отсюда уже следуют требования к зарубежным производителям и продавцам и спонсирующим их суверенам, то есть "международная политика".

Здесь я прекращу свои рацеи, ибо, во-первых, и так уже сказано достаточно, а во-вторых, без дополнительных рассуждений о предприятии изложенное выше очень легко понять как рекламу "диктатуры покупателя", а та не лучше и не хуже "диктатуры продавца", при которой мы сейчас живём.

Спасибо за внимание.


Tags: общество, политика, теория, футуризм, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments