Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

Как их не любить. Идеи.

Я продолжу рассуждение, начатое неделю назад ("Почему они нас не любят..."). Опять же соберу записи, сделанные навскидку в обрывки свободного времени - его не то, чтобы меньше, чем обычно, но оно по-другому распределено, и прежние привычки с ним в контрах.

В прошлый раз было "кто виноват", теперь же попробую подойти к теме "что делать". Как именно их, "западных", не любить.

Допущения следующие. Я играю за российское общество и за РФ как государство этого общества, при этом не оказываю ритуального уважения тем или иным сущностям, с ними связанным - текст и так получился длинный, так что уж лучше покороче, где возможно, а цинизм читатель простит, куда денется.

1. Для того, чтобы... нет, не "выигрывать"... скажем так: чтобы РФ могла вести информационное противостояние с враждебными государствами, блоками государств или иными политическими сущностями не хуже, чем она ведёт противостояние с ними в иных областях (хе-хе-хе), совершенно недостаточен тот реактивный подход "разоблачений и опровержений", на котором сейчас процветает медийное сообщество профессиональных лоялистов.

Информационное давление, оказываемое на РФ извне, я полагаю побочным продуктом обыденной, повседневной работы западной пропаганды, которая своей основной целью имеет обеспечение гражданского мира в западном обществе через разъяснение его, западного общества, высочайшего из возможных морально-этического уровня.

Остальные общества - российское в том числе - в этой картине изначально обречены на роль отрицательных примеров, примеров неспособности или нежелания соответствовать сколь угодно надуманным и химерическим "мировым стандартам". Бонусы условного "запада" от трансляции такой картины на само российское общество: комплекс национальной неполноценности и следующая из него невозможность последовательной и продуманной защиты собственных интересов (в том числе защиты национальных интересов через государственную деятельность).

Реактивный подход со стороны РФ в этой рамке ожидаем, предсказуем, безуспешен и вполне может быть использован для усугубления описанного эффекта.

Для того, чтобы надеяться на полноценное информационное противостояние, РФ необходим активный подход, основанный на такой же презумпции предельно возможного морально-этического уровня российского общества.

Это не поштучное отбивание конкретных риторических атак в надежде на аплодисменты и премии. Это перманентная работа по площадям и скорее скучная сама по себе борьба за умы. В первую и главную очередь за умы российских граждан.

2. Речь не идёт и о другой грани реактивного подхода, то бишь о копировании готовых "западных" хвалебных сопелок и пылких ругалок с переписыванием имён собственных в них и о дальнейших попытках перекричать этими клонами "западную" пропаганду.

Речь идёт о задании и поддержании собственного, оригинального подхода к формулированию и ведению такой пропаганды, которая могла бы обеспечить гражданский мир в российском обществе, не препятствуя при этом усложнению общественной деятельности в нём.

Повторю, достичь этого невозможно без согласия общества с тем, что оно правильное, без согласия с презумпцией собственного морально-этического уровня, наилучшего из возможных - и именно этот уровень должен быть постоянно предлагаем и объясняем российскому обществу пропагандой. Только тогда сложные действия в общественной деятельности на территории РФ будут востребованы.

Действиями простыми и сразу понятными "валят плохое", а "продвигать хорошее" можно только действиями сложными, многоплановыми и неоднозначными.

3. Я многократно повторял (и буду повторять, не косорыльтесь, если уж влезли под кат) работу "Поведение", где отмечено, что условно "западное" понятие о справедливости и основанные на нём подходы к общественной деятельности заданы категорическим императивом Канта: "...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом" ("другие должны делать тебе то, что ты делаешь им").

Согласно той же работе я считаю, что в российском обществе и понятие о справедливости, и основанные на нём подходы к общественной деятельности заданы иным императивом, который в подражание великому философу можно сформулировать примерно как "не допускай поступков ни своих, ни в отношении себя, осуществляемых согласно таким максимам, которым ты не желаешь стать всеобщими законами" ("другие не должны делать тебе того, чего ты им не делаешь").

Отдельно замечу, что я полагаю такое положение дел следствием вполне материальных причин - однако об этом и было, и будет не в этом тексте.

Эти отличные друг от друга императивы задают и различные понятия о "хорошем" и "плохом". Здесь находится место для оригинальности собственного подхода из п. 2. "Самые лучшие из возможных" на "западе" и у нас окажутся отнюдь не идентичны.

4. Как можно быть "хуже" кого-то по Канту? - и не просто "хуже" кого-то совершенного и идеального, а "ещё хуже" кого-то вполне мирского, кто знает и признаёт за собой грехи и несоответствие идеалу, но уверен в том, что все остальные "ещё хуже"?

"Несоответствие идеалу" здесь сказывается в том, что субъект "мешает другим добиваться того, чего не прочь добиться сам", причём мешает не собственными усилиями по достижению, - то есть не в режиме "честного" состязания, конкуренции - а лишает других самой возможности соперничать с собой. Отсюда та максима, которой он руководствуется в каждом отдельном случае, в принципе не может стать всеобщим законом.

Следовательно, тот, кто "ещё хуже", подлежит изобличению именно в этом ключе, с точкой отсчёта от собственных грехов - "они ещё хуже". Они ещё больше, чаще, успешнее, безуспешнее, уродливее "мешают другим добиваться того, чего не прочь добиться сами".

Это, если хотите, основа того, что сейчас лоялисты называют "русофобией" (некоего спектра доктрин, направленных в том числе против РФ как субъекта). "Чтобы стать лучше", РФ и/или администрация РФ обязаны по сугубо декларативным основаниям признавать чужую сколь угодно фиктивную субъектность, как достаточное и обязательное основание для поддержания с её носителем конкурентных, состязательных, "уважительных" отношений.

Следствием такого признания становится уже волюнтаризация самих правил признанной "конкуренции" с их поворотом против РФ и/или администрации РФ.

Вражеские представления об РФ и основанные на них обвинения против РФ как субъекта создаваемы по этой формуле: провозглашение недостатком российского отказа уделять внимание каким-то сущностям и группам; в случае наличия такого внимания огрехом становится уже российский отказ соблюдать произвольно сформулированные правила в отношениях с этими сущностями и группами на основе признания своей равнозначности им - и, в дальнейшем, через волюнтаризацию правил этих отношений, признания своей неполноценности перед ними.

Важно понимать, что такие обвинения очень трудно теоретически опровергнуть, то есть даже чисто логически сложно доказать отсутствие отказа... более того, сами усилия по такому доказательству ("нет, мы вас на самом деле любим!") легко могут выродиться в уступки и сдачи уже вполне материальные, в ублажение и задабривание обвинителя (см. п. 1 настоящего текста).

Если указывать на такую практику во времена, когда РФ ещё не было, то национальное строительство в СССР - полностью или частично, в зависимости от того, с кем спорите - воплощало в себе именно этот подход, признание и поощрение чужой фиктивной субъектности, стремление не выглядеть "плохими по Канту".

5. Как можно оказаться "хуже" кого-то уже не по Канту, а в смысле изложенного выше императива "не допускай поступков ни своих, ни в отношении себя, осуществляемых согласно таким максимам, которым ты не желаешь стать всеобщими законами"?

Очевидно, признаком худшего здесь будет бессилие, то есть неспособность предотвратить или прекратить гадость в отношении себя или неспособность сдержать себя от скатывания к гадости или продолжения её.

Основой здоровой ксенофобии тут могли бы стать декларация и постоянное подтверждение такого вражеского бессилия как вражеской плохизны. Не могут обуздать разбушевавшихся негров, да.

В качестве другого примера можно напомнить, что одной из козырных карт советской пропаганды какое-то время были тезисы о неспособности "загнивающего капитализма" избежать кризисов - неприятностей периодических и предсказуемых.

Подчеркну, что такая ксенофобия должна быть всего лишь побочным продуктом успешно работающей пропаганды, нацеленной на поддержание мира в самом российском обществе через его постоянное расхваливание как самого морального из возможных.

6. Ну вот как-то так. Опровержение и недопущение бессилия в смысле п. 5 у "хороших"/"наших" и его провозглашение у "плохих"/"чужих".

Это и есть пропаганда, способная убедить общество в РФ в его, общества, правильности и превосходстве над остальной планетой.

Это может обеспечить усложнение общественной (в том числе экономической и политической) деятельности в РФ в смысле п. 2.

Это должно бороться за умы со всесильной "западной" пропагандой, решая задачу, поставленную в п. 1.

7. Примеры? - спросит читатель. Или не спросит потому, что и так видит... ну, скажем, российский культ Победы. О, я далёк от мысли, что это направление пропаганды в РФ обязано собой рассуждениям, близким к изложенным выше. Скорее уж здесь понимание, что от некоторых вещей население не откажется в обозримые сроки и за разумную цену - и "если нельзя предотвратить, надо возглавить".

Победа с любой буквы и в любом деле - это в чистом виде признак и доказательство силы. Вольно смеяться над украинским обезьянником с тамошними высосанными из чего угодно "пэрэмохами" - ровно до тех пор, пока не задашься вопросом, а как восьмибитный люд из западных областей этой миллионолетней державы заставил жителей восточных её областей убивать своих соседей. Понятно, что обманул, но как?.. и я предлагаю "пэрэмохи" в качестве объяснения. Да, палеолитический уровень подхода, сивуха вместо коньяка, но сработало, ибо окучиваемые понимали это, как нечто правильное из п.3.

Другой стороной здесь будет сила как самообладание, способность не срываться, умение сдерживать себя, при этом преследуя цель долго, упорно и системно. Эталоном в российской популярной истории я бы назвал образ Сталина, особенно взятый относительно образа Гитлера.

8. Итого, когда я опущусь до измышления партийных программ, то мои предложения по вопросу организации тираническим режимом промывания мозгов угнетённых граждан будут производными от следующих идей.

Идея первая. Составление, визирование и продвижение в зависимые от государства СМИ протокола подачи новостей... особо подчёркиваю: не отбора новостей или преобразования их в угоду заказчику, а подачи, изложения!.. так вот, протокола подачи новостей через описание произошедших событий как противоборства сил. Природных, общественных, экономических, политических, национальных, расовых, классовых, исторических, религиозных, да каких угодно - но противоборства сил.

Да, "у верблюда два горба потому, что жизнь - борьба"©.

Кто составляет? Да любой профессионал на казённом жалованьи после того, как отсмеётся над п.п. 5 и 6 настоящего текста. Кто визирует? Народные избранники, для чего-то же они нужны, а уж станется это закон или декларация или что-то ещё - "второй сложный". Насчёт продвижения я думаю, что здесь пряник уместнее кнута, так что в большей степени премии, благодарности и конкурсы, нежели штрафы, выговоры и проверки.

Идея вторая. Понимание пораженчества как формы антиобщественного поведения с введением административного и уголовного преследования за распространение пораженческих настроений и практик. Мера опасности того или иного случая пораженчества и, соответственно, надлежащие способы его купирования задают множество не то, что вторых, а тысяча вторых сложных вопросов, а мои заметки и так уже собрались в длинный текст.

Всё же укажу, что речь отнюдь не идёт всего лишь о неодобрении ведомой правительством в настоящий момент войны с предложением выхода из неё любой ценой (привет большевикам): это частный случай пораженчества, для которого к тому же потребен актуальный внешний противник.

Нет, я говорю о весьма широком спектре п(р)оступков: от широковещательной пропаганды бессилия или такой же пропаганды отказа от самообладания до уничтожения того или иного предприятия (в самом широком смысле, "совместного действия в расчёте на будущий результат") таким бессилием.

Страшно? Не страшнее пресловутой "политкорректности" и намного полезнее.

Нужно это не для того, чтобы "помучить, потерзать" население - вал по приговорам, сколь угодно мягким, тут совершенно не важен. Это нужно для создания точки отсчёта для силы, для борьбы - чтобы бессилие было показано и объяснено официально.

Идея третья. Предотвращение бессилия и его индикация как совокупность задач культуры. За что платить сочинителям и критикам деньгами и славой. Здесь нужно указать на неочевидное на первый взгляд обстоятельство: сила или её отсутствие по-разному смотрятся на разных временных перспективах - и лишь культура способна обеспечить такой просмотр через популярную историю, через футуристические фантазии, через насыщение современного пространства разновсякими сюжетами и нарративами со своими собственными временами и их различными скоростями.

Если хотите, то тут уже можно сформулировать хоть какой-то набор критериев для выведения соответствующей общественной прослойки вместо того, что мы имеем в РФ сейчас. И я рискну утверждать, что это будет лучший набор критериев, чем те, что основаны на верности нынешней версии флага, на расчёте на премии от настоящих белых людей и на собственных карманах, распираемых кукишами в адрес режима.

9. Ладно, хватит. К весьма спорной на первый взгляд "идее второй" из п. 8 я ещё вернусь - её очень легко свести к абсурду и ещё легче понять неправильно, как и любое объявление какой-то приятной привычки вредной для здоровья. Пока же спасибо за внимание.

ПостСкриптум. Ах да, такой длинный текст и никому не посвятить - нехорошо. Посвящается тётке Крее из SW KOTOR II: TSL. Понимала дама насчёт Силы.


Tags: общество, теория, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments