Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

Ещё раз о предпринимательстве. Апология мистера Вольфа.

Посвящается мистеру Вольфу.

Запишу, чтобы не забыть. Хотя вроде бы уже записывал и забыл.

Предприимчивость: склонность субъекта к самостоятельным усилиям по достижению желательного будущего. Сам гребёт, а не течением несёт. При этом точность и корректность представлений субъекта о будущем или о способах его достижения - "второй сложный". Errare humanum est ("бабушка надвое сказала").

Предприятие: набор инструментов по достижению субъектом желательного будущего, начиная с собственного тела субъекта ("накачать мышцы, чтобы набить оскорбителю морду").

Наконец, предпринимательская деятельность: деятельность субъекта по использованию предприятия в порядке предприимчивости.

В "южной" и "восточной" этической системах правильное поведение субъекта ограничено поведением окружающих, напомню императивы:

- "юг": "я должен делать другим то, что они делают мне";
- "восток": "я не должен делать другим того, чего они мне не делают",

а генератором нового поведения здесь выступает окружающая природа, происходящее в ней - чтобы "другие", "все", на которых я смотрю и к которым я отношусь, начали что-то делать или, наоборот, перестали.

"Все побежали [от какого-нибудь махайрода или за какой-нибудь антилопой], и я побежал" - это "юг".

"Все запасаются на зиму, чтобы у меня не попрошайничать, и я должен запастись, чтобы не попрошайничать у других" - это "восток".

Предпринимательство, "начать что-то первым и заблаговременно", здесь выступает как опережающая реакция на вовремя распознанную пакость природы, происходящую или грозящую. И, обычно, уже случавшуюся, так что её можно заблаговременно распознать - читай: предвидеть.

Если её нет, то "никто никуда не идёт", а те, кто эту пакость вовремя не распознают, на "южного" или "восточного" предпринимателя смотрят, как на плохого человека, а при возможности норовят его заткнуть.

Что не отменяет и обратного случая, когда "южные" или "восточные" подлецы и насильники оправдывают свои сейчасные выкрутасы некими будущими всеобщими неприятностями.

А вот "западная" и "северная" этические системы заведены на ограничение поведения окружающих поведением субъекта, и предпринимательство они прямо называют вещью хорошей, их императивы:

- "запад": "другие должны делать мне то, что я делаю им";
- "север": "другие не должны делать мне того, чего я им не делаю",

подразумевают, что субъект видит какое-то будущее, себя и других в нём, и пытается этих других как-то застроить, работая на опережение.

Различие здесь в том, что "западное" предпринимательство работает на воплощение желательного [для предпринимателя] варианта будущего, - всё будущее сворачивается в воронку полюдья* "все делают то, что делаю я" - а "северное" заточено на отсечение нежелательных вариантов - "никто не делает того, чего я не делаю".

Эффектом "западного" предпринимательства оказывается наращивание количества актуальных связей в обществе ("все ко мне, все за мной"), а эффектом "северного" - наращивание количества потенциальных связей в обществе ("делайте, что хотите, только от меня отстаньте").

С экономической точки зрения "западная" этика - это "место силы" производителя и продавца, когда производство и распространение вещей и услуг одновременно производит, воплощает, реализует, распространяет само общество, живущее по "западному" императиву, увеличивает количество этого/такого общества в группе людей. Отсюда институты брендов и клиентуры, отсюда всепроникающая реклама, отсюда намеренное ограничение срока годности вещей и услуг, отсюда мода как сиюминутное и непрестанно меняющееся подражание в потреблении и проч., правильные именно с "западной" точки зрения.

С экономической точки зрения "северная" этика спонсирует производство "вечных" вещей ("вот мой шедевр вам, а теперь отгребитесь") и "окончательных решений" тех или иных проблем, то есть не поощряет воспроизводства общества через экономическую активность. Не воспрещает, но и не поощряет.


Именно поэтому с экономоцентрической точки зрения (капиталистической или социалистической, неважно - УПДАТЕ. Важно, что хрематистической) "западная" этика всегда будет крыть "северную" (а остальные две тем более), как бык овцу, а мистер Вольф на "западе" будет выглядеть ярмарочным экспонатом, уместным в гротескной комедии, но неприменимым в повседневной жизни.

В этом, по моему мнению, заключаются как источник верований в "безальтернативность рынка" в его "западной" модификации, так и попустительство распространению экономического взгляда на всякую общественную деятельность.

Из всего изложенного следует множество выводов, и я к ним ещё вернусь в этом скромном блоге.

Покамест спасибо за внимание.

* - полюдье: этический императив, упрощённый с "они делают мне" или "я делаю им" до "все делают мне" и "я делаю всем". Источник этики, её основа и одновременно её соперник во всяком обществе.


Tags: общество, теория, экономика, этика
Subscribe

  • Пикейное. О том, почему война в прекрасном далёке всё же будет.

    Не мундир надеваю с наградами, за отсутствием оного, а Пикейный жилет без них. То есть жилет я надеваю из сложносочинённого материала, обычная…

  • Прекрасного далёка вам.

    Я атеист, мне на религиозные темы прогнозировать неуместно. С другой стороны, почему бы и нет, в предтечи ведь не прошусь, место свободно.…

  • 42.

    Сижу, никого не трогаю, починяю примус, читаю презентацию правительства Российской Федерации: стратегические инициативы 2024/2030. Нет, начальное…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments

  • Пикейное. О том, почему война в прекрасном далёке всё же будет.

    Не мундир надеваю с наградами, за отсутствием оного, а Пикейный жилет без них. То есть жилет я надеваю из сложносочинённого материала, обычная…

  • Прекрасного далёка вам.

    Я атеист, мне на религиозные темы прогнозировать неуместно. С другой стороны, почему бы и нет, в предтечи ведь не прошусь, место свободно.…

  • 42.

    Сижу, никого не трогаю, починяю примус, читаю презентацию правительства Российской Федерации: стратегические инициативы 2024/2030. Нет, начальное…