Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

О моём понимании "этноса".

"Этнос" - слово заслуженное. С такой массой заслуг перед всеми и каждым на протяжении десятилетий, что опираться на некое единое словарное значение этого слова не вижу возможности.

Искривление позвоночника под излишним грузом, изволите видеть.

Голос с небес, от участников "гонок на лафетах": если уж развлекаешься теоретическими построениями, то будь любезен пояснить столь заслуженное слово через оные построения, чтобы дальше нашлось, куда кивать с честным лицом.

Так точно, Константин Устинович! Этим я и займусь. Нет, не киванием с честным лицом (у меня его нет - недавняя фотография на паспорт возопила об этом миру), а всего лишь пояснениями.

Пояснения заумные, предупреждаю сразу. Посему либо не лезьте под кат, либо потом не жалуйтесь. В порядке подсказки вариант win/win: влезть, ничего не понять и с презрительным лицом отправить автора в Википедию. Жду с нетерпением.

А если без кривляния в пяти предыдущих абзацах, то сугубое "имхо" по "этносу".

Сначала напомню то определение общества, которого придерживаюсь я (из работы "Поведение", Вы уже догадались).

Общество - это сила, соединяющая людей в группе вместе; общество - это возможность совместных действий в группе людей.

Общество и группа, в которой оно существует - разные вещи. Группой могут быть двадцать человек в двадцати камерах-одиночках на одном и том же этаже тюрьмы без возможности перестукиваться. Общества там нет.

Я полагаю, что общество в группе может быть неоднородным, анизотропным.

Поясню. Субъект, делающий какое-то дело, всегда будет его делать его путём самым лёгким и/или простым. Если это не так для стороннего наблюдателя, то либо субъект не знает, что существует способ легче и/или проще, либо одновременно делает ещё какое-то дело, которое наблюдатель не принимает во внимание. Скажем, добивается ачивки лучшей посмертной участи за своё благочестие.

Для проведения совместной деятельности выбор самого лёгкого и/или простого пути включает в себя и выбор соучастников.

Если принять, что соучастники отличаются друг от друга, то разные части общества, разные возможности одной и той же совместной деятельности в разной команде тоже будут отличаться.

Это был длинный и заумный способ высказать очевидное: "с кем-то дела вести лучше".

Такое отличие создаёт неоднородность в обществе, его разную силу в отношениях между разными людьми.

Как осознаёт эту неоднородность субъект, собирающийся на совместное дело? Через разную предсказуемость поведения разных кандидатов в контрагенты. Эту предсказуемость создают и общий язык (не только словесный), и компетентность, и репутация, и горизонт планирования.

Можно ли контрагенту создать эту предсказуемость намеренно или намеренно разрушить её? Да, конечно.

Язык можно выучить, делу можно обучиться, репутацию можно заработать, планы можно составить, - или наоборот, забыть и разучиться - и тем изменить расклады по своему или чужому принятию в дело.

А теперь внимание. Можно ли считать делом, предприятием или набором таковых из списка выше - "выучить-обучиться-заработать-составить" - само производство такой неоднородности/предсказуемости в обществе? Да.

Это означает, что в обществе может существовать самовоспроизводящаяся неоднородность, рекуррентная в своих проявлениях. "Рекуррентная" - в смысле не "повторяющаяся", а в смысле "нынешний вид задан предыдущими".

Внимательный читатель уже понял, куда я клоню, и возражает: таким макаром можно описать и этнос, и всякий футбольный клуб "со своей великой историей". Чем этнос стоит наособицу среди всех остальных долгоиграющих предприятий в обществе, которые тоже достигли самовоспроизводимости; предприятий, куда люди идут?

Ответ: этнос модерирует естественные процессы воспроизводства группы, в которой существует общество. Производство людей, которые куда-то там идут. Это тоже заумный способ высказать очевидное: "детей надо делать со своими и с нормальными, а потом растить как своих и нормальных, без вот этого вот всего". Под "всего" подразумевается "нужное вписать".

Новое возражение: получается, помимо прочего, что будет этносом всякая секта, где уверенно отмечают "своих и нормальных", но где однажды по нужде или добровольно отказались от активного прозелитизма и теперь умножают свою численность естественными движениями бёдер? Да, будет, а ви шо таки думали.

Нет, я не набрасываю. Хотел бы набросить, помянул бы старообрядцев. И подчеркну: имеется в виду всякая секта, отказавшаяся от набора сторонников; современные обычно не хотят бросать бизнес, на этом и палятся.

Ещё одно возражение: а если племя сталось на небольшом, наглухо затерянном в океане островке, где "все свои" - тут-то этнос как получится? От чего ему отталкиваться?

От двух вещей. Во-первых, это местные выдумки: "сказки, легенды, тосты!" В выдумках обязательно будут присутствовать "другие", "не мы" - хотя бы и в загробном мире: "ааааааа, демоны". Во-вторых, это изгои, отшельники, аутло, и, даже без этого радикализма, те же соплеменники по краям гауссианы, с которыми лучше детей не делать. См. "Балладу о Бете-2".

Хотя, конечно, получившаяся этничность станется хрупкой и вряд ли выдержит столкновение с пришельцами, более странными, нежели самые странные из соплеменников, и совсем не похожими на обитателей загробного мира, как такую личину на них не натягивай усилиями великого Мганги. Сюда же можно добавить вполне разумные и чисто практические соображения по избежанию вырождения, когда гостям предлагают дочерей на ночь.

Итого, я считаю, что этнос - самовоспроизводящаяся неоднородность в обществе, которая модерирует естественные процессы воспроизводства группы, где существует общество. Это был длинный и заумный способ пояснить "когда свои плодятся" или чего-то ещё в этом духе. То есть чего-то очень доходчивого и понятного, сразу же становящегося бесполезным в любом сколько-нибудь сложном рассуждении.

Далее примечания.

Первое. Я не полез здесь в "окружающие условия", в географию, климат и историю. Они спрятаны в "самом лёгком и/или простом пути" достижения цели совместной деятельности.

Второе. Там же спрятаны "национальные отличия" и (простите мою непристойность) "менталитет", только они, "отличия", сказываются не во всякой совместной деятельности, а в деятельности по воспроизводству группы.

Все межэтнические разногласия исходят из различий правил модерации естественных процессов воспроизводства группы и сводятся к ним.

Третье. Материальная "национальная культура" - отдельная тема. Можно утверждать, что идентификационные культурные признаки ("только наше") сводятся либо к устарелым практикам, которые другим этносам уже не интересны, либо к сугубо случайным особенностям действующих практик, каковые особенности никак не влияют на ту же совместную деятельность.

Пример: борщ - штука вкусная и полезная. Следовательно, гордые потомки древних укров могут хоть убиться, провозглашая его своим и только своим, но злобные москали никогда этого не признают. Всем приятного аппетита.

Четвёртое. В приведённом выше понимании этнос - это непрерывный процесс.

Если он запустился в племени, жившем среди урожайных полей и тенистых рощ, а потом солнышку стало скучно, и кругом начался Арракис, то для меня два снимка с разницей в двести лет - это один и тот же этнос. Какие, нафиг, маски? Они неважны.

То же касается группы людей, которая мигрировала, переехала в совершенно иные условия жизни - этнос в обществе возможно сохранить и/или запустить его новую ветку, будучи изолированным от некоей "большой" группы (усилия старообрядцев и некоторых групп белоэмигрантов здесь заслуживают внимания). См. выше: "рекуррентная" не значит "повторяющаяся".

Пятое. Приведённый в тексте список предприятий ("язык выучить, делу обучиться, репутацию заработать, планы составить") вряд ли полон, я полагаю его первым приближением; тоже отдельная тема.

Всё. Спасибо за внимание.


Tags: общество, теория
Subscribe

  • Есть такие партии!.. ну, должны быть.

    Теории, претендующие на объяснение чего только можно, создаются ради экономии мышления. Чтобы всякий раз «своим умом не доходить». Это уже дело…

  • О времени, не о себе.

    Считайте продолжением записок безумного псевдоучёного. «Вожделеет разум рьяный мир системою сковать» и к духу человеческому со штангенциркулем…

  • На полях. Старые, старые фильмы. "Mad Max 2: Road Warrior".

    Пересматриваю "Бешеного Макса 2: Воина дороги" образца 1981 года. Были же спокойные времена. 1. Австралийское кино, как правило, есть текст: со…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments

  • Есть такие партии!.. ну, должны быть.

    Теории, претендующие на объяснение чего только можно, создаются ради экономии мышления. Чтобы всякий раз «своим умом не доходить». Это уже дело…

  • О времени, не о себе.

    Считайте продолжением записок безумного псевдоучёного. «Вожделеет разум рьяный мир системою сковать» и к духу человеческому со штангенциркулем…

  • На полях. Старые, старые фильмы. "Mad Max 2: Road Warrior".

    Пересматриваю "Бешеного Макса 2: Воина дороги" образца 1981 года. Были же спокойные времена. 1. Австралийское кино, как правило, есть текст: со…