Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

"Очень приятно, царь". По просмотру сериала "Грозный".

В отличие от моих читателей, я человек глупый и легковерный, потому слушаю, а иногда и смотрю телевизор. Мощностью от вполуха до вполтораглаза.

Иногда я даже не сожалею о потраченных усилиях.

Сериал "Грозный" стал крайним поводом не пожалеть. Тут, правда, сработал контраст с лютой халтурой первых серий "Тобола" (на всё меня просто не хватило, так что не знаю - может, они исправились?): на её фоне что угодно могло смотреться.

В "Грозном" этого "что угодно" тоже сталось выше крыши. Не уверен, что продолжил бы смотреть сериал, не всплывай в памяти эталоном и мерой "тобольские" завихи.

И тем не менее. Я тут выложу несколько мыслей, появившихся в процессе просмотра.

1. Из "Поведения". Власть - это сфера деятельности в обществе, заданная ценностью превосходства. Превосходство А над Б - это такие отношения, когда субъекты А и Б участвуют в двусторонних действиях, и вместе с тем А осуществляет односторонние действия по отношению к Б, а Б по отношению к А - нет.

"Специфика властных отношений определяется тем, что на управление можно смотреть с двух разных точек зрения, и обе являются правильными. С одной стороны, управление какой-то деятельностью является частью той деятельности, которой управляют. Если какой-то коллектив людей что-то делает совместно (скажем, строит дом), то человек, распоряжающийся строительством, безусловно, участвует в строительстве дома. С другой стороны, он не позволяет вмешиваться в свои действия управляемым: его распоряжения должны ими просто выполняться."

Культура - это сфера деятельности в обществе, заданная ценностью свободы. Свобода А от Б и Б от А - это отношения, когда А и Б уклоняются что от двусторонних действий, что от односторонних действий по отношению друг к дружке. Изолирующее поведение в обществе.

Из изложенного следует, что общество как возможность совместных действий в наибольшей степени присутствует во властной сфере, а в наименьшей - в культурной.

Теперь от себя. Это вполне узнаваемая ситуация "наблюдателя с минимумом шума", из которой следует, что культурные артефакты по теме власти (что там в ней происходит и чем объясняется) по своему смыслу есть результаты наблюдения общества за самим собой, причём наблюдения, проводимого в условиях, наилучших из возможных.

К делам российским на протяжении столетий тут возникают вопросы, которые сводятся,

- во-первых, к признанию недостаточности наблюдения российского общества за собой: одно из видимых следствий - доходящее до абсурда внимание к зарубежным материалам по теме;
- во-вторых, к выяснению причин этого: "слишком много шума" - и то ли

-- на это жалуются сами культуртрегеры: им "власть мешает", а в пределе - "правитель просто маньяк непонятный";
-- сам наблюдатель - лодырь, разгильдяй и самовлюблённый рвач, и к этому сводятся все претензии к российским "работникам культуры".

2. Из того, что общество как возможность совместных действий в наибольшей степени присутствует во властной сфере, следует, что в стране, где общества мало, все претензии общества к власти сводятся к её безделью, к несоответствию выходной работы наличному ресурсу.

В странах, где общества много, всерьёз говорят о его неправильном использовании сувереном, о неправильном выборе из множества возможных и проч.. "С жиру бесятся".

А потом не понимают, почему в России это никогда не было актуальным.

У нас Ельцин - пьяница, Горбачёв - трепло, политбюрошные старцы спят на заседаниях под капельницами, Николай Романов ворон стреляет и по балам шляется... никого не забыл? Ах да, ещё Сталин в начале войны на дачу убежал. Или не убегал, или не спят, или не стреляет и не пьяница, но запоминается и в претензиях ходит именно это, "вместо работы".

Я даже не начинал считать, сколько раз в сериале "Грозный" протагонист мотается по помещениям, глядя в никуда, встаёт на карачки перед иконами, о гроб головой бьётся, на банкетах отрывается и так далее. Он же не работает ни хрена.

Он родился в 1530, править начал в 1547(?), а Молодинское сражение было в 1572. Этому аутическому панану с чётками 42 года?

Нет, к такому имиджу можно прийти, если стараться и налегать на горячительное, но ведь в реальной истории Иван очень много успел сделать за это время (переход от "кормлений" к "приказам" - это называется "цивилизация", если что, от дани к бюрократии), причём сделать в условиях, когда с учётом и контролем были проблемы с очень большой буквы - и чисто технические, и с общим образовательным ресурсом. По которому ещё прошлись и чума, и война... и опричниной ещё, сам постарался.

Да, царь и воевал, а это дело затратное, в том числе по времени. Та же битва при Молодях в нашем мире - это демонстрация совершенного превосходства военной мысли и человеческой стойкости одной стороны над другой. Без шуток, её разбор доставляет удовольствие - "наши могут".

"Вопреки", конечно же. А голосуй всякое пехотное отделение за выбор командира и еженедельное посещение спектаклей Виктюка, могли бы ещё!..

Если уж напрямую, то сериал "Грозный" нам режиссёра показывает, а не правителя, хорош тот правитель или плох.

3. Костюмы, оружие, помещения, здания в сериале... я не компетентен, и некомпетентен настолько, что тамошние косяки эту мою некомпетентность не проняли. Была пара оговорок, вроде слова "момент", но это я, может, и ослышался вполуха.

К компьютерной графике у меня в принципе претензий нет и быть не может, я в игры играть начинал с "Абрамса" в CGA.

Вот к панорамам городов и войск... ладно. Скажем так, оправдания в "бюджетности" принять можно. Ведомостей я не видел.

4. Сценарий сериала "Грозный" - рван до комизма. Похоже, сценаристу важно было показать цельность протагониста только через его постоянные воспоминания о первой женщине по всякому поводу. В конце концов те воспоминания одерживают победу над помыслами протагониста отдать крымскому хану всё, что тот попросит, а самому убежать к английской королеве. Наверное, побитый при Молодях пленный Дивей-мурза, когда ему про эти душевные метания рассказали, и стал изобретателем слова "п...ц".

Если сценарист сериала и вовсе сценаристка, то бишь баба с самосознанием вместо всего остального, то это ненаказуемо, конечно. Однако деньги-то на фильм всё-таки казённые, да и актёры из сил выбиваются, отыгрывая персонажей, сколько-нибудь понятно и предсказуемо меняющихся на протяжении жизни.

И у тех актёров есть пределы: творчества сценариста и режиссёра им не переломить. А те без оглядки смешивали самокопания персонажей (это когда говорят мысли и слова) с азбучными притчами (это когда говорят жесты и дела).

Такое только мешает смотреть - подозреваю, что и играть не помогает.

5. Собственно об актёрах. Вот уж не думал, что в этом деле "слишком хорошо - тоже нехорошо". Дуэт Маковецкого и Сухорукова на тему "власть развращает" - когда само наличие совершенно преданного человека-инструмента сносит крышу его владельца за все предсказанные пределы - получился прекрасен, и это бриллиант на общем фоне. Маковецкий с Сухоруковым тему раскрыли поглубже, чем Черкасов с Жаровым. Хотя понятно, что во второй половине сороковых вопрос не страдал актуальностью.

Остальные исполнители с режиссёром и сценаристом, по-моему, не справились, хотя большинство старалось, и, повторюсь, на фоне "Тобола" это хоть что-то.

Что внебрачный сын Гэндальфа и Дамблдора в церкви делает, я не понял. Я бы предположил, что Кулагин просто не смотрел соответствующих серий, но кто их в наше время не смотрел?

Жалко Старицкого в исполнении Ткаченко. Там, где актёру получалось показать, что пресловутая кротость есть от силы, а не от слабости, умственной или ещё какой, там персонаж взблёскивал. Увы, слова позволяли нечасто, а вот про жесты и прочее интересно было бы спросить: он сам так, или актёра застраивали?

Про то, как сценарист изнасиловал Басмановых, я не буду. Это жестоко. К актёрам здесь претензий нет, только аплодисменты, их отыгрыш этого ужаса запомнился постороннему и непредвзятому зрителю (мне).

3+4+5. Итого, если бы те же деньги потратили на того же масштаба фэнтези-сериал по какому-нибудь российскому или украинскому произведению (Олди, Дяченко), с привлечением авторов к тщательной работе над сценарием, с шуганием декораторов, чтобы те, не употребляя галлюциногенов, вносили бы систематические поправки в неизвестные исторические или известные околоисторические изображения всего и вся.

Я подозреваю, что на выходе получился бы жест "мягкой силы" на порядок помощнее открытия сочинской Олимпиады-2014. Я до сих пор иногда пересматриваю исторический экскурс в этом репортаже и рекомендую то зарубежным собеседникам... и Вам. Оно завораживает.

В выборе фэнтези-сериала я бы проголосовал за дилогию Сергея В. Лукьяненко о Слове. Там компьютерная графика дёшево обойдётся.

Увы, на любую кандидатуру в таком списке последует возражение "фантастика и фэнтези - это баловство, у нас великая история, про которую быдлу из советской школы монали мозги пятилетками, давайте снимать фильмы про неё!" - а на выходе получатся азартно живописуемые режиссёры-вместо-правителей вроде нынешнего маковецкого Ивана и закадровые интервью всех обо всём "мы всю вечность живём в этом грёбаном ужасе, выпустите же, наконец, актёра Ефремова под наши подписи, пусть ещё быдла поубивает свободы ради".

И это очередной вопрос несуществующей партийной программы. Без выводов, которые могли бы стать вариантами ответов на него.

Завершаясь, поблагодарю за внимание.

ПостСкриптум. Без шуток, на актёрском уровне "эта страна" может и должна показать окружающему миру. Мы умеем.

А вот то, что выше, на уровне администрации и сценирования, я вижу дном, на которое испражняются белые люди, сияющие в своём превосходстве.

Чтобы выправить положение дел здесь, нужно исполнение партийных программ. Хотя бы и несуществующих. Впрочем, о партиях я ещё выскажусь.


Tags: дыбр, кино, общество, политика, теория, этика
Subscribe

  • Пикейное. О том, почему война в прекрасном далёке всё же будет.

    Не мундир надеваю с наградами, за отсутствием оного, а Пикейный жилет без них. То есть жилет я надеваю из сложносочинённого материала, обычная…

  • Прекрасного далёка вам.

    Я атеист, мне на религиозные темы прогнозировать неуместно. С другой стороны, почему бы и нет, в предтечи ведь не прошусь, место свободно.…

  • 42.

    Сижу, никого не трогаю, починяю примус, читаю презентацию правительства Российской Федерации: стратегические инициативы 2024/2030. Нет, начальное…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments