Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Огульные соображения о необходимости государства у нас тут.

Под катом небрезгливый читатель обнаружит продолжительные спекулятивные заметки с подходами к государственническому дискурсу в рамках моей апологии отнюдь не моего учения о четырёх этиках. Это сборник из нескольких черновых заметок за крайний перегруженный работой месяц. Сшил как мог.

"Западный" "категорический императив" "поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства" наследовал "восточному" "золотому правилу нравственности": "не делай другому того, чего он тебе не делает".

Очевидно, что "западный" подход более затратен, чем "восточный", но и более доходен. Чтобы быть "хорошим" по-"западному", я должен работать, я должен тратиться на застройку окружающих согласно своим понятиям о хорошем, а они в это время будут пытаться застроить меня, причём каждый по-своему (см. "свобода" - и "осознанная необходимость" тоже см.); в то время, как в "восточном" обществе я мог бы сидеть на собственных руках и излучать праведность, отворачиваясь от соблазнов.

Несколько менее очевидно то, что такое "западное" движение не будет броуновским: люди учатся. Через некоторое время опыт будет накоплен, какие-то философские камни будут найдены, хотя бы и методом перебора, и распространятся они в некотором "западном" обществе стремительно. После чего несколько таких обществ на не самом большом полуострове евразийского материка оглянутся вокруг, и понесётся... с полным набором побочек, главными из которых можно назвать пафос и самоуверенность. Горы трупов - это как всегда, а вот считать себя на их основании единственно верным - уже перебор.

В "восточных" обществах останется только гадать с отсиженными руками, а как оно так получилось. Обвинят огнестрел. Впрочем, альтернативные предположения о "западном" "падении", отказе от "хорошего" в "восточном" понимании будут близки к истине.

"Западное" государство здесь получится тем самым "ночным сторожем на рынке", а точнее, надсмотрщиком за порядком в очереди. Посудите сами: если я хороший мастер/торговец, то я делаю/продаю такой товар, за которым и сам бы выстроился в очередь (если бы я не стал покупать вещи качества, которое обеспечиваю сам - то я дерьмо).

Более того, я настолько превосходен над конкурентами, насколько приличнее мои клиенты перед их клиентами. А регламентация превосходства - это то, чем государство и занимается (не его цели, но его средства).

Кроме "западного", есть ещё один моральный постулат и этический императив (в "Поведении" его называют "северным"), тоже основанный на "затратной, но доходной" работе с окружающими. Он формулируется навскидку как "другие не должны делать мне того, чего я не делаю им", то есть я должен работать с другими не затем, чтобы они мною вдохновились, как на "западе", а чтобы они от меня отъ... отстали.

Построить общими усилиями нищему дом - это хорошо: тогда он не будет доставать своим попрошайничеством.

Хоть как-то сосуществовать с "западным" обществом, огнестрел там или нет, может только "северное" - и только потому, что "северная" этика требует сопоставимых затрат по отправлению коммунальной сферы.

Я атеист и материалист, потому считаю, что оформлением "северного" императива (в его зачаточной, грубой и неизбирательной форме "полюдья": "если не я, то никто") Россия обязана климату. "Биогеоценозу"(ТМ). "Жить захочешь - ещё не так раскорячишься"(с). Я склонен полагать, что российское общество пошло по этой дорожке после Смутного времени, которое вряд ли сталось бы без голода, а уже за него можно поблагодарить Гольфстрим.

Я считаю, что русская катастрофа начала XX века может быть объяснена через отказ химеры "восточной" и "западной" этик верхушки российского общества в сдерживании "северного" полюдья, с дискредитацией соответствующих решений по управлению и организации и присвоением активов и инструментов, наработанных столетиями в рамках этих решений (например, "великой русской литературы"). Хотя с масонами оно всё, конечно, объясняется проще, а уж с жидами и вообще - одним мановением.

Я считаю, что российское общество движется по этому пути и ныне, и что его успехи и неудачи на протяжении крайних ста лет обязаны собою соответствию или несоответствию задаче ограничения "северного" "полюдья" "северным" же этическим императивом. Апеллируя к метафоре выше, это успехи и неудачи в поиске философских камней того же разряда, что на "западе" искали четыре сотни лет тому назад и ранее.

В связи с тем, что российское общество спонсирует, в том числе вынужденно, очень сложную и разнообразную деятельность, сами успехи и неудачи тоже получаются составными и разнообразными - так, что их универсальное объяснение выглядит отвлечённым и малоприменимым.

И тем не менее, о "северном" государстве можно сказать вот что.

Настоящий ответ на вопрос "а на кой нам здесь государство?" (можно с добавлением "растакое и разэдакое") гласит: "чтобы в родную деревню не пришла айнзатцкоманда", а вековые трудности государственного строительства в России сводятся к тому, чтобы этот настоящий ответ был ещё и правильным, а не повыпендриваться.

Почему именно "айнзатцкоманда"? Да потому, что предельный смысл именно той войны и её последствий состоит в том, что Советский Союз в ней учинил, а потом поддерживал такие вещи, которые не позволяли другим делать ему то, чего он сам другим не делал и не собирался.

Да, с философскими камнями был (и остался) напряг: так что и про переплату за правильное, и про его загрязнение неправильным, и про то, как всё могло получиться ещё лучше, если бы не (визит в царский вагон на станции Дно, выстрел "Авроры", уставший караул, застреленный товарищ Киров, отправленный на пенсию товарищ Хрущёв, упавший с моста товарищ Ельцин... "нужное подчеркнуть, недостающее вписать самим"): говорить можно долго, цветисто и даже по делу.

СССР в ту войну потерял очень большие территории. "Потерял", то бишь то государство не смогло обеспечивать на них общественный порядок прежнего качества. Необходимость задания и поддержания некоего порядка на этих территориях встала перед оккупационными силами, то есть перед коалицией европейских государств. Мероприятия, которые были предприняты в рамках этих задания и поддержания, имели основной целью обеспечить ведение войны и потому проявили себя несовместимыми с жизнью очень большого количества людей, бывших/остававшихся членами советского извода российского общества.

В переводе на русский то, что я сейчас сказал: пришельцы не имели сил, чтобы держать захваченные земли, и потому обязаны были свалиться в устрашение, то есть массовые убийства и насилие. Пришельцы вели себя так, что даже чрезвычайные практики времён Гражданской войны по сравнению с их усилиями по кратко- и долгосрочному поддержанию порядка выглядели верхом цивилизации.

Именно эти усилия задали российскому обществу - надеюсь, на века? - исчерпывающее представление о том, "на кой нам здесь государство", то есть чего именно удавалось избежать через советские до- и послевоенные решения. Неважно, насколько это представление корреспондировало с актуальными планами по оккупации СССР (послевоенными включительно) и корреспондирует с актуальными планами по оккупации Российской Федерации (да-да, скажите мне, что таких нет), не говоря уж о том, что цена таким планам после того, как "началось", что была, что осталась символической.

И вот тут есть один агхиинтегесный нюанс.

Мериться тем, кто превосходнее, "северная" рамка не воспрещает. Вот только в "западной" рамке превосходство есть следствие качества клиентуры, а в "северной" рамке превосходство получается... да, качество палача.

У одних этот "айнзатц" - прямо-таки из "Лейбштандарта СС Адольф Гитлер": два метра ростом, кровь с молоком, истинный ариец, в подготовку и воспитание вбухана куча рейхсмарок... а у других - уебан из соседней деревни с повязкой на рукаве, ему ещё морду до войны набили, за девками в бане подглядывал. У истинного арийца миссия, своя сторона в грандиозном историческом противостоянии, а уебан оглядывается вокруг с неотёсанной сельской смёткой, к вещам приглядывается, "а це пид помидоры". Арийца, если на скрипке перед смертью вместо Шуберта "Интернационал" вмазать, может и пронять, а уебану это пиликанье ни о чём, как ни старайся.

Согласитесь, что во втором случае качество обслуживания оставляет желать, так что жертва №1 многажды превосходнее жертвы №2. Даже если жертва №1 - потенциальная, в каждой новой передовице самоотверженно бросающаяся на унылую низость окружающей действительности, вызывающая своими ужимками и прыжками пароксизмы ненависти у апологетов режима, а жертва №2 актуальная: приехал инженер по распределению в Среднюю Азию, вроде остепенился, но тут перестройка, развал, погромы (чужое племя выгоняют), кирпич рикошетом... сами понимаете, разве можно сравнивать случайность, "шум" исторического процесса, с яростным великолепием почти что натурального каждодневного многотиражного самопожертвования во имя свободы, ста сортов колбасы и гражданства "у них там"?

Соответственно, если меня, самопожертвованного, государство своими делами ежедневно ограждает от завзято воображаемого арийца, а Вас, случайного, не смогло оградить от уебана с кирпичом, то...

...то я Вам только что объяснил, на каком движке десятилетиями работает российский интеллигентский дискурс, и как он влияет на российское государственное строительство. Почему эта публика считает себя лучше, что из этого убеждения следует.

И я отнюдь не про национальный аспект.

Более того, практики ради. Если уж всякое государство регламентирует распределение превосходства, то и всякие проекты с претензией влиять на государство в "северной" рамке могут быть оценены через затраты на нанесение вреда действующим лицам этих проектов. Как дорого их убивали, убивают и намереваются убивать. Именно поэтому не менее, чем рота ФСБшников станет травить чьи-то там трусы наисмертельнейшим ОВ с наведением со спутника. Ведь тогда-то трусоносец - огого! Народ за ним пойдёт, не то, что за этим кремлёвским!

Прикол здесь в том, что вряд ли сценаристы этого бурлеска исходят из моего понимания - верно оно или нет. Скорее здесь чисто рефлекторное планирование, построенное на анализе ключевых слов в сетевых потоках, но выдающее те же самые прогнозы. Вряд ли они меня читают, посему нет смысла требовать части сэкономленных моим откровением денег... да и читали бы, им детей и блядей своих кормить надо, а не бросать переводы русскому дураку, который догадался. Так что думай не думай - денег не дадут.

А к теме "северного" государства, равно как и "северной" экономики, я вернусь, ибо изложенное есть приближение пускай и не нулевое, но ещё и не первое.

Пока же - спасибо за внимание.
Tags: война, история, общество, теория, этика
Subscribe

  • Опять НГ vs. И.

    Итак, после того, как по ЖЖ толпой озабоченных гоблинов пробежал спор между националистами и имперцами (отметьте утроенное "и" в предложении), я,…

  • На полях. Монолог друга гоя.

    Знаменитый мем «это друг гоя!» это другое» описывает уже третью реплику в некоей перепалке. Перепалка развивается так. Сперва…

  • О «путинском большинстве». Опыт предсказания.

    Есть старая шутка, в крайнем варианте мною услышанная так: если ждёшь и не можешь дождаться важного звонка, то засунь телефон в самый дальний…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments

  • Опять НГ vs. И.

    Итак, после того, как по ЖЖ толпой озабоченных гоблинов пробежал спор между националистами и имперцами (отметьте утроенное "и" в предложении), я,…

  • На полях. Монолог друга гоя.

    Знаменитый мем «это друг гоя!» это другое» описывает уже третью реплику в некоей перепалке. Перепалка развивается так. Сперва…

  • О «путинском большинстве». Опыт предсказания.

    Есть старая шутка, в крайнем варианте мною услышанная так: если ждёшь и не можешь дождаться важного звонка, то засунь телефон в самый дальний…