Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Продолжение хвалы нашим артиллеристам.

"The universe is either in progress or in entropy. We choose progress!"
Vadim Kozlov, Axioms from the Minutes of the Central Directorate.

Я продолжу свой трактат из предыдущего поста. Там я задал вопрос "Должна ли нация быть распространена на весь народ или достаточно, чтобы она оставалась его частью - и почему?" Здесь я отвечу "да" и попробую предложить основное решение этого "да". Сами понимаете, формат подробностей не позволяет, но вот направление! - искренне надеюсь, что оно окажется для читателя неожиданным.

И то: праздники, развлечения, отдыхает автор, отдыхает читатель, жаждет, пакостник этакий, неожиданностей... угловые кавычки под катом суть улика того, что я собираю своё рассуждение в единый вордовский файл, который потом куда-нибудь выложу, дабы потешить свои мессианские комплексы.

9. Итак, главное: должна ли нация быть распространена на весь народ или достаточно, чтобы она оставалась его частью – и почему?

Да, я считаю, что нация должна быть распространена на весь народ, то есть ни один член группы, которую в данный момент времени образует народ, не может быть лишён доступа к законченному набору умений по работе с обществом вокруг себя, то есть не может быть силой или обманом лишён права на безвозмездное обучение актуальным на данный момент времени навыкам по ослаблению и разрежению, усилению и сосредоточению общества вокруг себя и в своих целях.

Это задача просвещения, не более. Подставьте в предложенную формулу вместо «умений по работе с обществом» «умений читать и писать».

Я считаю, что нельзя человека отрешить от обучения грамоте.

Как он полученные знания и умения использует – его дело. Вообще отказаться от такого использования – его право. Жизнь, прожитая так, чтобы некогда полученная грамотность ни разу не понадобилась – его дело, его право и мои поздравления.

Однако не должно возникнуть ситуации, когда востребована от человека будет грамотность, которой у человека не было возможности обучиться.

Из аналогии с обычной грамотностью следует и ответ на вопрос «почему» о «политической грамотности» (sic!), то есть умения человека разбираться в делах общественных. Этот вопрос – вопрос качества человеческого материала, его соответствия внешним вызовам на протяжении лет, веков и тысячелетий. Вызовам умышленным, неумышленным, а в пределе и вызовам неодушевлённым, природным.

Межледниковый период всякий раз заканчивается неожиданно.

10. Здесь проницательный читатель повинен встрепенуться: мол, «грамотность», «просвещение», «обучение» - так автор же топит… то бишь ратует… за политизацию школы!

И читатель останется совершенно прав, если остановится на этом утверждении; если он далее не обвинит автора в желании пропихнуть в школьную программу всеобъясняющее «единственно верное учение» в собственной версии, уже успевшей утомить читателя настоящего ЖЖ.

Речь не идёт о воспроизводстве опыта ХХ века. Речь идёт о заимствовании выгод этого опыта и о работе над его ошибками.

«Политизация школы» не есть пугало сама по себе. Более того, страх напоказ, страх намеренно заразный она вызывает у тех, кто хочет на школе сэкономить, то есть у тех, для кого в пределе школа есть не более, чем камера хранения для детей на то время, пока их родители создают прибавочную стоимость.

Мои дальнейшие предложения, мягко говоря, дорогостоящи. Думаю, столь же дорогостоящими виделись идеи всеобщей грамотности, озвученные в дворянских собраниях второй, а тем более первой половины XIX века. Вердикт «отвязанный прогрессист бредит о несбыточном» был вполне объясним.

Традиции надо поддерживать.

11. Под «политизацией школы» мною подразумевается отнюдь не только школьная реформа, тем более понятая предельно узко, как подгонка школьных реалий под капризы очередного извода самопровозглашённой «элиты».

Вспомню советское решение. Политическая партия (пускай и в очень своеобразном воплощении) выступила спонсором системных и взаимосвязанных решений в программах обучения государственных учебных заведений.

Решения эти имели два аспекта. Первый был заведён на соотношение так называемых «технических» и «гуманитарных» дисциплин, то есть (я очень упрощаю) дисциплин, изучающих объекты и субъекты соответственно. Второй представлял собой набор особенностей в «гуманитарных» дисциплинах, облегчающий представление «единственно верного учения» политической партии-спонсора выпускникам государственных учебных заведений.

Одним из следствий долгожданной и восхитительной победы над коммунистической диктатурой стала не менее долгожданная и восхитительная «деполитизация» школы, сводимая к относительному уменьшению затрат денег и времени на её содержание. «Относительному» потому, что «снизу» эти затраты подпирают запросы на параметры рабочей силы, представляющие собой компромисс между её поставщиками (домохозяйства), покупателями (производства) и гарантами сделки (государство).

При этом советские практики никуда не делись: программы обучения по-прежнему редактируемы государством, просто без октябрятских значков и пионерских галстуков. Спонсоры редакторских решений и приёмов, в отличие от советских времён, анонимны и точно известны разве что поборникам «единственно верных учений» или адептам теорий заговора. Публичное оправдание решений заведено на «интересы общества», «патриотизм», «мораль» и прочие безразмерности в презумпции их единого понимания, и потому доверия оно, оправдание, не вызывает.

Итого, минималистское, экономическое решение, заведённое на ту самую подгонку школы под «элиту», не работает в смысле достижения цели, объявленной мною в п. 9 настоящего трактата. Оно не для националиста.

Более того, как только любая из сторон «деполитизации» школы найдёт способ увеличить свою выгоду от экономии на этой «деполитизации», то этот способ будет применён безразлично интересов остальных сторон и последствий такой экономии для них.

Ярким примером такой практики служит сочетание языкобесия с научно-технической деградацией в странах-лимитрофах.

Менее яркие примеры я тут приводить не стану.

12. Что я предлагаю – и это предложение вполне себе революционно? Я предлагаю задать условиями существования политических партий в российском обществе их способность к разработке и представлению собственных вариантов учебных курсов по гуманитарным дисциплинам примерно следующего ряда… заимствую из советского прошлого и жду ностальгических вздохов: история, литература, природоведение, биология, русский/родной язык, рисование, музыка, основы Советского государства и права, этика и психология семейной жизни, физическая культура и начальная военная подготовка.

Чем искреннее и возмущённее вопрос «а зачем», тем менее я склонен проголосовать за вопрошающего, при этом ответив «так ведь все перечисленные предметы включают в себя умения по работе с обществом». Ну да, мошенник ненавидит обучение лоха счёту. Впрочем, о техническом как-нибудь в следующий раз.

Важное примечание: речь не идёт о разъяснении детворе актуальной партийной программы per se. Речь идёт о взгляде на мир, на человека, на отношения между людьми, о собственной партийной версии «вечных ценностей».

От себя добавлю: нам на десятый год обучения, в одиннадцатом классе по инициативе директрисы пришлый товарищ читал основы управления предприятием – с заданием по сочинению того, что нынче называется «бизнес-план», в конце курса. Вот и эти основы в перечисленный список, пожалуйста.

Директриса, если что, носила затемнённые очки, а потом стала носить обычные, ибо Высший Разум на соответствующих собраниях ей помог, – это было уже при Кашпире, но ещё до Чумака – однако потом мы её наблюдали, хвала Ктулху, в тех же затемнённых. Нет, эту бабу даму мы не ненавидели, но, когда мне говорят про советское общество на его излёте... я знаю, я видел.

Да, так эти «партийные комплекты» по перечисленным предметам, разумеется, должны представлять собой общедоступный материал. Выбор между ними ложится на совершеннолетнего обучающегося или же на тех, кто отвечает за несовершеннолетнего. Школа должна располагать техническими возможностями преподать выбранное во всём его разнообразии – и вот отсюда уже следуют требования по перестройке школы: то несбыточное, на что и надо потратить невозможные деньги.

Само разнообразие может быть ограничено, например, сроком, когда та или иная партия-спонсор недостаточно представлена в органах власти. Тогда её «партийный комплект» может быть временно изъят из ассортимента – однако не убран из общего доступа, конечно же. О «национальном наследии» я поговорю как-нибудь потом.

Повторю: я считаю, что всякое политическое объединение, нацеленное на то, чтобы его представители занимали государственные должности, обязано спонсировать собственный вариант общенациональной школьной программы и не имеет права отказываться от этой обязанности.

И я благодарен за эту идею Рэйвел Паззлвэлл.

13. Требуемая перестройка школы повлечёт за собой дивергенцию профессий, её обеспечивающих, не говоря уж о значительном росте персонала. В первом приближении: понадобится больше людей, чтобы следить за порядком в классе, нежели объяснять предмет, который пойдёт в гибридном (частном, общем и дистанционном) представлении.

О том, как могла бы выглядеть такая школа, я уже говорил у себя в ЖЖ и ещё буду говорить. Покамест только отмечу, что в любом случае на одного её ученика должно уходить заметно больше внимания/времени, чем уходит сейчас, и это внимание повинно быть более разнообразным.

Я являюсь сторонником той точки зрения, что во время урока наиболее увлекательной вещью в классе должен быть преподаваемый предмет. Однако его увлекательность должна быть безусловно ограничена «сверху» требованием постановки ученику прилежания и умения сосредотачиваться на вещах долговременных и малоинтересных здесь и сейчас. Учитель не клоун.

Отсюда следует, что «государственным делом» должна быть поверка «партийных комплектов» не только на предмет научности (оцените уместность понятия), но и на предмет излишней увлекательности. Другим «государственным делом» получается достоверный перевод «партийных комплектов» на различные языки.

Отдельным аспектом оказывается… вероятно, уже есть соответствующие концепции с более пристойными названиями, но у меня нет времени… «гуманитарной инфосферы» для школы в масштабах страны, где должны храниться верифицированные «партийные комплекты» в своём развитии, а также результаты выполнения заданий в их рамках по самым разным предметам в самых разных форматах.

Кроме того, такое учреждение должно помогать партиям-спонсорам обеспечивать (и внутри себя, и между собой) координацию и оценку преподавания тех или иных предметов в пространстве и времени.

Да, конечно, это «национальное наследие» не более, чем ещё одна арена политического противостояния: противостояния скучного и упорядоченного, методичного и методического, размытого на десятилетия и весьма косвенно относящегося, например, к дискуссиям в парламенте, а тем более к дракам на улице. Арена, рискующая со временем оказаться для понимающих людей сперва незаменимой, а потом и главной.

Цивилизация вообще вещь скучная, она вся про предсказуемость. Триллеру место в палеолите.

14. О подробностях и последствиях предложенного можно говорить очень долго: времени еле хватило, чтобы записать, «что», хотя я ещё вернусь к «как». Если работа позволит.

По сути своей это предложение критического увеличения инвестиций в человеческий материал с расчётом на критическое улучшение его качества, которое, повторю, нужно по соображениям, приведённым в п. 9.

Я ведь говорю о национальном строительстве, не забывайте. Да, ни разу про цвет флага и про чью-нибудь историческую вину пополам со страданиями, ведь про такое и без меня охотников полно.

Если предлагаемое изменение качества школы состоится, то способности её выпускников к работе с обществом вокруг себя будут заданы практикой внеклассного общения с себе подобными, которых та же школа обучает по другим спонсируемым программам. И я полагаю, что для общенациональной практики это максимум, которого можно достичь на современном уровне развития, и который сделает невозможным, например, тот коллапс, который постиг однонаправленное советское общество со всеми его особенностями.

Напомню, речь идёт не о лозунгах, эмблемах и предвыборных обещаниях, которым в «партийных комплектах» не место, а о тех самых «вечных ценностях», о «what can change the nature of a man?», о сравнительно небольших, но системных и постоянно присутствующих, годами действующих – и обязательных! – отличиях гуманитарных компонент школьных программ, предложенных различными партиями-спонсорами.

Речь о том, что без таких отличий отдельная партия-спонсор народу не нужна. Не говоря уж о единстве с ним. И так понятно, что это шайка аферистов, сайт мошенников, очень похожий на настоящий.

Собственно, всё. Будь у меня побольше свободного времени, я бы снизошёл... или опустился... до художественного произведения на тему Прекрасного Далёка, где оно работает, ибо подробности себе представляю. Однако у меня его нет, Новый год там или старый.

Посему всего лишь благодарю собравшихся за внимание и искренне надеюсь, что они не зря это внимание потратили.


Tags: нация, общество, ссылка, теория
Subscribe

  • Планета, которую мы потеряли.

    «Nightfall», известный мне на русском как «Приход ночи», две итерации. В 1941 году опубликовано Айзеком Азимовым, в 1990 году – Робертом…

  • Радость старшины Васкова.

    Выскажусь о смысле жизни. Да, всё в той же рамке аналитической этики: в конце концов, должна же она давать простые ответы, за то и поддерживаю.…

  • Рефлексия Победы.

    9 мая – праздник Победы. Читатель знает, что я тут преследую некую теорию общественного устройства и существования, и было бы странно, не приложи я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments

  • Планета, которую мы потеряли.

    «Nightfall», известный мне на русском как «Приход ночи», две итерации. В 1941 году опубликовано Айзеком Азимовым, в 1990 году – Робертом…

  • Радость старшины Васкова.

    Выскажусь о смысле жизни. Да, всё в той же рамке аналитической этики: в конце концов, должна же она давать простые ответы, за то и поддерживаю.…

  • Рефлексия Победы.

    9 мая – праздник Победы. Читатель знает, что я тут преследую некую теорию общественного устройства и существования, и было бы странно, не приложи я…