Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

На полях. О возможности "реального коммунизма".

Это короткое по моим меркам рассуждение я уберу под кат сугубо с тем, чтобы не мешать уважаемым читателям причащаться испарений от годовщин разновсяких референдумов о воссоединениях и сохранениях.

В рамках несуществующей авторской этики ЖЖ просвещу: да, "реальный коммунизм" возможен; да, у нас тут.

Уникальным признаком "реального коммунизма" как сверхобщества по Александру А. Зиновьеву, с которым я согласен, будет подобие типичного рабочего коллектива ("деловой клеточки") в группе, где этот реальный коммунизм обустроен, всей группе в целом. Всему обществу.

Вся человеческая жизнь при "реальном коммунизме" должна про(ис)ходить на работе. Как? См. х/ф "Гараж" или х/ф "Служебный роман" и ещё десятки тысяч художественных произведений, созданных в этой презумпции в старом добром СССР.

Антипод "реального коммунизма" - "западнистское сверхобщество", "рынок" - может быть распознан по обратному императиву: человек должен работать везде и всегда, пресловутый "рынок" делает из любого человеческого собрания производственное предприятие, а из любой человеческой активности - погоню за добычей.

Из рассуждений Константина А. Крылова в "Поведении" следует, что две из четырёх этических систем, логически возможных и не сводимых к тавтологии, провоцируют этические кризисы в обществах, им следующих.

"Восточная этика" "я не должен делать другим того, чего другие не делают мне" ведёт к этическому коллапсу, накоплению запретов, схлопыванию множества доступных действий только потому, что нельзя начинать первым, поэтому новое не принимается, а утерянное не восстанавливается.

"Западная этика" "другие должны делать мне то, что я делаю им" ведёт к этическому разрежению, когда прецеденты и примеры накапливают и приспосабливают ко всё новым условиям, так что запретов не остаётся.

Из зиновьевского описания "реального коммунизма" следует, что такое "реально-коммунистическое" общество окажется сверхчувствительным к этическим кризисам в рамках "восточной" и "западной" этик. Эти кризисы проявят себя не только в обществе как целом, не только на уровне населения всей страны, они будут проявлять себя в каждом рабочем коллективе, то есть в том ограниченном пространстве, которое отдельно взятые индивиды считают своим жизненным пространством.

Оборот "в этой истории как в капле воды отразилось..." хорош только в рецензии, а инфузориям в той капле, где история стряслась, не позавидуешь, см. всё тот же "Гараж". Если ещё добавить, что собственное время накопления неприятностей будет разным у различных капель... извините, групп, - в зависимости от их численности, специфики деятельности, отношений с другими группами, объединёнными тем же обществом - то можно придти к выводу, что "восточный реальный коммунизм" и "западный реальный коммунизм" суть решения обречённые.

Их крах можно отсрочить через какие-то "перезагрузки".

Например, через искусственную расчистку пространства дозволенных поступков, которое потом можно использовать для постановки ограничений. Нынешний Китай благодарит тебя, Мао.

Обратное решение для "западного" общества, более дорогое и оттого менее приемлемое, есть предумышленная застройка пространства дозволенного под будущий снос. С этой точки зрения движение "чёрные жизни значат" в "рыночном" обществе, с одной стороны, объяснимо спонсорством тамошних "социалистов", но, с другой стороны, выглядит немыслимой растратой ресурса, сносом застройки, к которой эти "социалисты" не имели отношения.

И тем не менее, сколько-нибудь устойчивый "реальный коммунизм" может быть лишь "южным" или "северным".

"Южный", в рамках этики "я должен делать другим то, что они делают мне", "око за око", "все побежали, и я побежал" - суть то общественное решение, которое стараются ассоциировать с коммунизмом вообще и навязать его тем, кто пытается о коммунизме рассуждать. Орда, первобытнообщинный строй, "да, скифы мы", изнасилованный М.А.Булгаковым П.П.Шариков этцетера. Жёсткое ограничение по сложности/разнообразию действий в отдельно взятой "деловой клеточке", возможность грандиозной концентрации усилий в единообразных действиях в рабочем коллективе, ярко выраженная зависимость от внешних условий у группы, в которой это общественное решение обустроено.

А вот про "северный реальный коммунизм" я поговорю позже, чтобы не лишать Вас удовольствия прикинуть его реалии самостоятельно и сравнить их с тем, что процветало/проклёвывалось в Совке (термин произнесён с восторженным придыханием). Здесь же напомню, что "северный" этический императив звучит как "другие не должны делать мне того, чего я не делаю им", "да хоть бы и все, но не я" и так далее.

Моё мнение коротко: это возможно. Моё мнение подробно: потом как-нибудь. Пока же спасибо за внимание.


Tags: общество, теория, этика
Subscribe

  • Планета, которую мы потеряли.

    «Nightfall», известный мне на русском как «Приход ночи», две итерации. В 1941 году опубликовано Айзеком Азимовым, в 1990 году – Робертом…

  • Рефлексия Победы.

    9 мая – праздник Победы. Читатель знает, что я тут преследую некую теорию общественного устройства и существования, и было бы странно, не приложи я…

  • «Правые» и «левые» как «курица» и «яйцо».

    Я опираюсь на работу Константина А. Крылова «Поведение» и исхожу из того, что общество можно определить и субстанционально, и функционально.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments

  • Планета, которую мы потеряли.

    «Nightfall», известный мне на русском как «Приход ночи», две итерации. В 1941 году опубликовано Айзеком Азимовым, в 1990 году – Робертом…

  • Рефлексия Победы.

    9 мая – праздник Победы. Читатель знает, что я тут преследую некую теорию общественного устройства и существования, и было бы странно, не приложи я…

  • «Правые» и «левые» как «курица» и «яйцо».

    Я опираюсь на работу Константина А. Крылова «Поведение» и исхожу из того, что общество можно определить и субстанционально, и функционально.…