Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

Рефлексия Победы.

9 мая – праздник Победы. Читатель знает, что я тут преследую некую теорию общественного устройства и существования, и было бы странно, не приложи я усилий по её, теории, применению к той Победе, что с заглавной буквы. Хотя бы, чтоб объяснить, почему буква заглавная. Чтоб понять, чем Победа является, зачем нужна и как можно к ней относиться.

Далее я это и делаю. Рассуждение долгое и скучное, для чего и изобретён кат. Я предупредил.

Начну выжимкой из первой и второй глав «Поведения», которая излагает ту самую теорию, что я придерживаюсь.

Односторонние действия – такие действия, которые человек может совершить по отношению к другим людям или вещам самостоятельно, не нуждаясь в чужом содействии. Дву(или много)сторонние действия не могут быть совершены без участия других людей.

Общественные отношения сводятся к отношению человека к этим действиям: стремлению к ним или уклонению от них. Тип общественных отношений может быть описан как комбинация отношений человека к одно- и двусторонним действиям.

Конкретно властные отношения получаются через стремление и к односторонним, и к двусторонним действиям, то есть они задают такое положение дел, когда обладаешь тем, частью чего являешься сам.

Совокупность действий, реализующих властные отношения, удобно назвать «сферой властных отношений» общества, а единство норм поведения, задающих эту сферу общественной деятельности, - то есть «ценность» – можно назвать «превосходством».

Примечание: всего «Поведение» описывает пять базовых ценностей, и «превосходство» – всего лишь одна из них. Перед тем, как указывать мне тут на недосмотры, смотрите саму работу.

В условной группе, где существует общество с выраженной сферой властных отношений, каждый стремится к многосторонним действиям, однако лишь актуальный или потенциальный начальник стремится ещё и к односторонним действиям по отношению к подчинённым.

Безотносительно дела, которым занята такая группа, поведение начальника может быть описано через переживание им своего превосходства. «Вы можете то-то и то-то, но я могу всё это и ещё вон то – да, в том числе вашими руками».

Теперь, по окончании выжимки, очень важный тезис. Прямая цитата из «Поведения»:

«Идея превосходства наиболее сильно выражает самую суть силы, соединяющей людей. Это и неудивительно, поскольку именно властные отношения и властное поведение реализуют в себе обе компоненты этой силы. Тут она проявляется наиболее отчетливо. «Руководитель прежде всего объединяет людей вокруг себя», говорят о властном поведении. Но это и значит, что в его распоряжении оказывается какое-то количество силы, соединяющей людей вместе, сколько-то энергии, обычно рассеянной в обществе. Это обычно вызывается тем, что в самом обществе этой силы остается меньше. Великие вожди и императоры обычно возникают в эпохи общественного хаоса и беспорядка, когда сила, соединявшая людей в общество, казалось бы, ослабевает. Но на самом деле она никуда исчезнуть не может – она просто переходит в свободное состояние, и ей оказывается возможным завладеть. Желание иметь власть – это желание иметь эту силу в своем распоряжении, больше ничего. Это и есть превосходство».

И мой вывод из этого утверждения: отличие, своеобразие, уникальность того или иного экземпляра общества в наибольшей степени есть следствие отличия, своеобразия и уникальности отправления превосходства в нём. Следствие того, как именно в этом экземпляре общества здесь и сейчас превосходство переживают, понимают его и стремятся к нему.

А виновны в том своеобразии обстоятельства природные, исторические или ещё какие-нибудь – это уже «второй сложный вопрос», о котором будет позже.

Что такое «победа»? Это утверждение субъектом своего превосходства. Под «утверждением» я здесь понимаю не просто объявление (объявить-то и я могу Вам всё, что угодно), а объявление плюс признание со стороны других субъектов, над которыми превосходство объявлено.

И вот смотрите. Если я пытаюсь утвердить своё превосходство в обществе, набив «кому-нибудь» морду или обыграв «кого-нибудь» в шахматы, то это происходит в рамках существующего в обществе понятия о превосходстве. Ну да, такое понятие может «плыть» (привет Овертону), но обычно я и мой контрагент a.k.a. «кто-то» его разделяем и используем.

Однако вот вам случай, когда сходятся два разных общества, то есть общества отличные друг от друга, своеобразные и уникальные. Два общества с очень разными представлениями о превосходстве – о том, как его понимать, переживать и каким макаром к нему стремиться. Здесь начинается выяснение уже не того, кто кого превосходнее, а того, чьё превосходство превосходнее.

И вот здесь победа – уже всем победам победа, победа в квадрате, имеющая полное право на заглавную букву. Может, и в кубе, если соперничающие общества не стесняются заранее заявлять своё превосходство вслух, обосновывая его соображениями экономическими, социальными, расовыми, религиозными и так далее.

«Отсюда совсем не является странным», что именно Победа в Великой Отечественной войне используется администрацией РФ для работы по идентификации современного российского общества, которое, мягко говоря, не похоже на советское общество конца тысяча девятьсот тридцатых. От такой драгоценности отказаться – откровенная глупость: «взятку снёс – без взятки остался».

Именно поэтому что Космодемьянскую, что Матросова, что Девятаева с двадцатью восемью панфиловцами, что кого угодно и тысячи лет спустя будут публично объяснять так, чтобы было понятно здесь и сейчас, современному контингенту, а не так, как оно было или хотя бы могло быть на самом деле. Это узнаваемая и объяснимая работа по переписыванию особо ценного имущества на себя, а историки пусть хоть полностью вырвут себе шевелюры, стеная о правде.

Точно так же понятна и встречная работа по обесцениванию такого актива вплоть до отдельных усилий по такому обесцениванию.

Скажем, приравнивание «сталинского» и «гитлеровского» «режимов» есть в первую очередь отказ признавать совершенное превосходство советского общества восьмидесятилетней давности над современной ему попыткой европейского единства и непротиворечивших тому решений. Это превосходство, однако, доказано в Берлине 1945. Так что пресловутое приравнивание есть не более, чем истошный визг зажмуренного «я не хочу это видеть».

Так же пытаются обесценить Победу через указание на «неправильное» ведение войны (потери и проч.), хотя в уникальном конфликте такого масштаба «правильное» ведение войны – именно то, которое привело к победе.

Сюда же относятся диспуты о возможности Победы вне коалиции «союзников».

Можно заметить, что и само указание на работу современной российской администрации по переписыванию на современное российское общество тогдашней Победы, само осознание нынешним обывателем такой работы объективно тоже понижает ценность получающегося продукта. Мол, это новодел, а тогдашний прадед мне, современному правнуку, морду набил бы за большинство жизненных решений. Разные общества.

Сколь-нибудь системное возражение на такое замечание состоит в объявлении что тогдашнего советского, что нынешнего российского общества если не одним и тем же феноменом, – как отмечено выше, они не похожи – то либо следствиями одних и тех же причин, либо продуктами усилий одного и того же субъекта, непрерывно существующих (что причины, что субъект) всё это время, весь этот век и дальнейшие века.

И вот теперь я скажу страшное: постольку, поскольку администрация РФ останется приверженной Победе в Великой Отечественной как источнику идентичности российского общества (и собственной легитимности), постольку все легитимные политические доктрины в обозримом будущем этого общества не смогут противоречить этой презумпции. Отсюда набор таких доктрин вполне можно исчислить здесь и сейчас.

Во-первых, это доктрины, основанные на идее непрерывности российского общества: общество, водрузившее флаг над Рейхстагом, и современное общество – одно и то же общество. И далее объяснения, почему это так. «Хорошо» это или «плохо» – «второй сложный».

Во-вторых, это доктрины, основанные на идее воспроизводства общества «в этой стране» в силу одних и тех же объективных причин, то есть таких причин, на которые само это общество не влияло. Климат, движение планет, генетический код, особенности языка, безусловные рефлексы вида хомо сапиенс и так далее. Опять же, такое может быть провозглашено чем-то «хорошим» или «плохим», но это уже неважно.

В-третьих, это доктрины, основанные на идее воспроизводства общества «у нас тут» как следствия усилий некоего субъекта, непрерывного на протяжении десятилетий и столетий: жидомасонов, рептилоидов, Царского Генерального штаба, древнеиндийских мудрецов, Бильдербергского клуба, секретного отдела ЦК КПСС, «нужное подчеркнуть, недостающее вписать самим».

На всякий случай, Ваш покорный слуга в этой классификации есть приверженец набора «во-вторых», потому что считает: мы, русские, тут растём над собой с начала семнадцатого века после того, как в Испанском Перу долбанул вулкан Уайнапутина.

Можно ли представить себе отказ от Победы в Великой Отечественной в качестве источника идентичности текущего или желаемого общества? Да не вопрос.

Только новый источник нельзя будет выискивать раньше этой Победы, - Ледовое побоище с Куликовым полем были слишком давно, с поляками обошлись без именных сражений, Бородино свели вничью, а в Гражданскую интервенты сами ушли, без великих сражений – а позже Победы у нас только XX съезд, Перестройка с Рыночными реформами и Назначение Путина, то бишь либо победа советского общества над собой, либо победа российского общества над советским, либо победа российского общества над своей предыдущей версией. Выбирайте.

Я вот тоже полагаю, что по сравнению со знаменем 150 стрелковой дивизии над Рейхстагом это всё мусор.

Искренне надеюсь, что предоставил уважаемым читателям темы на подумать. Для того и старался.

Спасибо за внимание.


Tags: история, общество, политика, теория
Subscribe

  • О коррупции.

    В неизвестный по счёту плюс первый раз то ли услышал на тытрубе, то ли увидел где-то в комментариях слово «коррупция». «Плюс первый раз» здесь…

  • Замечания о диктатуре.

    0. Считайте очередным раундом игры в слова и сугубым «имхо». Я в неизвестный по счёту раз услышал слово «диктатура» в качестве ругательства, как…

  • Пользуясь случаем, о советском идеале.

    Напомнили о старом крыловском рассуждении, с которым я вполне согласен. Основной смысл рассуждения: советские идеалы – продукт советского…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments

  • О коррупции.

    В неизвестный по счёту плюс первый раз то ли услышал на тытрубе, то ли увидел где-то в комментариях слово «коррупция». «Плюс первый раз» здесь…

  • Замечания о диктатуре.

    0. Считайте очередным раундом игры в слова и сугубым «имхо». Я в неизвестный по счёту раз услышал слово «диктатура» в качестве ругательства, как…

  • Пользуясь случаем, о советском идеале.

    Напомнили о старом крыловском рассуждении, с которым я вполне согласен. Основной смысл рассуждения: советские идеалы – продукт советского…