Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Category:
  • Mood:
  • Music:

Радость старшины Васкова.

Выскажусь о смысле жизни. Да, всё в той же рамке аналитической этики: в конце концов, должна же она давать простые ответы, за то и поддерживаю.

Полагаю, читатель видел фильм «А зори здесь тихие». Сразу успокою: инцидент, который вдохновил автора одноимённой книги, не включал в себя гибели нескольких молодых женщин в заведомо неравном противостоянии. На полях отмечу, что такое вдохновение, лёгким движением руки превращающееся в элегантное «трупами завалили», скорее обесценивает художественный артефакт для привередливого меня.

Более того, кульминация фильма, когда диктор Левитан из приёмника отвращает старшину Васкова от «все сдохнете», вызывала у меня подспудное отторжение, которое биографически недавно я сформулировал так: «там отыгран экзорцизм, а у старшины беса не было».

У старшины всё было хорошо и правильно. Ниже я попробую объяснить, почему. Дата опять же располагает.

Вот категорический императив Канта: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»©. То есть веди себя так, как хочешь, чтобы и другие вели себя.

Делай другим то, чего от них желаешь. Будь примером. Другие должны вести себя так, как ведёшь себя ты. Не застраивай других, не навязывайся и не мешай, потому что иначе будут мешать тебе, и ты ничего не добьёшься, сам будучи застроен. Каждый сходит с ума по-своему.

В крыловском «Поведении» этот императив («западная» этическая система) рассмотрен как обоснование достижения и присвоения, исполнения желаний, как способ избежать переживания зависти к другим.

См. «Дивный новый мир»: «– И, соответственно, желание усилилось? – До невыносимости!»©.

Положительным переживанием, «зачем всё это», повторю, будет переживание достижения, успех, избавление от желания. Богатство, слава, удовольствие – чем бы ни была достигнутая цель.

«Либерализм», если понадобится отгадывать слово в кроссворде по вышесказанному.

Трудно отрицать то, что «у людей получилось» и «на протяжении последних веков данная этическая система (и принявшая ее цивилизация) доминируют на планете»©.

А вот «северная» этическая система: «другие не должны делать тебе того, чего не делаешь им ты».

Я разделяю мнение, что она пребывает в процессе формирования и совершенствования «у нас тут», и повторяю здесь гипотезу, что стартовым выстрелом оказался Великий голод начала семнадцатого века, когда некоему весьма многочисленному и развитому человеческому сообществу (условной «Московии») сильнее обычного была явлена неблагожелательность мироздания, а сообщество упёрлось – хотя бы потому, что и привычного «обычного» было чуть больше, чем слишком много – так, что вместо нокаута стался нокдаун.

Ситуация нокдауна вместо нокаута, позднее неоднократно повторявшаяся по самым разным причинам и в самых разных аспектах. «Русских можно прибить, но нельзя добить».

На «кантовском» языке императив, задающий такое положение дел, прозвучит примерно так: «поступай вопреки всякой максиме, которая, став всеобщим законом, будет тебе отвратительна».

Не смиряйся. Другие не должны вести себя так, как не намерен вести себя ты. Не потворствуй злу, предотвращай его, потому что иначе оно разойдётся и придёт за тобой.

«Северная» этическая система – способ избежать переживания ненависти к другим так же, как «западная» есть средство предупреждения зависти к другим.

Из сказанного выше следует, что обоснование порочности тех или иных поступков, обычаев, заведений, укладов и систем с «западной» точки зрения будет сводиться к тому «тебе тут неизбежно придётся (приходится, пришлось бы) завидовать».

Борьба с «западной» порочностью – да, актёры-негры, играющие британских аристократов, и прочее такое же. Утверждение и проведение «всё возможно». Работа на избытие зависти. «Западные» люди, занятые здесь и отстаивающие это, чувствуют, что делают правильные, справедливые вещи, истово стараются и всерьёз не понимают претензий к себе.

А доказательство порочности того же самого по-«северному»: «тебе придётся – пришлось бы, и так приходится – ненавидеть». Тебе тут ползать придётся, а на тебя будут плевать, удовольствие получать.

Борьба с таким тоже вполне очевидна: работа на исчисление, предсказание и предотвращение таких ситуаций. Я считаю, что с этим «у нас тут» сильно похуже, чем «у них там», в основном из-за «готтентотского» подхода к этому делу, зацикленности на расцветке флагов и на исторических периодах.

Что не совсем очевидно, так это положительные эмоции, которые должна предоставлять «северная» этика. В «Поведении» этого нет, далее моё рассуждение.

«Хороший» «по-западному» человек получает несомненное удовольствие от обретённого богатства, от исполненной мечты, от заслуженной репутации, от своего лидерства – и это не просто раздражение нервных окончаний. Он понимает, что «успех – это хорошо», к нему надо стремиться, это причина того, чтобы жить, это то, что надо демонстрировать окружающим.

«Северная» же радость, такая же причина для жизни – это когда у другого по итогам твоих усилий не состоялась какая-то гадость по отношению к тебе, к чему-то или к кому-то твоему.

Если хотите, то это лучшая часть «злорадства». Когда Табаки надрывался про Акелу, который промахнулся, то была худшая, потому что до несостоявшейся жертвы Акелы голосящему Табаки дела не было, и он Акеле не мешал. Вот если бы Акела обломался, прыгая на самого вовремя увернувшегося Табаки или на кого-то, кто Табаки был дорог и кого Табаки вовремя предупредил – да, тогда она, «северная» радость. Увы, персонаж не тот.

Вернусь к старшине Васкову. Персонаж тот.

«Ну что, взяли? Взяли, да? Пять девчат!.. Пять девочек было всего, всего пятеро, и не прошли вы! Никуда не прошли! Сдохнете здесь, все сдохнете!.. Лично каждого убью!.. Лично!.. А там пусть судят меня!.. Пусть судят!..»

Узнаёте? Мужик в экстазе потому, что «не прошли». Это не бес, изгонять тут нечего. Васков всё правильно чувствует.

Понятно, что той радости сравнительно с горем – от состоявшихся потерь – очень мало, она и заметнее на мрачном фоне навязанных авторами раскладов.

«Северное» поведение as is само по себе имеет в виду ещё и (в первую очередь) предотвращение зла, чтобы «даже не начиналось», чтобы до «лично каждого убью» и не доходило. А в идеале, чтобы поступки субъекта предотвратили даже мысль у окружающих ему нагадить.

Тут можно вспомнить ещё один фильм, «Иди и смотри», там в конце киноленты парнишка по имени Флёра палит из винтовки по серии гитлеровых фотографий в обратной хронологии и не стреляет в фотографию совсем маленького Адольфа.

Уже тоньше: понятно, что зло делают люди, но когда человек становится именно тем человеком, который делает зло? Это для «севера» вопрос весьма не праздный, а для «запада» не существующий.

Итого, смысл жизни по-«северному» есть радость старшины Васкова и право на жизнь от Флёры. «Северной» причиной жить, «северной» экспозицией для демонстрации становятся несокрушимость («не прошли вы») и неуязвимость («даже не начнётся»).

Да, комических и трагических искажений тут возможно никак не меньше, чем в стремлении к успеху или в его демонстрации.

Например, тот же вопрос «цены» несокрушимости может быть никак не менее радикален, чем вопрос «цены» успеха. Какой-нибудь магнат ради своего успеха гнобит пролетариев и всех, кто под руку попадётся, или какой-нибудь активист – чтобы «страна цвела» и «светлое будущее близилось»! – строчит доносы в НКВД так, что людей в статусе «щепки летят» везут за Урал десятками.

Магнат – по уму или удаче – поднял целую отрасль промышленности в какой-то стране, первой в мире, с совершенно немыслимым приростом уровня жизни, а активист – по уму или удаче – поломал резидентуру, которая в ставшуюся позднее войну наделала бы гадостей, вероятно, критически важных.

Валяйте, ищите тонкие отличия, провозглашайте, что лучше. Я же ограничиваюсь констатацией разницы «западной» этической системы, которая состоялась по Канту, и «северной», которая у нас тут, без Канта обошлась.

Собственно, всё. Валяйте, прикидывайте собственные несокрушимость (по пережитому) и неуязвимость (по возможному). Мало? Ничем не могу помочь, а восторгаться тыкуемым в лицо Вашим несравненным успехом, как альтернативой оным, не буду. К другому кому-нибудь.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. На всякий случай, «тыканье» в основном тексте есть художественный приём, никоим образом не подразумевающий панибратства. К читателю, как правило, я обращаюсь на «Вы» и отхожу от этого правила только тогда, когда он сам того попросит, дабы потрафить своему вырожденчеству или ещё по какой столь же уважительной причине.

ПостСубСкриптум. А ещё была умная и храбрая девочка. Зоей звали. Про Гая Муция Сцеволу вряд ли что-то знала, но ненаказуемо. И вот поймали её вторженцы, ученики того же прусского учителя, который выиграл войну с Австрией 1866 года, а теперь его ученики пришли сюда аборигенов застраивать, белые люди. Сами понимаете, миссия, высшая раса и всё такое.

Девочка конюшню спалила, и, если там артиллерийские битюги – бе-е-едненькие лошадки сгорели, с большими жалобными глазками – стояли, то тем замедлила пару-тройку гаубиц 10,5 cm leFH 18 на поле боя и немало русских солдатских жизней спасла. А её поймали, и у немецкого офицера – белого человека, цивилизацию дикарям принесшего – мысль возникла: казнь такую устроить, чтобы аборигены прониклись. Мол, цивилизация пришла к дикарям, законность.

С девкой... нехорошо поступали. Однако она поняла, что происходит. Умная и храбрая, как и было сказано. И под виселицей разразилась всё тем же «не прошли вы», хотя бы и в режиме «да не пройдёте». А поминала она Сталина всуе или нет, это уже детали. Mojo.

Валяйте, избранные мирозданием, рассказывайте мне, что девка надрывалась зря. А я напомню, что её белый человек, которому такие избранные «зряшники» своих сестёр со вздохами счастья в постель бы положили, три дня с виселицы снимать запретил. Видать, рассказал белому человеку прусский учитель про Муция Сцеволу, а белый человек запомнил и понял, на что нарвался.

«Несокрушимость», да – так, что потом военкору тот же недоокученный белым человеком местный рассказал, что стряслось. Поговаривают, что тот местный попал под раздачу до войны, но это уже детали. И так... поучительно.


Tags: история, общество, этика
Subscribe

  • Реквием по парторгу.

    Когда я был маленький, где-то на третьем курсе (1994 год), я озаботился проблемой сохранения информации и проблемой сжатия информации как ближайшим…

  • О коррупции.

    В неизвестный по счёту плюс первый раз то ли услышал на тытрубе, то ли увидел где-то в комментариях слово «коррупция». «Плюс первый раз» здесь…

  • Замечания о диктатуре.

    0. Считайте очередным раундом игры в слова и сугубым «имхо». Я в неизвестный по счёту раз услышал слово «диктатура» в качестве ругательства, как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 134 comments

  • Реквием по парторгу.

    Когда я был маленький, где-то на третьем курсе (1994 год), я озаботился проблемой сохранения информации и проблемой сжатия информации как ближайшим…

  • О коррупции.

    В неизвестный по счёту плюс первый раз то ли услышал на тытрубе, то ли увидел где-то в комментариях слово «коррупция». «Плюс первый раз» здесь…

  • Замечания о диктатуре.

    0. Считайте очередным раундом игры в слова и сугубым «имхо». Я в неизвестный по счёту раз услышал слово «диктатура» в качестве ругательства, как…