Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Mood:
  • Music:

О «путинском большинстве». Опыт предсказания.

Есть старая шутка, в крайнем варианте мною услышанная так: если ждёшь и не можешь дождаться важного звонка, то засунь телефон в самый дальний карман, иди в ванную, открой воду и намыль руки. Звонок сразу придёт.

Предположу, что существует и обратный эффект. Хочешь жить долго – занимайся долгосрочными предсказаниями; точно дотянешь до момента, когда окружающие станут потешаться над твоими несбывшимися пророчествами.

Посему запишу-ка я кое-что про Россию десять лет спустя. Если дождусь читательских насмешек тогда, а не сейчас, – и по факту состоявшейся ошибки, а не во славу чьей-то личной дури – то идея, считай, сработала, и в 2032 можно будет порассуждать о следующем тысячелетии.

И – да, я на полном серьёзе считаю, что в конце двадцатых-начале тридцатых годов первого века третьего тысячелетия Россию ждёт… беспокойство.

Обязано это беспокойство окажется тому, что российское общество лишится суммы особенностей, которую нынче комментаторы самых разных воззрений называют или объясняют «путинским большинством» и сводят к наличию некой человеческой общности, объединённой приятием административных практик РФ начала века и готовой активно их отстаивать.

Я согласен с тем, что «путинское большинство» как человеческая общность существует и отправляет роль гаранта пресловутой «стабильности» крайних двух десятилетий истории российского общества.

Я категорически не согласен с тем, что «путинское большинство» определено или определяется позитивным отношением его членов к управленческим решениям этих лет, а равно с тем, что его члены могут составить и обеспечить актив каких-то лоялистских политических организаций.

Далее моё сугубое имхо.

То, что называется «путинским большинством», на самом деле состоит из людей, к Путину относящихся по-разному, а к экономическим, политическим и социальным решениям, ассоциируемым с ним — ещё более дифференцированно. Однако, если завтра лично Путина хватит удар, то «путинское большинство» какое-то время никуда не денется и продолжит эффективно обеспечивать «стабильность» образца крайних пятнадцати лет.

Создано «путинское большинство» как объект — а это именно объект, груз, балласт, он препятствует «раскачке» страны и не более того — общей памятью о катастрофе 1987-1996.

Объединяет память, воспоминания о пережитом или засвидетельствованном лично, а попытки осознать произошедшее тогда и отрефлексировать его, как правило, ведут к тому, что обыватель записывает себя в тот или иной лагерь под уже готовое объяснение и в меру отпущенных ему интеллекта и темперамента это объяснение продвигает и защищает.

Поведение вполне объяснимое, ибо… буду вежлив… обрушение цивилизации на такой территории, на стольких уровнях и в стольких аспектах (СССР-РФ 1987-1996) — дело слишком многогранное, чтобы уместиться в отдельно взятой голове, даже если это осознание сталось бы делом весёлым и приятным, каковым оно оказывается далеко не для каждого обывателя. Экономия сил, в том числе сил интеллектуальных, рулит.

Тем не менее, никакие пикировки между фракциями в «путинском большинстве» о прошлом или о будущем не представляют собою никакой угрозы нашей возлюбленной «стабильности», пока есть общая память как единое отношение к прошлому.

О чём эта память? В первую и главную очередь, о собственном бессилии и о следующей из него безнадёжности. О невозможности что-либо изменить в своей жизни. О горе, как о переживании состоявшихся потерь, и о страхе, переживании потерь будущих. О том, как эти горе и страх начинались с упивающихся собою ораторов, у которых было и всё время оставалось множество новых идей, а стали выдачей зарплаты продукцией предприятия или кличем «русский, пошёл вон».

Вопрос, конечно, интимный, но всё же я его задам: а как сейчас обстоят дела с личным, частным, домашним, семейным стабилизационным фондом у рядового российского обывателя из того самого «путинского большинства»? Отвечать не надо, ведь вопрос пусть и интимный, но риторический. Ответ известен: заначка есть, не обязательно сугубо денежная. Ничего сверхъестественного, всего лишь обеспечение времени (измеряемого в месяцах) на подумать в случае чего. Чтобы never again никогда, как тогда. Без безнадёги.

На полях: было бы неумно отрицать, будто у некоторой части населения страны девяностые и в самом деле «святые». Время грандиозных возможностей и ослепительных достижений, осознание того, что жизнь восхитительна и податлива, превознесение над жалкой зашуганной биомассой и так далее. Вот только такие признания и зачисление себя в «путинское большинство» из одних и тех же уст в лучшем случае звучат для разных аудиторий, а обычно вообще не звучат.

Обратно к теме.

Дело, видите ли, в том, что «путинское большинство» есть феномен исторический и, следовательно, конечный. Рискну утверждать, что завершится он лет через десять, в начале две тысячи тридцатых, когда определяющую часть решений в социальной, экономической и политической жизни страны станут принимать люди, родившиеся в те самые 1987-1996 и далее в «святые девяностые».

Я не к тому, будто эти люди глупее или подлее предшественников, это вопрос спорный. Я о том, что память уйдёт, и единое отношение к прошлому как соединяющий фактор уйдёт вместе с ней.

У типического обывателя более не станет собственной памяти о том, что долговременная, сложная и упорядоченная деятельность, актуальная и потенциальная, не только в кино про гэндальфов, но и на самом деле может быть уничтожена тщательно (или, напротив, беззаботно) подобранными словами. И никакие знания в обнимку с пониманием этой памяти не заменят.

«Путинское большинство», таким образом, R.I.P..

Вряд ли изложенное стало откровением для читателя. Точно так же откровением для него не станет и то, что всё это понимают люди там, наверху.

Люди понимают и готовятся к тому самому беспокойству в РФ конца двадцатых-начала тридцатых двадцать первого века, когда все доступные решения на историческую перспективу будут сведены к выбору:

  • создавать и задавать «новое большинство» той же объектности/балластности, что и нынешнее, а это подразумевает «смену режима» в буквальном смысле, пересмотр действующих административных практик;

  • искать безопасный и долговременный баланс между фракциями распадающегося большинства.

Выбор этот надо будет делать в условиях наивозможного усугубления внешних усилий по делегитимации политической системы в РФ: провокация сбоев в выборах, враждебная пропаганда в военной парадигме, опошление официальных мероприятий внутри и вне границ, объявление альтернативных властных структур, обострение уличных протестов и радикализация их идеологического обеспечения и проч. – всё, как обычно, только на максималках.

Ударившись в предсказания, я поставил бы на «смену режима», как на решение дешёвое и надёжное в глазах того самого уходящего из истории «путинского большинства».

Если хотите, то сама идея «единого большинства» как гаранта выживания и развития российского общества станет прощальным подарком от нынешнего «путинского большинства», «приказом долго жить» от него, даже если тогдашняя обеспечивающая демагогия окажется построена на оскорблениях в его адрес.

Конечно же, те доктрины, которые я преследую в своём ЖЖ, подсказывают мне примерные решения по «смене режима»… точнее, имхозное… имхотическое?.. имхоальное?.. обоснование такой «смены», которую я счёл бы наилучшей для российского общества. Однако это уже тема для другого разговора.

Спасибо за внимание.

ПостСкриптум. «Враждебная пропаганда в военной парадигме» — это не только и не столько та мода, которую нынче упражняют небратья, одержимые идеей «войны с РФ», сколько сам принцип войны: «применение силы к контрагенту не ограничено условием его выживания». Иными словами, официально одобренное отсутствие у зарубежного или спонсируемого из-за рубежа вещателя запрета на распространение сообщений, последствия которых несовместимы с дальнейшим существованием российского общества.


Tags: история, общество, футуризм
Subscribe

  • Ave, St. Lem. Юбилейное.

    Недавно зашёл в магазин, где обычно покупаю вино. Спросил, есть ли у них вино польское, чем изрядно озадачил персонал. Не нашлось. Польская водка в…

  • На полях. Монолог друга гоя.

    Знаменитый мем «это друг гоя!» это другое» описывает уже третью реплику в некоей перепалке. Перепалка развивается так. Сперва…

  • Желаю, чтобы все.

    «Помолодели пациенты, которые сейчас находятся в критическом состоянии». «В реанимации нет ни одного человека, который прошёл вакцинацию». Всё-таки…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments

  • Ave, St. Lem. Юбилейное.

    Недавно зашёл в магазин, где обычно покупаю вино. Спросил, есть ли у них вино польское, чем изрядно озадачил персонал. Не нашлось. Польская водка в…

  • На полях. Монолог друга гоя.

    Знаменитый мем «это друг гоя!» это другое» описывает уже третью реплику в некоей перепалке. Перепалка развивается так. Сперва…

  • Желаю, чтобы все.

    «Помолодели пациенты, которые сейчас находятся в критическом состоянии». «В реанимации нет ни одного человека, который прошёл вакцинацию». Всё-таки…