Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:
  • Music:

Предвыборное. О сознательности, а так же о вкусной и здоровой пище.

Замечание, вынужденное предвыборностью. Не ожидал я такого наплыва сведений об активности политических партий в тех медиа, которым причащаюсь.

Напряжён.

И не надо советовать мне избавиться от этого напряжения. Конечно, избавиться просто: выпятить нижнюю губу, провозгласить своё неувядаемое неверие «всем этим» и вознестись над суетой.

К сожалению, со стороны такой дурак смотрится жалко, даже хуже дурака вроде меня, который пытается что-то понять и провозгласить.

Уговорили. Может, и лучше он смотрится с вашей стороны, то есть глазами такого же дурака, но я-то суечусь не ради славы, я просто отрабатываю… или воплощаю?.. свою гражданственность. Обзавёлся, не стряхнуть. Посему не стану гордо презирать медиасферу общества, в котором живу, а попробую сформулировать подход к модернизации и этой медиасферы, и всего остального, что под оный подход случайно подвернётся.

Да понятно, что так бы я сидел себе тихо, но предвыборность достала. Орут, кривляются, изобличают.

Начну, как обычно, издалека.

Когда я планирую свою деятельность, в том числе своё участие в какой-то совместной деятельности, то я оперирую своими представлениями о предметах, в эту деятельность вовлечённых.

Моё представление о некотором предмете есть знание о нём, полученное через совокупность актов понимания и ограниченное верой. Вера как переживание сводится к отказу «понимать дальше» и работает защитой ума от перерасхода, ибо всякое понимание порождает новые сущности. Где-то надо останавливаться. Ограничивая полученное пониманием знание, вера тем самым оформляет его, ибо форма суть границы.

Если я могу управлять применением своей веры к своему же пониманию некоторого предмета, если я могу самостоятельно и обдуманно формировать своё представление о предмете, то это моё свойство зовётся… правильно, сознательностью!

Напомню знаменитый диалог из «Собачьего сердца» о покупке журналов в пользу страдающих детей Германии. Отвяжись тётка от профессора после первого же «не хочу», – поняла – и я подозреваю, что Преображенский сугубо из понтов потом какую-то сумму этим немецким детям пожертвовал бы, чтобы тётку превзойти в сознательности хотя бы количественно. Однако волей автора тётка ожидания профессора оправдала влёт, начав предполагать низкое, жлобское и ей очевидно более понятное, чем «не хочу», чем «сам потом разберусь».

Запишу следующие утверждения, с которыми я согласен.

Проявленной сознательности может быть больше или меньше применительно и к человеку, и к предмету, представление о котором этот человек пытается составить.

Предметы могут отличаться по сложности и требовать понимания большего или меньшего, а люди могут отличаться по уму в их распоряжении («я не дурак, я занят»), и ничего зазорного в том нет.

Вера может быть естественным эффектом и самой обычной усталости, и нехватки ума применительно к предмету, но как способность «не думать о белой обезьяне», как способность формировать своё представление о предмете через управление своим пониманием его, вера может быть искусственным продуктом личного опыта или намеренной тренировки, а значит, одним из индикаторов силы человеческой личности.

Качество полученного представления о предмете тоже может быть разным, и оно может быть оценено по количеству тумаков неприятностей, полученных мною при попытке применить представление о предмете к самому предмету в порядке той самой деятельности, частной или совместной. Не всегда, но как правило получение качественного, то есть продолжительного и безопасного представления о предмете требует большей сознательности.

В порядке совместной деятельности сознательность того или иного её участника как его свойство можно учитывать, то есть принимать во внимание, надеясь на лучший результат этой деятельности или опасаясь худшего.

Недостаток сознательности проявляется в неспособности человека заранее составить представление о предмете, достаточное, чтобы противоречия этого представления действительности не помешали его деятельности в отношении этого предмета.

Проще говоря, получив достаточно тумаков, человек перестаёт понимать, что он делает, и начинает задавать вопросы во время работы. О, по ответам он вполне может составить себе новое представление о предмете здесь и сейчас, более адекватное, однако он потратит на это рабочее время, и не факт, что только своё.

Чем сложнее, разнообразнее, продолжительнее и точнее совместная деятельность (цивилизованность общества), тем уязвимее она к противоречиям в представлениях своих участников о предметах, вовлечённых в эту деятельность.

С утверждениями всё. Теперь то, ради чего я делаю эти заметки. Аналогия тут довольно простая, зато фундаментальная.

Представление о предмете – это буквально «пища для ума» в виде готового блюда («сытый» ум вопросов по предмету не задаёт), а сознательность как умение выступает кулинарией, поварённым искусством. Знание – сырые продукты, подлежащие готовке, понимание же – добыча и производство этих сырых продуктов, а вера – кухонная утварь. И так далее.

Как и у всякой аналогии, применимость тут сильно ограничена. Можно вволю поразвлечься, доводя сопоставление до гротеска и задавшись, например, вопросом, что происходит с человеческим представлением о том или ином предмете («пищей для ума») в порядке потребления этого представления и после такого потребления.

Мне же любопытно другое, а именно разделение труда в делах кулинарных, точнее, организация такого разделения. Предметы, упомянутые в аналогии – сырые продукты, кухонная утварь, да и само готовое блюдо – в «пище для тела» обязаны своим существованием тому самому разделению труда и связям в нём, налаженным через товарное обращение.

Я полагаю, что обратным ходом этот аспект приведённой аналогии можно применить и к «пище для ума», получив рамку для обсуждения очень интересных вопросов культуры, искусства, масс-медиа. Задам некоторые.

Должен ли каждый человек быть отменным поваром? Нужна ли ему совершенная сознательность по каждому предмету, с которым он имеет дело, да и возможна ли такая сознательность?

Если нет, то у кого человеку покупать качественное, то есть долговечное и безопасное представление о предметах, с которыми он имеет дело, но по по отношению к которым не имеет достаточной сознательности (само готовое блюдо)? – или он должен покупать средства гарантированного получения такого представления своими усилиями (консервы)?

Как производить такие представления и средства их получения? Как сделать их товаром?

Кто должен выступить такими производителями – понятно, что политические партии, но как они должны измениться для этого?

Чем платить за такие покупки?

Вообще, существует ли здесь, в производстве «пищи для ума», универсальный товар, работающий деньгами?

Надо ли ограничивать подачу человеку представлений о таких предметах, с которыми человек гарантированно дела иметь не будет? Как это сделать?

Что будет представлять собой пресловутая «прибавочная стоимость» в производстве представлений о предметах, – понятно, что это более подробные представления – и возможно ли её присвоение в виде институционализации «тайных знаний»? Если присвоение возможно, то кем?

Каковы минимальные требования по обработке «новостей» (некачественного сырья для понимания как производства знания), и к кому эти требования надо предъявлять?

Как сформулировать требования к вере, исходя из задачи удержания знания (посуда) и задачи его анализа (ножи)? Кому эти требования предъявлять?

И так далее, далее, далее. Я говорил, что аналогия фундаментальная. Дарю.

А сам я здесь всего лишь формулирую подход к модернизации медиасферы общества, частью которого имею счастье… тавтология, да… состоять.

Извините, достал предвыборный шум. Спасибо за внимание.


Tags: выборы, общество, политика
Subscribe

  • Пикейное. О том, почему война в прекрасном далёке всё же будет.

    Не мундир надеваю с наградами, за отсутствием оного, а Пикейный жилет без них. То есть жилет я надеваю из сложносочинённого материала, обычная…

  • Прекрасного далёка вам.

    Я атеист, мне на религиозные темы прогнозировать неуместно. С другой стороны, почему бы и нет, в предтечи ведь не прошусь, место свободно.…

  • 42.

    Сижу, никого не трогаю, починяю примус, читаю презентацию правительства Российской Федерации: стратегические инициативы 2024/2030. Нет, начальное…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Пикейное. О том, почему война в прекрасном далёке всё же будет.

    Не мундир надеваю с наградами, за отсутствием оного, а Пикейный жилет без них. То есть жилет я надеваю из сложносочинённого материала, обычная…

  • Прекрасного далёка вам.

    Я атеист, мне на религиозные темы прогнозировать неуместно. С другой стороны, почему бы и нет, в предтечи ведь не прошусь, место свободно.…

  • 42.

    Сижу, никого не трогаю, починяю примус, читаю презентацию правительства Российской Федерации: стратегические инициативы 2024/2030. Нет, начальное…