?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Технический и социальный прогресс часто порождают следующую ситуацию. Делается нечто, делается негодными средствами. Затем это нечто размывается, усложняется, видоизменяется, эволюционирует, а в первоначальном своём виде считается неактуальным и, следовательно, неработающим решением. Потому как средства устарели и более негодны. Со временем прогресс даёт доступ ко всяческим удивительным финтифлюшкам, но! Почему-то под них ищутся именно новые решения, а не вспоминаются старые. Иногда это доходит до анекдотических ситуаций.

Вот, пример. Кто мне объяснит, зачем нужна виртуальная реальность? Имеется в виду не Интернет, - это реальность интерактивная - а именно виртуальная реальность, погружение, "когда всё вокруг нарисовано". Это - давайте признаемся - покамест развлекуха и только развлекуха. Обмен значимой информацией - это текст или видеоряд, для этого ничего подобное гибсоновским "декам" и лукьяненковскому "дипу" нафиг не нужно - да, красивенько, модерненько, но излишне.

Теперь смотрим в глубь веков. А существовала ли потребность у человечества в виртуальной реальности, "когда всё вокруг нарисовано"? Да, и ещё какая! Всего одно слово - "инициация". Можно читать Проппа, можно читать историю гашишинов и прочей мерзости, но - инициация была мощнейшим решением в строительстве социальности, видоизменившимся и сошедшим на нет именно в силу негодности средств. Которые теперь в основном есть...

Будьте уверены, этого джинна в бутылке не удержать, хотя я лично полагаю, что цывилизованные общества будут блокировать идею адресного и непопсового применения таких технологий до последнего. Последнее будет тогда, когда некие "экстремисты" поставят изготовление своих пешек самых разных качеств на поток. Те твари, которых называют "шахидками", Белоснежками покажутся...

Comments

( Всего-то 33 — добавить )
doochdoble
18 окт, 2005 15:40 (UTC)
ты сам же и попался на то что описал.
технологии изготовления зомби (не ходячих мертвецов, а то что ты назвал пешками) давно изучены и отработаны. давно это не сто и не двести лет назад. эти знания стары как мир.

все , как это обычно бывает, упирается в финансирование.
17ur
18 окт, 2005 17:07 (UTC)
То, о чём Вы говорите, суть не технологии. Вот с виртуальной реальностью они как раз могут таковыми стать.
(без темы) - doochdoble - 19 окт, 2005 05:31 (UTC) - Развернуть
ex_jj_shama
18 окт, 2005 16:29 (UTC)
Один из элементов "виртуальной реальности" - специальные 3d очки. Вы говорите - развлекуха. Верно, но вот лично я сожалею, что тот институт, на который я работаю, в данный момент не может себе позволить закупить такую аппаратуру. Приходится эмулировать 3d при помощи красно-синих очков, как в кино.
(Анонимно)
19 окт, 2005 05:47 (UTC)
Очки - ацтой, для полной изоляции нужен шлем.
eugene_gu
18 окт, 2005 18:40 (UTC)
Вот, пример. Кто мне объяснит, зачем нужна виртуальная реальность?
----------------------------------------------------------
Для обучения пилотов самолётов/вертолётов, например.

Вспоминается прикол, когда в программу, подогнанную под австралийскую реальность, ввели кенгуру, навесив их внешний вид на модель "пехотинец" из-за лени программеров разрабатывать лишнюю модель поведения.
Курсант-вертолётчик был страшно удивлён, когда группка кенгуру при его приближении рассосредоточилась, замаскировалась, подпустила поближе и запулила в него ракетой из ПЗРК. :)))
elshajkina
18 окт, 2005 20:22 (UTC)
Ай люблю этот боян! Спасибо, опять хихикаю...
(без темы) - juray - 22 окт, 2005 19:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elshajkina - 23 окт, 2005 22:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 19 окт, 2005 06:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 19 окт, 2005 10:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 19 окт, 2005 11:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - eugene_gu - 19 окт, 2005 13:19 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
19 окт, 2005 05:43 (UTC)
;) Джаг, по поводу первого абзаца - вспомните наше обсуждение искусства. :))))
17ur
19 окт, 2005 06:24 (UTC)
И? Вы видите здесь противоречие? Имхо, есть разница между созданием артефактов и созданием технологий.
(без темы) - (Анонимно) - 19 окт, 2005 07:15 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
19 окт, 2005 05:46 (UTC)
"Кто мне объяснит, зачем нужна виртуальная реальность?"

Я обьясню. В этой реальности возможно достижение переживаний, которые недоступны в нашем мире. Я говорю о разновидностях катарсиса, релакса, адаптации к стрессовым и прочим критическим состояниям, а возможно и чего-то принципиально нового.
Это конечно смотря кому в руки попадет. Естейственно все можно свести до банальной порнухи.
17ur
19 окт, 2005 06:27 (UTC)
Вы меня внимательно читали? Следующий вопрос - какие социальные технологии у человечества были построены на катарсисе и стрессовых состояниях? :-) Инициация, однако.
(без темы) - (Анонимно) - 19 окт, 2005 07:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 17ur - 19 окт, 2005 11:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 19 окт, 2005 13:13 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
19 окт, 2005 05:51 (UTC)
"инициация была мощнейшим решением в строительстве социальности"

Не совсем ясно, что вы имеете в виду. В следующем абзаце - про зомбирование. Вы хотите сказать, что ВР можно использовать для создания тероров? Ну можно наверное, но пока их успешно создают и без нее.
17ur
19 окт, 2005 06:29 (UTC)
Я объяснил, что я имею в виду, ссылкой на Проппа и гашишинов. У нас сейчас волокно на работе порвалось, так что я сижу под гпрс и вынужден сильно сжимать кидаемые тексты. Могу подробнее как-нибудь.

Кстати, если три мессаги Ваши, может, их, стоило бы одним комментом кинуть? Я просто Ваших обстоятельств не знаю...
volgarin
19 окт, 2005 08:51 (UTC)
""Теперь смотрим в глубь веков. А существовала ли потребность у человечества в виртуальной реальности, "когда всё вокруг нарисовано"? Да, и ещё какая! Всего одно слово - "инициация".""

Одно дело инициация - переход в пограничное состояние между жизнью и смертью для жрецов, испытание воли у мужчин.

Другое дело виртуальная реальность сегодня - развлечение, обучение, кайф.

Не помню, чтобы инициированные жрецы сидели на беладонне или морфине постоянно им такая виртуальная реальность была не нужна. Не помню, чтобы богатырей, крестьян, купцов древнего мира тянуло "мультики" смотреть. Иначе мухоморы давно бы уже все поели.

Я лично не вижу этой связи.
Зато вижу другую связь.
Мы сегодня не живем в реальном мире без всякого компьютера.
Доказательства?
Световой день круглые сутки, теплынь, фрукты круглый год, мотивация и вознаграждение, покупки и потребности, цена и ценность - все сдвинуто так, что за брендовую тряпку можно отдать столько денег, сколько хватило бы нормально год кормить человека. Да и сами деньги - всего лишь наше отношение к ним, как к деньгам.

Мы "инициированы" с рождения нашей цивилизацией. Наши поступки неадекватны реальной действительности. Наши суждения - чужие мысли многократно отраженные и перевернутые не находят подтверждения и точки опоры, потому что точка опоры находится в реальном мире, которого мы не знаем.

Иными словами, пока люди жили в реальном мире, потребности "улетать" и не возвращаться может и существовали в человеке, но все равно были связаны с простыми реалиями. Наша тяга ко все большей виртуализации усиливается пропорционально виртуализации нашей жизни.
(Анонимно)
19 окт, 2005 10:45 (UTC)
Имхо отрыв от реальности - следствие уменьшения доли личного физического созидательного труда. Т.к. виртуализированные люди встречались всегда, разным был только их процент.
(без темы) - volgarin - 19 окт, 2005 11:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 19 окт, 2005 13:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 20 окт, 2005 06:09 (UTC) - Развернуть
juray
22 окт, 2005 19:14 (UTC)
Люди, да что вы - "3D-очки", "шлем"... Разговор-то не о существующих технических решениях. В принципе, можно вообразить и прямое подключение к нервной системе... ("Матрица")

Что же касается социальных технологий, для которых виртуальная реальность - очень удобный инструмент, то одну такую уже обозначили. Это обучение.
1) В подавляющем большинстве вариантов передачи теоретических знаний недостаточно, требуется наработка у обучаемого практических навыков, привычек, рефлексов - в общем, опыта.
2) Наработка опыта на реальных объектах может быть слишком дорогим удовольствием, особенно когда цена ошибки велика. А на начальных этапах обучения вероятность ошибок очень существенная. Поэтому для обучения применяются модели-заменители.
3) ВР - отличное средство для построения таких моделей. В силу следующих особенностей:
а) динамичность и интерактивность - можно строить модели со сложным поведением
б) универсальность - одна и та же аппаратура может использоваться для обучения самым разнообразным навыкам. Причём, "нарисовать" можно что угодно, даже то, чего не может быть
в) низкий уровень удельной стоимости обучения одного ученика - аппаратура универсальна, модель программируется один раз на всех учеников.

И зря, Джагг, ты не доверяешь такому обучению. Если модель адекватна, построена с учётом всех значимых факторов, то скиллы, наработанные на такой модели, ничем не отличаются от полученных на реальных ситуациях. Никто же не предлагает учить водителей, используя NFS или, упаси кто может, Carmageddon... Хотя недоверие твоё, скорее всего, кроется не в этом, а в том, что на современном уровне возможно строить модели с набором факторов, недостаточным для полной замены реальности. Но это ведь вопрос не принципиальный, если речь идёт о сути ВР.

Да, вспомнилось ещё одно применение. Существующее. Попалась когда-то статья, как ВР используют для лечения невротических (или психотических?) состояний. Собственно, то что там описывалось, опять же сводится к наработке навыка. Навыка контроля над собой.
17ur
23 окт, 2005 13:56 (UTC)
Недоверие обучению - да, тут Вы верно подметили. Причём, прошу заметить, неверно поставленные скиллы будут усугублены тем, что в обучении будет reload last save, а в реальной жизни... Кроме того, как бы это сказать, реальность может вести себя иначе, чем даже самая правильная модель. См. историю с Чернобылем.

А насчёт основной мысли головного поста - кондиционирование качественно ничем не отличается от обучения. Быть террористом-камикадзе тоже учат.
(без темы) - juray - 24 окт, 2005 14:24 (UTC) - Развернуть
( Всего-то 33 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger