?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

(чуть прервусь относительно военной истории - там у меня оверфлоу по темам, глаза разбегаются)

Познер - имя нарицательное. Я его передачу не смотрел, а слушал, так что половины деятелей там не узнал. Понятно, что Жириновского ни с кем не спутаешь по интонациям, а Проханова по тезаурусу.

В общем, меня понесло на определения. Чисто по полочкам разложить.

Я НЕ ХОЧУ БЫТЬ РОССИЯНИНОМ. Это и есть апофатическое определение патриотизма, если присовокупить граничное условие "я хочу жить и умереть в России".

Раньше я, кстати, к слову "россиянин" относился индифферентно. Но. Путин поднял тост за "российский дух" (уж не помню, в каком году в День Победы это было). На следующий день в новостях прогнали какую-то байду об "ужасных потерях российского и еврейского народов". С меня хватило. С тех пор определение "россиянин" в свой адрес воспринимаю как личное оскорбление, и автоматом отрыгиваю, выпятив нижнюю челюсть: "я не россиянин, я русский".

Итак, о патриотизме. Патриотизм как характеристика личности есть феномен, характерный ТОЛЬКО для высокосвязных человеческих популяций. Греческие полисы порождали патриотов. Рим, опять же, постфеодальные национальные государства - все они характеризуются тем, что

вся значимая для состояния данной человеческой популяции информация распространяется достаточно быстро, достаточно широко и достаточно избирательно,

хотя бы только в элите. Это есть необходимое условие *проявления* в данной популяции такого феномена, как патриотизм. Наблюдаемый признак патриотизма - личность, обладающая такой характеристикой, более выгодна данной популяции, чем личность, такой характеристикой не обладающая, при прочих равных условиях; причём суммарная выгода прямо пропорциональна доле таких личностей в популяции. Критерии выгоды разнообразны, но интуитивно ясны и завязаны на количественные и качественные характеристики популяции. Чтобы не было разночтений: под популяцией я понимаю здесь не только население на данной территории независимо от национальности, но и механизмы его самоорганизации - типа государства.

Кстати, то, что случилось с русской армией в Первую Мировую, может иметь своим объяснением тот банальный факт, что в крестьянском мире распространением информации всерьёз никто не занимался (разве что революционеры, но у тех были специфические темы). Поэтому концепции патриотизма, выработанные тогдашней русской элитой, для вчерашнего мужика с ружьём были бессмысленным шумом. Отсюда следует, что красные в Гражданскую совершили своего рода цивилизационный подвиг: сумели невероятно быстро перевести эти концепции - именно эти, элитарные, слово "социалистическое" тут можно рассматривать как замысловатую финтифлюшку, только и всего - на понятный язык и разъяснить их вооружённому народу.

Далее. Если патриотизм порождается и существует в строго определённых условиях, к его качеству не может быть претензий вне их.

Выполняется сейчас условие быстрого распространения информации? Теоретически да, с оговорками по пропускной способности моноканала СМИ. Выполняется сейчас условие широкого распространения информации? Нет, эффективность распространения информации прямо пропорциональна коммерческой выгодности таковой. Выполняется ли условие избирательности распространения информации? Ни в коем случае, так как нынешние основные СМИ (минус Интернет) работают по принципу моноканала - "один говорит, миллион слушает". Применимы ли эти условия ко всякой информации, значимой для выживания человеческой популяции "граждане РФ"? Ага, щаз.

Следовательно, "российский патриотизм" сейчас может существовать исключительно как теоретически угаданный феномен, не имеющий никакого отношения к действительности. Вариант: как личное извращение, моральное или умственное. Например, некий эмигрант стоит в очереди в посольство, дабы проголосовать за Путина,а потом разливается в Интернете, как Путин хорош для России, и как он, эмигрант, эту Россию любит.

Советский патриотизм двинул кони, ибо:

а) произошёл переход от барачно-коммунального типа проживания к квартирно-телевизионному, то есть возможности для выполнения вышеприведённого условия сузились резко;
б) партийный фильтр на информационных системах отбирал информацию в интересах партии как части страны, но не всей страны, не всей популяции.

Советский патриотизм мог сохраняться достаточно долго, но он уже не воспроизводился и становился всё более уязвимым.

Сейчас в РФ наблюдается остаточное свечение "советского патриотизма", которое элита никак не может поощрять, ибо советский патриотизм был воинствующе-эгалитарен. Кроме "советского патриотизма", фактически у каждой высокосвязной группы в популяции "граждане РФ" есть "своё понимание патриотизма", проистекающее из интересов данной группы. Формально каждое такое "понимание" является зародышем "российского патриотизма", однако из-за того, что нет групп, способных *навязать* всему обществу своё "понимание патриотизма", появление цельной концепции "российского патриотизма" в РФ мало вероятно. Всякие химеры, конечно, будут мелькать во множестве и быстро дохнуть. Или вообще не жить, хотя по торжественным дням их тушки будут выносить на всеобщее обозрение. Такой химерой и является "россиянство".

Я утверждаю, что жизнеспособная концепция патриотизма может быть сформулирована только через признание за каждым коренным народом РФ "права на национализм", поощрение таких национализмов как базиса, выявление их общих черт и формирование на их основе "российского патриотизма" как надстройки. Не мешайте мне быть русским, не мешайте моему другу быть татарином, а за Россию мы с ним договоримся.

Поощрение национализмов не означает поощрения государственного строительства малых народов на территории РФ. Наоборот. В условиях бедности государства политическая автономия малых народов являет собой угрозу их идентичности. Деньги, которые должны идти на книги и песни на родном языке, идут на то, чтобы в системе управления РФ появилось множество кресел, которые заняли бы люди с национально-правильными фамилиями.

Сколько советских рублей шло на, скажем, татарскую культуру, национальную по форме и социалистическую по содержанию? Сколько советских рублей шло на управление Татарской АССР? Каковы эти ассигнования сейчас и как они соотносятся между собой?

Я полагаю, что поощрение национализма малых народов должно заключаться в гарантии русскими их национально-культурной идентичности, сопряжённое с утверждением права русских как государствообразующей нации на рациональное управление на территории России. Речь не идёт о праве выбора кадров, скорее о праве их утверждения (о новой номенклатуре), и об определении структуры политического и экономического управления на данной территории.

Обеспечение нового патриотизма должно исходить из высокой информационной связности общества ("Интернет в каждый дом как право" - не устану повторять). Необходимо понимать, что патриотизм не может быть самодовлеющей идеологией, но лишь дополнением к ней. Патриотизм не может существовать без общего признания некоторой суммы ритуальных долговременных конфликтов (национальных, социальных, межгосударственных, межтрадиционных), которые питают его своей энергией.

"Россиянство" как явление строится на условиях, обратных перечисленным, следовательно, является антипатриотизмом.

"Такие дела" (К.Воннегут)

Comments

( Всего-то 1 — добавить )
hurtmann
21 фев, 2005 06:53 (UTC)
"российский и еврейский народ" - это сильно...
хоть как обзови всю "общность", но один всегда останется персонифицированным. причем именно он выдумывает в основном общие названия - советский и пр. но не для себя.
( Всего-то 1 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger