?

Log in

No account? Create an account

обратно | туда

Нижеследующий текст навеян высказыванием yury_v следующего содержания:

"вот: SW KOTOR, говорите.

а как Вы боретесь с игранием в комп? ибо отлекает чудовищное кол-во времени, сил и глаз.

и вообще, не считаете-ли игры ЭСКАПИЗМОМ?

(я купил ноут)"


И, после моего

"Я борюсь с игранием в комп. Но оно побеждает. Считаю ли я игры эскапизмом - да. Но тут большущий ч0рт сидит в мелочах. Это отдельная тема"

последовало

"А можно поподробнее развить эту тему?
Особливо интересует:
- "большой чОрт в мелочах";
- эскапизм и проблема отсутствия самореализации.

Про себя могу скзать, что прошел весь путь от CBM 64 до кваки 3. и очень жалею о бесцельно потраченные годы, которые можно было посвятить знаниям/здоровью/проф. росту/соц. контактам, не говоря уже про пьянки/девки/наркотики и бабосы"


"Заметьте, не я это предложил!" Итак, придётся поподробнее развить. "Потом выступил Поливанов и потребовал голову Пучко. Кричал, что покажет ему медленное и методическое движение..." Мысли довольно сумбурные и извилистые, много хвостов, которые надо подбирать, но и так получилось очень объёмно.

Начну с классификации литературных текстов. А ещё точнее - с того, что такое реализм, ибо именно от этой печки стартует менуэт. Заранее поясню, что любая компьютерная игра - это текст, отличающийся от книги большей плотностью упаковки. Одно из следствий: в игре более наглядны описания окружающего мира и стандартных действий.

Итак, реализм - это направление в литературе. Это характеристика произведения, а совсем уж точно - это репутация его на основании некоторых характеристик. Как это происходит? Автор пишет книгу. Автор её дописывает, и, за невозможностью продать вдохновение, продаёт рукопись. Книгоиздатель оную рукопись размножает и перепродаёт читателям. Содержимое рукописи приземляется на мозги читателей и оценивается ими, то есть у достаточно большого числа людей возникает веер мнений относительно одного и того же текста. В результате суперпозиции, сглаживания и поглощения индивидуальных мнений, в чём играют большую роль так называемые критики (специально тренированные читатели-экстремалы, часто работающие за деньги), возникает Мнение относительно книги, которое проецируется на остальное общество или, по меньшей мере, на структуры, отвечающие за передачу Мнения в следующие поколения. Приговор может подлежать обжалованию, но только в свете событий такого масштаба, когда на отдельные тексты всем уже плевать, и речь уже ведётся в выражениях типа "пароход современности".

Чуть-чуть подробнее. Что надо читателю, чтобы повесить на книгу метку "реалистическое произведение"?

У каждого человека есть своё индивидуальное представление о реальности, являющееся суперпозицией личного опыта, работы интеллекта в режимах интер- и экстраполяции, и - last not least - представлений о реальности, характерных для сообществ, с которыми ассоциирован данный индивид. Индивидуальное представление о реальности всегда уникально и не сводится ни к одной из этих составляющих.

Теперь. То, что мы называем художественным текстом (я сейчас рассматриваю традиционное представление, а не деривативы типа "потока сознания" и проч.), всегда есть описание изменений, происходящих с миром и человеком. Перейдём к представлению художественного текста как описания изменений к представлению его описанием некоторых проблем и их решений. Это просто другая система координат, текст остаётся тем же.

Вернёмся к читателю. Все проблемы самого читателя, индивида, разделим на две группы, два рода. Проблема первого рода - проблема, которая со значимой для индивида вероятностью может встретиться на его, индивида, жизненном пути. Очевидно, что в каждый конкретный момент времени в определении дальнейшей жизненной траектории индивида присутствует неопределённость, то есть каждый из нас видит перед собой некую совокупность собственных жизненных траекторий, причём провидит эти траектории на разные "расстояния" или, если хотите, на разное "число ходов". И, в этом "пространстве предвидения" индивид с разной степенью достоверности провидит некоторые проблемы и их решения.

Так вот, камераден. Реалистическим индивид считает тот текст, все "проблемы и решения" которого входят в множество вариаций его собственных "проблем и решений" на момент прочтения. Это определение-минимум, которое можно расширять во все стороны по вкусу.

Например. "Проблемы и решения" читателя могут быть внушёнными ему извне или надуманными, с объективной реальностью никак не соотносящимися. Читатель может использовать приём "преобразования описаний", выискивая для себя скрытый смысл, без гарантии, что его в текст вообще вкладывали. Автор может намеренно облегчать такое преобразование технически (басни, притчи) или морально (историческая повесть о героических деяниях предков с рефреном "делать жизнь с кого"). И так далее, и тому подобное.

Итак, у нас есть известное количество читателей, у каждого из них есть своя значимая вероятность отсева или признания описываемых в тексте "проблем и решений" актуальными для себя, у каждого своё умение читать между строк. То есть реализм - характеристика произведения статистическая и обстоятельственная, определяемая на первоначальном множестве читателей и критиков, а впоследствии гипсовеющая и бронзовеющая, а то и мраморнеющая. Скакать в этой связи по веткам технического прогресса с его развитием коммуникаций и всеобщей грамотностью, не буду, ибо тема большая и, наверное, оффтопик.

А что не реализм, то не реализм. Можно, конечно, относить к реалистическим все произведения, которые хоть какая-то группа в обществе признаёт реалистическими. Например, книга о быте миллионеров, признаваемая бюджетниками реалистической, считается реалистической. Это не глупость - так и делается; в этой нише существуют детективная литература, женские романы и прочее, в меру несвязности общества.

Оставшееся за кадром - не реализм, хотя и тут строгого соответствия не добиться, ибо верования в современном обществе куда как причудливы.

И вот методом исключения мы приходим к тому, что называется фантастикой.

***

Фантастическая литература - литература, в которой сюжетообразующими являются такие способы решения проблем, которые во всей совокупности литературы, признаваемой в данном обществе реалистической, не существуют.

Важно понимать - определение "сюжетообразующий" включает в себя два разных понятия: сюжетно-необходимый и сюжетно-достаточный. Например, сюжетно-необходимым в великом множестве НФ-произведений является способ коммуникации типа "мгновенная межзвёздная связь". А вот сюжетно-достаточным является гиперболоид инженера Гарина.

Научная фантастика - та, в которой помянутые сюжетообразующие способы технологичны, то есть

а) объяснимы с позиций описываемой в тексте реальности на уровне, сравнимом с уровнем знаний читателя о технологиях нашей реальности;
б) рассматриваются как сумма операций, реализуемых по отдельности и, возможно, не исключительных для конкретного способа;
в) не уникальны для конкретной личности, эти способы реализующей.

Фэнтези - фантастика, в которой эти условия не выполняются. Уточню заранее: мечи и магия - всего лишь один из подвидов фэнтези.

Опять-таки, обращаю внимание на тот факт, что для множества читателей тут никакой чёткой границы между фантастикой и фэнтези не будет, что доказало множество талантливых авторов. Усугублю: то же касается границы между фантастикой, фэнтези, реализмом и проч., и проч. Всё статистично, распределения и гистограммы...

Зачем вообще нужно пренебрежение этими условиями? А просто так легче создавать разнообразные миры. Только и всего. Пока на книжных страницах.

***

И вот тут я наконец-то приполз к вопросу, поставленному yury_v. Если помните, насчёт компьютерных игр и эскапизма, то бишь бегства от действительности с их помощью.

Здравым подходом к ответу было бы вспомнить, чему учит нас товарищ Ринсвинд: важно, не к чему бежишь, а от чего. Что это за действительность, от которой делают ноги?

Позволю себе процитировать завершение рассказа Фредерика Пола "Миллионный день".

"Враньё, скажешь ты, это какой-то сумасшедший дом. А ты со своим лосьоном после бритья и красной машиной, ты, который целыми днями перекладываешь бумаги с одного места на другое, ночью выбиваешься из сил в постели, скажи мне, чёрт возьми, как бы на тебя смотрел, скажем, Аттила, вождь гуннов?"

Итак, что у нас за действительность? Действительность у нас следующая - система образования и кондиционирования недостаточно избирательна. Следовательно, она не подготавливает человеческий материал к самореализации в подавляющем большинстве актуальных профессий. Можно ли это исправить? Ответ: да. Что нужно сделать? Ответ: многое. Для начала резко снизить транслируемые через медиа уровень потребления и его универсальность, затем отказаться от идеи мобильности как обязательной характеристики рабочей силы, затем вообще убрать "звёздность" из тех же медиа, потом организовать систему профессиональной подготовки с обязательным массовым участием профессионалов старшего возраста (ага, джедайская система "мастер-ученик", насколько она вообще возможна в индустриальном обществе). Мало? Могу продолжить. Обязательное разделение системы образования по половому и возрастному признаку, возрастные ограничения на степень допуска к контенту Сети... Короче, выкинуть весь этот мир на помойку. Вот только заканчиваются эти идеи обычно тем, что сам мир выкидывает на помойку таких мечтателей.

Причём всё это касается и подготовки пролетариата - точнее, тех, кто изменяет материальный мир непосредственно: пашет-возит-строит - и всяческих обслуживающих и управляющих прослоек. Тогда процент людей самореализовавшихся будет много выше. Но кому это надо, если плохо работающего можно просто уволить? Если вся трудовая дисциплина капитализма, от богатейших до беднейших стран, отличается от трудовой дисциплины Бухенвальда количественно, а не качественно? Иные нормы выработки и больше народу на хлеборезке - вот и все отличия. Насчёт самореализации: вам капо объяснит, для кого надо реализовываться, и что ты, сволочь, тут значишь, чтобы не воображал о себе.

Из Бухенвальда, извините, люди бегут. Даже с хлеборезки, что бы там либералы не говорили. Причём обычно бегут куда глаза глядят. Спасаются. Водочка, герыч, телевизор, транквилизаторы, психоаналитики, компьютерные игры, бабничество, политический активизм на низовом уровне, вообще хобби - всё, что на эти самые глаза попадётся.

Другая стратегия приемлемого поведения в Бухенвальде: отбирать еду у слабых, нравиться начальству, стучать, в общем - повышать свою конкурентноспособность в этом лагере, соответствуя его целям, правилам и разработкам оперчасти.

Повторю, обе стратегии почтенны и хороши. И - мерзко ухмыльнусь - обе не имеют никакого отношения к тому, выиграет конкретный человек или проиграет по его собственным критериям. К этому имеет отношение только массовость применения этих стратегий всем ножеством заключённых.

***

Чем компьютерные игры отличаются от иных видов эскапизма? Сочетанием двух свойств. Во-первых, пища для мозгов приходит извне, а не изнутри - то есть речь не идёт о рекомбинации нейронов с помощью насильно введённой химии типа кокаина. Во-вторых, компьютерные игры предоставляют возможность изменять предоставленную в пользование реальность, а не подстраиваться под неё, как это делают всякие нумизматы и кинологи. Во всех остальных видах хобби - может быть, кроме убийств с расчленением - это сочетание свойств встречается крайне редко и только для отдельных счастливчиков.

Последствия громадны, товарищи. Компьютерные средства представления реальности... в общем, они могут представить *всё* сочинённое. Это чудовищный по мощи усилитель текста, который сейчас используется, думаю, не на проценты даже, не на тысячные...

Причём реалистические тексты усилять незачем, ибо действительность, как сказано выше, без того задолбала и на свою защиту созовёт немногих. Усилению должны и будут подвергаться миры фантастики и фэнтези, с ПОКА несуществующими способами решения технических, социальных, психологических проблем. Последствия представили?

Подскажу. Вот вам пример двух текстов фэнтези. "Утопия" и "Город Солнца". Ага, эскапизм чистой воды. Один из "трёх источников". Созданный во времена, когда печатный текст был по историческим меркам новостью и усилению не подвергался. Неплохо получилось, да?

Другой аспект. Всякая компьютерная игра есть система научения определённым действиям. Пока она, в силу ограниченности игрового пространства и малой степени свободы в нём, здорово смахивает на дрессировку, со всеми её воображаемыми плюсами и реальными минусами. Быстрые умы уже перемахивают этот барьер и несутся в предвидениях к светлому горизонту того времени, когда в игре будет можно делать всё, что угодно! Ура. Одно маленькое замечание: на пути к этому случится такой - опять-таки, статистически размазанный - момент, когда соотношение свободы и несвободы в игре будет близко соответствовать этому соотношению для реальной жизни игрока. И тогда игра станет тренажёром для умения разрабатывать осуществимые планы - неважно, в каком антураже, человек умеет смотреть сквозь мечи и звездолёты (тот самый приём "преобразования описаний")... Общество готово к такому "хаотично-резонансному" усилению способностей отдельного гражданина к планированию?

Я здесь не беру набивший уже оскомину сюжет о стирании грани между кровью за стеклом монитора и перед его стеклом... Неинтересно, право слово, потому что ничего нового даже численно по сравнению с телевизором не будет.

Не стоит говорить и о том, что компьютерные игры как сжигатель времени несколько лучше наркотиков и даже телевизора. Хм, определённые виды чтения им тоже проигрывают. Не говоря уж о решении японских кроссвордов. Впрочем, стоп. Один момент тут есть. Компьютерные игры могут послужить не самым лучшим, но всё же средством сохранения профессиональных навыков, что может дать новую степень свободы в маневре рабочей силой.

В отношении детей всё, что здесь сказано, умножьте на десять.

***

Теперь о месте нынешних фанатов компьютерных игр в этом дивном новом мире. Дегустаторы. Сорняки, которые ещё не стали навозом, на котором ещё не распустились цветы. "Всё будет наше, и морда в крови". Всё будет. Только мы вряд ли доживём. И перепроизводство тупорылейших стрелялок, и распространение движков, устаревших и не очень, и разработка простых интерфейсов к ним, и институционализация компьютерных сценаристов и сопутствующих им команд как писателей, и разработка игр с учётом литературных традиций, и охренение власти на тему "вот ещё одни инженеры человеческих душ объявились", и становление игр как представления текста, вытесняющего книги, и стачки ДМ-ов, и безлюдные кинотеатры, пусть даже со стереоэкранами и запаховыми устройствами, и введение обязательных кондиционирующих игр, которые нужно пройти, скажем, в определённый год жизни до совершеннолетия... Всё будет. Я даже представляю, чем это закончится, то есть перейдёт уже в совершенную непредсказуемость. Но не скажу.

А лучше скажу, чего из-за всего этого не будет. Не будет единого киберпространства, не будет всеобъемлющей Матрицы или там Диптауна. Потому что игровые миры не сшиваются. Подделать нашу собственную реальность можно, а весь букет всевозможных срезов всевозможных реальностей, которые мы, сапиенсы, можем вообразить - шиш.

Вот так-то... вот куда ведёт дорожка от людей, теряющих часы и годы жизни за компьютером, вместо того, чтобы пойти и самореализоваться в профессиональном росте или социальных контактах (кстати, Матрица - как раз для самореализующихся, хех). Так раньше говорили - "что ты, барчук, книжки читаешь, иди и познакомься с соседним феодалом в рамках социальных контактов". Однако наш мир определён сейчас именно этими барчуками.

Проблема в том, что мы сейчас в самом начале этого пути. Мы его пробуем. Рождение и младенчество малоприглядно - кровь, моча и дерьмо... Или, как в данном случае, эскапизм, экранное насилие и бесцельно прожитые годы.

Но, имхо, у этого дитёнка большое будущее. Хотя, товарищи, как мне только что поведал внутренний голос, это не извинение, чтобы вглядываться красными глазами в монитор с ландшафтом и меткой прицела на нём... За работу, в семью, к амбразурам!..

Comments

( Всего-то 11 — добавить )
yury_v
8 ноя, 2005 14:45 (UTC)
Блестящий текст!
великолепная форма и красивое содержание.

Но ответа, на вековечный вопрос нет. 8-))

>> За работу, в семью, к амбразурам!..

И это правильно. ИМХО.

Все остальное - внутрення иммиграция....


Ю,
17ur
8 ноя, 2005 14:58 (UTC)
Re: Блестящий текст!
Так, я осторожненько спрашиваю, чтобы не спугнуть... Вы намеренно сказали "внутренняя ИМмиграция" вместо внутренней Эмиграции?
yury_v
8 ноя, 2005 15:49 (UTC)
Re: Блестящий текст!
8-)), жаль шутка не удалась.
любимая тема некоторых "харизматичных" советских диссидентов.
они этим баловались... когда им не давали эмигрировать (!), они
иммигрировали "во-внутрь".
тут простор фантазий безграничный: от вполне невинных развлечений типа, собирания значков с Лениным в кепке и бытового пьянства, КСП-алкоголизма и тунеядства до более серьезных занятий, типа мелкой антисоветчины, фрцовки и растления малолетних.
17ur
8 ноя, 2005 16:01 (UTC)
Re: Блестящий текст!
Да нет, этот оборот знаю... но полагал, что это была "внутренняя Эмиграция"... выражение "внутренняя ИМмиграция" породило в голове веер смыслов.
fon_rotbar
10 ноя, 2005 07:08 (UTC)
иммигрировали "во-внутрь"
Да не у вас одного породило...
Я признаться, понял что не так, лишь при повторном прочтении.
fon_rotbar
10 ноя, 2005 06:55 (UTC)
Фантастическая литература-способы
С затаённым самолюбованием (в кои то веки довелось попенять самим 17ти UR), предлагаю некоторую корректировку определения.

Фантастическая литература - литература, в которой сюжетообразующими являются такие ОБСТОЯТЕЛЬСТВА или способы решения проблем, которые НЕ ПРИЗНАЮТСЯ в данном обществе реалиЗУЕМЫМИ.
fon_rotbar
10 ноя, 2005 07:07 (UTC)
мы сейчас в самом начале этого пути
Экстра! Супериор!
Где-то так я себе это и представлял!!!
(делая многократные ку перед монитором, мутными глазами прозревает светлое будущее)
yury_v
10 ноя, 2005 12:53 (UTC)
любители игр
http://schwillz.com/ccdebt/index.html

обратите внимание, оно того стоит....

8-))
fon_rotbar
10 ноя, 2005 14:03 (UTC)
Re: любители игр
Сие, мыслится мне, отдельные перегибы.
В категориях Джага, то дерьмо, из коего устремятся к небу цветы.
yury_v
10 ноя, 2005 14:23 (UTC)
Re: любители игр
дерьмо это уже вопрос менеджмента.
как говорил, один бизнес гуру, производя спонтанные перестановки на производстве:
надо перемешивать дерьмо.

Иначе цветов не будет.


Ю.
berest
24 дек, 2005 00:11 (UTC)
Re: любители игр
( Всего-то 11 — добавить )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lizzy Enger