Джагг (17ur) wrote,
Джагг
17ur

Categories:

Прочёл интервью Парщева.

И вот там есть интересный период, к брэндовым разработкам Парщева не относящийся.

В истории СССР было немало интересных и на первый взгляд малопонятных моментов. Например, у нас почти не было кинофантастики, а ведь страна у нас космическая, первая держава мира, а кинофантастики почти нет. Если сравнить те ресурсы, которые американцы вкладывали в это дело, с теми ресурсами, которые вкладывал СССР, то это величины просто несопоставимые, преимущество США просто подавляющее. Причем эти фильмы расходились по всему миру и прибыль отличную приносили. То есть, убивается два зайца сразу: идет пропаганда превосходства США, да еще и деньги на этом зарабатываются. А в СССР, такое впечатление, что буквально принудительно не давали делать то же самое. Кто не давал, почему? Вот бы узнать…

Что ж, так случилось, что я знаю ответ. Или нечто, на ответ похожее. СССР, как любят говорить люди малообразованные, был проектом. На самом деле он был воплощением проекта, причём воплощением зачастую итерационным в реальном времени, то есть результатом латания непредвиденных дыр на ходу.

Сперва в такой системе рулили мастера, то есть те, кто проект составлял, они знают, как оно там всё внутри устроено. Однако проектировщики с течением времени неизбежно заменяются технологами. А вот технологи бывают разные - одни читают техническое описание со схемами и формулами, а другие - инструкцию по эксплуатации, составленную в выражениях "подойди к колдобине со стороны загогулины и два раза дергани за пимпочку". После партийного переворота 1953 года победили вторые (тема скользкая, но если следовать определениям, то в 1953-м году имел место быть путч и захват власти структурой, права на неё не имевшей. Именно тогда Политбюро стало отдавать прямые приказы госструктурам, в подчинении у него согласно Конституции не находившимся, до того это всё оформлялось через двойное членство - в партии и соответствующей структуре. Результаты переворота, кстати, были закреплены только в брежневской Конституции, в той самой 6-й статье).

Одним из обеспечений, которые были необходимы для нормальной работы СССР, было идеологическое обеспечение. Помните, "идея становится материальной силой, когда она овладевает массами". Так вот, технолог, который понимал, как всё оно работает, фантастику вполне мог рассматривать как естественный компонент идеологического обеспечения - более того, компонент необходимый (в конце концов, фантастика была одним из "трёх источников" - "Город Солнца" это вам не реализм). Да, соответствующим образом причёсанную и кондиционированную фантастику. А вот технолог, адепт инструкции по эксплуатации, обязан был бояться её как огня, потому что просчитать конечный эффект воздействия того или иного фантастического произведения на идеологическое обеспечение он просто не мог. Образования, извините, не хватало. В результате запрет, который мог быть прямым (цензура и проч.) и косвенным ("есть мнение", что фантастика - это несерьёзно, о сталеварах надо).

То есть боязнь фантастики - особенно кинофантастики, понятно, почему - есть всего лишь один из признаков вырождения племени замполитов на почве зажранности. Сейчас мы наблюдаем обратный эффект - девальвацию собственно фантастики, связанную с тем, что мэйнстрим идеологического обеспечения предельно прост и нетребователен, ему личит даже клинический идиотизм какой-нибудь "Матрицы".

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 102 comments